Никодим Святогорец, преп. Невидимая брань – любое изд. (из части 1 главы 25,40,45, из части 2 глава 15)
- Иоанн (Шаховской), архиеп. Сан-Францисский. Апокалипсис мелкого греха // Иоанн (Шаховской), архиеп. Сан-Францисский. Избранное. Петрозаводск, 1992.
7. Понятие прелести в православной аскетике.
Литература
Рафаил (Карелин), архим. О прелести// Покаяние и исповедь на пороге XXI века. СПб., 2000.
Семинар 10. Письменная контрольная работа № 2.
Тема «Декалог»
1. Декалог. Заповеди по отношению к Богу.
2. Декалог. Заповеди по отношению к человеку.
Литература
1. Библия. Исход. 20: 1-17; Второзаконие. 5: 1-22
2. Иоанн (Крестьянкин), архим. Опыт построения исповеди по 10 Заповедям// Иоанн (Крестьянкин), архим. Опыт построения исповеди. М.,1999.
3. Свешников В., прот. Очерки христианской этики. М., 2010.
Семинар 11. Ветхозаветная и евангельская мораль.
- Значение закона в нравственной жизни. Соотношение ветхозаветной и евангельской этики
Литература
1. Десницкий А. Зачем христианину Ветхий Завет? // Фома. 2007. № 8. С.40-44
2. Худиев С. Что такое Закон Божий? // Фома. 2009. № 8. С.21-23
3. Свешников В., прот. Очерки христианской этики. М., 2010.
- Нагорная проповедь. Духовно-нравственное содержание Заповедей блаженства.
Литература
1. Игнатий (Брянчанинов), свт. О евангельских заповедях // Игнатий (Брянчанинов), свт. Творения. Т.1. М., 1989.
2. Иоанн (Крестьянкин), архим. Опыт построения исповеди по Заповедям блаженства// Иоанн (Крестьянкин), архим. Опыт построения исповеди. М.,1999.
3. Ткаченко А. Обида, или Кому и зачем нужно прощение // Фома. 2009. № 6. С.27-30
4. Худиев С. Так мир или меч? // Фома.2009. №4. С.36-37
5. Десницкий А. Так гнали и пророков… // Фома. 2007. № 11. С.38-42
Семинар 12.Христианские добродетели
- Апп. Иоанн и Павел об источнике и свойствах любви
Литература
1. Ап. Иоанн. Первое соборное послание. Гл.4
2. Ап. Павел. Первое послание к Коринфянам. Гл.13
3. Свешников В., прот. Очерки христианской этики. М., 2000. (Из главы 13 раздел «Свойства любви»)
2. Христианская любовь как основное начало нравственности. Любовь Божия. Любовь к Богу и любовь к ближнему. Любовь к врагам. Любовь и Евхаристия.
Литература
- Игнатий (Брянчанинов), свт. О любви к Богу. О любви к ближнему// по одному из изд.: Игнатий (Брянчанинов), свт. Творения. Т.1. М., 1989 или Игнатий (Брянчанинов), свт. Крестоношение. М., 2000 или в сб. Путеводитель по православной аскетике (О добродетелях истинных и ложных). СПб.,1999.
- Льюис К.С. Просто христианство. М.,2000 или в кн. Льюис К. Любовь, страдание, надежда. М., 1992 или в кн.: Льюис К. Собр. соч. Т.1.(Из раздела «Христианское поведение» §§ 2,7,9)
- Ткаченко А. Любовь и ярость // Фома.2008. №6. С.38-44
- Худиев С. Любовь важнее всего. Но какая? // Фома. 2008. № 10. С.43-46
- Петр (Мещеринов), игум., Прогнимак Е. Спасение от нелюбви // Фома. 2007. № 12. С. 31-36
3. Виды искажений и подмен любви.
Литература
- Свешников В., прот. Очерки христианской этики. М., 2000.(Из главы 13 раздел «Виды искажений и подмен любви»)
4. Добродетели веры и надежды. Уверенность. Доверие Богу. Верность. Вера и дела. Взаимосвязь веры и надежды.
Литература
- Льюис К.С. Просто христианство. – любое изд. (Из раздела «Христианское поведение» §§ 10, 11, 12.)
