Протокол многосторонней дипломатии
В международных отношениях принято выделять две формы многосторонней дипломатии: участие государств в специально созываемых конференциях (совещаниях, конгрессах, встречах, переговорах) и сессионную работу международных организаций.
Протокольные традиции многосторонней дипломатии накапливались вначале в рамках ее первой формы. Значительное влияние на них оказал опыт проведения церковных, так называемых Вселенских соборов (XII–XIV вв.). На них ставились и разрешались вопросы старшинства, порядка голосования, выборов и т.д. По образцу церковных соборов позже проводились светские конгрессы глав государств, на которых неизбежно возникали те же протокольные проблемы.
Масштабы многосторонней дипломатии значительно расширились с появлением международных организаций и особенно с образованием ООН и ее многочисленных органов и специализированных учреждений. Будучи универсальной международной организацией, ООН является своего рода примером организационно-протокольного обеспечения деятельности для иных международных организаций.
5.7.1. Протокольное обеспечение деятельности ООН
Единого официального свода основных положений протокольной практики в ООН нет. Они отражены в Уставе и правилах процедуры этой организации, а также в решениях и распоряжениях по отдельным протокольным случаям. За единообразное применение правил дипломатического протокола ООН отвечает специальная протокольная служба, структурно входящая в канцелярию Генерального секретаря ООН.
В обязанности службы входит: оформление приема новых стран в члены ООН; организация вручения полномочий новыми постоянными представителями Генеральному секретарю ООН; решение всех вопросов, связанных с пребыванием постоянных представительств в Нью-Йорке (регистрация документов, обеспечение привилегий и иммунитетов, посредничество в отношениях с официальными властями США); встреча высокопоставленных гостей и обеспечение их пребывания в штаб-квартире Организации и в США; поддержание порядка старшинства при размещении делегаций; поднятие государственных флагов и др.
Рассмотрим некоторые положения протокольной практики ООН.
Прием новых стран в Организацию Объединенных Нацийпосле предварительных письменных согласований происходит согласно уставу ООН в начале очередной сессии Генеральной Ассамблеи. После соответствующего голосования руководитель протокольной службы ООН проводит делегацию принятого государства к ее месту в зале заседаний. На следующий день в ознаменование вступления флаг государства – нового члена Организации поднимается на флагштоке перед штаб-квартирой ООН рядом с флагами других государств. В церемонии принимают участие должностные лица сессии, Генеральный секретарь ООН, главы делегаций на сессии. От имени Генерального секретаря в этот день организуется прием.
Вступление в должность постоянного представителя страны – члена ООН.На назначение постоянного представителя при ООН, в отличие от назначения посла, агреман не запрашивается. По прибытии в Нью-Йорк постоянный представитель наносит визит шефу протокольной службы, в ходе которого вручает копии своих полномочий и согласовывает дату, время и порядок вручения полномочий Генеральному секретарю ООН. В назначенный день постоянный представитель прибывает в здание ООН и в сопровождении сотрудника протокола поднимается на 38-й этаж, где в специальном зале проходит вручение полномочий Генеральному секретарю. Церемонию вручения полномочий запечатлевают фотографы ООН; памятные фотографии затем передаются в постоянное представительство.
Обмен речами, как это принято при вручении верительных грамот послами главам государств, не практикуется. Стороны ограничиваются краткими взаимными приветствиями и выражением надежд на плодотворное сотрудничество. Поэтому церемония занимает не более 2–3 минут. По ее окончании подается шампанское (сок) и между новым постоянным представителем и Генеральным секретарем проходит короткая беседа, в которой обычно участвует начальник кабинета Генерального секретаря или его специальный помощник, а также один из заместителей Генерального секретаря из данной страны или региона.
В этот же день протокольная служба ООН рассылает меморандум всем заместителям и помощникам генерального секретаря о вручении полномочий новым постоянным представителем.
В свою очередь постоянный представитель личной нотой информирует коллег – постоянных представителей стран – членов ООН о своем вручении полномочий Генеральному секретарю ООН.
Встреча высокопоставленных гостей ООН.Программы визита в ООН главы государства, правительства, министра иностранных дел разрабатываются протокольной службой ООН в тесном контакте с постоянным представителем страны-гостя и утверждается Генеральным секретарем ООН.
