|
От душевного настроения к настроению природы
С 9-10 лет ребенок вступает в новые взаимоотношения с миром вокруг него. Он становится более пробужденным к окружающему его миру в школе и дома. Меняется его взгляд. Открытый ожидающий взгляд становится вопросительным, иногда судящим и критическим. Ребенок становятся самокритичным. Он начинает стесняться своих собственных живописных работ и рисунков. «Это вышло не так, как надо, а это - вообще не похоже». Все остальные также не остаются в стороне. Родители, учитель, одноклассники внезапно попадают под его колкие удары. Например, делаются комментарии относительно одежды, волос, чьего-либо забавного носа или больших ушей. Все не такое, каким было раньше. Ребенок полностью беззащитен. Предыдущий поток симпатии к взрослым исчезает. Глаза уже открыты. И далеко не каждый в его окружении считает это приятным переживанием. Иногда очень близко подходит переживание смерти. Ребенок начинает чувствовать себя одиноким. Беззащитность иногда может быть скрыта за провокационным поведением, длинным языком и необходимостью выглядеть «круто». «Как этот ребенок изменился в последние несколько месяцев!» - вздыхает учитель, говоря со своими коллегами. У родителей появляется внезапное беспокойство по поводу их ребенка. «Она не осмеливается быть одна в доме и свет должен оставаться на всю ночь». Каждый может поделиться подобными воспоминаниями из своего собственного детства.
Новые отношения с миром имеют свою обратную сторону: например, дети могут делать удивительные открытия в природе. Вещи, которые раньше воспринимались как само собой разумеющееся, теперь открываются как что-то совершенно новое. Возрастает интерес к окружающему миру и учебный план полностью отвечает этому: т.е. изучается биология (наука о человеке и животном) и география. При помощи этих предметов дети открывают, что образы и формы, которые до этого они переживали внутренне, можно найти в царстве природы. Учитель, в стиле Гете, позволяет детям исследовать проявления феноменов в мире и распознавать действие сил в природе.
Все, что было осуществлено до четвертого класса относительно душевных настроений, теперь должно подвергнуться метаморфозе, изменению: от настроения души до настроения природы. Взгляд направлен вовне. Животный мир особенно близок ребенку. Животные в поле, на воде и в воде, птицы в небе. Животные в различных проявлениях. Их форма, окрас и пища в соответствии со средой их обитания. Великая взаимосвязь между людьми и животными становится очевидной в эпохе науки о человеке и животном. Мы избегаем в этом безжизненного натуралистического представления, таким образом, чтобы девяти- и десятилетние дети учились строить мосты между земным проявлением (образом) и творческими силами внутри него.
Земные цвета, мифология и ландшафт
Рисуя настроения природы, ландшафты, а также животных, дети чувствуют потребность рисовать цветами темнее от первоначальных: красным, желтым и синим или смешанным: оранжевым, зеленым и фиолетовым. Смешанные цвета последней группы естественно и спонтанно уже появились на бумаге: коричневые и серые. Эти цвета особенно привлекательны для рисования, хотя ряду детей и трудно получить их чистые оттенки. Это так похоже на тени, собирающиеся на листе. Способность наслаждаться этим новым качеством цвета соединяется с проницательностью ребенка. Там, где один ребенок может увидеть лишь «грязные коричневые цвета», другой ребенок открывает много интересных цветовых нюансов. Цветовые упражнения, данные в шестом базовом упражнении для учителей, все еще слишком трудны для этой возрастной группы. Однако частично их использовать можно. Например, цветовое упражнение с первоначальными цветами, когда возникает смешанный цвет (например, оранжевый), который впоследствии слегка закрашивается комплементарным (синим) цветом. В живописных заданиях на зоологии поощряется рисование земными цветами и оттенками, поэтому животные и получаются «настоящими», даже если они и не нарисованы натуралистично. Соединение с земным элементом является самым важным в этом возрасте.
В историях северной мифологии о сотворении мира мы находим живописный мотив, завершающий переход от душевного настроения к настроению природы. Точка опоры в разговорах с детьми о настроениях природы - различие холодных и теплых цветов, что соединено с четырьмя элементами: земли, воды, воздуха и огня/тепла. Фактически полный путь к рисованию ландшафта опирается на это. В историях сотворения мира северной мифологии об этом сказано несколько слов. Нифельхейм - средоточие тумана и темноты, холодных широких пустынь, с дующими ровно ледяными ветрами. Однако Муспельхейм с королевским превосходством разгорается, опаляющий и пламенный, сжигающий все. Между этими двумя областями - глубокая пропасть, Гинунгагап. Дети рисуют холод, цвета холода, с одной стороны, и воинственные, интенсивные согревающие цвета с другой стороны. Мы можем дальше разворачивать этот образ во втором упражнении. Детям дается задание нарисовать эти два мира двумя разными синими цветами: холодным прусским и теплым ультрамариновым. В третьем упражнении эти два мира создаются двумя красными цветами. Они рисуют «теплый и пламенный» мир киноварью, а ледяной, холодный климат - карминовым, смешанным с другими цветами (сохраняя при этом преобладающим кармин). С помощью подобных упражнений ребенок развивает тонкие нюансы чувства. Достаточно неожиданно дети уже открывают для себя многие ландшафты: более тяжелые, земные, снизу холоднее и сверху теплее. Но поверни рисунок вверх ногами, и он станет даже более впечатляющим. Из этого наброска становится возможным установить взаимодействие цветов в ландшафте, ландшафте холодных и теплых цветов. Или, другими словами, в ландшафтах теплых стран и ландшафтах холодных регионов.
