|
Возникновение российского государства
В территориях, населенных славянскими племенами, знатные люди стали постепенно присоединять к себе земельные наделы других общинников, особенно обедневших, которые не могли расплатиться за долги с богатыми вотчинниками. Они же часто присоединяли угодья рядовых общинников не только за долги, но и насильственным путем, заставляя их платить натуральные подати (дань) и выполнять определенные повинности. Вотчинники превращались в крупных землевладельцев, а обедневшие общинники — в зависимых крестьян.
Крупные феодалы, князья были заинтересованы в создании определенных правовых норм для юридического закрепления подобных отношений. Эти правовые нормы могла обеспечить только крепкая государственная власть. Таким образом, множество социально-экономических предпосылок объективно приводили сначала к созданию племенных союзов, а позже — к государственным образованиям.
Власть в городах находилась в руках общинной верхушки, на основе которой возникала государственная иерархия. Некоторые города стали не только экономическими, но и политическими центрами – превратились в города-государства (полисы). В Европе и России таковые назывались удельными княжествами. Названия этих княжеств соответствовали центральному городу – Новгородское, Псковское, Владимирское, Московское, Рязанское, Тверское и др. В дальнейшем возникали централизованные государства, как единые политико-экономические организации.
Древние летописцы отмечали, что поляне, древляне, волыняне и другие славянские племена имели государственные объединения во главе с княжескими династиями уже в VI—VIII веках. Так, у полян в среднем течении Днепра княжил «род Кия». Между князьями шла бесконечная борьба за присоединение близких и дальних земель. В IX веке на некоторых территориях, находившихся на пути «из варяг в греки», образовалось несколько княжеств, где князьями были варяжские военачальники: Рюрик в Новгороде, Аскольд и Дир в Киеве, Рогводд в Полоцке и др. В 882 году соратник Рюрика новгородский князь Олег с дружиной приплыл по Днепру к Киеву и, уничтожив киевских князей, объединил новгородское, смоленское и киевское княжества в Древнерусское государство — Киевскую Русь,провозгласив себя великим киевским князем.
Киевские князья на протяжении IX—X веков проводили активную политику по насильственному присоединению восточных славян, что позволило превратить Киевскую Русь в одно из самых могущественных государств средневековой Европы. Объединив под свою власть огромную территорию со славянскими и угро-финскими племенами, киевские князья удерживали их в своем подчинении при помощи военной силы, стараясь при этом организовать и хозяйственное управление на этих землях.
Огромное значение для начальной русской истории сыграли отношения со Скандинавией и Византией, хотя с ними у Киевской Руси и не было общих границ. Скандинавия оказала существенное влияние на становление политического и военного строя, а Византия — на развитие хозяйства, торговли, культуры, религии.
По мере укрепления Древнерусского государства и преодоления племенной разобщенности все более необходимым становилось принятие идеологии,которая смогла бы поддержать процесс объединения восточных славян вокруг Киева. Тем более, что язычество уже не способствовало интеграционной тенденции на Руси, поскольку не имело в себе ничего общего с развитием крепкого централизованного государства. Еще в 980 году великий князь Владимир попытался провести религиозную реформу по созданию единого пантеона языческих богов, расположив их в стройную систему во главе с Перуном, но эта реформа ему не удалась.
Согласно летописи, Владимир обращался к различным религиям, изучал их основные принципы, но в конце концов остановил свой выбор на христианстве, которое уже имело к тому времени большое распространение в Европе. Известно, что княжеская знать в Киеве уже давно была знакома с христианством. Так, княгиня Ольга еще в 950-х годах приняла христианство, но не была в этом поддержана своими подданными. В 988 году произошло окончательное признание христианства официальной религией — Крещение Руси,а князь Владимир получил имя «Креститель».
Принятие христианства имело большое значение для Руси не только в идеологическом аспекте. Этот шаг способствовал дальнейшему укреплению государственности, а также повысил международный авторитет Киевской Руси, поскольку поставил ее в ряд с цивилизованными европейскими державами. Например, киевские князья могли теперь участвовать в династических европейских браках. Кроме того, христианство оказало большое влияние на развитие культуры и хозяйства.
В 30-е годы XII века Киевское государство распалось на феодальные княжества. Экономической основой этой раздробленности был натуральный характер феодального хозяйства: в нем почти все производилось для внутреннего потребления. Феодальные вотчины были приспособлены для обособленного функционирования. Князья давали боярам «жалованные грамоты», освобождая их вотчины от государственных налогов и вмешательства государства в их дела. Бояре также получили право отказаться от участия в военных походах. Такая децентрализация способствовала развитию торговых отношений, но снижала уровень безопасности. Вероятность набегов со стороны соседей увеличивала и княжеская междоусобица.
Особое место среди русских городов занимал Великий Новгород, в котором были сосредоточены многочисленные торговые связи с различными странами Западной Европы. Особенно активная торговля велась с германским торговым союзом – Ганзой. Из Новгорода вывозились меха (соболя, лисы, бобры, куницы, белки), лен, кожи, древесина, смола, мед, воск, сало. Из Европы привозили оружие, сукно, вино, предметы роскоши, соль. Новгород и Псков отличались демократической формой правления – все основные вопросы решались на народных собраниях - вече. Там же избиралось светское, военное и духовное начальство.
