Сделай Сам Свою Работу на 5

Возникновение российского государства

В территориях, населенных славянскими племенами, знатные люди стали постепенно при­соединять к себе земельные наделы других общинников, особенно обедневших, которые не могли расплатиться за долги с богатыми вот­чинниками. Они же часто присоединяли угодья рядовых общинни­ков не только за долги, но и насильственным путем, заставляя их пла­тить натуральные подати (дань) и выполнять определенные повинности. Вотчинники превращались в крупных земле­владельцев, а обедневшие общинники — в зависимых крестьян.

Крупные феодалы, князья были заинтересованы в создании опре­деленных правовых норм для юридического закрепления подобных от­ношений. Эти правовые нормы могла обеспечить только крепкая государственная власть. Таким образом, множество социально-экономи­ческих предпосылок объективно приводили сначала к созданию племен­ных союзов, а позже — к государственным образованиям.

 

Власть в городах находилась в руках общинной верхушки, на основе которой возникала государственная иерархия. Некоторые города стали не только экономическими, но и политическими центрами – превратились в города-государства (полисы). В Европе и России таковые назывались удельными княжествами. Названия этих княжеств соответствовали центральному городу – Новгородское, Псковское, Владимирское, Московское, Рязанское, Тверское и др. В дальнейшем возникали централизованные государства, как единые политико-экономические организации.

 

Древние летописцы отмечали, что поляне, древляне, волыняне и другие славянские племена имели государственные объединения во главе с княжескими династиями уже в VI—VIII веках. Так, у полян в среднем течении Днепра княжил «род Кия». Между князьями шла бесконечная борьба за присоединение близких и дальних земель. В IX веке на некоторых территориях, находившихся на пути «из варяг в греки», образовалось несколько княжеств, где князьями были варяж­ские военачальники: Рюрик в Новгороде, Аскольд и Дир в Киеве, Рогводд в Полоцке и др. В 882 году соратник Рюрика новгородский князь Олег с дру­жиной приплыл по Днепру к Киеву и, уничтожив киевских князей, объединил новгородское, смоленское и киевское княжества в Древне­русское государство — Киевскую Русь,провозгласив себя великим ки­евским князем.



 

Киевские князья на протяжении IX—X веков проводили актив­ную политику по насильственному присоединению восточных славян, что позволило превратить Киевскую Русь в одно из самых могуще­ственных государств средневековой Европы. Объединив под свою власть огромную территорию со славянскими и угро-финскими пле­менами, киевские князья удерживали их в своем подчинении при по­мощи военной силы, стараясь при этом организовать и хозяйственное управление на этих землях.

Огромное значение для начальной русской истории сыграли отношения со Скандинавией и Византией, хотя с ними у Киевской Руси и не было общих границ. Скандинавия оказала существенное влияние на становление политического и военного строя, а Византия — на развитие хозяйства, торговли, культуры, религии.

По мере укрепления Древнерусского государства и преодоления племенной разобщенности все более необходимым становилось при­нятие идеологии,которая смогла бы поддержать процесс объединения восточных славян вокруг Киева. Тем более, что язычество уже не спо­собствовало интеграционной тенденции на Руси, поскольку не имело в себе ничего общего с развитием крепкого централизованного госу­дарства. Еще в 980 году великий князь Владимир попытался провести религиозную реформу по созданию единого пантеона языческих бо­гов, расположив их в стройную систему во главе с Перуном, но эта реформа ему не удалась.

Согласно летописи, Владимир обращался к различным религи­ям, изучал их основные принципы, но в конце концов остановил свой выбор на христианстве, которое уже имело к тому времени большое распространение в Европе. Известно, что княжеская знать в Киеве уже давно была знакома с христианством. Так, княгиня Ольга еще в 950-х годах приняла христианство, но не была в этом поддержана сво­ими подданными. В 988 году произошло окончательное признание христианства официальной религией — Крещение Руси,а князь Вла­димир получил имя «Креститель».

Принятие христианства имело большое значение для Руси не только в идеологическом аспекте. Этот шаг способствовал дальней­шему укреплению государственности, а также повысил международный авторитет Киевской Руси, поскольку поставил ее в ряд с цивилизован­ными европейскими державами. Например, киевские князья могли те­перь участвовать в династических европейских браках. Кроме того, христианство оказало большое влияние на развитие культуры и хозяйства.

 

В 30-е годы XII века Киевское государство распалось на феодальные княжества. Экономической основой этой раздробленности был натуральный характер феодального хозяйства: в нем почти все производилось для внутреннего потребления. Феодальные вотчины были приспособлены для обособленного функционирования. Князья давали боярам «жалованные грамоты», освобождая их вотчины от государственных налогов и вмешательства государства в их дела. Бояре также получили право отказаться от участия в военных походах. Такая децентрализация способствовала развитию торговых отношений, но снижала уровень безопасности. Вероятность набегов со стороны соседей увеличивала и княжеская междоусобица.

Особое место среди русских городов занимал Великий Новгород, в котором были сосредоточены многочисленные торговые связи с различными странами Западной Европы. Особенно активная торговля велась с германским торговым союзом – Ганзой. Из Новгорода вывозились меха (соболя, лисы, бобры, куницы, белки), лен, кожи, древесина, смола, мед, воск, сало. Из Европы привозили оружие, сукно, вино, предметы роскоши, соль. Новгород и Псков отличались демократической формой правления – все основные вопросы решались на народных собраниях - вече. Там же избиралось светское, военное и духовное начальство.

