Сделай Сам Свою Работу на 5

ЖИВОПИСЬ АКВАРЕЛЬЮ. ПРИЕМЫ РАБОТЫ. ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ

Акварельные краски

Душевный элемент мира выражает себя в существе цвета. Одновременно цвет выражает переживания человеческой души. Сознательно или же подсознательно мы переживаем цвет в нашей душе. Это применимо как к нашему внутреннему представлению или переживанию, так и к нашему восприятию того, что происходит во внешнем мире. Солнечный день приводит людей в иное настроение, чем мрачный и пасмурный. Получая плохие новости, мы чувствуем себя иначе, нежели в ожидании праздничного события. Таким образом, с одной стороны, настроения природы являются душевными настроениями, а с другой - душевная жизнь может выражаться в цвете. В отношении внешнего — это впечатление, в отношении внутреннего - выражение. Здесь мы постоянно имеем дело с близкой связью цвета и душевных настроений. Какой же лучший способ достижения этих живых взаимоотношений? Прозрачность акварельных красок лучше всего подходит для этих целей. Они могут соединить в себе оба элемента: цвет и движение. Имея в виду эти предпосылки, мы преимущественно предпочитаем этот вид живописи и такие живые техники, как живопись по мокрому и лессировка. Для переживания цвета и придания ему формы акварельные краски являются идеальным средством для развивающегося ребенка. Ребенок имеет огромное количество созидательных творческих сил, и он хочет их использовать. При помощи цвета и воды мы можем начать соединять эти созидательные силы с неподвижным выкристаллизованным миром. И ребенок учится жить в этом. Воздвигается мост между тем, что уже состоялось, и творческой силой ребенка. Снова и снова ребенок будет переживать в каждом упражнении мягкую, подвижную краску, которая, медленно высыхая, фиксирует формы или переходы. Наиболее важен сам процесс становления картины, в котором ребенок может переживать работу с цветом наиболее интенсивно и выразить свое творческое воображение.

В более прозрачной живописи больше возможности достичь сущности цвета, наиболее чистые формы будут «нарисованы светом»: как, например, рассвет или закат. Или в случае, когда на небе радуга, нам хочется остановить урок и позволить детям посмотреть на нее. Точно так же, как волшебные изменения цвета в атмосфере, мы переживаем игру разноцветных огней в театральном представлении. В частности, импрессионисты используют этот эффект. Цвет живо танцует в полосах, точках и пространстве по небу, воде и ландшафту. Рядом со светом и воздухом - вода (иногда называемая тенью света)[4], более концентрированная среда для накопления цвета, более простая, чтобы быть переданной в живописи. Вода, обладая живой природной сущностью, является важнейшим первоисточником жизни. Будучи прозрачной, она является носителем цвета.



Штайнер описывает, как формирование цветов естественным образом связано с водным элементом. На ранних стадиях развития земли водный элемент обрел бытие благодаря деятельности духовных сущностей. Они описаны Штайнером как сущности, относящиеся к третьей иерархии: Архаи, Архангелы и Ангелы. Ангелы становятся посредниками между светом и тьмой. Из их деятельности и возникают цвета. В темноте, подобной воздуху или подобной тени, все цвета радуги начинают сиять. Уже Аристотель в своем небольшом научном труде описывает, как третья иерархия была вовлечена в сотворение цветов. Эти знания в течение столетий были утеряны. Благодаря тому, что цвет распространяется сквозь воздушный элемент, возникает жидкость или водный элемент. Это можно сравнить с процессом, в котором при определенных условиях давление является причиной возникновения противодействующего давления. «Рассматривая это космически, воздух является тенью света, возникающей на его пути, а вода -отражением, соответственно порождая цвет в созидании»[5].