- Антоний, митр. Сурожский. Может ли верить современный человек? // Антоний, митр. Сурожский. Книга 2. С. 724- 729
Семинар 1.Особенности нравоучения в католической и протестантской духовных традициях
1. Особенности римо-католического нравоучения
Литература
1. Огицкий Д.П., свящ. Максим Козлов. Православие и западное христианство. М.,1999 (Раздел «Особенности римо-католического нравоучения»)
2. Б. Паскаль об особенностях иезуитского толкования проблем морали.
Литература
- Паскаль Б. Письма к провинциалу. Киев, 1997. (Письма 9,10,15).
3. Проблема свободы воли в западно-христианской духовной традиции.
Основная литература
На выбор:
a) Аврелий Августин. О благодати и свободном произволении // Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. М., 1987.
б) Лютер М. О рабстве воли // Эразм Роттердамский. Философские произведения. М., 1986.С.308-309,312, 325-334,499-524; 539-545.
в) Кальвин Ж. Наставления в христианской вере. М., 1991.Т.1. Из кн.2: гл .2 пп.1-4;8;11;12,18,26,27; гл.3 пп.3,4,5,6,8,9,11,14; гл.8 пп.51-59. (с.251-257, 265-267,273,279,283-84,288-294,296-299,302,306,413-421)
4. Духовная практика в православии и протестантизме: сравнительный анализ
Литература
- Дронов М., прот. Протестантская этика и православная аскетика // Человек.1999. №№ 3, 4.
Семинар 2. Особенности трудовой этики в православной, католической и протестантской духовных традициях.
1. Роль протестантизма в становлении капиталистического этоса.
Литература
Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С.61-107, 136-162, 183-208.
2. Этика труда в православии, католицизме и протестантизме: сравнительный анализ
Литература
Коваль Т. Этика труда православия // Общественные науки и современность. 1994. № 6.
Письменная контрольная работа
Тема «Этическая проблематика в социальной концепции Русской Православной Церкви»
1.Церковь и политика.
2.Христианское отношение к труду и собственности
3.Христианское отношение к войне
4.Преступность, наказание, исправление
Литература
Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М., 2000.(Разделы V –IX)
Семинар 3. Проблема смысла жизни и смерти в русской религиозной этике
1. Прп. Серафим Саровский о цели христианской жизни.
Литература
1. Серафим Саровский, преп. Беседа с Н.А. Мотовиловым о цели христианской жизни // Преподобный Серафим Саровский в воспоминаниях современников. М., 1998 или в отд. изд.
2. Проблема смысла жизни в философии С.Л. Франка
Литература
1. Франк С.Смысл жизни// Смысл жизни: Антология. М.,1994 или в ж-ле Вопросы философии.1990. № 6 или в отд. Издании (Разделы 2-8)
3.И. А. Ильин о проблеме смерти и бессмертия
Литература
Ильин И.А. Поющее сердце // Ильин И.А. Соч. в 2 т. Т.2. М., 1994 или в изд. Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1998. (Разделы «О смерти», «О бессмертии»).
4.Митр. Сурожский Антоний об этических аспектах проблем умирания, смерти и вечной жизни.
Литература
Антоний, митр. Сурожский. Жизнь. Болезнь Смерть. Клин, 2000. (На выбор один из разделов: “Пастырь у постели больного” с.5-55 или “Смерть” с.56-110)
Семинар 4. Проблема природы добра и зла в русской религиозной этике.
1. Н.О. Лосский о проблеме абсолютности нравственных ценностей и условиях нравственности
Литература
Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М.,1991. Глава 5.С.85-103
2. Проблема теодицеи в философии С.Л. Франка.
Литература
Франк С.Л. Непостижимое//Франк С.Л.Соч. М.,1991.(Гл.Х.п.3 Проблема основания или происхождения зла (проблема теодицеи))
- В.С. Соловьев о первоначалах нравственности
Литература
Соловьев В.С. Оправдание добра // Соловьев В.С. Соч. в 2 т. М.. 1989.Т.1 или в отд. изд. или в Собр.соч.Т.8. (главы1-4)
- Проблема сопротивления злу в русской религиозной этике. Л.Н. Толстой, И. А. Ильин, В.С. Соловьев о проблеме сопротивления злу силой.
Литература
1. Толстой Л.Н. Не убий никого // Этическая мысль-91. Сб. М.,1992.
2. Ильин И.А. О сопротивлении злу силою // Ильин И.А. Соч. в 2 т. Т.1. М., 1993 или в изд. Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1998. (Разделы 1,3,7,12,13,18).
