Формы и методы дипломатической службы
1) переговоры (когда есть позиция, каждая страна высказывается; длительные, многоэтапные)
2) консультации (выяснение позиций противоположной стороны)
3) встречи (короткие)
4) беседы (обмен информацией, больше с одной стороны, обычно об одной проблеме, назначенные заранее)
5) визиты (официальные, частные)
6) участие в конференциях, форумах, круглых столах
7) заключение соглашений и договоров
8) дипломатическая переписка (личная, вербальная ноты, меморандум, памятная записка)
Информация должна быть: правдивой, соответствовать событиям; своевременной; регулярной; полной; информативной.
Дипломатический протокол
Дипломатический протокол(от греческого protokollon (protos — первый, kolla — клеить) — совокупность общепринятых правил, традиций и условностей, соблюдаемых правительствами, ведомствами иностранных дел, дипломатическими представительствами, официальными лицами в международном общении.
Дипломатический протокол – это совокупность общепринятых правил, традиций и условности, соблюдаемых правительствами, ведомствами МИД, дипломатическими представительствами и официальными лицами в международном общении. При соблюдении этих требований протекает вся дипломатическая жизнь. Нужно всегда их соблюдать. Протокол – категория историческая.
В средние века под термином «протокол» понимались правила оформления документов и ведения архивов.
История отмечает, что при царствовании Ивана Грозного в 1561 году был создан Посольский приказ.
Выход Российского государства на международную арену потребовал дальнейшей разработки норм дипломатического протокола. Царь Петр I, «прорубая окно в Европу», среди многих великих дел — изменение структуры государственного аппарата, строительство флота и формирование регулярной армии, создание дипломатической службы — заложил своими указами и новые нормы дипломатического протокола и этикета.
Позже слово «протокол» стало употребляться применительно к дипломатии и дипломатической службе. Расширялось и его содержание: помимо правил оформления дипломатических документов к дипломатическому протоколу стали относить вопросы этикета и церемониала. И теперь, дипломатический протокол из года в год претерпевает изменения под воздействием политических причин, достижений науки, техники и факторов международной жизни.
Дипломатический протокол включает в себя этикет и церемониал:
· Этикет - совокупность правил, поведение дипломатов и других официальных лиц в ходе различных дипломатических мероприятий (переговоры, визиты, приемы). Включает в себя нормы и обычаи, связанные с культурой поведения, культурой быта, общения и.т.д.
· Церемониал - установленный порядок проведения торжественного официального акта (встречи глав государств и т. п.).
В дипломатическом протоколе приёмы делятся на дневные и вечерние, приемы с рассадкой и без рассадки за столом, с супругами и без них. Сегодня наиболее широкое распространение получили следующие виды приемов: завтрак, обед, ужин, обед-буфет (шведский стол), а также приемы типа фуршет и коктейль.
Визиты
Все визиты делятся на: протокольные и для поддержания контактов и деловые.
Протокольные визиты наносят как главы дипломатических представительств, так и все остальные дипломатические работники, а также их жены. Формально считается, что в ходе протокольных визитов не обсуждаются конкретные деловые вопросы. Он длится около 20 минут.
Во время протокольных визитов дипломатов, должностных лиц, при убытии на родину посла от имени дипломатического корпуса в стране пребывания, в период пребывания военных делегаций, визитов военных кораблейпрактикуется вручение памятных сувениров (подарков) в дипломатической службе.
Для выполнения многочисленных функций дипломатического протокола во всех странах создаются специальные службы. Структура этих служб может быть различной.
Сегодня в мире сложились две такие системы:
1.Децентрализованная или распределенная. По этой системе протокольные подразделения присутствуют в разных государственных институтах на разных уровнях власти и государственного управления. Это самая распространённая система (США, Великобритания, ФРГ, Япония).
2. Централизованная система, в соответствии с которой в стране создается основной координирующий орган, который проводит единую государственную политику в протокольном обеспечении международных контактов должностных лиц различного уровня. Примерами этой системы могут служить протокольные службы Франции и Италии.
Департамент государственного протокола МИД РФ
18 декабря 1991 года - Указ № 291 Президента Б. Н. Ельцина о внешнеполитической службе РСФСР. В Указе говорилось: «Создать Службу Государственного Протокола, обеспечивающую единую протокольную практику в РСФСР».