Однако, на рубеже XIII-XIV веков начиналось возвышение Москвы, первое упоминание о которой в летописи относится к 1147 году, когда Москва была небольшим укрепленным поселением на окраине Владимиро-Суздальского княжества. В конце XIII века Москва перешла по наследству князю Даниилу, сыну Александра Невского. Начиная с его сына Ивана Калиты, Москва стала играть заметную роль в процессе объединения русских земель. Иван Калита получил от Золотой Орды ярлык на княжение и право собирать дань со всех русских земель, что позволило ему присоединять другие княжества и земли путем захвата, подкупа или получения в дар от хана. Таким образом в состав Московского княжества вошли Ростов, Углич, Галич, Белоозеро.

Заметный вклад в дело формирования централизованного государства внес великий князь Дмитрий Донской, разгромивший монгольские войска на Куликовом поле в 1380 году. После этой победы Москва стала общепризнанным центром русских земель.

 

2. Торговля и денежная система

Достаточно высокий уровень развития земледелия, скотоводства и ремесла на Руси, оживленное строительство горо­дов привело к становлению торговых отношений.Но торговля еще не занимала заметного места в народном хозяйстве Киевской Руси, ко­торое оставалось глубоко натуральным. Даже городские ремесленни­ки работали, как правило, на заказ, по которым заказчики часто рас­плачивались другой продукцией, то есть осуществлялся натуральный обмен.

Тем не менее Киевская Русь уже имела определенные сложив­шиеся внутренние торговые связи между весьма отдаленными друг от друга древнерусскими городами, где формировались местные рынки.

Традиционно торговля называлась «гостьба»,сами торговцы или купцы — «гости»,а места торговли — «погосты».Позже, после приня­тия христианства, при погостах стали строить храмы, около которых устраивались и кладбища. Кстати, в каменных подвалах церквей куп­цы в целях безопасности зачастую хранили свои товары, различные торговые договоры и документы, и за это церковь имела свой доход.

Купцы-гости традиционно почитались, население и государство высоко ценило их труд. В XI—XII веках за убийство купца полагалось выплатить штраф в 12 гривен серебра, то есть в два раза больше, чем за простого смерда.

Гораздо большее развитие получила внешняя торговля.Русские купцы торговали с Византией, Центральной Европой, Скандинави­ей, Средней Азией, арабскими странами*. Кроме известного пути «из варяг в греки», купцы использовали Дунай как традиционную арте­рию для торговли с Европой. Они плавали также по Балтийскому, Кас­пийскому, Азовскому, Черному, Средиземному морям. Крупнейши­ми центрами международной торговли были Киев и Новгород. Особая роль принадлежала здесь Новгороду, который можно назвать первым «окном в Европу» для всей Киевской Руси

Основными экспортными товарами были меха, воск, мед, лен, кожа, пенька, ювелирные изделия, оружие, кольчуги и др. Импорт составляли товары роскоши для знати: шелковые ткани, парча, бар­хат, оружие, благородные и цветные металлы, пряности, драгоценные камни.

В результате развития торговли на Руси появились деньги.День­ги, как средство обмена, у восточных славян существовали достаточ­но давно, задолго до образования Древнерусского государства. В древ­ности южные славяне использовали при обмене в качестве денег скот, поэтому позже металлические деньги тоже назывались «скот», а кня­жеская казна — «скотница». В северных краях, где население занима­лось охотой, в качестве денег служил мех ценных зверей, в частности, куницы — «куна». Со временем это название перешло и на металли­ческие деньги.

В Киевской Руси чеканкой денег почти не занимались, а ис­пользовали арабские и византийские монеты из золота и серебра, в основном во внешней торговле. Гораздо большее распространение внутри страны имели серебряные и медные слитки. Так, с XI века известна единица «гривна»— слиток серебра весом в один фунт, или примерно 400 г. Гривну рубили пополам и каждая половина гривны называлась «рубль»,или «рублевая гривенка». На слитках ставилось княжеское клеймо с указанием веса. Далее рубль делили на две части — две полтины, и еще пополам — два четвертака. В названиях мел­ких денежных единиц долго сохранялись отголоски так называемых «меховых денег»: резана, скора (шкура), бела (белка), ушки, мордки и т.д. На протяжении столетий считалось, что на Руси нет залежей драгоценных металлов и поэтому для изготовления денег пользова­лись привозным сырьем.

Следует отметить, что в «Русской правде» имелось много под­тверждений того, что уже в XI веке в Киевской Руси были достаточно развиты кредитные отношения. Втексте встречались такие понятия, как «одолжение по дружбе», «отдача денег в рост», «процент», «торговля в кредит», «долгосрочный и краткосрочный кредит», «барыш» (при­быль), определялся порядок взыскания долгов, различалась несосто­ятельность злостная и в результате несчастного случая и т.д.

Во второй половине XII века население юго-западных киевских земель стало покидать освоенные места и передви­гаться на северо-восток, в междуречье Оки и Волги. Это было связано прежде всего с безопасностью, поскольку в таких глухих местах мож­но было укрыться от внешних врагов, а также с возможностью приоб­рести свободные, достаточно плодородные земли. Тут происходила постепенная ассимиляция славянских племен с местными угро-фин­скими племенами, в результате чего сформировалась русская нация.

В середине XII века здесь образовалось Владимиро-Суздальское княжествово главе с Юрием Долгоруким, сыном Владимира Монома­ха, а позже во главе с сыновьями Долгорукого, Андреем Боголюбским и Всеволодом Большое Гнездо. Город Владимир на Клязьме стал цент­ром самого сильного русского княжества, сюда переместился полити­ческий и экономический центр Древней Руси.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.