Сделай Сам Свою Работу на 5

ЗАНЯТИЕ 4. «Мы и наши конфликты»





Цель: развитие способов конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.

Тактика ведущего: на данном занятии ведущий -­ консультант и организатор. В игре «Необитаемый остров» - наблюдатель и «генератор возможных затруднений». Все большая инициатива и активность предос­тавляется самой группе.

 

Часть 1. Обсуждение домашнего задания

Каждый участник по кругу читает описание конф­ликтных ситуаций, группа отбирает некоторые из них для проигрывания. Действия участников определяют те, кто разыгрывает ситуацию.

Каждая ситуация проигрывается несколько раз, что­бы вовлечь максимальное число участников группы и получить как можно больше вариантов поведения в ситуации.

После этого все варианты поведения в ситуации об­суждаются участниками, анализируется поведение каждого.

 

Можно предложить следующую схему анализа:

1. Формулирование проблемы, подлежащей решению.

2. Квалификация конфликта (деловой, личностный), раз­бор конфликта - конфликтующие стороны, повод конфликта, его настоящая причина и т. д.

3. Обсуждение и оценка возможных вариантов разре­шения конфликта, действий конфликтующих сторон.



4. Прогноз последствий выбранного варианта разреше­ния конфликта.

 

Часть 2. Игра « НЕОБИТАЕМЫИ OCТPOB»

Участникам группы нужно представить себе, что они оказались на необитаемом острове, и разыграть свои действия в этой ситуации: организовывать совместную деятельность (поиски пищи и воды, разведение костра), делать свой социальный выбор (выбирают главного, об­думывают планы на будущее и т. д.).

Действия участников обозначают символически, ого­варивая их.

Игра продолжается в среднем 15-20 минут.

После все участники игры садятся в круг и обсуж­дают ее.

Сначала по очереди высказывается каждый из участ­ников, что он ощущал во время игры, какую позицию занял, как себя вел, как вели себя партнеры, как оцени­вает работу группы в целом.

3атем психолог дает общую характеристику и оцен­ку действий группы на «необитаемом острове», анали­зируя, во-первых, распределение ролей (лидер, генератор идей, скептик, координатор и т. д.), во-вторых, поведение каждого участника, попавшего в ситуацию фрустрации. (Сама ситуация «необитаемого острова» из-за своей не­определенности, как правило, воспринимается участни­ками группы как фрустирующая.)



Поведение в ситуации фрустрации:

Экстрапунтивное. Когда человек вместо принятия ситуации начинает обвинять в ней кого угодно, напри­мер, ведущего, в том, что он дал ситуацию, которую не­возможно представить себе, или других участников игры, что они не так себя ведут и т. д.

Интропунтивное. Человек начинает винить себя за неспособность «вжиться» в ситуацию, за свою ограни­ченность, глупость и т. д.

Конструктивное - это продуктивный тип поведе­ния в ситуации фрустрации. Человек принимает ситуа­цию, стремится определить ее для себя, поставить цели, найти средства достижения этих целей.

 

ЗАНЯТИЕ 5. «Использование коммуникативных способностей»

Цель: совершенствование коммуникативных способ­ностей участников.

 

Часть 1. « Разминка»

3-4 участника разыгрывают роль человека, испыты­вающего радость (выиграл большую сумму денег, полу­чил резкое повышение). Остальные молча невербально должны поздравить его. После анализируется, кто больше всего почувствовал ситуацию.

 

Часть 2. «В самолете»

Далее группе предлагается разыграть следующую ситуацию: «Вы купили билет на самолет Москва-Хаба­ровск, впереди 7 часов полета. Спать вы не хотите, интересной книги у вас нет, вы обращаете внимание на соседа и пытаетесь завязать с ним разговор.

Как вы поступите, если вашим соседом ока­жется молодая девушка, военный, пожилая женщина, читающий книгу и т. п.

Все члены группы попеременно включаются в игру –­ то в роли желающего вступить в контакт, то в роли его попутчика в разных вариантах.



 

Часть 3. Упражнение «СМЕНА ЛИДЕРСТВА В КОНТАКТЕ»

Участники разбиваются на пары и ведут беседу на общую тему.

3адача более пассивного говора перехватить инициативу в контакте, используя удачный жест, вопрос, подхватить какое-либо слово, и плавно перевести разговор на обсуждение своей темы. Затем повто­ряется то же самое, но теперь цель инициатора разговора - отдать нить разговора партнеру, навести его на высказывание своих мыслей, можно диалогическими вопросами.

