Сделай Сам Свою Работу на 5

Макс Шелер. РЕСЕНТИМЕНТ В СТРУКТУРЕ МОРАЛЕЙ

· Какие смысловые элементы заключены во французском слове «ресентимент»?

К феноменологии и социологии ресентимента

· Какую связь устанавливает Ницше между ресентиментом и христианской моралью? Какие добродетели он считает производными от ресентимента?

· Какое определение ресентимента дает Шелер?

· При каких условиях жажда мести, зависть, недоброжелательность, коварство, злорадство и злоба вступают в процесс формирования ресентимента?

· В каком отношении, по мнению Шелера, ресентимент находится к подлинной нравственности?

· Каким образом ресентимент способствует фальсификации ценностного чувства?

Христианская мораль и ресентимент

· В чем состоят принципиальные отличия христианского понимания любви и представления о Боге от античного?

· Какие два способа благосклонного отношения сильного к слабому, богатого к бедному и в целом более совершенной жизни к «менее совершенной» разграничивает Шелер? В чем принципиальная разница между ними?

· К какому классу ценностей, в типологии Шелера, относится христианская ценность спасения? Связана ли она с витальными ценностями?

· Каким образом Шелер истолковывает призыв Христа не заботиться о том, что есть и что пить? Представляется ли вам это истолкование убедительным?

· Как считает Шелер, что лежит в основе деятельной христианской любви и помощи нуждающимся и больным?

· Как считает Шелер, связана ли ценность христианской любви с той пользой, которую она приносит?

· Какую связь усматривает Шелер между самоценностью любви и христианским пониманием отношения человека к Богу?

· Какова нравственно-психологическая сущность любви к «бедным», коренящейся в ресентименте?

· Как Шелер объясняет тот факт, что Христос имел дело главным образом с бедными, больными, страждущими, мытарями, грешниками?

· Какое место, по мнению Шелера, в христианской системе ценностей отводится жизни и любви?

· С помощью какого звена, по мнению Шелера, в христианстве мораль связана с религией? Единственное ли это звено?



· Как объясняет Шелер тот факт, что учение Христа не содержит социальных и политических идей?

· Как Шелер объясняет коммунистические формы жизни первых христианских общин?

· Как объясняет Шелер тот факт, что требования мира во всем мире или прекращения борьбы социальных классов за власть в государстве выходят за рамки религиозно-нравственной проповеди Иисуса? Представляется ли вам аргументация Шелера убедительной?

· Как соотносится цитируемое ниже высказывание Шелер с евангельской заповедью чистоты сердца и принципами святоотеческой аскетики: ''К христианским ценностям относится не подавление позыва к мести, влечений к власти, насилию, господству, а свободный акт принесения в жертву этих присущих любому нормальному живому существу и осознаваемых таковыми инстинктивных побуждений, соответствующих им действий и способов выражения и предпочтение более ценного акта «прощения» и «терпения». У кого нет жажды мести, тот не может «простить», как человек, лишенный чувств, не может «терпеть»''?

· Какие представления Ницше о христианстве Шелер считает ошибочными и в чем усматривает причины этих заблуждений?

· Каково ваше отношение к концепции Шелера?

Серен Кьеркегор. СТРАХ И ТРЕПЕТ

Общий смысл

· Какие чувства и душевные движения, по мнению Кьеркегора, могли владеть Авраамом, когда Бог испытывал его?

Проблема I. Существует ли телеологическое устранение этического?

· Как Кьеркегор определяет сущность этического?

· Чем, с точки зрения этического, является попытка единичного индивида утвердиться в качестве единичного перед лицом всеобщего?

· Что такое вера с точки зрения единичного и всеобщего?

· Как вы понимаете слова Кьеркегора «Авраам действует силой абсурда?»

· Кого Кьеркегор приводит в качестве примеров трагических героев и почему Авраам не является трагическим героем?

· Как Кьеркегор объясняет мотивы поступка Авраама?

· Почему в том же контексте, где идет речь об Аврааме, Кьеркегор упоминает Матерь Божию и апостолов?

Проблема II. Существует ли абсолютный долг перед Богом?

· Как соотносятся, с точки зрения Кьеркегора, долг перед Богом и этические требования?

· В каком отношении к другим людям находится описанный Кьеркегором рыцарь веры? Может ли ему помочь чей-либо духовный опыт? Может ли он рассчитывать на понимание со стороны окружающих?

· Прокомментируйте следующий пассаж Кьеркегора: «Истинный рыцарь веры – это свидетель, и никогда – учитель, - и в этом заключена глубокая человечность, которая значит намного больше, чем то пошлое сочувствие к человеским радостям и огорчениям, которое заслужило такой почет под названием сострадания и которое на деле является не чем иным, как тщеславием. Тот, кто стремится быть только свидетелем, признает тем самым, что ни один человек, даже самый незначительный, не нуждается в сочувствии другого человека и не должен быть унижен этим сочувствием, чтобы другой мог на этом возвыситься».

