Сделай Сам Свою Работу на 5

Государственное служебное и протокольное старшинство





 

Основа всякого организованного общества – его иерархия, понятное всем и всеми признаваемое старшинство – социальное, управленческое, профессиональное и т.д.Старшинство – суть протокольной практики. Характер церемониалов официальных мероприятий, их этикетное наполнение отражают сложившуюся в государстве иерархию.

Иерархия человеческих отношений древнее института государства. В первобытном стаде людей старшинство основывалось на аргументе силы (вожак, свой, чужой). С эволюцией человечества к родоплеменным отношениям, эта иерархия усложняется. Аргумент силы, подтверждающий право на то или иное место в первобытном обществе, дополняется традицией (старейшина, вождь, отец, мать, старшие, младшие, свои, чужие). Несомненно, у наших первобытных предков существовали и определенные ритуалы, обряды, формально закреплявшие такое старшинство.

Дальнейшее социальное структурирование общества, возникновение ранних государственных образований (Древний Египет, Ассирия, Персия) порождают институт государственной власти. Основным критерием старшинства становится обладание властью. Протокольная практика в это время направляется на укрепление сложившихся общественных отношений: культа царя, привилегий знати, особого положения воинов, зависимости крестьян и ремесленников, бесправия рабов.



Пример жесткой иерархизированности представляет собой и средневековое общество Западной Европы, состоявшее, как тогда было принято говорить, из «молящихся, воюющих и работающих». В то суровое время считалось, что воин лучше пахаря. К XI веку класс феодалов за счет незнатных воинов (рыцарей) сложился в особое сословие – рыцарство. Рыцари, считавшие себя «цветом мира», создали свой образ жизни, свой кодекс морали и поведения, позволившие им отделиться от простолюдинов. Внутри самого феодального класса складывается строгая иерархия вассальной зависимости. Публичная жизнь монарших дворов организуется таким образом, чтобы возвеличить царствующую особу в глазах подданных, подчеркнуть ее богоизбранность, утвердить придворную иерархию. Поскольку абсолютной прерогативой монархов были также и внешние сношения, эта инструментальная роль придворного этикета имела крайне важное значение и во внешней политике государства.



Стоит отметить, что дворянский этикет раннего средневековья с его обостренным понятием чести, отстаиваемой, как правило, на дуэлях, строгой внутрисословной иерархией, церемониальностью и предупредительностью лег в основу дипломатического этикета. Ведь кадры дипломатов рекрутировались из представителей именно этого сословия.

Нормы придворного этикета в средневековье имели силу закона. Их нарушение расценивалось как преступление. Такая суровость может быть объяснена тем, что протокольно-этикетная дисциплина служила своеобразным способом самосохранения высшего сословия, которое не было многочисленным. Этикетные правила играли роль особой знаковой системы, позволявшей отличать людей «своего круга» от всех прочих. Передаваясь на протяжении столетий от поколения к поколению, нормы этикета закрепляли существующую сословную иерархию на уровне повседневных форм поведения.

Последующая демократизация общественной жизни упразднила сословность этикета, одновременно внеся в него новую систему ценностей и добродетелей. В ее основе – признание равенства людей разных социальных статусов перед требованиями общественных приличий, практичность и не догматичность. Единственная протокольная привилегия представителей современной элиты – их места в рамках официальных мероприятий и церемониалов, уровень почетности которых зависит от положения должностного лица в протокольной иерархии.

Старшинство официальных лиц страны определяется, прежде всего, ее конституцией. Поэтому в список служебного старшинства, возглавляемый главой государства, в определенном порядке входят главы правительства и парламента (палат парламента), высшие судьи, губернаторы, министры, другие высокопоставленные чиновники – т.е. действующая административная элита.



Протокольная иерархия, однако, шире и сложнее служебной, она не ограничивается только кругом названных лиц. Ведь в числе почетных гостей официальных мероприятий могут быть и бывшие члены парламента, и правительства, а также представители церкви, деятели науки и культуры, руководители общественных организаций и др. Определить их старшинство бывает не менее важно, и при этом порой гораздо сложнее.

Кроме того, критерии протокольного старшинства во многом зависят от национально-культурных традиций страны. Так, например, действующая ныне система старшинства Англии определяется в первую очередь родством с сувереном, высоким положением в церкви, принадлежностью к дворянской знати, наличием королевских наград. Фактический же глава государства – премьер-министр – занимает в списке малопочетное 12-е место. (Еще одно подтверждение тому, что протокол, в известной мере, – дань условностям.) Значение протокольных привилегий, оказываемых государственным чиновникам Англии, в т.ч. дипломатам, умаляется еще и тем, что они не пожизненны и утрачиваются с уходом на пенсию. По этой причине на протяжении всей карьеры государственные клерки стремятся «накопить» побольше орденов. Только благодаря им они навсегда вносятся в список лиц «приближенных к королю», сохраняя таким образом престиж в высших слоях общества и право на соответствующее титулование. Сложность критериев старшинства вообще характерна для современных монархий.

Обычно прагматично сдержанно относящиеся к протокольным формальностям американцы также не пренебрегают проблемой иерархии. Более того, в США существует достаточно разветвленная система отвечающих за соблюдение иерархии структур, одним из принципов работы которых является максимальная открытость. На государственном уровне – это Служба по проведению церемоний протокольного отдела Государственного департамента. Ежегодно ею издается так называемая «Зеленая книга». В ней собраны сведения обо всех должностных лицах, их званиях или рангах, месте в протокольной иерархии и даже о том, как, когда и где к ним можно обратиться. Кстати, «Зеленую книгу» нетрудно найти в любой библиотеке страны. Соответствующими инструкциями оговорены протокольные преимущества при проведении мероприятий в домах американцев и в зарубежных посольствах в Вашингтоне, протокольные права чиновников, ушедших в отставку, место в протокольной иерархии жен и мужей, а также вдов должностных лиц и т.д.

