Сделай Сам Свою Работу на 5

Динамика формирования гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста





Для того, чтобы показать динамику формирования гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста нами было организовано обследование в апреле 2013 года.

Основной целью контрольного этапа стало определение уровня сформированости гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста

Задачи контрольного эксперимента:

- провести контрольный срез после формирующего эксперимента.

- осуществить сравнительный анализ данных, полученных в ходе констатирующего и контрольного экспериментов.

- определить уровень продвижения дошкольников в проявлении гуманных чувств.

Экспериментальная группа состоящая из 20 детей 5-6 лет, проводилось театрализованные игры, ходе совместной деятельности с педагогами в течение 6 месяцев по предложенной методике с соблюдением этапности и содержания работы.

Контрольная группа, состоящая также из 20 человек, обучалась и воспитывалась в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования под редакцией Вераксы Н. Е., Васильевой М. А., Комаровой Т. С. «От рождения до школы» [52].

Для достижения данной цели нами были использованы те же методики, что и на констатирующем этапе.



Методика №1: Беседа на тему: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?» (Немов Р. С. [44]).

Во время проведения исследования по выявлению уровня сформированности гуманных чувств были получены данные, которые зафиксированы и оформлены в таблицах. Результаты обследования ЭГ и КГ представлены на рисунке 4, в таблицах 12 (Приложении Н), таблица 13 (Приложении П).

Эксперимент показал, что в ЭГ 50% детей с высоким уровнем сформированности гуманных чувств, со средним уровнем 45%, а у 5% детей – низкий уровень.

В ходе обследования отмечено, что дети ЭГ (Тася К., Майя С., Даша Б., Даниил Н., Дима Л., Таня П., Илюша М., Ираклий М., Ирек Г., Никита Р., Женя Б., Маша М.), которые не справились с некоторыми заданиями в ходе констатирующего эксперимента, успешно прошли испытание. Большинству детей потребовалось немало времени, чтобы научиться проявлять гуманные чувства. Многие дети научились активно выражать свои чувства, оказывать помощи другим. Дети стали проявлять сочувствие по отношению к животным, растениям и сверстникам. Особого внимания требует Игорь М: хотя его результаты выросли, но он продолжает испытывать трудности в выражении чувств, не проявляет отзывчивости.



Результаты сформированности гуманных чувств по отношению к людям КГ отражены в таблице 13 (Приложение П) и таблица 14 (Приложение Р).

Дети КГ продолжают показывать низкий результат. Данные обследования показывают, что основное количество детей контрольной группы имеют средний уровень сформированности гуманных чувств по отношению к людям (60%).

Сравнительные данные уровня сформированности гуманных чувств по отношению к людям в ЭГ и КГ отражены на рисунке №4.

 

 

Рисунок 4 - Результат обследования сформированности гуманных чувств ЭГ и КГ по отношению к людям

Для того, чтобы проследить динамику сформированность гуманных чувств по отношению к людям представим результаты наглядно на рисунке 5 и в таблице 15 (Приложение Р).

 

 

ЭГ КГ

 

Рисунок 5 – Динамика сформированность гуманных чувств у детей ЭГ и КГ по методике №1

 

 

Из данных таблицы 15 (Приложение П) видно, что у детей ЭГ и КГ повысился уровень сформированность гуманных чувств по отношению к людям. Следовательно, гипотеза о значимых изменениях, которые произошли в выборке в результате формирующей работы, нашла экспериментальное подтверждение.

Таким образом, у детей ЭГ и КГ по результатам обследования по методике №1 значительно повысился уровень развития волевых качеств.

Для получения наиболее точных результатов мы повторили обследование с помощью методики №2 для определения уровня сформированности гуманных чувств по отношению детей к природе.



Методика №2 «Давайте поможем слабым!» (Шипицына Л.М. [71]).

Сводные результаты определения уровня сформированности гуманных чувств по отношению к природе в ЭГ представлены в таблице 16 (Приложение С), и таблица 18 (Приложение У). на рисунке №6

 

 

Рисунок 6 - Результат обследования сформированности гуманных чувств ЭГ и КГ отношению к природе

Результаты методики №2 подтверждают результаты методики №1. В ЭГ основное число детей (50%) имеет высокий уровень гуманных чувств по отношению к природе и у 40% детей – средний уровень, немного меньше низкий уровень - 10%.

Самые лучшие результаты показали Саша В., Никита А., Игорь М., Настя Т., Ринат И. и Юра Т. которые на констатирующем этапе показали низкий уровень сформированности гуманных чувств по отношению к природе повысился активность, начали проявлять отзывчивость и выражать чувства.Аналогичный эксперимент проводился и с детьми КГ. Результаты диагностики показывают, что высокий уровень показали 7 (35%) детей, средний уровень имеют 45% (9) детей, с низким уровнем также 20% (4) детей.

