Сделай Сам Свою Работу на 5

ГЛОССАРИЙ К КУРСУ «РЕЛИГИОЗНАЯ ЭТИКА» (религиоведы)





АГАПЭ (греч. αγαπη - любовь) - термин, обозначающий в Библии и патристической письменности понятие христианской любви-милосердия. А. является одним из четырех греч. слов, которым в современном русском языке соответствует слово «любовь» и слова в других европейских языках, - наряду с «филией» (φιλια), «эросом» (ερως) и «сторгэ» (στοργη). Слово «филия» в греческих текстах, в т.ч. у Аристотеля, обозначает не только намеренное и благожелательное отношение-стремление к другому, но и привязанность вообще, то есть обозначает естественную склонность с оттенками аффектированности и непроизвольности. Филии противопоставляется любовь-А. как свободно и сознательно избираемая любовь-уважение, любовь-понимание. Слово «А.» в классических греческих текстах малоупотребительно. Слово «А.» широко и последовательно начинает употребляться лишь при греческих переводах текстов Ветхого Завета (Иер. 2:2; 2 Цар. 13:15; Екк. 9:6; Песн. 2:4,5,7), в Евангелиях (напр., Мф. 22:37-39; ) и апостольских посланиях (напр., Рим. 13:10; 2 Ин. 4:7). А. - это любовь к Богу, т.е. любовь-благоговение, и любовь к ближнему, т.е. любовь-забота. Это — любовь-самоотречение, самопожертвование (Ин. 15:13; Рим. 5:7; 1 Ин. 3:16; Гал. 2:20). А. - одна из трех христианских добродетелей (наряду с верой и надеждой). При этом ни разу любовь человека к Богу не выражена словами, родственными слову φιλια; так же как и любовь к врагам обозначается только словом «А.» или родственными ему. Словом αι αγαπαι обозначались братские трапезы первых христиан. Так же решительно А. отличается от эроса как любви страстной, любви-влечения. Слово «эрос» обозначает также и любовь-вожделение, сладострастную любовь (Притч. 4:6; Прем. 8:2; Есф. 2:17). В Новом Завете это слово не употребляется. Однако в патристической и аскетической литературе оно используется довольно широко, нередко наряду со словом А., в чем исследователи усматривают влияние платонизма. Словом же «сторгэ» обычно обозначается родственная любовь-привязанность, любовная забота, в первую очередь в отношении родителей к детям. Оно встречается в апостольских посланиях в выражениях: «нелюбовны» — astorgouV (Рим. 1:31), братская «нежность» — filostorgoi (Рим. 12:10), «непримирительны» — astorogoi (2 Тим. 3:3). Как и слово «эрос», это слово часто встречается в патристической письменности.





АРТХА (санскр. «польза», «выгода», «цель», «смысл») – многозначный термин индийской культуры, означающий одну из четырех целей жизни в индуистской традиции. Она подразумевает стремление к достижению благосостояния, материального процветания. А. означает также успех в мирской жизни в широком смысле.

АРХАТ (санскр., пали «достойный») – в буддизме тхеравады высшая ступень, которой может достичь последователь Будды, принявший монашеские обеты.

АСКЕТИКА – наука, предметом которой является аскетизм, исследование законов подвижнической духовной жизни.

АСКЕТИЗМ (<греч. άσκηδς < άσκέω– искусно и старательно обрабатывать и перерабатывать грубый материал; упражняться в чем-либо) - практика самоограничения в сфере телесных и душевных побуждений ради достижения духовного идеала, высшей религиозной цели. В христианской традиции под аскетизмом понимается подвижническая, трудовая, исполненная самоограничения, всяких лишений и препятствий жизнь христианина, связанная с напряжением всех душевных и телесных сил ради достижения религиозно-нравственного совершенства.

АТМАН (санскр. «дыхание», «дух», «я», «самость») - одна из основных категорий брахманизма, означающая личное «я», индивидуальный субъективный принцип, духовное ядро индивида.