Управление Государственного Протокола МИД СССР было преобразовано в Службу, а затем в Департамент Государственного протокола МИД России. Департамент государственного протокола Министерства иностранных дел РФ выступает в Российской Федерации в качестве единого государственного протокола.
Консульское право
КУ - консульские учреждения
КП - консульское право
Консульская служба(КС) - неотъемлемая часть российской дипломатической службы. Призвана обеспечить в рамках своих задач и функций защиту прав и интересов гос-ва, его юридических и физических лиц.
КУ - гос орган внешних сношений, осуществляющий в пределах соответствующего консульского округа на территории гос-ва пребывания консульские функции от имени своего гос-ва.
Департамент КС - функциональное структурное подразделение МИД РФ. Департамент направляет и координирует деятельность КУ.
Консульское право регулирует международно-правовой статус КУ и их персонала. Оно определяет статус, функции, полномочия, формы и методы работы КУ и их персонала. При этом международные обычаи до сих пор являются одним из источников КП, активно способствуя регулированию связей между государствами.
КУ осуществляют свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента страны, Положением о Министерстве ин дел РФ, Положением о Посольстве+о консульском учреждении РФ, Положением о Постонном представительстве РФ при международной организации, постановлениями и распоряжениями Прав-ва России, нормативными актами МИД РФ, а также соответствующими международными договорами и конценциями. Все это с учетом законодательства и обычаев страны пребывания.
Правовой статус загранпредставительств определяется системой международно-правовых ном, определяющих положение, функции и права КУ гос-ва. Включает в себя правовые нормы (источники: рос зак-во, международные договоры и обычаи).
Статус формировался на протяжении многих веков. Консульские отношения зародились и начали складываться в древние времена, причем намного раньше, чем дипломатические. До начала 20-го века регулировались преимущественно на основе обычая. Возникновение консульских структур диктовалось потребностями развития торговли и мореплавания. В конце 3 в до н э в Греции, а затем и в ДР, появился ин-тут иностранных проксенов и преторов, занимавшихся улаживанием спорных вопросов с иностранцами. Именно от римлян пошло название консульской службы - consules - люди совета.
В 15-16 вв стали образовываться дип представительства, сохранялись и совершенствовались консульства. Первые консульские уставы, заключение договоров и конвенций по консульским вопросам. Первая консульская конвенци - 1769 - Франция-Испания. Затем появились первые многосторонние конвенции: Каракасская - 1911, Гаванская - 1928, на основе которых+многолетняя консульская практика был разработан фундаментальный документ - Венская Конвенция о консульских сношениях 1963 года.
Консульская служба как неотъемлимая часть российской дип службы призвана обеспечить в рамках своих функций и задач защиту прав и интересов гос-ва, его юридических и физических лиц в отношениях с ин гос-вами, их ведомствами, организациями и частными лицами. Сохраняя функционально самостоятельный хар-р, консульские отношения между гос-вами являются составной частью дип отношений. Ин-тут консульской службы играет важную роль в обеспечении международных, межгос и внешнеэконом связей. Консульское право непосредственно связано с правом дипломатическим и является особой отраслью международного публичного и частного права. С учетом происшедших после распада СССР изменений в сфере международных отношений, когда в них включились дополнительно тысячи юридических и физических лиц, когда существенно возросла международная экономическая и политическая активность субъектов Российской Федерации и идет широкий процесс врастания России в международные структуры и рыночные отношения, значение консульской службы и ее учреждений объективно возрастает.
Ныне российская консульская служба имеет 209 загранучреждений в 138 странах мира. Они обеспечивают консульское обслуживание внешних связей РФ, содействуют расширению экономических, торговых, гуманитарно-культурных, научно-технических и туристических связей, развитию дружественных отношений с иностранными государствами.
Основным многосторонним нормативным актом, определяющим консульские отношения, является Венская Конвенция о консульских сношениях 1963 г.(поскольку консульские функции выполняются также дипломатическими представительствами, в качестве нормативного акта их регулирующего в определенной мере выступает Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.). Венская Конвенция 1963 г. регламентирует порядок установления консульских отношений и создания консульских учреждений, определяет основные консульские функции, привилегии и иммунитеты консульств и персонала, формы и методы их работы. Венская Конвенция не ограничивает прав ее участников в отношении других международных соглашений по консульским вопросам, не препятствует им заключать новые конвенции и соглашения, дополняющие и конкретизирующие ее положения.
