Свами Вивекананда. ЗНАЧЕНИЕ ВЕДАНТЫ ДЛЯ ЖИЗНИ ИНДИЙЦЕВ
Свами Вивекананда (наст. имя Нарендранатх Датта) (1863-1902 гг.) – индийский религиозный философ и общественный деятель, реформатор индуизма. Он был учеником и последователем индийского религиозного мыслителя Рамакришны (1836-1886 гг.). Рамакришна был жрецом храма богини Кали. Согласно Рамакришне, главное требование религиозной этики - не отречение от мира, а выполнение своих обязанностей. Философское учение Вивекананды – неоведанта - опирается на основные идеи адвайта-веданты: основа вселенной есть Брахман, мир вещей является неподлинным, мировая и индивидуальная душа по своей сути полностью совпадают. Вместе с тем он выступал против использования веданты для оправдания социального неравенства, монополии брахманов на «священное знание», непогрешимости Вед, говорил о необходимости общественно-полезной деятельности. Рамакришна и Вивекананда оказали большое влияние на идеологию индийского национального движения. Как и Рамакришна, Вивекананда считал, что для возрождения Индии и всего человечества необходима единая религия, проповедовал духовное родство всех религий, подчеркивая при этом особую роль индуистской традиции. Из реформированной адвайта-веданты Вивекананда делал совершенно нетрадиционные для индуизма гуманистические выводы: поскольку каждый человек – Бог, то служение человеку есть истинное богослужение. При этом Вивекананда сохранял верность традиционному для индуизма отрицанию конечной цен ости этики: «Зло - железная цепь, добро - золотая, но и то и другое – цепи… Используем золотую цепь, чтобы избавиться от цепи железной, а затем выбросим обе». Вивекананда стал инициатором создания ряда ведантистских центров в США, основал «Миссию Рамакришны» (1897). Труды Вивекананды пользуются популярностью у последователей движения «Нью Эйдж».
· Охарактеризуйте общую проблематику работы.
· Что Вивекананда понимает под ведантой?
· Что, согласно «Упанишадам», является источником всех человеческих бед?
· Какие нравственные ценности Вивекананда считает важнейшими?
· Как, по мнению Вивекананды, человек может обрести силу?
· Прокомментируйте тезис Вивекананды «Ощути себя великим – станешь великим».
· Каково отношение Вивекананды к христианским представлениям о греховности человека?
· Зачем, согласно Вивекананде, человек должен убеждать себя в истинности тезиса «Я есмь Дух»?
· Можете ли вы привести примеры аналогичного отношения к силе, мощи и убежденности человека в своем величии из истории западноевропейской этики?
· Охарактеризуйте отношение Вивекананды к кастовой системе.
· В чем Вивекананда видит значение веданты для жизни индийцев?
Махатма Ганди. САТЬЯГРАХА
Мохандас Карамчанд Ганди (Махатма - это прозвище, буквально оно означает «Великая душа») – индийский мыслитель и общественно-политический деятель. Он родился в 1869 г., умер в 1948 г. На протяжении всей жизни Ганди отстаивал принцип ненасилия как в теории, так и на практике, считал, что страна может достичь независимости мирными, ненасильственными средствами, путем вовлечения в борьбу широких народных масс, через апелляцию к их религиозным чувствам. Получив образование, занялся юридической практикой в Южной Африке, где организовал несколько акций сатьяграхи (букв. – «упорство в истине») – кампаний гражданского неповиновения в знак протеста против британского расизма. Вернувшись в Индию, в 1915 г. развернул кампанию гражданского неповиновения, направленную против британского колониального гнета. Ганди был наиболее авторитетным национальным лидером и непосредственно руководил борьбой за независимость. После завоевания Индией независимости (1947 г.) и раздела ее на два государства – Индийский союз и Пакистан – Ганди выступил против начавшихся индо-мусульманских погромов и был убит членами индусской шовинистической организации.
Мировоззрение Ганди сформировалось под влиянием нескольких источников: индуизма, джайнизма (в особенности принципа ахимсы), взглядов Л. Толстого, а также идей американского философа и писателя Г. Торо и английского мыслителя Дж. Раскина. Ганди предпринял попытку переосмысления фундаментальных понятий индийской духовной традиции: Бога он понимал как Истину, мокшу (освобождение от цепи перерождений) как ненасильственную демократию, тапас (букв. - жар, аскетическая истовость) как эксперимент с коллективными формами аскезы на специальных фермах-колониях, ашрам как место коллективного совершенствования во имя преобразования земной жизни и т.д. Согласно учению Ганди, будущая ненасильственная цивилизация должна строиться на принципах сознательного и добровольного самоограничения. Идеи Ганди оказали большое влияние на движение ненасилия.