АХИМСА (санскр., букв. «невреждение») — избежание убийства и причинения вреда действием, словом и мыслью всем живым существам; основополагающая, первая добродетель, согласно всем системам индийской религиозной этики.



АШРАМ – ключевое для индуизма и индийского образа жизни представление о жизненных стадиях, одна из 4 жизненных ступеней: 1) брахмачарья – ученик, 2) грихастха – домохозяин; 3) ванапрастха – лесной отшельник, 4) саньяса – нищенствующий аскет. Понятие «ашрам» может обозначать уединенное место, в котором пребывает достигнувший третьей или четвертой жизненной ступени человек.

БЛАГОДАТЬ (древнегреч. χάρις – «благосклонность», «милость», «благой дар») - специфически христианский термин, означающий нетварную Божественную силу. В Библии Б. рассматривается как свойство и сила Божия, являющаяся в отношении к падшему человеку и выражающаяся в даровании ему спасения. Существенным признаком Б. является то, что она изливается на человека как дар Божий, независимо от каких-либо заслуг со стороны самого человека. Однако непременным условием спасения являются покаяние и вера, предполагающие свободную волю человека.

БЛАЖЕНСТВО – состояние приобщенности благу; в православном понимании – состояние совершенной духовной радости пребывающего в Божественной любви человека, достигнутое благодаря единению с Богом, обожению.

БОДХИСАТТВА (санскр., букв. «существо, стремящееся к просветлению»). Высший нравственный подвиг Бодхисаттвы состоит в том, что, достигнув состояния нирваны, он предпочитает не становиться буддой (просветленным), а остается в сансаре, добровольно подчиняется законам кармы, оказывая помощь в обретении освобождения другим живым существам.

БРАХМАН (санскр.)- одно из основных понятий индийской ортодоксальной религиозно-философской традиции, означающее абсолютное первоначало бытия, «мировую душу», высшую реальность.

БРАХМАНИЗМ – древняя индийская религия, жрецами которой были брахманы, верившие, что огненные жертвоприношения, совершаемые ими, поддерживают мир и приносят благополучие в жизнь людей; индуизм в значительной степени основывается на брахманизме.

ВАЛИ (араб. букв. «друг», «сородич», «близкостоящий») – суфийское именование святого, мистика, достигшего наивысшей ступени на пути познания Аллаха..

ВАРНЫ (санскр., букв. «качество», «цвет») – сословия индийского общества, сформировавшиеся в древности: брахманы (жрецы), кшатрии (военная аристократия), вайшьи (земледельцы, торговцы, ремесленники), шудры (рабы, слуги, пленные). Согласно ведийской мифологии, эти элементы социальной организации возникли из частей тела первочеловека Пуруши – рта, рук, бедер и ног.

ВЕДЫ (санскр. veda –«знание»)сборник древнеиндийских сакральных текстов, почитаемых как божественное откровение, ставшее известным древним мудрецам.

ВЕРА – религиозно-этическая категория, отражающая непосредственный и целостный акт свободного принятия человеком трансцендентного. Вера проявляется в избрании человеком определенной системы ценностей, ориентированной на идеальное преображение жизни. В христианской традиции вера рассматривается наряду с надеждой и любовью как одна из главных («богословских») добродетелей. Ап. Павел определяет веру как «осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11, 1).

ВОСЬМЕРИЧНЫЙ (БЛАГОРОДНЫЙ) ПУТЬ – понятие буддийской этики, означает путь, который, избегая двух крайностей – чувственного сладострастия и самоистязания, - ведет к просветлению и освобождению от страданий. Восьмеричным он называется потому, что состоит из 8 ступеней или шагов: правильное понимание, правильное стремление, правильная мысль, правильная речь, правильное действие, правильный образ жизни, правильные усилия, правильное сосредоточение.

ГРЕХ – религиозно-этическое понятие, обозначающее нарушение (преступление) нравственного закона (заповеди).