· Как Кьеркегор толкует евангельские слова «Если кто приходит ко Мне, и не возненавидит отца своего и матери, и жены, и детей, и братьев, и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником». (Лк. 14,26)?

· При каком условии поступок является жертвой?

· Как Кьеркегор понимает церковь?

· Легко ли существовать в качестве единичного индивида?

· Попытайтесь сформулировать определение веры, вытекающее из концепции Кьеркегора.

· На чьи идеи относительно природы морали Кьеркегор опирается в своей философии?

· Сопоставьте этику Кьеркегора и этику Ницше, попытайте отыскать сходные мотивы.

· Какие идеи Кьеркегора получают развитие в философии экзистенциализма?

· Какие идеи Кьеркегора свидетельствуют о том, что его философия вырастает на почве протестантской духовной традиции?

· Каково ваше отношение к концепции Кьеркегора?

 

Этьен Жильсон. ТОМИЗМ. Введение в философию св. Фомы Аквинского

Глава 4. Социальная жизнь

· Охарактеризуйте общую проблематику работы.

· Кто из богословов и философов является наиболее авторитетным для Жильсона?

· Как Жильсон понимает справедливость? Что, согласно его пониманию, первично: мораль или право?

· Что дает Жильсону основания считать справедливость добродетелью?

· Какие разновидности справедливости рассматривает Жильсон?

· Какую роль Жильсон отводит разуму в реализации добродетели справедливости?

· В чем суть разграничения обменного права и распределительного права?

· Что Жильсон понимает под «лицеприятием»?

· Что Жильсон относит к порокам, противоположным справедливости при обмене?

· Как различаются оскорбление, порицание, поддразнивание, очернение?

· Какую реакцию на оскорбление Жильсон считает нравственно оправданной? Сравните его позицию по этому вопросу с точкой зрения св. отцов.

· Как Жильсон трактует отношение Фомы к проблемам торговли и прибыли?

· Какое место Жильсон отводит отношению человека к Богу в решении вышеупомянутых проблем?

· По каким чертам данного текста можно определить, что его автор принадлежит к католической традиции?

· Каково Ваше отношение к идеям Жильсона?

 

Дитрих фон Гильдебранд. МЕТАФИЗИКА ЛЮБВИ

Intentio unionis – стремление к союзу; Intentio benevolentiae - благожелательство

 

· Охарактеризуйте общую проблематику работы.

Глава I. Любовь как ценностный ответ

· Как Гильдебранд определяет ценности?

· В чем смысл отграничения любви от «привязанности» к тому, что вызывает чисто субъективное удовольствие?

· Как вы понимаете определение «Любовь – это ценностный ответ»? На чем Гильдебранд основывает это определение?

· Какой смысл Гильдебранд вкладывает в понятие «тематичность личности»?

Глава XI. Caritas

· Какие различия между агапе и естественными видами любви рассматривает Гильдебранд?

· Как различаются агапе и естественные виды любви в их отношении к нравственному?

· Чем различается intentio benevolentiae (благожелательство) естественных видов любви и intentio benevolentiae христианской любви к ближнему?

· Каково место «я-ты» ситуации в христианской любви к ближнему?

· В чем Гильдебранд видит различия между любовью к Богу и любовью к ближнему?

· В каких формах, согласно Гильдебранду, может проявляться любовь к Богу?

· Что такое сaritas? Каково ее действие в душе человека? Каков ее источник?

· В чем Гильдебранд видит разницу между переживанием христианской любви и переживанием естественной любви?

· В чем отличие влияния сaritas на естественную любовь от влияния на естественную любовь моральной сознательности?

· В чем Гильдебранд видит отличие любви к другу, брату, родителям, супружеской любви, которые преисполнены сaritas, от «некрещеной» любви этих же категорий?

· Какие две формы «естественной любви к ближнему» разграничивает Гильдебранд?

· Чем отличается христианская любовь к ближнему от обеих форм «естественной любви к ближнему»?

· Сопоставьте предлагаемую Гильдебрандом классификацию мотивов к совершению добра и видов любви с разграничением легальных и моральных поступков в этике Канта. Можно ли вписать христианскую любовь к ближнему в том виде, в каком ее представляет Гильдебранд, в кантовское представление об идеале нравственного человека? Постарайтесь обосновать свой ответ, опираясь на сравнительный анализ протестантской и католической духовности.

· Как Гильдебранд трактует соотношение естественных видов любви и сaritas?

· Как соотносятся естественная нравственность и сверхъестественная христианская нравственность?

· Сопоставьте концепцию Гильдебранда с классификацией видов любви, предложенной Э. Фроммом в работе «Искусство любви».

· Каково ваше отношение к идеям Гильдебранда?

· По каким чертам данного текста можно определить, что его автор принадлежит к католической традиции?



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.