 

Часть 4. Упражнение «ТРОЙКИ»

Участники разбиваются на тройки. Один выходит, а двое договариваются о том, что они хотели бы узнать у третьего, например его любимый стиль одежды и др.

Отсутствующий возвращается, и кто-то из участников начинает разговор, цель которого - узнать нужную информацию, но так, чтобы он не догадался, о чем хоте­ли узнать. Вопросы задает один из договаривавшихся, а второй наблюдает и оценивает ведение беседы, естественность партнера и т. д. Беседовавшие также высказыва­ются о том, где они почувствовали «слабые» места в раз­говоре, что было удачным.

 

Часть 5. Упражнение «ВЫХОД ИЗ КОНТАКТА»

Психолог предлагает представить ситуацию: «Вы встретили не очень близкого знакомого, который располагает временем и имеет желание пообщаться с вами, а вам некогда».

Участники группы разыгрывают эту ситуацию, пред­лагая несколько вариантов выхода из контакта. После этого следует обсуждение.

Домашнее задание

Каждый участник дома должен написать сочинение «Я в группе тренинга в начале и сейчас», отразив свои представления о целях тренинга в начале работы и на настоящий момент, описать развитие отношений с дру­гими участниками, поделиться новыми для себя мысля­ми, чувствами, переживаниями и т. д.

 

ЗАНЯТИЕ 6. Итоговое

Цель: проанализировать динамику в развитии ком­муникативных навыков каждого члена тренинга, закре­пить полученные навыки.

 

Часть 1. Упражнение «ГОРЯЧИИ CTУЛ»

Каждый из участников группы по очереди садится на стул в центре круга. Остальные участники группы обращаются к нему со словами: «Когда ты делаешь, го­воришь или ведешь себя так-то и так-то, то у меня воз­никают вот такие чувства, мне кажется, что это означает то-то и то-то».

Все фразы должны быть корректными. В оценке ис­пользуется информация о человеке, полученная во вре­мя тренинга. Оценивать следует поведение, черты ха­рактера, а не самого человека. Следует избегать определений «правильно», «хорошо», «плохо».

Описанную процедуру проходит каждый участник тренинга. После того как все участники высказались, тот, о ком шла речь, рассказывает о том, что он извлек из этих обсуждений, с чем не может согласиться. Ис­пользуя выдержки из домашнего сочинения, выступаю­щий оценивает свою работу в тренинге, результаты.

 

Часть 2. Анкетирование

 

Анкета участника тренинга

1. Тренинговое имя ________________________________________

2. Дата заполнения _________________________________________

3. Что мешало вам в общении с людьми до тренинговых занятий?

_________________________________________________________

_________________________________________________________

4. Какие навыки вы приобрели, пройдя курс тренингов?

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

5. Самые значимые для вас упражнения, во время ко­торых удалось сделать «прорыв»

_________________________________________________________

_________________________________________________________

6. Понравилось ли вам работать в группе?

_________________________________________________________

7. Ваши основные ошибки в ходе занятий по отноше­нию к себе

__________________________________________________________

__________________________________________________________

по отношению к членам группы

__________________________________________________________

__________________________________________________________

по отношению к психотренеру

__________________________________________________________

__________________________________________________________

8. Что тебе не понравилось на занятиях?

__________________________________________________________

__________________________________________________________

9. Ваши замечания, пожелания психологу (по форме, по содержанию занятий, по его поведению и т. д.)

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

 

Ведущий собирает анкеты и переходит к заключительной части всего курса тренингов.

 

Часть 3. Подведение итогов

Анализируя анкету каждого, используя свои записи в журнале наблюдения, психолог подводит итоги работы каждого члена тренинга: анализирует эффективность, ус­тойчивость приобретенных навыков, ищет причины неудач, анализирует свою работу и психологический климат группы. Если есть такая возможность, раздает каждому участнику тренинга видеокассеты с записью занятий.

 

Рекомендуемая литература по теме «Работа психоло­га-тренера»:

1. Большаков В. Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения. СПБ., 1994.

2. Гройсман А. Л. Коллективная Психотерапия. М., 1997.

3. Исуриена Г. Л. и др. Методы и техники групповой психотерапии. М., 1990.

4. Захаров В. П., Хрящев Н. Ю. Социально-психологи­ческий тренинг. Учебное пособие. Л., 1989.

5. Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. Психотренинг: игры и упражнения. М., 1988.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.