|
Минералы и техника лессировки
Новый учебный предмет и новая техника живописи вполне соответствуют требованиям учеников 6 класса. Они буквально «ныряют» в землю и открывают для себя минеральный мир, кристаллические формы, мир, в котором, несмотря на темноту, отражается свет, по-новому излучаясь сквозь камни. Камни таят связь с космосом, со звездами, сияющими с темных небес ночной порой. Минералы, принесенные в класс, воспринимаются с огромным удивлением: хрусталь, кварц всех цветов и форм. Можем мы это нарисовать? В упражнениях, сделанных в технике «мокрым по мокрому», можно выражать настроения, но для кристаллических форм они не особенно подходят из-за влажности этой техники.
«Ребята, сегодня мы прикрепляем к нашим доскам для рисования более плотную бумагу, чем обычно. Мы увлажняем ее с двух сторон и должны убедиться, что она хорошо и плотно прилегает к доске. Теперь мы берем четыре полоски клейкой бумажной ленты, смачиваем их с одной стороны и приклеиваем к бумаге, прикрепляя ее приблизительно на 1/3 ее ширины на бумагу и на 2/3 - к доске по периметру бумаги. Прижмите бумагу от центра к краям, сверху, снизу, справа и слева. А теперь нам нужно подождать до завтра».
На следующий день бумага хорошо и плотно прилегает. Бумага, которая высохла слишком быстро или не прилегала правильно, может частично отставать, так как процесс высыхания сильно сжимает и вытягивает ее. Если на бумаге есть жирные полосы, то, возможно, лента не приклеится хорошо. Чтобы избежать разочарований, будет полезным на всякий случай прикрепить несколько дополнительных листов бумаги, ведь все захотят тотчас же начать рисовать.
Чтобы сделать процесс лессировки четко видимым, мы выбираем сильно разведенный прусский синий. На клочке бумаги становится видимым синий туман. «Теперь нам надо выработать привычку рисовать как можно более сухо». «Как же мы можем это сделать, как рисовать «как можно суше» мокрой краской?» - по праву спросят ученики. «Опустите вашу широкую (предпочтительно 20 или шире) кисточку в краску и хорошо ее отожмите. Мы начинаем рисовать из одного из четырех углов. Начните рисовать на бумажной ленте, чтобы сразу увидеть, сколько краски на вашей кисти. И здесь есть самое важное правило: в лессировке на одном месте вы можете рисовать только один раз, иначе вы сотрете или растворите нижний слой. И тогда это снова превратится в живопись «мокрым по мокрому». Мы рисуем область с ровными границами. Но не так, как если бы мы рисовали дверь. Используйте небольшие мазки во всех направлениях. Сохраните это живым, рисуйте так, чтобы за областью образовывалась ровная граница. Но специально область пока не ограничивайте. Вот еще одно основополагающее правило: макайте кисточку лишь один раз для каждой области. Представьте, что вы только на полпути в рисовании одной области, но уже берете новую краску. - Всплеск, большая лужа посредине листа. Используйте всю краску на кисточке, рисуя каждую область. Теперь мы можем сделать области другими тремя цветами так, чтобы один цвет не перекрывал другие». Дети могут повторять много раз: «Это очень сложно - рисовать со всеми этими ограничениями». «Да, но это действительно выглядит хорошо», - может отвечать весь класс. «Вы можете начать рисовать новую область поверх прежней только тогда, когда бумага снова стала сухой, как кость. Будьте строги к себе и проверяйте это, глядя на лист под определенным углом. Блестит ли это место? И еще одна подсказка: будет чрезвычайно скучно, если вы будете рисовать поверх слоя такой же слой. Делайте так, чтобы каждый слой немного отличался!».