ДАО (кит. «путь», «дорога») — понятие древнекитайской философии, обозначающее общемировой естественный ритм событий. В китайской натурфилософии Дао - это всеобщий закон универсума, стоящий за частными принципами вещей. В даосизме Дао означает невыразимость и нравственную нейтральность «путей природы»: Дао – это то, что, не имея ни имени, ни формы; будучи вечно единым, неиз­менным, непреходящим, существующим от века; явля­ясь неслышимым, невидимым, недоступным для по­стижения — неопределяемым, но совершенным; нахо­дясь в состоянии покоя и неизбывного движения; вы­ступая первопричиной всех изменений, — является «матерью всех вещей», «корнем всего». То есть, Лао-цзы трактовал Дао как вселенский принцип. В конфуцианстве Дао – важнейшая этико-эстетическая категория, с помощью которой описывается присущий Небу нравственный закон (императив). Конфуций понимал его как человеческое «дао» — ис­тинный принцип человеческих деяний.

ДЕКАЛОГ (греч. «δέκα» - десять и «λόγος» - слово, букв. «Десятословие») – в библейской традиции заповеди Божии, начертанные на двух скрижалях, данные Богом пророку Моисею на горе Синай (Исх.20:1-17; Втор.5:1-20).

ДЕРВИШ (перс. «нищий», «бедняк») – в суфийской традиции член мистического мусульманского братства.

ДОБРОДЕТЕЛИ КАРДИНАЛЬНЫЕ И ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ - распространенная в европейской этике классификация добродетелей. От Сократа и Платона идет традиция выделения четырех кардинальных (т.е. главных, основных) добродетелей. Главные добродетели - это те, которые признают все цивилизованные люди. К кардинальным добродетелям принято относить мудрость (рассудительность), справедливость, мужество, умеренность (воздержанность). В патристической и схоластической этике ряд добродетелей был пополнен теологическими (богословскими) добродетелями веры, надежды, любви, упоминаемыми у ап. Павла (1 Кор.13:13). Богословские добродетели составляют фундамент христианской этики.

ДЭ (кит. «добродетель», «доблесть», «достоинст­во», «моральная сила») – одна из фундаментальных категорий китайской философии, манифестация дао. Дэ в трактовке К. этизируется и понимается как моральная (внутренняя) сила в противоположность силе физической (внешней). Конфуций понимает под дэ способность индивида к защите неких принципов, которые он считает для себя важными и которым следует даже в крайне неблагоприятных обстоятельствах. Признавая за Небом роль верховного начала, Конфуций в качестве практически действенного ме­рила земных дел указывает путь - дао, следование кото­рому и обеспечивает накопление человеком дэ.

ДЖАТАКИ – жанр древне-индийской литературы, представляющий собой нравоучительные истории о прежних рождениях Будды. Джатаки нашли распространение в буддийской мифологии и фольклоре.

ДЖИВА (санскр., букв. «живое существо») – в индийской религиозно-философской традиции отдельная, индивидуальная душа. В джайнизме Д. считается одной из главных сущностей.

ДЖИХАД (араб. – «усилие», «усердие», «рвение») – в широком значении деятельность во имя Аллаха, усилие в борьбе с грехом. Часто означает вооруженную борьбу мусульман с «неверными» во имя торжества ислама.

ДУХ ЧЕЛОВЕКА (греч. νούς πνευμα, лат. spiritus, mens) – высшая структурная часть человеческой природы (при тройственном ее понимании: тело, душа, дух); или высшие духовные способности человека: разум, свобода воли, нравственное чувство. По библейскому учению, дух – это та сила, которую вдохнул Бог в человека, завершая его сотворение (см. Быт. 2:7), поэтому дух – высший богоподобный принцип человека, та созерцательная способность, которой человек устремляется к Богу.

ДУХОВНОСТЬ – в самом общем смысле обращенность человека к высшим ценностям, к идеалу, его сознательная устремленность к совершенству. Такое обобщенное понимание духовности характерно для секулярного (светского) мировоззрения. В религиозном мировоззрении духовность понимается как устремленность человека к Богу, к вечной жизни, переживание человеком непосредственной связи с божественным началом.

