Сделай Сам Свою Работу на 5

Раздел 1. РЕЛИГИОЗНО-ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ВОСТОКА





ВВЕДЕНИЕ

 

Курс «Религиозная этика» делится на три блока. Первый блок посвящен религиозно-этическим учениям Востока, а также мусульманской этике. Христианской этической традиции посвящена вторая часть курса. В первом семестре изучаются истоки религиозных этических систем в том виде, в каком они представлены в священных текстах и богословских традициях (первый и второй блоки). В третьем блоке рассматриваются этические концепции, возникающие в русле религиозно-философской мысли XIX-XX вв. Это материал второго семестра.

Работа с первоисточниками является важнейшим условием глубокого освоения курса этики.

При работе с первоисточниками целесообразно соблюдать следующие общие требования.

Прежде чем приступать к работе над первоисточником, необходимо обратиться к учебной и справочной литературе, где содержится общая характеристика соответствующей этической концепции. В тех случаях, когда текст принадлежит определенному автору, необходимо предварительно получить представление о его мировоззрении и творчестве.

Опыт показывает, что наиболее эффективным методом проработки первоисточников является их конспектирование. (Конспекты не подлежат проверке. Пользоваться ими на экзамене не разрешается).



При работе с первоисточниками целесообразно опираться на данное методическое пособие, содержащее краткие справки об авторах и характеристики источников, а также вопросы к текстам. Это поможет сосредоточить внимание на ключевых идеях и понятиях.

Нужно вырабатывать умение вычленять в тексте основные проблемы. Поэтому практически каждому первоисточнику предпослано задание охарактеризовать его общую проблематику.

Не следует пренебрегать комментариями к философским и богословским первоисточникам, которые имеются в большинстве изданий.

Работа с первоисточниками призвана научить студента, во-первых, осваивать материал настолько глубоко, чтобы быть в состоянии адекватно воспроизводить содержание соответствующих концепций. Во-вторых, необходимо вырабатывать навыки анализа первоисточников. Поэтому вопросы к текстам сформулированы таким образом, чтобы, с одной стороны, от внимания студентов не ускользнули их наиболее существенные положения и, с другой стороны, чтобы побудить студентов к критическому осмыслению первоисточников.



Важнейшим критерием глубины освоения материала является способность сопоставлять различные этические позиции. При изучении различных религиозно-этических учений целесообразно осуществлять сравнение по следующим позициям: трактовка основания морали; понимание смысла жизни и мотивов нравственной деятельности; представления о важнейших добродетелях и пороках и об истоках добра и зла; идеал человека, способы нравственного совершенствования; соотношение мистики, аскетики и этики. Такого рода сопоставление различных этических концепций призвано, в частности, сформировать у студентов навыки категориального анализа. В приложении к этической проблематике эти навыки особенно существенны, поскольку внешне сходным понятиям в различных духовных традициях может придаваться неодинаковый смысл (как, например, понятиям любви и сострадания в буддийской и христианской этике), но эти различия часто становятся вполне очевидны лишь из достаточно широкого контекста. Сегодня, особенно в среде интеллигенции, весьма популярны рассуждения о «плюралистичности истины», о том, что «Бог один, но путей к Нему много» и т.п. Предпринимаются попытки создания неких «универсальных» религий, которым якобы удается слить воедино различные духовные традиции. Как правило, такие попытки предпринимаются людьми, весьма поверхностно знакомыми с религиозным опытом человечества. Внимательное и объективное его изучение с неизбежностью приводит к выводу о глубинных различиях между духовными практиками, которыми едва ли можно пренебрегать.



Работа с первоисточниками должна способствовать выработке у студентов собственного отношения к анализируемому материалу. Поэтому итогом изучения каждого первоисточника должны стать самостоятельные наблюдения и выводы.

В первой части данного методического пособия содержатся указания к работе над первоисточниками по восточным религиозно-этическим учениям и исследовательской литературой, посвященной восточным традициям. Сюда же включен материал по исламу.