Когда дети уже знакомы с первоначальными этапами, они могут расширять пространства. Теперь с углов у нас есть области цвета с резкими краями и определенно очерченные. Контролировать количество воды на бумаге детям постепенно становится более сложно. Лишь небольшое белое пространство осталось в центре листа. Теперь мы можем свободно рисовать в центре. Нарисованная работа на этом этапе покрыта прозрачными пространствами. Создан прозрачный мир. Мы можем продолжать работать с этим каждый день, например, первые 30 минут главного урока. Если дети все еще работают слишком влажно, и процесс высыхания, следовательно, занимает больше времени, учитель может, тем временем, рассказать историю или сделать с детьми другую работу. После 4-5 слоев становится очевидным, что новый слой уже не сильно «контрастирует» с предыдущими. Значит, пришло уже время несколько увеличить интенсивность краски. Когда лист наполнен цветами, мы накладываем более темные области по краям для того, чтобы создать излучающий внутренний мир. Чем больше тьмы вокруг, тем сильнее внутри сияние света. Находясь в поиске в живописи, дети оставляют открытые пространства для прозрачных форм. Короткий взгляд на все работы производит впечатление, как будто столы покрыты неимоверными алмазами. Удивление возрастает, когда высохшие работы вырезаны острым ножом и расположены в белых паспарту. Грязная клейкая лента снята, цвета удивительно проявляются, минерал сияет. Этой технике нужно учиться шаг за шагом. Эта работа воистину испытывает терпение. Процесс рисования имеет общие черты с эпохой физики: вывод не приходит раньше следующего дня, в этом процессе необходимо пространство и время. Так ученики сталкиваются лицом к лицу с работой, выполненной в предыдущий день. Все слои стали единым целым. Итак, вы продолжаете. Наблюдая, отходя на расстояние, принимая решения и продвигаясь дальше. Есть люди, работающие быстро и сухо, и те, кто работает медленно и влажно. Ошибки на рисунке исчезают в процессе наложения последующих слоев, и это весьма обнадеживает. Для следующей работе в технике лессировки можно использовать большее количество цветов. Дети обнаружат, что это также увеличивает и степень сложности. Довольно странным образом желтый оказывается неудобным цветом для лессировки. Он слишком излучает и его легко можно наложить слишком интенсивно. Главное - неуловимое использование света. Дайте детям помыть их доски после того, как они отсоединили свои работы, нарисованные лессировкой. Каждый ребенок должен сразу же узнать, что липкая лента с легкостью отходит, если намочить ее большим количеством воды. Минут через десять после замачивания лента легко удаляется шпателем. В 6-7 классах и возможно даже в 8-м многие другие объекты можно нарисовать, используя эту технику: волны, водные формы, формы готических окон, кубические формы или формы зданий, каменные и холмистые образования, а также цветовые оттенки, соответственно воображению рисующего. Множество идей предлагают дети. Используя лессировку, они выясняют, что цвета становятся значительно сильнее при помощи этой техники, особенно, когда высыхают. Теперь становится возможным поработать над качеством цвета. Не все дети сделают этот шаг в начальной школе, но, выбрав со стороны учителя путь внимательного поощрения, дети смогут пройти этот длинный путь. В старшей школе, начиная с 10 класса, они смогут освоить эту технику снова, уже на новом уровне. Кроме лессировки, дети все еще делают много работ на мокрой бумаге.
Кроме драгоценных камней, обсуждается также и. формирование земли, особенно различные каменные образования: затвердевших и осадочных пород. Противоположность известняковых и гранитных гор можно с легкостью установить, исходя из цвета. Например, сталагмитовые пещеры демонстрируют многие цвета на белом известняке. Подобный текст может служить источником вдохновения для детей:
В подземных коридорах,
Что ведут к хранилищам,
Беспрерывный звук
Журчания реки.
Моего недавно зажженного факела
Капризная тень приводит многих.
Отражаясь в воде
Таинственным способом.
Только теперь я вижу мир,
В котором я собираюсь быть.
Так много цветов будут
Встречать меня, излучаясь так,
Как будто радуга
Всегда сияет здесь.
Я потрясен.
Кто бы мог предположить,
Что столь глубоко в земле
Скрыты тайны,
Раскрывающиеся только тогда,
Когда вокруг них сияет свет?
Вулканы с их пламенными цветами, которые соединены с черно-индиговым или ледяным сине-зеленым цветом медленно перемещающихся ледников вечных снегов, - темы уроков живописи, которые не оставят равнодушными ученика 6 класса.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|