ДУХОВНЫЙ, ДУШЕВНЫЙ, ПЛОТСКИЙ – восходящее к ап. Павлу (1 Кор.2:11-16; 3:1-3; Гал. 5: 16-26) и распространенное в святоотеческих творениях различение типов людей по преобладанию той или иной стороны в их жизни. «Плотский» человек ставит выше всего в своей жизни влечения своей плоти, которым отдается всецело, не пытаясь их регулировать, что приводит его к порабощению страстями. Поступки «душевного» человека управляются его рассудком и волей, но в нем преобладает та сторона души, которая направлена на устроение его положения во внешнем мире, которая живет временными интересами повседневности, он может соблюдать правила обычной житейской морали, но не в состоянии дать осмысленного направления своей жизни. В «духовном» человеке духовная сторона его природы направляет всю его жизнь и руководит душевной и телесной сторонами, поэтому только он выполняет свое назначение и осуществляет подлинный смысл жизни.

ДХАРМА (санскр.) – многозначный термин индийской философии. 1) Доктрина, к.-л. учение, излагаемое в систематической форме; руководящие жизненные принципы, принимаемые человеком; в буддизме – учение Будды. 2) Правило, правильное поведение, справедливость, закон, праведность. 3) Точечный, элементарный момент бытия; дхармы - некие частицы, комбинации которых определяют бытие всего существующего. По своей природе дхармы пассивны и возбуждаются определенным видом энергии, источником которой являются осознанные волевые действия, мысли и слова человека.

ЕВХАРИСТИЯ (греч. εύχαριστία «благодарение») – важнейшее таинство Христианской Церкви, установленное Самим Иисусом Христом на Тайной вечери. Совершение Евхаристии составляет главное христианское богослужение – литургию. В таинстве Евхаристии верующие под видом хлеба и вина причащаются Тела и Крови Христовых «во оставление грехов и жизнь вечную».

ЖЭНЬ (кит.) – одно из основных качеств конфуцианского эталона человека – «благородного мужа». На русский язык чаще всего переводится как человечность, гуманность. Означает выстраивание отношений между людь­ми в обществе в духе солидарности, аналогичной родст­венной близости членов семьи.

ЗАПОВЕДЬ ЛЮБВИ— принцип, провозглашенный Иисусом Христом в ответ на обращенный к нему вопрос о высшем законе человеческой жизни. Он гласит: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:37—39). В христианской З.л. любовь к Богу и любовь к ближнему даны в единстве (в Евангелии от Луки (10:27) З.л. формулируется как единая) и в качестве ближнего указан не только соплеменник или сосед в буквальном смысле этого слова или единоверец, а каждый человек, даже враг и гонитель. Христианство не просто поставило одну заповедь на место всех известных по Декалогузаповедей. З.л. стала, и на это специально указывали как Иисус Христос, так и ап. Павел, фундаментальной, а вместе с тем и всеобъемлющей заповедью, непосредственно предполагающей и все Моисеевы заповеди (Мк. 12:28-33, Рим. 13:8-10). Поэтому З.л. не упоминается отдельно в Нагорной проповеди: любовь — единственный нравственный принцип, основной закон жизни человека.

И (кит.) – одно из основных качеств конфуцианского эталона человека – «благородного мужа». На русский язык чаще всего переводится как справедливость. Смысл И заключается в исполнении людьми взаимных обязанностей в соответ­ствии с «чином» каждого — старших и младших, гос­под и слуг. Утверждение справедливости в Поднебесной предполагает «исправление имен»: правитель должен быть правителем (вести себя как правитель), поддан­ный — подданным и т.п.

ИСКУШЕНИЕ - внешний повод или соблазн согрешить и внутреннее стремление, под влиянием порочной наклонности, поступить соответствующим образом.