В качестве примера можно назвать многосторонние договоры между странами СНГ, Европейскую конвенцию о консульских функциях, Шенгенское соглашение о контроле лиц, пересекающих внешние границы ряда стран — членов Европейского Союза, а также действующий Консульский Устав в редакции 1976 г. (новый Устав находится в стадии разработки).
Правовое регулирование деятельности консульских учреждений осуществляется в соответствии с национальным законодательством: Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, в частности Положением о Министерстве иностранных дел Российской Федерации, Положением о Посольстве Российской Федерации, Положением о консульском учреждении Российской Федерации, нормативными актами и указаниями МИД России, а также многосторонними и двусторонними конвенциями и соглашениями, учитывая законы, правила и обычаи государства пребывания. Все эти нормы в совокупности представляют собой консульское право, регулирующее статус, функции и полномочия консульских учреждений и их персонала.
Являясь составляющей частью государственной службы в целом, консульская служба руководствуется также принципами и нормами Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» и другими законодательными актами, определяющими функционирование органов государственной власти. В этом контексте на нее возлагаются задачи активного участия в обеспечении реализации Концепции внешней политики Российской Федерации, в том числе таких ее установок, как «защита интересов личности, общества и государства», «всесторонняя защита прав и интересов российских граждан и соотечественников за рубежом», «содействие развитию национальной экономики путем широкого включения России в систему мирохозяйственных связей» на основе международного права и действующих международных соглашений.
Особо следует остановиться на утвержденном 5 ноября 1998 г. Указом Президента Российской Федерации № 1330 «Положении о консульском учреждении Российской Федерации». Согласно этому нормативному акту, российское консульское учреждение — это государственный орган внешних сношений Российской Федерации, осуществляющий в пределах соответствующего консульского округа на территории государства пребывания консульские функции от имени Российской Федерации. Консульское учреждение открывается по решению Правительства Российской Федерации на основании международного договора Российской Федерации с соответствующим иностранным государством.
Консульские учреждения входят в систему МИД России и подчинены главам российских дипломатических представительств в соответствующих государствах пребывания. В Положении подробно сформулированы задачи и функции консульских загранучреждений. Главные из них:
· защита в государстве пребывания прав и интересов Российской Федерации, граждан Российской Федерации и российских юридических лиц;
· содействие развитию торговых, экономических, культурных и научных связей с государством пребывания, установление с ним дружеских отношений;
· распространение в консульском округе официальной информации о внешней и внутренней политике России, ее социально-экономической, культурной и духовной жизни;
· осуществление паспортно-визового обслуживания в соответствии с законодательством Российской Федерации;
· оказание содействия гражданам Российской Федерации, находящимся в пределах консульского округа, в реализации их избирательных прав и права на участие в референдуме;
· осуществление нотариальных действий, регистрации актов гражданского состояния, функций по вопросам гражданства, установления опеки и попечительства, легализации документов, решение проблем, касающихся наследства;
· представительство граждан России в судебных и иных учреждениях страны пребывания;
· принятие мер по учету, обеспечению, сохранению, благоустройству российских воинских и гражданских захоронений, установленных на них памятников, памятных знаков и мемориальных сооружений в пределах консульского округа;
· формирование банков данных по законодательству государства пребывания и фирмам государства пребывания, заинтересованным в сотрудничестве с российскими партнерами, оказание на платной основе информационно-консультационных услуг, не запрещенных законодательством государства пребывания;
· содействие установлению и развитию связей с соотечественниками, проживающими в пределах консульского округа;
· участие в подготовке и обеспечении межгосударственных обменов и визитов официальных делегаций.
В настоящее время Россия как правопреемник бывшего Советского Союза продолжает осуществлять права и выполнять обязательства, вытекающие из международных договоров, в том числе и по консульским вопросам. Консульские конвенции и договоры имеются с 78 странами. Кроме того, с этими странами подписано свыше 300 договоров и соглашений по конкретным вопросам консульских отношений.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|