Много возможностей появляется в самих ландшафтах при изображении воздушного, водного и земного элементов. Детали еще не важны, самый важный аспект - это настроение природы. Такие аспекты, как время, сезон и местность будут рассматриваться подробнее в 5 и 6 классах, вплоть до 7 и 8, где будут включены и погодные условия. Всегда должно преобладать единство настроений. Цвета независимо от того, насколько резкий контраст в работе мог бы быть, должны формировать одно целое, естественное целое. Деревья и леса в 4 классе можно пока еще не акцентировать, что позволит детям с самого начала в большей степени постигать цветовой ландшафт, нежели следовать из слишком четкими представления о нем. Многое зависит от выбора учителем слов. Ландшафт может быть хорошо описан в диалоге с детьми, особенно, когда дети были в подобном месте, так как важны их переживания. После такого разговора наступает момент, когда информация может быть «переведена» на язык качеств цвета. «Там светло, темно, тепло, холодно, приятно или таинственно? Возможно, есть цвет, находящийся в этом земном настроении? Можно ли это найти в фиолетово-синем, или его больше в сине-зеленом?» Подобным образом в краеведении или первой эпохе географии дети отправляются исследовать свои окрестности, они путешествуют по цветам своей местности в течение урока живописи. В течение уроков живописи наблюдаемое усваивается и потом проявляется, но уже более осознанно. Это является важной помощью в педагогическом смысле, так как развивается мышление.
Карты
В контексте эпохи краеведения в 4 классе рисуются первые карты. Детям интересно рассмотреть ряд примеров, в которых становится видимым историческое развитие карты. Например, первые карты не показывают город сверху, лишь со стороны. Точка, с которой смотрит создатель карты - все еще на земле. Только позже ландшафт будет нарисован или начерчен с высоты птичьего полета. Карта, какой мы знаем ее сегодня, заполненная цветовыми пятнами, линиями и символами, несколько абстрактна для учеников. Большинство учеников должны были бы пройти длинный путь перед пониманием «настоящей» карты.
Следующее упражнение включает ряд этапов, описывающих то, как можно соединить известный ребенку мир с информацией, которую мы хотим, чтобы ребенок постепенно понял. Это сделано посредством использования простого цветового ряда, что позволяет ученику связаться со значением цветов на карте.
Как первый шаг, мы рисуем с детьми три цвета: желтый, зеленый и синий. Располагаем цвета один за другим. Теперь просим детей представить, как бы они себя чувствовали, окажись они на желтой части листа. Какого рода ландшафт они видят? Ученики делают свое собственное описание. Теперь, как и раньше, мы идем от желтой части к зеленой. Ученики описывают это путешествие своими словами. Наконец-то они достигают синей части листа. И как она выглядит? Дети будут записывать различные переживания и мысли. Один ученик начнет свое путешествие в пустыне и достигнет моря через оазис. Другой же окажется в маленькой долине между дюн и пройдет к озеру через лес. Самое главное для них - как можно больше использовать свое воображение, и они смогут детально описать окрестность и возможное путешествие. Так ученик соединяет свой собственный мир с информацией извне. Предварительно выбранный цветовой ряд может теперь быть другим рядом- из трех цветов, которые мы находим в цветовом круге, например, от фиолетового через красный к оранжевому или от зеленого через желтый к оранжевому. Затем ученики начнут также описывать горные ландшафты, долины и болота. Могут быть также и описания различий в температуре и высоте, в том, как используются земли. Так ученики начинают ориентироваться и находить другие объекты: такие, как дороги, города. Можно следовать по этому пути в работе одновременно с созданием первых карт, описанием конкретных ситуаций и конкретной информации (т.е. того, что касается класса, школы, непосредственного окружения).
Чтобы завершить этот многоцветный проект, ученики могут попытаться вовлечь первоначальный цветовой круг в путешествие по их местности или далеким странам.
Когда мы изучаем карту Нидерландов, живопись особенно подходит для выделения характерных ее аспектов. Например, мы начинаем с исторического развития территорий нашей реки, Рейна, в направлении течения сверху вниз, от описанного выше цветового фона или с высоты горизонта. Например, стоя в Гелдерс Порт, где Рейн входит в нашу страну мы смотрим на море и на русло реки, которое расстилается перед нами; или мы смотрим в направлении Альп, на Рейн, текущий к нам. Или мы могли бы быть на берегу, а море - позади нас.
Есть много возможностей выразить свою точку зрения каждому ребенку. Затем, при дальнейшей детализации живописная работа используется как основа - кисти стали слишком толстыми, за работу принимаются разноцветные карандаши.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|