КАМА (санскр. «чувственное желание», «чувственное наслаждение») – одна из четырех главных целей жизни в индуистской традиции, подразумевающая стремление к наслаждениям, главным образом, к удовлетворению в сфере чувственной любви.

КАЗУИСТИКА (<лат. casus – «случай») – возникшая в средние века в католическом богословии дисциплина, которая имела целью применение общих нравственно-богословских законов к конкретным случаям и разрешение возникающих в таких случаях вопросов совести (casus conscientiae). Например, казуистика рассматривала вопрос о том, при каких обстоятельствах работа в воскресный день может считаться дозволенной, составляет ли то или иное нарушение правила о воскресном отдыхе смертный или простительный грех и т.д. Скрупулезная разработка казуистики чрезвычайно характерна для зрелой схоластики, в частности, для творчества Фомы Аквинского. Как правило, казуистика излагалась в форме практических указаний для духовников, принимавших исповеди. С течением времени понятие «казуистика» стали использовать в переносном смысле для обозначения изворотливости в доказательстве ложных или сомнительных положений.

КАРМА (санскр., букв. действие, деятельность) – в индийской религиозной этике закон воздаяния, согласно которому деяния человека влияют на его последующую судьбу.

КЕНОЗИС (греч. κένωσις) – понятие, использующееся в христианской традиции для обозначения самоограничения, самоумаления, самоуничижения Бога, совершаемого по любви к людям. Начало кенозиса – в наделении человека свободой. Проявлением кенозиса является воплощение Сына Божия, добровольное включение Им Себя в условия падшего человечества, смерть на кресте, схождение во ад. Понятие о кенозисе восходит к словам ап. Павла: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2:6-8).

ЛИ (кит.) – понятие конфуцианской этики, которое на русский язык чаще всего переводится как ритуал. Владение ли - одно из основных качеств конфуцианского эталона человека – «благородного мужа». Принцип ли означа­ет следование правилам благопристойности, вносящим в каждое действие человека меру и упорядоченность. Правильное поведение предполагает постоянный само­контроль и самообуздание, подчинение культурной нор­ме, без которых невозможна стабильная жизнь в социуме.

МАНТРА (санскр., букв. «стих», «заклинание», «волшебство»)- магическая формула призывания и заклинания богов в древне-индийской традиции. Каждому божеству адресована своя, неповторяющаяся, состоящая из набора звуков мантра. Вера в силу мантры основана на вере в древнюю магическую силу звука.

МАХАЯНА (букв. «большая колесница») – направление в буддизме, иногда называемое «северным буддизмом». Этот вариант буддийского учения распространился в Тибет, Монголию, Китай, Корею, Японию. Согласно традиции махаяны, путь к просветлению и нирване открыт всем, и преодолеть его можно как монашеской дисциплиной, так и упованием на заслуги будд и бодхисаттв. Цель М. – достижение состояния бодхисаттвы, который отказывается от личного спасения ради того, чтобы помочь другим живым существам и привести их к освобождению. Альтруистический идеал бодхисаттвы махаянисты противопоставляли эгоистическому идеалу архата в тхераваде. В М. новое истолкование получает концепция Будды: реальный Шакьямуни – это лишь воплощение сверхъестественного извечного мирового принципа.

МЕДИТАЦИЯ – внутреннее сосредоточение на определенной идее, обычно подкрепляемое созерцанием соответствующего объекта. Предполагаемая цель медитации – успокоение, обретение гармонии, выход на новый уровень понимания сущности бытия.

МИСТИКА (< греч. μυστικός - таинственный, относящийся к мистериям - посвящениям в таинства, культивирующим связь человека с духовным, сверхчувственным миром): 1) в духовном смысле - непосредственное созерцание таинственного, вырастающее из опыта переживания человеком своего единения с бесконечным бытием (Абсолютом, Богом, Единым, Универсумом и т.п.). 2) в широком, обыденном смысле — нечто загадочное и непонятное, выходящее за рамки обычной способности понимания.