Этика буддизма, конфуцианства, даосизма, ислама подробно рассматривается в учебнике «История этических учений» под ред. А.А. Гусейнова (электронный вариант этого учебника можно найти в Интернете по адресу: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Gusein/index.php). Общая характеристика мусульманской, буддийской и конфуцианской этических традиций содержится в учебном пособии А.А. Гусейнова и Р.Г. Апресяна «Этика» (М.,1998). С религиозно-этическими учениями Индии и Китая и арабо-мусульманского мира можно познакомиться и по учебникам В.Г. Иванова «История этики древнего мира» (СПб.,1997) и «История этики Средних веков» (Л.,1984).

Чрезвычайно полезно обратиться к следующему фундаментальному справочному изданию: «Этика». Энциклопедический словарь/Под ред. Р.Г. Апресяна и А.А. Гусейнова. М.,2001. Словарь содержит подробные обзорные статьи «Индийская этика», «Китайская этика», «Даосизм», «Конфуцианство», «Мусульманская этика», «Суфизм», а также ряд статей, в которых разъясняются важнейшие категории восточных этических систем (ахимса, дхарма, карма, мокша, нирвана, сансара, благородный муж, дао, дэ, жэнь, и, ли и т.д.).

При изучении этических учений Востока необходимо принимать во внимание принципиальные различия между западными и восточными религиями. К западным религиям принято относить иудаизм, христианство и ислам, к восточным религиям относятся индуизм, буддизм, конфуцианство и даосизм. Эти религии различаются, прежде всего, своими представлениями о Боге. В христианстве, иудаизме и исламе Бог предстает как Личность, как абсолютный Творец мира и Спаситель человечества. В религиях Востока такое представление отсутствует, в них господствует некий абсолютный безличный мировой закон: закон дао, дхармы и т.п. Поэтому в восточных религиозно-этических текстах практически отсутствует то направление этической рефлексии, которое для западных традиций является основным – отношение человека к Богу. Кроме того, отсутствие представлений о Боге-личности определило и слабое развитие в восточных культурах представлений о человеке как уникальной личности, благодаря чему широкое распространение там получают идеи реинкарнации, идеал конечного «освобождения» через упразднение индивидуального самосознания и т.д.

Следует обратить внимание на то, что в индийских религиозно-этических учениях нравственное совершенствование, как правило, рассматривается лишь как начальный этап на пути к высшей цели, дальнейшие же ступени предполагают лишь аскетическую практику.

Изучение китайских религиозно-этических концепций должно включать сравнительный анализ конфуцианства и даосизма, которые во многих отношениях являются полемичными друг по отношению к другу системами. При этом, однако, нельзя упускать из виду и моменты общности, порожденные их принадлежностью к единой культурной традиции.

При знакомстве с мусульманской этической традицией важно иметь в виду следующие ее особенности. Прежде всего, это разнообразие жанров литературы, связанных с морально-этической проблематикой. Во-вторых, это очень тесная связь этики с религиозным правом. Кроме того, следует попытаться уяснить, почему такие особенности традиционной исламской этики, как жесткая регламентация духовной жизни человека и акцент на внешнем соблюдении религиозно-правовых предписаний, привели к возникновению мистического течения суфизма, где главным является внутреннее самосовершенствование человека, а также имеется институт святых наставников.

Среди современных культурологов нет единства относительно того, считать ли арабо-мусульманскую культурную традицию западной или восточной. Эта проблема порождена следующими обстоятельствами. С одной стороны, генетически (по происхождению), мусульманство и арабская культура принадлежат к западному или общему средиземноморскому ареалу, ислам в традиционной религиоведческой классификации относят к иудео-христианской традиции. С другой стороны, по содержанию сложившейся духовной системы мусульманское общество относится к Востоку. В этой связи часто высказывается следующее мнение. Поворот этого общества к Востоку не был заложен в самом исламе. Этот поворот имеет социально-исторические причины, и духовная культура – не источник такого движения, а поле противоборства между Западом и Востоком. Продолжение этой борьбы можно наблюдать и сегодня, в современных религиозных и философских течениях в мусульманских странах. Тем не менее, изучая основы этики ислама, следует попытаться понять, какие фундаментальные принципы мусульманской духовности все-таки сделали этот поворот к Востоку возможным.

Следует учитывать, что религиозно-этические традиции Востока продолжают активно влиять на современную социокультурную и политическую реальность. Представление о характере этого влияния дают работы С.Вивекананды, М. Ганди, Б.Калликота, Р. Атфилда, Р. Максуд.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.