ЗАНЯТИЕ 4. «Мы и наши конфликты»
Цель: развитие способов конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.
Тактика ведущего: на данном занятии ведущий - консультант и организатор. В игре «Необитаемый остров» - наблюдатель и «генератор возможных затруднений». Все большая инициатива и активность предоставляется самой группе.
Часть 1. Обсуждение домашнего задания
Каждый участник по кругу читает описание конфликтных ситуаций, группа отбирает некоторые из них для проигрывания. Действия участников определяют те, кто разыгрывает ситуацию.
Каждая ситуация проигрывается несколько раз, чтобы вовлечь максимальное число участников группы и получить как можно больше вариантов поведения в ситуации.
После этого все варианты поведения в ситуации обсуждаются участниками, анализируется поведение каждого.
Можно предложить следующую схему анализа:
1. Формулирование проблемы, подлежащей решению.
2. Квалификация конфликта (деловой, личностный), разбор конфликта - конфликтующие стороны, повод конфликта, его настоящая причина и т. д.
3. Обсуждение и оценка возможных вариантов разрешения конфликта, действий конфликтующих сторон.
4. Прогноз последствий выбранного варианта разрешения конфликта.
Часть 2. Игра « НЕОБИТАЕМЫИ OCТPOB»
Участникам группы нужно представить себе, что они оказались на необитаемом острове, и разыграть свои действия в этой ситуации: организовывать совместную деятельность (поиски пищи и воды, разведение костра), делать свой социальный выбор (выбирают главного, обдумывают планы на будущее и т. д.).
Действия участников обозначают символически, оговаривая их.
Игра продолжается в среднем 15-20 минут.
После все участники игры садятся в круг и обсуждают ее.
Сначала по очереди высказывается каждый из участников, что он ощущал во время игры, какую позицию занял, как себя вел, как вели себя партнеры, как оценивает работу группы в целом.
3атем психолог дает общую характеристику и оценку действий группы на «необитаемом острове», анализируя, во-первых, распределение ролей (лидер, генератор идей, скептик, координатор и т. д.), во-вторых, поведение каждого участника, попавшего в ситуацию фрустрации. (Сама ситуация «необитаемого острова» из-за своей неопределенности, как правило, воспринимается участниками группы как фрустирующая.)
Поведение в ситуации фрустрации:
Экстрапунтивное. Когда человек вместо принятия ситуации начинает обвинять в ней кого угодно, например, ведущего, в том, что он дал ситуацию, которую невозможно представить себе, или других участников игры, что они не так себя ведут и т. д.
Интропунтивное. Человек начинает винить себя за неспособность «вжиться» в ситуацию, за свою ограниченность, глупость и т. д.
Конструктивное - это продуктивный тип поведения в ситуации фрустрации. Человек принимает ситуацию, стремится определить ее для себя, поставить цели, найти средства достижения этих целей.
ЗАНЯТИЕ 5. «Использование коммуникативных способностей»
Цель: совершенствование коммуникативных способностей участников.
Часть 1. « Разминка»
3-4 участника разыгрывают роль человека, испытывающего радость (выиграл большую сумму денег, получил резкое повышение). Остальные молча невербально должны поздравить его. После анализируется, кто больше всего почувствовал ситуацию.
Часть 2. «В самолете»
Далее группе предлагается разыграть следующую ситуацию: «Вы купили билет на самолет Москва-Хабаровск, впереди 7 часов полета. Спать вы не хотите, интересной книги у вас нет, вы обращаете внимание на соседа и пытаетесь завязать с ним разговор.
Как вы поступите, если вашим соседом окажется молодая девушка, военный, пожилая женщина, читающий книгу и т. п.
Все члены группы попеременно включаются в игру – то в роли желающего вступить в контакт, то в роли его попутчика в разных вариантах.
Часть 3. Упражнение «СМЕНА ЛИДЕРСТВА В КОНТАКТЕ»
Участники разбиваются на пары и ведут беседу на общую тему.
3адача более пассивного говора перехватить инициативу в контакте, используя удачный жест, вопрос, подхватить какое-либо слово, и плавно перевести разговор на обсуждение своей темы. Затем повторяется то же самое, но теперь цель инициатора разговора - отдать нить разговора партнеру, навести его на высказывание своих мыслей, можно диалогическими вопросами.