3. Соловьев В.С. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории // Соловьев В.С. Соч. в 2 т. М.. 1989.Т.2. или в Соловьев В.С. Собр. соч. Т.10 или в отд. изд. (Разговоры 1,3 и “Краткая повесть об антихристе”)
Семинар 5. Любовь и брак в религиозной системе ценностей.
1. Философия любви В. Соловьева.
Литература
- Соловьев В.С. Смысл любви// по одному из изд.: а) Соловьев В.С. Соч. в 2 т. М.. 1989.Т.2. или б) В. Соловьев. Смысл любви. С. Троицкий. Христианская философия брака. Прот. Иоанн Мейендорф. Брак в православии. Сб. М.,1995 или в) Русский Эрос. Сб. М., 1991 или в отд.изд. или в Соловьев В.С. Собр.соч. Т.7.
2. С.Троицкий о духовно-нравственных основаниях брака.
Литература
- Троицкий С. Христианская философия брака // В. Соловьев. Смысл любви. С. Троицкий. Христианская философия брака. Прот. Иоанн Мейендорф. Брак в православии. Сб. М.,1995 или в Русский Эрос. Сб. М., 1991. (Гл. III. Брачный идеализм и интуиция)
3. Проблемы любви и браке в современной православной литературе
Литература
- Антоний, митр. Сурожский. Таинство любви // Митр. Сурожский Антоний. Труды. Кн. 1.М., 2002
- Осипов А. Одна плоть и одна душа, или Что христианство говорит о браке// Фома. 2008. Спецвыпуск. С.32-34
- Воробьев В., прот. О различии между счастьем и удовольствием // Фома. 2008. № 11. С.20-25
Семинар 6. Западноевропейская этическая мысль XIX- XX вв. о месте религиозных и нравственных ценностей в культуре
1. С. Кьеркегор об эстетическом, этическом и религиозном типах экзистенции. Этика и вера. Проблема долга перед Богом.
Литература
Кьеркегор С. Страх и трепет. Л., 1991 или в изд.: Кьеркегор С Страх и трепет. М.,1993.С. 18-28, 50-76
- М. Шелер об основаниях религиозных и нравственных ценностей и ресентименте в структуре морали.
Литература
Шелер М. Ресентимент в структуре морали. Спб., 1999.С. 10-18, 56-64, 70-93, 102-114.
Семинар 7. Проблемы религиозной аксиологии в католической этической мысли XX в.
1.Этика неотомизма
Литература
Жильсон Э. Томизм. Введение в философию св. Фомы Аквинского// Жильсон Э. Избранное. Т.1. М., 2000.С.372-382, 387-393
2. А. де Любак об этическом теоцентризме и антропоцентризме.
Литература
Любак А. де. Драма атеистического гуманизма. М., 1997 С.9-37, 85-96.
Семинар 8. Проблемы религиозной этики и аксиологии в протестантской теологии ХХ в.
1. А. Швейцер о проблеме соотношения культуры и этики. Принцип «благоговения перед жизнью». Проблема моральной ответственности.
Литература
Швейцер А. Культура и этика// по одному из изд.: Швейцер А. Культура и этика. М.,1973 или Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992. (Гл.XXI).
2. «Теология социальной жизни» Райнх. Нибура.
Литература
Нибур Р. Опыт интерпретации христианской этики // Христос и культура. Сб. М., 1996. С.453-483, 488- 510.
ВОПРОСЫ ДЛЯ РАБОТЫ С ПЕРВОИСТОЧНИКАМИ
ДХАММАПАДА
«Дхаммапада» (в переводе с пали – «Путь буддийской доктрины» или «Строфы закона») – наиболее известный текст буддийского канона. Данный текст относят к 3-2 вв. до н.э. Он пользуется популярностью в буддийских странах у представителей как тхеравады, так и махаяны. Его часто использовали как учебник для новообращенных, заучивали наизусть, хотя дидактическое начало здесь не акцентируется. Стилистически данный текст восходит к традиции индийского фольклора. Лаконизм и образность этих стихов способствовали тому, что большинство строф «Дхаммапады» стали афоризмами в странах буддийского мира, особенно Юго-Восточной Азии.
1.Глава парных строф
· В чем Дхаммапада видит источник несчастья?
· Чем прекращается ненависть?
· Какого рода знание способно прекратить ссоры?
5.О глупцах
· Кого Дхаммапада именует глупцами?
9.О зле
· Почему Дхаммапада не советует творить зло?
· Кто стоит выше: праведники или лишенные желаний?