МОКША (санскр.) – термин индийской религиозной философии, означающий освобождение от круговорота рождений и смерти, синоним нирваны. Как термин М. чаще употребляется в джайнизме и индуизме, чем в буддизме.

НАДЕЖДА – ожидание блага, осуществления желаемого. В христианстве надежда рассматривается как одна из основополагающих добродетелей наряду с верой и любовью. В надежде усматривается знак принадлежности человека не земной жизни, а вечности; ее основное содержание – упование на спасение и милосердный суд Христа. Как аскетическое средство надежда имеет значение для отвращения человека от греховной жизни и пробуждения его энергии к христианскому подвижничеству. В сравнении с другими теологическими добродетелями надежда обладает меньшей значимостью. Ап. Павел отмечает, что «любовь из них больше»: она пребывает вечно, в вере же и в надежде потребность утрачивается, когда Царство Божие становится фактом. В Самом Боге нет ни веры, ни надежды, а есть только любовь.

НИРВАНА (санскр.) - высшая цель в буддизме - прекращение бесконечного потока существований, ассоциируется с успокоением, затуханием, достижением абсолютного небытия.

ОБРАЗ И ПОДОБИЕ БОЖИИ – понятия христианской антропологии и этики. Образ Божий есть способность человека отображать Божественные совершенства, быть участником Божественной жизни. Черты образа Божия относятся к сущности человека, являются существенными свойствами человеческой природы (личностный способ бытия, духовность, разумность, свободная воля). Образ Божий – это то, что дано (даровано) каждому человеку, приходящему в мир. Подобие Божие – это то, что задано, что перед человеком предстоит как цель. Он может достичь ее, если направит свою волю к добру и реализует дарованную ему возможность участия в Божественных совершенствах.

ПАТРИСТИЧЕСКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ (греч. πατήρ – «отец») – творения святых отцов Христианской Церкви.

ПЕРВОРОДНЫЙ ГРЕХ или ПРАРОДИТЕЛЬСКИЙГРЕХ (лат. peccatum originale) – грех Адама и Евы, который был первым в человеческом роде и который внес порчу не только в природу самих прародителей, но преемственно отразился на всех их потомках.

ПЛОТЬ – в христианской традиции наименование падшей душевно-телесной природы человека, находящейся в рабстве у страстей.

ПОКАЯНИЕ (греч. μετάνοια – букв. «перемена ума») – признание в проступке, исповедание в грехах и отвращение от них. В христианском понимании покаяние предполагает не просто перелом в образе мыслей, обретение новых целей и мотивов, но вступление в такие отношения с Богом, которые не находятся более в противоречии с Его волей.

ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ (греч. προορισμός, лат. praedestinatio) – в религиозных мировоззренческих системах исходящая от воли Божества детерминированность этического поведения человека и отсюда – его спасения или осуждения в вечности. Проблема предопределения является одной из сложнейших проблем религиозной философии, она связана с вопросами о божественных свойствах, о природе и происхождении зла, о спасении. Предопределение понимается по-разному в иудаизме, исламе, христианских конфессиях.

ПРЕЛЕСТЬ – понятие православной аскетики для обозначения состояния самообольщения и гордости, в котором человек мнит себя обладающим многими добродетелями.

ПРОМЫСЛ БОЖИЙ – понятие, использующееся в христианской традиции для обозначения действия всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру помогает, а зло пресекает и обращает к добрым последствиям

ПЯТЬ СТОЛПОВ ИСЛАМА – основные принципы практической мусульманской этики, обязательные для соблюдения каждым правоверным последователем ислама: 1) шахада - исповедание веры в единственность Аллаха и посланничество Мухаммеда, 2) намаз или салат – ежедневная пятикратная молитва, 3) саум или ураза – пост в течение священного месяца рамазан, 4) хаджж – паломничество в Мекку, 5) закят – милостыня, налог в пользу малоимущих.

РИТА – в текстах ведийской традиции общий принцип устройства вселенной, космический порядок, первооснова мира и действующих в нем законов, в том числе и моральных. Концепция Р. предвосхищает представление о законе кармы.