В аэропорту главу государства (правительства) у трапа самолета встречает от имени Генерального секретаря начальник протокольной службы ООН. При встрече присутствует также представитель страны-гостя в ООН и представитель протокола Государственного департамента США. Сам Генеральный секретарь согласно сложившейся практике высоких гостей на аэродроме не встречает и не провожает. Он приветствует гостя у главного входа в здание Секретариата ООН (с супругой, если гость прибывает с супругой). Для встречи главы государства выстраивается почетный караул из офицеров службы безопасности ООН, поднимаются государственные флаги страны-гостя и ООН (исполнение гимна не предусмотрено; ООН, как известно, своего гимна не имеет). В сопровождении начальника протокола гость и Генеральный секретарь специальным лифтом поднимаются на 38-й этаж в кабинет Генерального секретаря для беседы.
В честь высокого гостя Генеральный секретарь устраивает обед или завтрак. На приеме обычно присутствуют высокопоставленные сотрудники ООН, находящиеся в Нью-Йорке министры иностранных дел, постоянные представители стран, которые являются членами Совета Безопасности, вице-председателями сессии Генеральной Ассамблеи. У входа в зал приемов выстраивается почетный караул. Перед началом приема начальник протокола представляет гостю собравшихся. На приеме происходит обмен тостами.
Если высокий гость наносит визит во время сессии Генеральной Ассамблеи, он пользуется правом выступить с речью первым независимо от списка ораторов на данный день. Естественно, регламента на речи высоких гостей нет. При этом в зале Генеральной Ассамблеи для главы государства устанавливается кресло почетного гостя рядом с трибуной.
При визите главы правительства в ООН почетный караул при его встрече и проводах не выстраивается. У входа в здание Секретариата ООН его ожидает начальник протокола и сопровождает в кабинет Генерального секретаря.
Министров иностранных дел, прибывающих на сессию Генеральной Ассамблеи ООН, в аэропорту встречает личный представитель Генерального секретаря ООН.
Главы правительств и министры иностранных дел во время работы сессии располагаются в зале со своими делегациями.
Протокольное старшинство в ООН.Старшинство постоянных представителей при ООН, глав и членов делегаций в период работы сессий Генеральной Ассамблеи ООН зависит от принятого алфавитного порядка этого старшинства. Он определяется путем жеребьевки, которую проводит Генеральный секретарь ООН ежегодно накануне сессии Генеральной Ассамблеи. Страна, на которую выпадает жребий, получает протокольный приоритет и занимает первое место на всех протокольных мероприятиях. За ней в порядке английского алфавита следуют все остальные страны – члены ООН.
В определении протокольного старшинства в ООН учитываются также дипломатический ранг и занимаемый пост должностного лица. Поэтому алфавитный порядок действует только среди равных в дипломатическом ранге и по положению. Примерный порядок протокольного старшинства среди выборных лиц органов ООН, постоянных представителей при ООН и должностных лиц представительств и органов ООН можно найти в книге «Чины, ранги, звания. Протокольное старшинство в Беларуси и за рубежом» (Мн., 1998).
В Совете Безопасности ООН порядок протокольного старшинства несколько иной. При сохранении алфавитного принципа старшинство начинается со страны, представитель которой в данный момент является председателем Совета. Как следствие, протокольное старшинство в Совете Безопасности каждый месяц меняется. Кроме того, постоянные представители стран – постоянных членов Совета Безопасности согласно сложившейся в ООН традиции имеют протокольное преимущество перед коллегами из других стран.
Существенный недостаток порядка определения старшинства, принятого в ООН, специалисты видят в том, что он рассчитан в основном на должностных лиц, имеющих дипломатические ранги. Между тем в последнее время в состав делегаций на сессии Генеральной Ассамблеи, а также на сессии специальных органов ООН зачастую включаются лица, не имеющие дипломатических рангов. Это вызывает сложности при планировании их участия в протокольных мероприятиях.
Регламент флага ООН. Резолюция о флаге ООН принята Генеральной Ассамблеей в 1947 г. Генеральным секретарем утверждено положение о флаге ООН. С 1967 г. действует регламент флага ООН.
Флаг ООН – голубой, с эмблемой Организации. Эмблема равняется половине высоты флага и помещается обязательно в центре. Размеры флага (отношение высоты к длине) – 2:3 или 3:5.
Согласно регламенту флаг ООН может вывешиваться один или с другими флагами с целью демонстрации поддержки принципов и задач Организации Объединенных Наций. При вывешивании флага ООН с другими флагами все флаги должны быть примерно одного размера и располагаться на одном уровне. Как уже отмечалось, в Организации Объединенных Наций национальные флаги стран – членов ООН вывешиваются в порядке английского алфавита. Если национальные флаги вывешиваются кругом, флаг ООН не может быть частью круга. Его место на флагштоке в центре круга.