· Охарактеризуйте общую проблематику работы.
· Какие мотивы побуждают сатьяграху повиноваться законам общества?
· В чем разница между сатьяграхой и пассивным сопротивлением?
· Как действует сатьяграха?
· Какова сущность сатьяграхи?
· Какой принцип Ганди считает фундаментальным для всех религий?
· Как вы понимаете тезис «Доктрина войны олицетворяет неверие в Бога»?
· Что является конечной целью сатьяграхи?
· Как Ганди оценивает путь варнашрамы?
· Каково отношение сатьяграхи к противнику?
· Что такое тапасья?
· Как Ганди понимает общество?
· Представляется ли вам убедительным тезис Ганди «Что справедливо для семьи, должно быть справедливо для общества, которое есть не что иное, как большая семья»?
· В чем Ганди видит принципиальную разницу между людьми и животными?
· Как, согласно Ганди, связаны между собой ненасилие, смелость и религиозное чувство?
· Укажите те идеи Ганди, которые восходят к индийским религиозно-этическим традициям.
· Каково ваше отношение к концепции М. Ганди?
Р. Атфилд. ЭТИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
В 1960-е – 80-е гг. вышел ряд работ, в которых предпринимались попытки проявить религиозные и культурные предпосылки экологического кризиса, охватившего современную цивилизацию. Статьи Р. Атфилда и Б. Калликота дают представление о тех позициях, которые обозначились в ходе дискуссий об исторических корнях экологического кризиса.
· Охарактеризуйте общую проблематику работы.
· В чем Л. Уайт видит корни современного экологического кризиса?
· Какие аргументы Атфилд противопоставляет позиции Уайта?
· В чем Атфилд усматривает связь между наукой и учением о сотворении мира?
· Как интерпретируют ветхозаветные тексты об отношении человека к природе Уайт и его оппоненты?
· Какое отношение к природе вытекает из новозаветных текстов?
· Чья позиция вам представляется более убедительной: Уайта или его оппонентов?
Б. Калликот. АЗИАТСКАЯ ТРАДИЦИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ: ПРОПЕДЕВТИКА
· Охарактеризуйте общую проблематику работы.
· Каковы задачи экологической этики?
· Какие проблемы составляют экологический кризис?
· В чем Калликот видит специфически западное отношение к природе?
· Какая традиция, по мнению Калликота, оказала решающее влияние на характерное для европейской культуры отношение к природе?
· Какие типы отношения к природе можно вывести из античной философской мысли?
· Какое представление об отношении восточных религий к природе укоренилось на Западе?
· Как вы понимаете тезис «экологическая метафизика холистична и органистична»?
· Какие понятия философии Востока Калликот считает ценными с точки зрения экологии и экологической этики?
· Какие западные философы испытали влияние восточной мысли?
· В чем Калликот усматривает принципиальные расхождения индийских религиозно-философских идей с принципами современной экологии?
· В чем Калликот видит ценность религиозных учений Дальнего Востока для экологии?
Ал- Фараби. ТРАКТАТ О ВЗГЛЯДАХ ЖИТЕЛЕЙ
ДОБРОДЕТЕЛЬНОГО ГОРОДА
Ал –Фараби (870-950 гг.) – арабский философ, ученый – энциклопедист, один из основоположников арабо-язычного перипатетизма (одного из основных направлений арабо-мусульманской философии, которое развивало античные модели философствования, главным образом аристотелевскую). Он автор трудов по логике, гносеологии, метафизике и социально-этическим проблемам. «Трактат о взглядах жителей добродетельного города» – одно из основных сочинений ал-Фараби. Он был завершен в 948 г. Этот текст представляет собой систематическое изложение воззрений ал-Фараби на мир, общество и человека. Он обращен к людям, неискушенным в философии. Этим объясняется дидактический стиль изложения. Данный источник, как и исследование А.А. Игнатенко, представляет интерес как свидетельство того внимания, которое уделяется в мусульманской этической традиции вопросам социально- политической жизни.
· Что ал-Фараби считает главной целью человеческой жизни?
· Какой город и какое общество ал-Фараби признает добродетельным?
· Каким условиям должен удовлетворять глава добродетельного города?
· Какими качествами должен обладать глава добродетельного города?
· Как ал-Фараби характеризует города, противоположные добродетельному городу?
· Какие нравственные ценности ал-Фараби считает главными?
· Какое место ал-Фараби отводит отношению человека к Богу в решении этических проблем?
· К какой традиции в истории этики примыкает учение ал-Фараби? С идеями какого из европейских философов можно сопоставить его социально-этические воззрения?
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|