САМАДХИ (санскр.) – термин, использующийся в буддийской традиции для обозначения последнего этапа благородного восьмеричного пути и означающий концентрацию, сосредоточение, вплотную подводящего человека к нирване.

САНГХА (санскр., букв. «общество») – буддийская община, членами которой являются монахи (биккху) или монахини (биккхуни).

САНСАРА (санскр., букв. «блуждание», «переход через разл. состояния») – в этико-религ. воззрениях индийцев обозначение мирского бытия, связанного с цепью рождений и переходом из одного существования в другое, с «колесом перерождений». Идея С. и ее преодоления, выхода из цепи существования занимает центральное место в ряде этико-религиозных систем, созданных в Индии (в индуизме, джайнизме, буддизме). В буддийских религиозно-мифологических представлениях С. означает бытие, которое неизбежно связано со страданиями и перерождениями живых существ. Характер перерождения того или иного существа зависит от совершенных им поступков.

САТЬЯ (санскр. «истина», «правда») – космологическая и этическая категория древне-индийской религиозно-философской мысли, означающая истину вещей, правдивость, честность, принцип справедливости.

СВЯТОСТЬ – религиозно-этическое понятие, обозначающее совокупность нравственных совершенств. В христианской традиции святость понимается как уподобление Богу, отражение и осуществление в человеке Божественных совершенств.

СЕРДЦЕ (греч. η καρδια) – в христианской аскетической письменности обозначение средоточия человеческого существа, корня деятельных способностей, интеллекта и воли, центра духовной жизни человека.

СИНЬ (кит.) – одно из основных качеств конфуцианского эталона человека – «благородного мужа». На русский язык чаще всего переводится как искренность, прямота, благонадежность.

СИНЕРГИЯ (греч. συνεργεία)– соработничество Бога и человека в деле человеческого спасения; взаимодействие благодати как божественной энергии с энергией человеческой воли, свободно направляемой к Богу.

СОТЕРИОЛОГИЯ (<греч. σωτηρία – спасение) - религиозное учение о спасении.

СПАСЕНИЕ – в религиозном мировоззрении предельно желательное состояние человека, характеризующееся избавлением от зла – как морального, так и физического (смерти и страдания). Спасение – конечная цель религиозных усилий человека. Понятие спасения характерно, прежде всего, для христианской традиции, где оно понимается как исцеление от греха и его следствий – осуждения и смерти и через это обретение возможности к вечной жизни в Царстве Божием. В отношении религиозно-этических учений Индии о сотериологии можно говорить только условно: из идеи спасения здесь исключается все телесное и позитивное; спасение понимается как освобождение от мира и от жизни в целом, преодоление желаний и привязанностей, «угасание» (мокша, нирвана).

СТРАСТЬ – понятие, которое используется в православной традиции для наименования греховного навыка. Страсть представляет собой сильное и длительное желание, которое властно управляет человеком. В святоотеческой письменности все многообразие страстей сводится к восьми главным: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость.

СУФИЗМ (< перс. суф - «шерсть», суфий – «облаченный во власяницу»)– мистическое течение в исламе, возникшее в VIII в..

СЯО (кит.) – категория конфуцианской этики, которая на русский язык чаще всего переводится как сыновняя почтительность. В конфуцианской традиции получил распространение тезис об управлении Поднебесной посредством сыновней почтительности. Сяо рассматривалась как главная задача обучения и воспитания, основной идеологический устой общества. Отношения между людь­ми в обществе должны строиться в духе солидарности, аналогичной родст­венной близости членов семьи.

ТАРИКАТ – буквально «путь» суфизма, как мистической практики, в противоположность шариату, как религиозному праву.

ТАТХАГАТА (санскр.) – «Так пришедший» или «Так ушедший» по пути Будды; полностью просветленное существо. Так называл себя Будда после того, как достиг просветления.