Данные определения уровня сформированность гуманных чувств по отношению к природе в КГ представлены в таблице 17 (Приложение Т) и таблица 18 (Приложение У)

Для того, чтобы проследить динамику сформированность гуманных чувств по отношению к природе представим результаты наглядно на рисунке 7 и в таблице 19 (Приложение У).

Рисунок 7 – Динамика сформированность гуманных чувств у детей ЭГ и КГ по методике №2

Из данных таблицы 19 видно, что у детей ЭГ и КГ повысился уровень сформированность гуманных чувств по отношению к природе. Следовательно, гипотеза о значимых изменениях, которые произошли в выборке в результате формирующей работы, нашла экспериментальное подтверждение.

Таким образом, у детей ЭГ и КГ по результатам обследования по методике №2 значительно повысился уровень сформированности гуманных чувств по отношению к природе.

Методика №3:сюжетно-ролевая игра «Забавные гномики» (Воронова А. П. [71]).

По итогам этой методики у одиннадцати детей (Саша В., Тася К., Майя С., Люба С., Даша Б., Даниил Н., Дима Л., Таня П., Илюша М., Ираклий М., Ирек Г., Никита Р., Андрей Е., Женя Б.) высокий уровень развития гуманных чувств по отношению к себе – они средствами пантомимы изображали себя и им все удалось .

Средний уровень показали Маша М., Никита А., Игорь М., Настя Т., Ринат И., Юра Т., Таня П., Андрей Е. – движения были активны, но не показывали себя.

Вычислив среднее количество баллов (2,6 баллов) полученных детьми ЭГ, мы определили высокий уровень гуманных чувств по отношению к самому себе.

Результаты обследования ЭГ отражены в таблицах 20 (Приложение Ф) и в таблице 22 (Приложение Ц).

Данные таблиц показывают, что одиннадцать детей имеют высокий уровень развития гуманных чувств, восемь детей средний уровень, а один ребенок (Игорь М.) имеет низкий уровень.

Данные таблиц показывают, что уровень сформированности гуманных чувств по отношению ребенка к самому себе стал выше на 0,6.

Для выявления влияние формирующего этапа мы провели сравнительный анализ данных полученных на констатирующем и контрольном этапах исследования. Сравнительные результаты отражены в таблицах 24,25 (Приложение Щ).

Аналогичный эксперимент проводился и с детьми КГ. В контрольной группе тоже произошли изменения. Появились дети с высоким уровнем сформированности гуманных чувств 30% детей, с средним уровнем 40%, уменьшилось детей с низким уровнем.

Результаты обследования КГ показаны в таблицах 21 (Приложение Х), 22 (Приложение Ц),

Данные таблиц показывают, что основное количество детей КГ имеют средний уровень сформированности гуманных чувств по отношению к самому себе.

Высокий уровень сформированности гуманных чувств по отношению к себе имеют Егор С., Андрей Ш., Аня З., Мая С., Ксюша Б., Сережа А. – движения были активны и удалось им показать себя.

Средний уровень имеют восемь детей (Артем С., Максим Н.,Петя К., Дамир Х., Лада И., Ирек Г., Никита Р., Женя Б.), хотя у них показатели выше чем в констатирующем этапе. Шестеро детей имеют низкий уровень сформированности гуманных чувств. они так и не смогли справиться с заданием.

Определив среднее количество баллов (1,8 баллов), полученных детьми КГ, мы определили средний уровень сформированности гуманных чувств .

Сводные результаты определения уровня развития гуманных чувств ребенка по отношению к самому себе в ЭГ таблицах 22,23 (Приложение Ц) на рисунке №8.

 

 

Рисунок 8 -Результат обследования сформированности гуманных чувств ЭГ и КГ отношению ребенка к самому себе.

 

Для того, чтобы проследить динамику сформированность гуманных чувств по отношению ребенка к самому себе представим результаты наглядно на рисунке 9 и в таблице 24 (Приложение Щ).

 

 

ЭГ КГ

Рисунок 9 - Динамика уровней сформированности гуманных чувств у детей ЭГ и КГ по результатам констатирующего и контрольного эксперимента

 

После проведения всех методик мы все данные объединили в общую таблицу 25 (Приложение Щ) и таблицу 26 (Приложение Э).

Данные сравнения позволяют сделать вывод о том, что положительная динамика в развитии гуманных чувств после формирующего этапа в ЭГ превышает динамику контрольной.

Контрольный срез показал, что ЭГ в отличие от КГ улучшила свои результаты. Дети ЭГ находятся на уровне высокий и со средним уровнем сформированности гуманных чувств.

