|
Базовое упражнение 6 для учителей
Шестое базовое упражнение, которое мы хотели бы предложить, входит в двухчастный пример, предложенный Рудольфом Штайнером на лекции в Оксфорде 22 августа 1922 года[11]. Для начала нам необходимо точно представить контекст. Лекция касается долгосрочных отношений учитель-ученик и того, как художественный педагогический процесс посредством работы с темпераментами и природой ребенка (более направленный к голове или же к метаболизму, к конечностям) ведет к постижению индивидуальности ребенка.
В таком предмете, как живопись, это будет означать, например, что учитель не требует от учеников рисовать в точности определенную композицию, но поощряет ребенка в концентрировании цветов от желтого до сиреневого, располагая их друг возле друга, смешивая. Здесь мы имеем дело с ребенком, у которого впечатление «застревают в голове».
Второе упражнение дает подход к ребенку, у которого все впечатления выплескиваются непосредственно из головы в остальной организм, такими, какими они есть. В этом случае цвета более смешаны и в мазках кисти используется элемент рисунка: движения направлены из центра между фиолетовым и желтым так, как будто фиолетовый утекает, растворяется или выдувается наружу. Цвета отходят, и важным элементом становится линия. Рисование акварелью с водой, согласно Рудольфу Штайнеру, в этом упражнении является посредником в работе с ребенком. Продолжая примером того, как нужно подходить к двум детям различного склада на уроке физкультуры, давая им различные задания, он не только обращается к работе классного учителя, преподающего все предметы, а, значит, может оптимально вовлечь их в художественный педагогический процесс, но также дает пример того, как индивидуализировать задание. Каждый ребенок выполняет его самостоятельно. «Возникает подобная форма, которая начинает сиять внутри себя». Ее можно охарактеризовать как «становление меланхолии в голове». Выдувание формы используется в утекании того, что было выучено головой, словно через решето. В поступках ребенка более подчеркивается движение и линия. Таким образом, мы в педагогическом процессе соединяем сущность ребенка, и творчески окрашиваем, придаем форму и направление на основе наших наблюдений ребенка в течение других уроков.
Далее приводятся слова Штайнера из серии лекций в Оксфорде. Так можно начать первое упражнение с желтого-синего-красного (фиолетового/сиреневого), пока цвета еще лишь соседствуют друг с другом. Во втором упражнении мы используем желтый-синий-красный снова один рядом с другим и соответственно позволяем синему, фиолетовому выдуваться наружу длинными мазками кисти. То же самое делаем и с красным.
«Очень важно, чтобы общение между учителем и учеником постоянно протекало в атмосфере искусства. Тогда учитель в нужный момент интуитивно, почти инстинктивно, найдет что сделать или сказать такому-то ребенку индивидуально.
Предположим, нам встретились затруднения по отношению к определенному ребенку. Мы замечаем следующее: впечатления, которые он от нас получает, образы, которые мы хотим в нем пробудить, мысли, которые мы хотим ему объяснить, — все это вызывает в его нервно-мозговой системе чрезмерное возбуждение; это мешает полученным впечатлениям переходить от головы к другим элементам организма. Можно сказать, что физическая организация головы стала у него частично меланхолической, отяжеленной. Ему трудно переводить из головы в другие части телесной организации то, что он видит, ощущает, что производит на него то или иное впечатление. Как будто все, что он узнает, остается блокированным в голове.
Учитель, обладающий художественным чутьем, инстинктивно обратится к искусству, чтобы внести в обучение такого ребенка нечто, что поможет ему преодолеть эту трудность. Если бы мне пришлось обучать такого ребенка, я пользовался бы живописью и красками для него совсем иначе, чем для детей другого типа. Именно потому, что крайне важно использовать краски для помощи детям в их гармоническом развитии, в вальдорфской школе им очень рано дают в руки краски. Я уже говорил о живописи в принципе; посмотрим теперь, как краски могут помочь нам в индивидуальном подходе к ребенку. Это достижимо тем легче, что ребенок по своей природе активен.
Возьмем ребенка того типа, о котором я сейчас говорил. Если мое общение с ним протекает под знаком искусства, то на уроке живописи под моим руководством он нарисует на своем листочке совершенно свободную, личную композицию.
Например, может получиться нечто подобное:
Вы видите здесь желтое пятно, рядом — зеленое, немного подальше — оранжевое, ибо мы должны позаботиться о гармоническом сочетании цветов; затем идет переходный, розовато-лиловый цвет, и все это заключено в нечто вроде синего круга.
Возьмем теперь другого ребенка: у него мысли и впечатления совсем не блокируются в голове, они свободно изливаются в другие элементы организма, как через сито. Вы неспособны задерживать впечатления в голове; все у него течет, ниспадает. Мы понимаем, что у этого ребенка циркулярная ритмическая система как бы всосала в себя весь остальной организм.
В этом случае учитель, руководствуясь художественным инстинктом, интуицией, постарается повести ребенка в другом направлении. И тому захочется изобразить на своем листочке нечто в таком, например, роде (показывает рисунок): очень мало кривых или округленных линий, заметна тенденция краской, цветом давать форму, линии; не так четко различаются между собой краски. Он рисует кисточкой, и краски — более расплывчаты, не так контрастны, как вы это видели на первом рисунке.
красный
фиолетовый зеленый
желтый
красный
фиолетовый
И если вы дадите детям настоящие жидкие краски, а не эти отвратительные школьные карандаши, то вы получите превосходные результаты от того, что дети в своем внутреннем душевном опыте почувствовали, что дает чистый цвет, с одной стороны, и цвет, принявший форму, — с другой».
Нет прямых указаний на возраст, но во взгляде на другие обсуждаемые предметы в этой лекции и, принимая во внимание необходимые для выполнения этого упражнения навыки, «технически» мы можем установить, что речь идет о возрасте детей 2-4 классов. Могут ли и как часто упражнения быть повторены, не упоминается, а значит, это зависит от выбора педагога, который знает этих детей. Такие педагогические и терапевтические руководства Штайнер не так уж и часто давал касательно живописи. Вот почему учителю важно знать и пережить это для совершения новых открытий.
ЖИВОПИСЬ В 4 КЛАССЕ
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|