10.О наказании
· Почему нельзя ни убивать, ни понуждать к убийству?
· Почему нужно воздерживаться от наказания?
· Почему нельзя ни с кем говорить грубо?
· Что грозит тем, кто налагает наказание на безвинных?
15.О счастье
· Кого Дхаммапада называет счастливыми?
· Как вы понимаете фразу: «Мы живем очень счастливо, небольные среди больных»? (Сравните с евангельским: «не здоровые имеют нужду во враче, но больные», «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию»)
· Что в большей степени приближает к нирване: одиночество или общение?
17.О гневе
· Кого Дхаммапада называет мудрым?
26.О брахманах
· Кого Дхаммапада называет брахманом?
· Чего больше в этом описании: отрицаний или утверждений?
· Какие мотивы, согласно Дхаммападе, должны лежать в основе добродетельного поведения? Почему нужно делать добро?
· Каково ваше отношение к этическим идеям Дхаммапады?
Арья Шура. ГИРЛЯНДА ДЖАТАК,
или СКАЗАНИЯ О ПОДВИГАХ БОДХИСАТТВЫ
Согласно преданию, Будда Шакьямуни излагал свое учение в беседах с учениками, приводя в качестве примеров истории, случившиеся с ним когда-то в прошлых рождениях. Он был единственным, кто, достигнув «просветления» и став буддой при жизни, помнил все, что пережил, многократно рождаясь то повелителем богов, могущественным царем, ученым брахманом, мореплавателем, святым отшельником, то слоном, обезьяной, птицей, рыбой. Несмотря на разнообразие своих ипостасей, в каждой из них Будда представал «существом, стремящимся к пробуждению» — бодхисаттвой.
С начала распространения буддизма рассказы о прошлых рождениях Будды пользовались популярностью в Индии, а потом и за ее пределами. В I в. до н. э. на острове Ланка был записан свод священных буддийских текстов на языке пали — «Типитака», в один из разделов которого вошли 547 джатак— «рассказов о пережитом» Буддой. Как литературный жанр истории о прежних рождениях Будды получили широкое распространение в буддийской мифологии и индийском фольклоре.Позднее эти рассказы стали известны в странах Дальнего Востока, Юго-Восточной, Центральной и Средней Азии.
Писатели-буддисты обращались к джатакам, используя их для создания собственных литературных произведений, отражавших запросы времени и особенности национальной культуры. Одним из таких писателей был Арья Шура— создатель «Джатакамалы» («Гирлянды джатак, или Сказаний о подвигах Бодхисаттвы»). Арья Шура - индийский поэт, писавший на санскрите. О нем известно немного. Годы его рождения и смерти неизвестны; но ученые считают, что он жил не позднее 6 в. «Гирлянда джатак» – наиболее известное произведение Арья Шуры, содержащие рассказы о тридцати четырех перерождениях будды Гаутамы.
О комочке каши
· Какова главная мысль данной джатаки?
· В каком образе предстает Бодхисаттва в данном рождении? Кем он был в предшествующем рождении?
· Чем Бодхисаттва заслужил господство, богатство, благосклонность богини счастья и прочие блага?
· Что, согласно данному тексту, побуждает человека к совершению добрых дел?
· Кем была в предшествующем рождении царица, и чем она заслужила нынешнее свое положение и красоту?
· По отношению к кому в первую очередь предлагается совершать добрые дела?
· Каковы кармические последствия добродетелей, основанных на даянии?
· В чем польза даяния для человеческой души?
О тигрице
· В какой ашраме пребывал Бодхисаттва, когда произошли описанные в данной джатаке события?
· Какими чертами характеризует Бодхисаттву данная джатака?
· Чему Бодхисаттва учил своих учеников?
· Почему Бодхисаттва решает пожертвовать своим телом для спасения зверей?
· Какое отношение к ближним проповедует Бодхисаттва?
· Каких целей Бодхисаттва собирался достичь своим самоотверженным поступком?
· Чем подтверждается бескорыстность Бодхисаттвы?
· Какая нравственная ценность прославляется в данной джатаке?
О брахмане
· Какому испытанию подверг брахман своих учеников?
· Как прошли через это испытание Бодхисаттва и другие ученики брахмана?
· Почему Бодхисаттва относится к воровству неодобрительно?
· Какой нравственный принцип утверждается в данной джатаке?
О рыбе
· О каком рождении Бодхисаттвы повествует данная джатака?
· Какую роль в нравственном развитии человека буддизм отводит привычке?