Недопустимо использование флага ООН в коммерческих целях, в качестве драпировки, гирлянд в перевернутом виде. Никакая иная символика (буква, слово, значок, рисунок, логотип) не может быть помещена на флаг ООН или прикреплена к нему.
5.7.2. Организация и проведение международных конференций
Международные конференции – временные (в отличие от международных организаций) коллективные органы, создаваемые для рассмотрения вопросов, представляющих общий интерес. Международные конференции бывают межправительственными и неправительственными. Рассмотрим порядок подготовки и проведения межправительственной конференции – собрания официальных представителей двух или более государств для рассмотрения вопросов, затрагивающих интересы этих государств.
В зависимости от важности вопросов или степени их проработанности существуют международные конференции различных уровней: совещания глав государств или глав правительств, совещания министров иностранных дел, обычные международные конференции, где каждое государство по своему усмотрению назначает главу делегации.
Различия в наименованиях международных форумов (конференции, конгрессы, совещания) существенного влияния на их организационно-протокольное обеспечение не оказывают. Инициатива созыва конференции может исходить как от международной организации, так и от государства или группы государств. В последнее время большинство конференций проходит под эгидой международных организаций.
Обычно при выборе места предстоящего форума исходят из соображений безопасности (не случайно излюбленное место международных встреч – нейтральные страны) и технических удобств (наличие комфортабельных отелей, благоприятный климат и т.д.)
Для организационного обеспечения конференции ее инициаторы создают секретариат (оргкомитет), роль которого до начала конференции заключается в рассылке приглашений, разработке проектов документов, бронировании гостиниц, заказе транспорта, подготовке конференц-зала и т.д. Во время работы конференции секретариат занимается административными вопросами: организацией встречи участников конференции, поддержанием связи с местными властями, обеспечением переводчиками, аудио- видеосредствами, ведением протоколов заседаний согласно правилам процедуры, тиражированием проектов документов и др. По окончании конференции секретариат организует опубликование материалов конференции (отчета, протоколов, тезисов). Иногда эти материалы издаются предварительно в виде проекта на основе расшифровки стенографических записей, благодаря чему участники имеют возможность внести некоторые (несущественные) изменения в собственные выступления (пунктуация, орфография). В международной организации в период сессии эти функции выполняет постоянный секретариат, который между сессиями играет исполнительную роль, выполняя директивы руководящего органа организации. Регламент работы сессии во многом схож с регламентом целевой (специально созываемой) международной конференции.
Обязательный элемент любой конференции – наличие четких правил (правил процедуры), которые определяют деятельность ее участников и к которым председательствующий апеллирует в случае сомнения или несогласия. Правила процедуры могут быть распространены заблаговременно в виде проекта вместе с уведомлением о времени и месте проведения международного форума, его повестке.
В повестку конференции включаются вопросы для обсуждения в порядке их рассмотрения. Проект повестки обычно готовится членами секретариата. При проведении некоторых конференций практикуется предварительное распространение меморандума по каждому пункту повестки.
Правилами процедуры может быть оговорен механизм подтверждения полномочий участников конференции. Как правило, это проверка аутентичности верительных грамот – документов, удостоверяющих личность представителя государства, уполномоченного к участию в форуме. Эти функции обычно выполняет специальная комиссия. Результаты ее работы докладываются на первом пленарном заседании. Верительные грамоты выдаются соответствующими государственными органами стран-участниц и должны строго соответствовать правилам процедуры.
До начала форума решается и вопрос об официальных языках (языки официальных дискуссий и принимаемых документов) и рабочих (используются в дискуссиях и при переводе с/на язык участников конференции). В прошлом эта проблема создавала немало трудностей. Как известно, в средние века переговоры велись на латыни, считавшейся языком всех цивилизованных христиан. В XVIII–XIX вв. языком международного общения был признан французский. Эта традиция сохранилась до сих пор в дипломатической практике некоторых нефранкоговорящих стран.
В настоящее время в соответствии с правилами процедуры ООН официальными и рабочими языками являются английский, арабский, испанский, китайский, русский и французский. Названными шестью языками сегодня пользуются во многих международных организациях и при проведении многосторонних целевых конференций.
На конференциях с представительством небольшого числа государств в качестве рабочих могут быть выбраны один-два языка.
Организаторы конференции берут на себя обязательство обеспечить синхронный перевод выступлений, прозвучавших на конференции, на ее официальные и рабочие языки. Если представитель какого-либо государства выступает на языке, не признанном официальным или рабочим, делегация сама должна обеспечить синхронный перевод на один из языков конференции.