Часть 4. Упражнение «ТРОЙКИ»
Участники разбиваются на тройки. Один выходит, а двое договариваются о том, что они хотели бы узнать у третьего, например его любимый стиль одежды и др.
Отсутствующий возвращается, и кто-то из участников начинает разговор, цель которого - узнать нужную информацию, но так, чтобы он не догадался, о чем хотели узнать. Вопросы задает один из договаривавшихся, а второй наблюдает и оценивает ведение беседы, естественность партнера и т. д. Беседовавшие также высказываются о том, где они почувствовали «слабые» места в разговоре, что было удачным.
Часть 5. Упражнение «ВЫХОД ИЗ КОНТАКТА»
Психолог предлагает представить ситуацию: «Вы встретили не очень близкого знакомого, который располагает временем и имеет желание пообщаться с вами, а вам некогда».
Участники группы разыгрывают эту ситуацию, предлагая несколько вариантов выхода из контакта. После этого следует обсуждение.
Домашнее задание
Каждый участник дома должен написать сочинение «Я в группе тренинга в начале и сейчас», отразив свои представления о целях тренинга в начале работы и на настоящий момент, описать развитие отношений с другими участниками, поделиться новыми для себя мыслями, чувствами, переживаниями и т. д.
ЗАНЯТИЕ 6. Итоговое
Цель: проанализировать динамику в развитии коммуникативных навыков каждого члена тренинга, закрепить полученные навыки.
Часть 1. Упражнение «ГОРЯЧИИ CTУЛ»
Каждый из участников группы по очереди садится на стул в центре круга. Остальные участники группы обращаются к нему со словами: «Когда ты делаешь, говоришь или ведешь себя так-то и так-то, то у меня возникают вот такие чувства, мне кажется, что это означает то-то и то-то».
Все фразы должны быть корректными. В оценке используется информация о человеке, полученная во время тренинга. Оценивать следует поведение, черты характера, а не самого человека. Следует избегать определений «правильно», «хорошо», «плохо».
Описанную процедуру проходит каждый участник тренинга. После того как все участники высказались, тот, о ком шла речь, рассказывает о том, что он извлек из этих обсуждений, с чем не может согласиться. Используя выдержки из домашнего сочинения, выступающий оценивает свою работу в тренинге, результаты.
Часть 2. Анкетирование
Анкета участника тренинга
1. Тренинговое имя ________________________________________
2. Дата заполнения _________________________________________
3. Что мешало вам в общении с людьми до тренинговых занятий?
_________________________________________________________
_________________________________________________________
4. Какие навыки вы приобрели, пройдя курс тренингов?
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
5. Самые значимые для вас упражнения, во время которых удалось сделать «прорыв»
_________________________________________________________
_________________________________________________________
6. Понравилось ли вам работать в группе?
_________________________________________________________
7. Ваши основные ошибки в ходе занятий по отношению к себе
__________________________________________________________
__________________________________________________________
по отношению к членам группы
__________________________________________________________
__________________________________________________________
по отношению к психотренеру
__________________________________________________________
__________________________________________________________
8. Что тебе не понравилось на занятиях?
__________________________________________________________
__________________________________________________________
9. Ваши замечания, пожелания психологу (по форме, по содержанию занятий, по его поведению и т. д.)
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Ведущий собирает анкеты и переходит к заключительной части всего курса тренингов.
Часть 3. Подведение итогов
Анализируя анкету каждого, используя свои записи в журнале наблюдения, психолог подводит итоги работы каждого члена тренинга: анализирует эффективность, устойчивость приобретенных навыков, ищет причины неудач, анализирует свою работу и психологический климат группы. Если есть такая возможность, раздает каждому участнику тренинга видеокассеты с записью занятий.
Рекомендуемая литература по теме «Работа психолога-тренера»:
1. Большаков В. Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения. СПБ., 1994.
2. Гройсман А. Л. Коллективная Психотерапия. М., 1997.
3. Исуриена Г. Л. и др. Методы и техники групповой психотерапии. М., 1990.
4. Захаров В. П., Хрящев Н. Ю. Социально-психологический тренинг. Учебное пособие. Л., 1989.
5. Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. Психотренинг: игры и упражнения. М., 1988.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|