На уровне штатов и местных органов власти этим вопросом ведают специальные чиновники в канцеляриях губернаторов штатов, или мэров в местных муниципалитетах. Более того, любой начальник гарнизона, командир военно-морской или авиационной базы имеет в своем штате офицера, владеющего информацией о тонкостях воинской иерархии и протокола, подробно расписанных в специальных уставах. Телефоны этих лиц при необходимости можно найти в любой телефонной или адресной книге.

Соответствующие службы имеет и церковь.

Таким образом, общий список протокольного старшинства США включает всю управленческую, военную, конфессиональную, культурную элиты страны.

Во Франции официальное старшинство распространяется лишь на действующих государственных чиновников. При этом президентским декретом протокольной службе предоставлено право самостоятельно определять старшинство для лиц, не входящих в административную иерархию. Такой подход компенсируется жесткой централизацией национальной протокольной службы, обладающей полной монополией в области обеспечения государственного протокола (более подробно об этом – в следующей главе).

Как правило, в протокольной иерархии каждой страны предполагается коллективное почетное место дипломатического корпуса при его присутствии на официальных мероприятиях. В международной практике обычно соблюдается правило, согласно которому в старшинстве иностранные послы следуют за главой государства, поскольку при нем они аккредитованы. Однако из вежливости главы дипломатических представительств (так обычно утверждается в учебниках по дипломатической практике) добровольно уступают свое почетное место премьер-министру и министру иностранных дел. На самом деле международная практика гораздо разнообразнее. В США, например, преимущество перед послами имеют Спикер Палаты представителей, а также Председатель Верховного суда. В Великобритании главы диппредставительств первого класса следуют по старшинству за семью сановниками, занимающими высокие государственные посты, выше которых – сам суверен и близкие члены королевской семьи. В России же иностранные послы занимают 20-е место в официальном списке протокольного старшинства.

Более универсальна международная практика в определении протокольного старшинства жен и мужей должностных лиц. Они, независимо от присутствия на официальных мероприятиях их супругов, пользуются равными с ними правами. Как правило, вдовы должностных лиц получают приоритет.

Поскольку, как уже отмечалось, протокольная иерархия не всегда совпадает со служебной, в национальной практике многих стран сегодня общеприняты утвержденные главой государства списки протокольного старшинства, являющиеся, как правило, приложением к основным положениям государственного протокола. Нормативный характер этого документа позволяет избежать неловких ситуаций среди участников официальных мероприятий, предупредить обиды и уязвленное самолюбие.

После распада СССР страны СНГ, обретя суверенитет, также вынуждены были определиться в протокольной иерархии национальных элит. Прежняя, советская система старшинства представляла собой партийную иерархическую пирамиду. Ее вершину составляли члены политбюро. Хотя их список приводился в алфавитном порядке (за исключением генерального секретаря), истинное старшинство (степень влиятельности) внутри этой группы лиц было окружено определенным ореолом таинственности. Общественность порой угадывала его по очередности подписавших официальные некрологи. Далее следовали кандидаты в члены политбюро, члены центрального комитета. Даже в определении протокольного старшинства представителей творческой элиты (руководителей союзов писателей, музыкантов, художников) превалировал партийный принцип. Место в государственной системе власти играло второстепенную роль. Такой же подход сохранялся в системе официального старшинства на уровне союзных и автономных республик, областей, районов.

Потеря КПСС монополии на власть в постсоветских республиках изменила принцип формирования протокольной иерархии. Ее критерием, как и в большинстве европейских стран, сегодня является положение в системе государственной власти. При этом в некоторых странах в список официального старшинства включаются лишь действующие высшие государственные чиновники. Этой практики, следуя примеру Франции, придерживается Казахстан. В России же, как и в США, разработан достаточно подробный список старшинства, охватывающий, помимо должностных лиц государства, руководителей религиозных конфессий, общественных деятелей, представителей науки и культуры и т.д. Эти списки, как принято в международной практике, утверждены главами государств (президентскими указами).

Культура публичного общения не является прерогативой высших чиновников. Как уже отмечалось, в любом провинциальном городе Европы или Америки в соблюдении протокольной иерархии местная общественность видит основу сохранения традиционного уклада и порядка. Регулируемая парторганами, советская протокольная иерархия на местном уровне отвергнута временем. Жизнь, однако, требует, чтобы и при новой общественно-политической ситуации была внесена определенность в практику официальных мероприятий. Этому способствовала бы выработка понятных критериев протокольного старшинства с учетом современных реальностей в каждой области, городе, районе, в больших трудовых коллективах.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. На чем основываются правила дипломатического протокола?

2. Приведите примеры становления в России дипломатического протокола.

3. В соответствии с какими правилами определяется поведение дипломатов в стране пребывания?

4. Какими документами определялись основы международной протокольной практики до 1961 г.?

5. Режимы пребывания иностранных граждан.

6. Функции консульских учреждений.

7. Какими документами определяется старшинство должностных лиц государства?

8. Критерий старшинства глав дипломатических представителей (посла).

9. Назовите классы глав дипломатических представительств.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.