ТЕОДИЦЕЯ(фр. theodicee от греч. theos — Бог и dike — справедливость) — теологическая проблема оправда­ния Бога в контексте несовершенства мира и существования в нем зла. Термин «теодицея» закрепляется после трактата Лейбница "Опыт теодицеи о благости Бога, свободе че­ловека и происхождении зла" (1710).

ТЕОЗИС (греч. φεωσις) – понятие, использующееся в святоотеческой письменности, которое означает обожение, уподобление и усыновление человека Богу, единение человека с Богом, такое благодатное преображение человеческой тварной природы, когда человек становится «причастником Божеского естества» (2 Пет.1:4). Обожение в православной традиции рассматривается как цель христианской жизни.

ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ (< лат. transcendens – перешагивающий, выходящий за пределы) – выходящее за пределы эмпирической реальности, находящееся за границами чувственного опыта, сверхчувственное, то, что является предметом религиозного и метафизического познания.

ТРИПИТАКА (санскр. – «три корзины») – буддийский священный канон: состоящий из трех частей текст, содержащий учение Будды и его авторитетные толкования.

У ВЭЙ (кит., букв. «недеяние», отсутствие целенаправленной деятельности) – термин китайской философии, в особенности даосизма. Это принцип невмешательства в естественный порядок вещей и ход событий, предполагающий отказ от насилия над собой и над природой, следование мере вещей.

ФИТРА (араб.)– понятие мусульманского богословия, обозначающее изначальную структуру или природу человеческого существа, сотворенную Аллахом и считающуюся благой.

ХАЛИФ (араб. букв. «преемник», «представитель», «заместитель») - понятие, которое используется в Коране по отношению к народу, покорствующему в добровольном служении Аллаху и тем самым наделенному властью вести деятельную жизнь в качестве заместителей Аллаха на земле. В ранней истории ислама «халиф» - это титул военных и политических руководителей уммы, действующих в качестве преемников Мухаммада.

ЦЗЮНЬ-ЦЗЫ («благородный муж») – конфуцианский эталон чело­века, идущего по пути-дао. К числу основных качеств (т.н. «пяти постоянств») цзюнь-цзы относятся жэнь — гуманность, и — справедливость, чжи — знание, синь - искренность и ли — ритуал.

ЧЖИ (кит.) – одно из основных качеств конфуцианского эталона человека – «благородного мужа». На русский язык чаще всего переводится как знание. Чжи у Конфуция не означает праздного многознания, это - знание того, что должно делать и как это сделать.

ЧЖЭНЬ ЖЭНЬ (кит.) – даосский эталон чело­века, отличительной чертой которого является «естественность» или «подлинность».

ШАРИАТ – свод мусульманских правовых и теологических нормативов.

УММА – мусульманская община.

ХАЛАЛ и ХАРАМ – категории мусульманской практической этики, означающие соответственно разрешенные и запрещенные действия.

ХИНАЯНА (букв. «малая колесница») – южное направление в буддизме, его самые ранние школы. Самоназвание этих школ - ТХЕРАВАДА (санскр. «учение старейших). Тхеравада делала главный акцент на медитативной практике, ведущей к достижению высшего состояния архата (совершенного). Тхеравадины считают Будду земным существом, достигшим просветления благодаря своим уникальным способностям через 550 перерождений. Цель Т. – достижение личного спасения. Именно этот вариант буддийского учения распространился в Шри-Ланке и в Юго-Восточной Азии (Бирме, Таиланде, Камбодже, Лаосе).

ЦАРСТВО БОЖИЕ – в христианской традиции обозначение такого порядка вещей, в котором в отличие от наличного строя эмпирического существования космоса осуществляется воля Божия, фактически реализуются Божественные планы о спасении мира и человека.

ШИЛА (санскр. «привычка», «поведение», «природа», «характер») – буддийский термин, означающий моральные предписания, моральный кодекс. Часто применяется в отношении к трем ступеням благородного восьмеричного пути – правильной речи, правильному поведению и правильному образу жизни.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.