Этот элемент мы можем найти у художников, писавших фрески по влажной штукатурке стены. Неподвижные спокойные водные пространства отражают взаимодействие цвета между землей и небесами. Художники-пейзажисты, по обыкновению, ищут богатые водой пространства ради этого фактора отражения. В частности, пейзажи Тернера являются не только примерами полотен, создающих богатую цветовую атмосферу, но и показывают нам, как создать определенное настроение, оптимальным образом используя воду, цвет и свет (и бумагу). Акварели Сезанна были поворотным пунктом в истории живописи. В противоположность образу природы, он определяет встречный образ, образ духа человека. Делая это, он положил начало новой фазе современного искусства. Впоследствии мы находим следующие слова, сказанные Клее: «У цвета есть Я... Я и цвет - едины». Первая абстрактная картина Кандинского была написана акварелью. Эта сияющая живая картина символизирует деятельность и обновленное устремление пережить цвет. Нольде, Кокошка и многие другие последовали за ним.

Штайнер по-новому переосмыслил значение фрески. Мы видим это в картинах здания первого Гетеанума. Основу картин составляла смесь пастоподобного белого казеина с воском и бальзама с бумажной целлюлозой. Эта масса наносилась в несколько слоев на пробковые плиты. Все это покрывалось прозрачным слоем. Рисовали на верхнем слое полужидкой бумаги. Так был развит новый вид техники фрески, свободный от форм и ограничений. Штайнер сделал так, что на огромных изогнутых поверхностях возникли три парящие формы. Образы фресок, расположенные на обширных поверхностях сводов, необычайно сильны и формы в них возникают из цвета. Для создания фресок были разработаны особенные растительные красители, требующие длительного, трудоемкого процесса изготовления путем растворения растительных пигментов в воде. Из-за того, что все строения были сожжены дотла, ни одна из этих работ, к сожалению, не сохранилась.

Начиная с 60-х годов, растительные красители производятся и применяются в большом масштабе. Поразительна интенсивность такого вида красок. Эти цвета хорошо сочетаются. Их использование возможно в окрашивании стен классных комнат — они позволяют родиться особым переживаниям (в сочетании с эфирными маслами они также становятся благотворными для обоняния). Все это благодаря тому, что акварельные краски позволяют добиться высокой степени чистоты цвета.

 

Техника мокрым по мокрому

Термин «мокрым по мокрому» несколько вводит в заблуждение. Мы не говорим о таком виде живописи, когда краски автоматически растекаются в разные стороны. Термин «жидким по влажному» подошел бы больше. После того, как бумага была увлажнена с двух сторон и расположена на белой доске ддя живописи, она разравнивается губкой до состояния матовой влажности. Те места, которые все еще блестят, нужно подсушить, а пузырьки воздуха исчезнут, если бумагу осторожно поднять и ровно опустить. После этого на плотно прилегающей к доске белой бумаге можно рисовать. Увлажненная основа дает возможность ученикам накладывать цвета прозрачно и с легкостью расширять цветовые области или даже убирать краску с бумаги при помощи отжатой кисточки. Воду на доске вокруг бумаги нужно убрать губкой. Когда рисунки закончены, их нужно медленно и ровно разложить на доске для высыхания.

 

Лессировка

Переживание «растворения» и «высыхания» ритмически повторяется при работе в технике лессировки и является причиной того, что эта техника, в частности, обеспечивает много новых ценных переживаний. Она построена на основе полученного опыта при работе «мокрым по мокрому». Занятия лессировкой могут начаться в 6 классе. Это, безусловно, зависит от реальных навыков данного класса. Предварительно требуется следующее: быть в состоянии дистанцировать себя от картины в течение работы с ней, быть в состоянии проникнуться настроением цветов, иметь способность управлять видом мазка и быть в состоянии справиться с текучестью накладываемой краски. Многие приобретают эти умения как бы автоматически. Послойный метод работы дополняет программу 7 класса.

Для начала необходимо найти определенный вид бумаги с прочной поверхностью. Бумага должна быть в состоянии выдерживать повторяющееся намокание и высыхание, не «раскисая» при этом. Она также должна впитывать достаточное количество краски, иначе рисование закончится после трех-четырех слоев. Бумагу увлажняют с двух сторон на водонепроницаемой деревянной или белой пластиковой доске. Вначале должна быть «отработана» бумага так как она имеет тенденцию растягиваться, что вы заметите, если намочите ее только с одной стороны - бумага после этого практически свернется внутрь (из-за того, что бумажное волокно растягивается с мокрой стороны). Затем губкой убираются излишки воды. Как только бумага разгладилась и плотно прилегает к доске, все ее стороны фиксируются при помощи бумажной клейкой ленты. Просохнув, бумага растягивается и готова к наложению первого тонкого слоя краски.