· В чем проявлялась любовь Бодхисаттвы к рыбам?
· В чем смысл той молитвы, с которой Бодхисаттва обратился к царю богов?
· Благодаря чему Бодхисаттве удалось спасти рыб от гибели?
· Какой этический закон утверждается в данной джатаке?
О бездетном
· С какой традицией полемизирует Бодхисаттва?
· Какие ашрамы прошел Бодхисаттва?
· Почему Бодхисаттва покинул дом?
· О каких ценностях, соответствующих ашраме домохозяина, напоминает Бодхисаттве друг его отца?
· Какое отношение к собственности и богатству утверждает Бодхисаттва?
· Какие ценности и цели Бодхисаттва утверждает в противовес ценностям домохозяина?
О хранителе казны
· Какими добродетелями характеризуется Бодхисаттва?
· Что побуждает Бодхисаттву покинуть дом и стать лесным отшельником?
· Какую традицию олицетворяют друзья и родственники Бодхисаттвы?
· Каково отношение Бодхисаттвы к этой традиции?
· В чем Бодхисаттва видит причины нежелания его друзей последовать за ним?
· К чему, согласно джатаке, должно побуждать человека высокое мнение о нем?
· Какие нравственные ценности утверждаются в данной джатаке?
· Каково ваше отношение к модели поведения, описанной в данной джатаке?
О Великой обезьяне
· Какие добродетели характеризуют Бодхисаттву?
· Какие пороки обличаются в данной джатаке?
· Как отреагировал Бодхисаттва на неблагодарность человека?
· Спасает ли раскаяние от наказания за грех?
· Что причиняет наибольшие мучения добродетельным?
О шарабхе
· Как характеризуется жизнь Бодхисаттвы в облике шарабхи?
· Почему Бодхисаттва убегал от царя?
· Какие нравственные ценности прославляются в данной джатаке?
· Какое основание Бодхисаттва подводит под золотое правило нравственности?
· Чем мотивируется необходимость творить добро и избегать зла?
О буйволе
· Как характеризуется жизнь Бодхисаттвы в облике буйвола?
· Как объясняется рождение Будды в облике буйвола?
· Как относился Бодхисаттва к досаждавшей ему обезьяне?
· Как мотивировал Бодхисаттва свою кротость по отношению к обидчику?
· Сопоставьте этическое содержание «Джатак» и «Дхаммапады».
Конфуций. ЛУНЬ ЮЙ
«Лунь юй» («Суждения и беседы» или «Изречения») – сборник бесед и суждений Конфуция, составленный его учениками. В эпоху Тан (618-907 гг.) памятник вошел в число конфуцианских канонов, а в XI-XII вв. – в состав базового конфуцианского канонического свода «Четверокнижие». «Лунь юй» считается наиболее достоверным источником сведений о взглядах Конфуция.
Как известно, вопрос о том, является ли конфуцианство религией, не имеет в науке однозначного решения. По этому поводу высказывались различные точки зрения. Одни авторы категорически утверждают, что конфуцианство – это религия. Другие высказываются более сдержанно, ссылаясь на то, что до Конфуция в Китае религия играла немалую роль, и что это оказало влияние на Конфуция. Согласно третьему взгляду, конфуцианство ни в коей мере нельзя признать религией. Наконец, есть авторы, которые полагают, что, конфуцианство не было религией в собственном смысле слова, но играло роль религии. В любом случае, очевидно, что даже при условии признания конфуцианства религией приходится констатировать, что в сравнении с другими религиозными традициями это учение характеризуется своеобразием. Это своеобразие отличает и соотношение морали и религии в конфуцианстве. Поэтому, работая над этим текстом, следует попытаться выработать свое отношение к вопросу о соотношении в конфуцианстве морали и религии.
· Охарактеризуйте общую проблематику работы.
· Присутствует ли в данном тексте мистический пласт?
· Представлена ли в «Лунь юе» натурфилософская проблематика?
· Каковы отличительные черты совершенного мужа?
· Какие человеческие качества Конфуций порицает?
· Каких принципов, согласно Конфуцию, следует придерживаться в общении с окружающими?
· В чем проявляется почтительность к родителям?
· Каково социальное значение почтительности к родителям?
· Какие принципы управления выдвигает Конфуций?
· Что такое гуманность в понимании Конфуция?
· Как вы понимаете слова Конфуция «Лишь тот, кто наделен гуманностью, может должным образом любить людей и ненавидеть их»?