Из проведенного нами графического анализа уровня сформированности гуманных чувств у старших дошкольников в ЭГ видно, что их уровень увеличился на 0,9 - таблица 25 (Приложение Ц). Такое изменение показателей в сторону повышения свидетельствует о выраженной положительной динамике роста уровня сформированности гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста, что доказывает правомерность выдвинутых нами ранее гипотетических предположений.

Таким образом, в ходе контрольного эксперимента обследовав детей, ЭГ и КГ с использованием методик ВороновойА. П. [71],Немова Р. С. [44], Шипицыной Л. М. [71], мы можем сделать вывод, что положительные изменения, происшедшие в процессе формирующей стадии эксперимента, позволяют признать проведение опытной работы достаточно успешной. Эффективность предложенных педагогических условий формирования гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста доказана.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема воспитания гуманных чувств и отношений изучалась в отечественной дошкольной педагогике довольно подробно и с разных позиций. Рассматривалось отношение ребенка к взрослым, к сверстникам, к детям старшего и младшего возраста; изучались средства воспитания гуманных отношений (художественная литература, игра, занятия, труд) в условиях семьи и дошкольного учреждения.

Анализ состояния проблемы показал, что, театрализованная деятельность как средство развития гуманных чувств дошкольников недооценивается. Необходимо изменить отношение воспитателей дошкольных образовательных учреждений к потенциалу театрализованной деятельности, вернуть детям деятельность, которая приносит радость и естественным образом за счет богатых внутренних резервов благоприятно влияет на их развитие.

Вследствие чего, нами была разработана и экспериментально апробирована система работы по формированию гуманных чувств в театрализованной деятельности.

Экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ №158 «Рябинушка» г. Чебоксары. В исследовании приняло участие 40 детей 5-6 лет.

В практической части для проверки гипотезы было проведено три эксперимента: констатирующий, формирующий и контрольный. Было обследовано 40 детей, 20 детей из контрольной группы, 20 детей из экспериментальной группы.

По итогам диагностических методик было выявлено, что у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) не сформированы представления о гуманных чувствах.

Целью констатирующего эксперимента было выявление уровня развития гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста. Для выявления уровня развития гуманных чувств, нами были привлечены дети старшего дошкольного возраста.

Для реализации поставленной цели мы использовали методики: №1 Беседа на тему: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?» (Немов Р. С. [44]), методика №2 «Давайте поможем слабым!» (Шипицына Л.М. [71]), методика №3 сюжетно – ролевая игра «Забавные гномики» (ВороновойА. П. [71])

Результаты констатирующего этапа свидетельствовали о том, что дети и контрольной, и экспериментальной группы, прошедшие тестирование, имеют в целом средний и низкий уровень развития гуманных чувств, что обусловило необходимость повышения уровня развития гуманных чувств у дошкольников в опытной работе.

Формирующая стадия эксперимента строилась поэтапно: целью 1 этапа являются:

- обогащение представлений детей об гуманных чувствах

- обогащение сюжетов театрализованных игр сюжетами произведений нравственного содержания (стихи и рассказы)

Здесь мы использовали стихи и рассказы нравственного содержания, сюжеты которых являются материалом для инсценировок, бесед с детьми; личный опыт дошкольников.

На 2 этапе целью нашей работы являлось активизация представлений об гуманных чувствах (сочувствии, сопереживании, содействии).

Форма работы: включение детей в театрализованную деятельность через проблемную ситуацию, требующую гуманных проявлений, и организация внутри данной деятельности игры-драматизации.

Выразительное чтение с целью создания у ребенка образных представлений, воздействия на эмоции, формирования интереса к произведению и желания его вновь услышать;

Рассматривание иллюстраций с целью углубления понимания образов героев;

Этическая беседа об нравственном поведении героев, а именно проявлениях ими сочувствия, сопереживания, содействия в высказываниях и поступках;

Работа над чувствами (обсуждение, активизация личного опыта детей);

Работа над образом (особенности поведения каждого персонажа в разных сценах предлагаются детьми самостоятельно, из нескольких вариантов выбирается лучший);

Работа над поведением (обсуждение, проблемные ситуации).

Анализ полученных результатов на контрольной стадии эксперимента свидетельствует, что уровень развития гуманных чувств у детей экспериментальной группы в итоге проведённой опытно – экспериментальной работы был качественно и количественно выше, чем в контрольной группе.

Проведённое нами исследование позволило сделать следующие выводы: планомерная работа по развитию гуманных чувств в театрализованной деятельности экспериментальной группы значительно повысила развития гуманных чувств.

Положительные изменения, происшедшие в процессе формирующей стадии эксперимента, позволяют признать проведение опытной работы достаточно успешной, что свидетельствует о правомерности выдвинутой гипотезы.

Выполненная работа не исчерпывает многоаспектную проблему формирования гуманных чувств в театрализованной деятельности. Разработанные нами подходы могут служить основанием дальнейших исследований

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Акулова, О. А. Театрализованные игры / О. А. Акулова // Дошкольное воспитание. 2008. - №4. - C. 20-23.