Лессировку можно делать различными способами. В любом случае всегда применимы следующие правила: в одном и том же месте наносить краску не больше одного движения кистью, иначе предыдущие слои будут удалены и исчезнут во время «намазывания». Краска перед работой сильно разводится - таким образом, что изначально цвета чуть видимы. Чем больше слоев вы наносите, тем больше усиливается цвет. В первоначальном едином пространстве постепенно проявляются детали. Так же, как и в живописи «по мокрому», хорошо начинать распространять цвет из одного места. Ведь в этом случае у нас нет необходимости предвидеть заранее, насколько большим будет пространство, заполненное этим цветом, или какую будет иметь со временем форму. По мере того, как краска уходит с кисти, позвольте краям пространства сойти на нет. Переход между цветами может быть сделан позже. Эта техника предоставляет ученикам огромную свободу, так как остаются открытыми все возможности, и форма может проявляться постепенно. В этой живописной технике вы можете упражняться настолько долго, насколько это возможно, как бы странно это ни звучало. Каждое мокрое пятно будет требовать больше терпения в высыхании - иначе могут раствориться другие слои. Следующее «золотое правило»: не рисуйте пространства, имеющие одинаковую форму, т.е. точно перекрывающие друг друга. При этом могут быстро возникнуть неподатливые формы, а, значит, сохранить подвижность в процессе будет гораздо сложнее.

Лессировка вызывает интенсивное переживание качеств цвета. Смешивая и накладывая друг на друга разные цвета, мы достигаем в живописи разнообразия цветовых нюансов. Возникает возможность «изучать» процесс рисования и возникновения формы. Очертания образов появляются из взаимодействия цветовых пространств. С каждым днем работа постепенно продвигается дальше. Этот важный процесс полон новых переживаний для учеников, так как он противоположен сравнительно быстрой работе в технике живописи «по мокрому». Лессировка дает возможность выстроить качества цвета, тесно связанные с процессами, происходящими в природе. В этом виде живописи ты воссоздаешь природу, вместо того, чтобы копировать ее. Этот внутренний процесс дает возможность избежать необходимости переживать внешнее. Результаты становятся видны лишь в самом конце.

Овладевая этой техникой, ученики встречают мир цвета по-новому. Те, которые хотят слишком быстро достичь результата, могут быть неприятно удивлены или же, тем не менее, сделать для себя неожиданное открытие, так как работая лессировкой, можно самому понять, в чем ее смысл. Это является исключительной возможностью узнать себя, что будет порой мучительно, а порой - невероятно увлекательно для тех, кто решится принять вызов.

 

Бумага, губка и основа

Существует много видов бумаги, но не так уж легко найти подходящий вид, как для живописи по мокрому, так и для лессировки. В обоих случаях бумага должна быть в состоянии впитывать большое количество жидкости. Поверхность ее не должна слишком быстро рваться или скатываться крошками. Кроме качества бумаги, также играет значительную роль и ее цена. На еженедельных уроках живописи с классом расходуется много материалов. Плотная газетная бумага обеспечивает хороший результат и вполне доступна по цене. Даже не белоснежная бумага будет вполне подходящим вариантом для еженедельных уроков живописи по мокрому. Так, например, для бумаги плотностью 80 и 100 г подходит даже намачивание с одной стороны. Для лессировки же необходим более плотный вид бумаги и, предпочтительно, совершенно белой. Это требование является необходимым, так как мы работаем со светом, проходящим сквозь красочные слои. Давайте всегда детям потрогать и ощутить бумагу кончиками своих пальцев (но, будьте внимательны: пальцы не должны быть жирными).