Проект правил процедуры может также включать:
· порядок и продолжительность дискуссии (прений): например, право выступать один раз по каждому вопросу, право на протест (возражение на оскорбительные или неуместные высказывания), право отвечать на высказывания других выступающих;
· порядок внесения предложений (обычно принимаются только письменные предложения в качестве возможного проекта резолюции; в некоторых случаях к предложению прилагается объяснительный меморандум);
· кворум конференции (обычно их два): минимальное число участников, присутствие которых необходимо для ведения дискуссии, и минимальное число участников, присутствие которых требуется для проведения голосования;
· порядок принятия решений [обычно для принятия решения требуется простое большинство проголосовавших; по некоторым (важным) вопросам решение принимается на основе квалифицированного большинства – две трети или более голосов присутствующих или принимающих участие в голосовании].
Прибывающихна конференцию иностранных гостей встречают официальные представители принимающей страны соответственно уровню руководителя делегации, а также глава соответствующего дипломатического представительства. В аэропорту (на вокзале) поднимаются флаги двух стран; гимны, как правило, не исполняются. Прибывающие главы делегаций обычно посещают диппредставительство своей страны, наносят визит кому-либо из официальных лиц страны-хозяйки. Договоренности о визитах такого рода достигаются по дипломатическим каналам заблаговременно.
На конференцию могут быть допущены наблюдатели. Их статус (возможность участия в дискуссиях) также определяется регламентом. Однако ни при каких обстоятельствах наблюдатели не имеют права голоса.
Принцип размещения делегаций на заседании определяется заблаговременно. В его основе обычно лежит алфавитный порядок размещения согласно одному из национальных языков, чаще английскому или французскому. Рассадка необязательно начинается с первой буквы алфавита. Для определения страны, с которой будет начинаться рассадка, нередко проводится жеребьевка.
На первом заседании (открытие конференции) обычно председательствует представитель принимающей страны (временный председатель). Дальнейшее председательствование осуществляется на основе ежедневной ротации представителей (глав делегаций) всех стран-участниц. Страна, с которой начинается председательствование на рабочих заседаниях, также определяется с помощью жеребьевки. Далее придерживаются принципа алфавита.
Функции председательствующего четко оговариваются в правилах процедуры. Их утверждение – один из первых вопросов, выносимых председательствующим на рассмотрение участников конференции.
К числу процедурных функций председательствующего могут быть отнесены:
– открытие и закрытие конференции, объявление перерыва в ее работе;
– объявление повестки дня;
– приглашение выступающих на трибуну;
– контроль за соблюдением выступающими регламента, предусмотренного правилами процедуры;
– постановка на обсуждение и голосование возникающих в ходе дискуссии вопросов;
– объявление итогов голосования;
– защита конференции от всякого рода неподобающих или мешающих ее работе действий;
– вынесение решения по вопросам процедуры в спорных ситуациях или передача их на рассмотрение участников конференции;
– информирование конференции по всем существенным вопросам, касающимся ее работы.
Председатель не имеет права единолично прекратить прения – это прерогатива участников конференции, которые должны проголосовать за данное решение. Если кто-либо вносит предложение, где высказывается отношение к работе председателя, это предложение ставит на голосование уже не председатель, а его заместитель.
При необходимости конференция может делиться на комитеты, рабочие группы, секции для рассмотрения различных аспектов вопросов, вынесенных в повестку дня. Отчеты об их работе затем обсуждаются на пленарном заседании, кладутся в основу принимаемых итоговых документов.
Степень открытости в работе международного форума диктуется его повесткой. Есть конференции, полностью открытые для общественности и на них аккредитованных средств массовой информации. Их противоположность – конференции закрытые: общественность и журналисты узнают о происходящем лишь из окончательного коммюнике, одобренного участниками. Наконец, на некоторых конференциях могут быть закрытыми для общественности отдельные заседания (сессии).
Хотя персональный состав делегаций на форуме каждое правительство определяет по своему усмотрению, желательно, чтобы руководители делегаций имели эквивалентный статус. Права всех участников международного мероприятия признаются равными. Руководителям делегаций независимо от ранга оказываются одинаковые почести в алфавитной очередности.
Членам иностранных делегаций на конференции предоставляются те же привилегии и иммунитеты, что и членам дипломатических представительств: личный иммунитет и иммунитет от юрисдикции; неприкосновенность документов и официального багажа; право пользования шифроперепиской, льготы в отношении личного багажа и автотранспорта и др.
Оставив за рамками рассмотрения официально-предста-вительскую составляющую, можно сказать, что порядок подготовки и проведения международных неправительственных конференций во многом схож с вышеизложенным.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|