Однако, на рубеже XIII-XIV веков начиналось возвышение Москвы, первое упоминание о которой в летописи относится к 1147 году, когда Москва была небольшим укрепленным поселением на окраине Владимиро-Суздальского княжества. В конце XIII века Москва перешла по наследству князю Даниилу, сыну Александра Невского. Начиная с его сына Ивана Калиты, Москва стала играть заметную роль в процессе объединения русских земель. Иван Калита получил от Золотой Орды ярлык на княжение и право собирать дань со всех русских земель, что позволило ему присоединять другие княжества и земли путем захвата, подкупа или получения в дар от хана. Таким образом в состав Московского княжества вошли Ростов, Углич, Галич, Белоозеро.
Заметный вклад в дело формирования централизованного государства внес великий князь Дмитрий Донской, разгромивший монгольские войска на Куликовом поле в 1380 году. После этой победы Москва стала общепризнанным центром русских земель.
2. Торговля и денежная система
Достаточно высокий уровень развития земледелия, скотоводства и ремесла на Руси, оживленное строительство городов привело к становлению торговых отношений.Но торговля еще не занимала заметного места в народном хозяйстве Киевской Руси, которое оставалось глубоко натуральным. Даже городские ремесленники работали, как правило, на заказ, по которым заказчики часто расплачивались другой продукцией, то есть осуществлялся натуральный обмен.
Тем не менее Киевская Русь уже имела определенные сложившиеся внутренние торговые связи между весьма отдаленными друг от друга древнерусскими городами, где формировались местные рынки.
Традиционно торговля называлась «гостьба»,сами торговцы или купцы — «гости»,а места торговли — «погосты».Позже, после принятия христианства, при погостах стали строить храмы, около которых устраивались и кладбища. Кстати, в каменных подвалах церквей купцы в целях безопасности зачастую хранили свои товары, различные торговые договоры и документы, и за это церковь имела свой доход.
Купцы-гости традиционно почитались, население и государство высоко ценило их труд. В XI—XII веках за убийство купца полагалось выплатить штраф в 12 гривен серебра, то есть в два раза больше, чем за простого смерда.
Гораздо большее развитие получила внешняя торговля.Русские купцы торговали с Византией, Центральной Европой, Скандинавией, Средней Азией, арабскими странами*. Кроме известного пути «из варяг в греки», купцы использовали Дунай как традиционную артерию для торговли с Европой. Они плавали также по Балтийскому, Каспийскому, Азовскому, Черному, Средиземному морям. Крупнейшими центрами международной торговли были Киев и Новгород. Особая роль принадлежала здесь Новгороду, который можно назвать первым «окном в Европу» для всей Киевской Руси
Основными экспортными товарами были меха, воск, мед, лен, кожа, пенька, ювелирные изделия, оружие, кольчуги и др. Импорт составляли товары роскоши для знати: шелковые ткани, парча, бархат, оружие, благородные и цветные металлы, пряности, драгоценные камни.
В результате развития торговли на Руси появились деньги.Деньги, как средство обмена, у восточных славян существовали достаточно давно, задолго до образования Древнерусского государства. В древности южные славяне использовали при обмене в качестве денег скот, поэтому позже металлические деньги тоже назывались «скот», а княжеская казна — «скотница». В северных краях, где население занималось охотой, в качестве денег служил мех ценных зверей, в частности, куницы — «куна». Со временем это название перешло и на металлические деньги.
В Киевской Руси чеканкой денег почти не занимались, а использовали арабские и византийские монеты из золота и серебра, в основном во внешней торговле. Гораздо большее распространение внутри страны имели серебряные и медные слитки. Так, с XI века известна единица «гривна»— слиток серебра весом в один фунт, или примерно 400 г. Гривну рубили пополам и каждая половина гривны называлась «рубль»,или «рублевая гривенка». На слитках ставилось княжеское клеймо с указанием веса. Далее рубль делили на две части — две полтины, и еще пополам — два четвертака. В названиях мелких денежных единиц долго сохранялись отголоски так называемых «меховых денег»: резана, скора (шкура), бела (белка), ушки, мордки и т.д. На протяжении столетий считалось, что на Руси нет залежей драгоценных металлов и поэтому для изготовления денег пользовались привозным сырьем.
Следует отметить, что в «Русской правде» имелось много подтверждений того, что уже в XI веке в Киевской Руси были достаточно развиты кредитные отношения. Втексте встречались такие понятия, как «одолжение по дружбе», «отдача денег в рост», «процент», «торговля в кредит», «долгосрочный и краткосрочный кредит», «барыш» (прибыль), определялся порядок взыскания долгов, различалась несостоятельность злостная и в результате несчастного случая и т.д.
Во второй половине XII века население юго-западных киевских земель стало покидать освоенные места и передвигаться на северо-восток, в междуречье Оки и Волги. Это было связано прежде всего с безопасностью, поскольку в таких глухих местах можно было укрыться от внешних врагов, а также с возможностью приобрести свободные, достаточно плодородные земли. Тут происходила постепенная ассимиляция славянских племен с местными угро-финскими племенами, в результате чего сформировалась русская нация.
В середине XII века здесь образовалось Владимиро-Суздальское княжествово главе с Юрием Долгоруким, сыном Владимира Мономаха, а позже во главе с сыновьями Долгорукого, Андреем Боголюбским и Всеволодом Большое Гнездо. Город Владимир на Клязьме стал центром самого сильного русского княжества, сюда переместился политический и экономический центр Древней Руси.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|