В более дорогой бумаге заметна разница между двумя сторонами листа. Мы всегда рисуем на более шершавой, фактурной стороне. Дети также могут почувствовать и вес бумаги. Каждый вид бумаги имеет свои возможности и ограничения. Пробуйте как можно больше, находите ответ из экспериментов, для какой возрастной группы какой из видов бумаги подходит наиболее. Одна из возможностей - сделать бумагу самим на уроках эпохи ремесел в 3 классе, что воспитает у детей другое отношение к материалам. Это можно в дальнейшем развивать и в старших классах.

Рекомендуется смачивать бумагу губкой из натурального материала. Различные их формы и плотность предоставляют дополнительные переживания в области чувств. Губки легко впитывают огромное количество воды и одна губка не похожа на другую. Можно также использовать синтетические мочалки, разрезанные по размеру руки маленького ребенка.

Доски для рисования должны быть белые, так как они также влияют на работу с цветом на бумаге.

 

Краски и кисти

В продаже имеется множество видов акварельных красок, включая Stockmar, Talens, Winsor&Newton и растительные красители, которые становятся более доступными. Опять-таки, выбор зависит как от вашего опыта, так и от качества и стоимости красок.

Важным является знание о том, как взаимодействуют первоначальные цвета (желтый, синий и красный), каковы они при смешивании и возможно ли нарисовать гармоничный цветовой круг, используя ассортимент красок определенной марки. В центре внимания оказывается работа с красками, яркостью, освещенностью, силой и насыщенностью. Окончательный выбор зависит от учителя, проверяющего то, что подходит для него, основываясь на своем опыте и реакции учеников. Важно готовить акварельные краски за день до урока для того, чтобы перед уроком еще раз размешать и разлить в стаканчики поменьше. Очень практично иметь небольшую деревянную планку с круглыми отверстиями, подходящими для стаканчиков, для того, чтобы, раздавая стаканчики, свести до минимума риск их перевернуть.

Предпочтительно использование широких кисточек размером 18-20 мм. Это способствует рисованию цветовыми плоскостями. Тонкие кисточки стимулируют к рисованию цветной линией, а не цветовой плоскостью. Для лессировки можно использовать кисточки даже более широкие. Ширина кисти также зависит и от формата бумаги. Ворс кисти должен легко вбирать воду и также легко отдавать ее. Слишком жесткая кисточка портит бумагу, а слишком мягкая - вбирает мало краски. Кисти лучше всего держать ворсом вниз. Рассказывая ученикам о происхождении древесины, ворса, о производстве кисточек, мы пробуждаем у учеников интерес к людям, которые их сделали и тем самым воспитываем аккуратное отношение к инструментам и материалам, а также уважение к учителю. Этим мы привносим правильное отношение к труду и настроение, соответствующее уроку живописи.

 

Книга 2

Дик Брюн

Аттие Лихтхарт

 

ЖИВОПИСЬ В ОБРАЗОВАНИИ

Опыт вальдорфской школы

Перевод с английского

Брюн Д., Лихтхарт А. Живопись в образовании. Опыт вальдорфской школы / Перевод с английского Е. Мезенцевой, Г. Волковой — К.: Изд-во «НАИРИ», 2006. — 200 с.

ISBN 966-8838-04-1

 

 

2. Детский сад, младшая и средняя школа ........................................................... 36

2.1. Введение ................................................................................................................. 36

2.2. Живопись в детском саду .................................................................................... 38

2.3. Живопись в 1 классе ...............................................................................................42

2.4. Живопись во 2 классе............................................................................................. 50

2.5. Живопись в 3 классе .............................................................................................. 56

2.6. Живопись в 4 классе .............................................................................................. 65

2.7. Живопись в 5 классе............................................................................................... 78

2.8. Живопись в 6 классе .............................................................................................. 88

2.9. Живопись в 7 классе ............................................................................................ 101

2.10. Живопись в 8 классе .......................................................................................... 104

2.11. Черно-белое рисование в 6, 7, 8 классах ........................................................ 109

2.12. Перспектива и сечения в 7 и 8 классах ............................................................ 114

 

 

ГЛАВА 2.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.