· Что значит «следовать благой силе дэ»?
· Какие мотивы, согласно Конфуцию, должны лежать в основе добродетельного поведения? Почему нужно делать добро?
· Можете ли вы указать идею, которая объединяла бы все эти рассуждения?
· Можете ли вы указать этические параллели учению Конфуция в европейской мысли?
· Каково ваше отношение к этическим идеям Конфуция?
ДАО ДЭ ЦЗИН
Традиция приписывает авторство «Дао дэ цзина» («Канон дао и дэ», или «Книга о пути и благодати») древнекитайскому полулегендарному философу Лао-цзы. Древнейшая из обнаруженных археологами версий текста памятника, записанная на шелку, датируется рубежом 3-2 в. до н.э. При работе с данным текстом нужно учитывать антиконфуцианскую настроенность даосов. Антинормативный пафос доасов и идеализациия «естественных» отношений привлекала на их сторону многочисленных сторонников, причем как социальных реформаторов и мятежников, так и склонных к созерцательной жизни философов, художников и поэтов. Следует учитывать и то, что этот текст приобрел очень широкую популярность на Западе в 1960-е гг. среди идеологов контркультуры. Под контркультурой понимают совокупность идеалов и представлений различных молодежных движений протеста. Наиболее характерные явления контркультуры - движение хиппи, психоделическая революция, массовое увлечение восточными религиозно-философскими учениями и медитативными практиками. Сторонники контркультуры увидели в этой книге отрицание искусственных и «репрессивных» социокультурных норм и призыв к возвращению к простой и естественной жизни на лоне природы. (Нужно иметь в виду, что этот контркультурный проект оказался утопией. Социальная гармония так и не была достигнута. Многие деятели контркультуры возглавили террористические группировки, другие же, разочаровавшись в ее идеалах, вернулись в лоно «буржуазной» цивилизации и «благопристойной» жизни.)
· Каковы условия постижения дао?
· Каковы отличительные черты совершенномудрого?
· Какие принципы управления провозглашает «Дао дэ цзин»?
· Каково отношение Лао цзы к принципу человеколюбия?
· Каковы, по мнению Лао цзы, причины зла?
· Как совершенномудрый достигает долголетия?
· В чем проявляется обладание высшей добродетелью?
· Каким образом следуют принципу недеяния?
· Каково отношение автора «Дао дэ цзин» к славе, позору, знатности?
· Какие нравственные качества Лао цзы ценит особенно высоко?
· Как вы понимаете тезис: «человек с высшим дэ не стремится делать добрые дела»?
· Как вы понимаете тезис: «Тот, кто знает, не говорит, тот, кто говорит, не знает»?
· Какие фрагменты текста вы могли бы привести в качестве иллюстрации характерного для даосизма натурализма?
· Как вы понимаете тезис: «Поднебесную получают во владение недеянием»? Сопоставьте его с евангельской заповедью «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю».
· Сопоставьте представления Конфуция о благородном муже и представления о совершенномудром, отраженные в «Дао дэ цзин».
· Можете ли вы указать западноевропейского мыслителя Нового времени, который тоже призывал вернуться к простым и естественным отношениям?
· Каково ваше отношение к этическому содержанию «Дао дэ цзина»?
ЧЖУАН ЦЗЫ
«Чжуан-цзы» – один из важнейших памятников даосской мысли. Китайская традиция приписывает его авторство философу по имени Чжуан-цзы (Чжуан Чжоу), жившем на рубеже IV-III вв. до н.э. в царстве Чу. Однако современные ученые считают, что дошедший до нас текст «Чжуан-цзы» сложен по составу и включает, помимо текстов самого Чжуан-цзы, тексты ряда близких ему по духу авторов, живших в разное время. Многие мотивы «Чжуан-цзы» очень близки «Дао дэ цзин». Высказывалось предположение, что «Дао дэ цзин» и «Чжуан-цзы» восходят к одному устному источнику. Книга «Чжуан-цзы» на протяжении истории китайской культуры неоднократно становилась источником образов и мотивов для поэтических и живописных произведений.
· Охарактеризуйте общую проблематику книги.
Гл.3 Главное для долголетия
· Как вы понимаете рекомендацию Чжуан-цзы «Совершая добро, избегай славы, совершая зло, избегай наказания»?
· В чем смысл притчи о поваре?
· В чем смысл притчи о Цине Свободном от Суеты?
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|