2. Амонашвили, III. A. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. - Мн. : Университетское, 1990. - 560 с.

3. Арушанова, С. А. Коммуникативное развитие / С. А. Арушанова // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 2. - С. 24-28.

4. Ашикова, С. М. Прикоснись ко мне добротой / С. М. Ашикова // Дошкольное воспитание. 2008. - №1. - С. 22-25.

5. Афонькина, Ю. А., Урунтаева, Г. А. Практикум по детской психологии / Ю. А. Афонькина, Г. А. Урунтаева. - М. : Просвещение, 1995.- 320 с.

6. Бабаева, Т. И. Формирование доброжелательного отношения детей старшего дошкольного возраста к сверстникам в процессе общения / Т. И. Бабаева // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 6. - C. 54-60.

7. Берне, Р. Развитие Я-концепции и воспитание. / Берне, Р. - М. : 1986. - 330 с.

8. Буре, Р. С. Развитие теории и методики воспитания у детей нравственных качеств и взаимоотношений в российской дошкольной педагогике / Р. С. Буре, Л. Д. Костелова // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 12. - С. 2-6.

9. Виноградова, А. М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Р. С. Буре, А. М. Виноградова, Г. Н. Година, А. Д. Шатова и др. - М. : Просвещение, 2008. - 240 с.

10. Венгер, Л. А. Развитие чувств дошкольника / Л. А. Венгер, В. С. Мухина // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 10. - С. 39-44.

11. Выговская, Л.П. Эмпатийные отношения дошкольников / Л. П. Выговская // Психологический журнал. - 1996. - № 4. - С. 55-65.

12. Выготский, Л. С. Эмоции и их развитие в детском возрасте. / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика, 1982. - С. 416-436.

13. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю. Б. Гиппенрейтер. // Дошкольное воспитание. - 2011. - №6. - С. 95 - 97.

14. Данилюк, А. Я. Проект. Стандарты второго поколения. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я Данилюк., А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - М. : Просвещение, 2009. - 24 с.

15. Дружные ребята: Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников / Р. С. Буре, М. В. Воробьева, В. Н. Давидович и др. - М. : Просвещение, 2006. - 141 с.

16. Дурова, Н. В. Очень важный разговор / Н. В. Дурова. М: Мозаика-синтез, 2000 – 31 с.

17. Запорожец, А. В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольников // Эмоциональное развитие дошкольников / Под ред. А. Д. Кошелевой. М. : Просвещение, 1985. - С. 40-45.

18. Зеньковский, В. В. Психология детства / В. В. Зеньковский. – Екатеринбург : Деловая книга, 1995. - 347 с.

19. Ерофеева, Т. И. Педагогические условия формирования доброжелательных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста / Т. И. Ерофеева // Дошкольное воспитание. - 2010. - №3. - C. 64-70.

20. Кабалевский, Д. Б. Воспитание ума и сердца / Д. Б. Кабалевский. – М. : Просвещение, 1981. - 230 с.

21. Карпинская, Н. С. О педагогических чтениях по хцдожественному воспитанию дошкольников / Н. С. Карпинская // Дошкольное воспитание. – 2010. - №8. - С. 44 - 46

22. Клюева, Н. В. Учим детей общению / Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина. Ярославль : Академия развития, 2008. - 143 с.

23. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т.А. Куликова - М. : Академия, 2004. - 416 с.

24. Компанцева, Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке / Л. В. Компанцева. – М. : 1985. – 96 с.

25. Кондаков, А. М. Духовно-нравственное воспитание в структуре Федеральных государственных стандартов образования / А. М. Кондаков // Педагогика. - 2008. - № 9. - C. 13-20.

26. Кондрашова, Н. В. Устное народное творчество в воспитании старших дошкольников / Н. В. Кондрашова. // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2011. - № 2. - С. 13-17.

27. Коневская, Е. М. Формирование морально-ценностных ориентиров у детей дошкольного возраста средствами художественной литературы / Е. М. Коневская // Педагогическое образование и наука. - 2009. - № 6. - С. 31-34.

28. Комарова, Т. С. Сказочные образы в детских рисунках / Т. С. Комарова // Дошкольное воспитание. - 2011. - №2. - C. 54-56.

29. Конина, М. М. Художественная литература как средство нравственного воспитания. / М. М. Конина. // Вопросы эстетического воспитания в детском саду. - М. : Просвещение, 1960. - 126 c.

30. Кошелева, А. Д. Эмоциональное развитие дошкольника / А. Д. Кошелева. – М. : Просвещение, 1985. – 294 с.

31. Крулехт, М. В. Скрытое управление человеком. / М. В. Крулехт - СП-б. : Акцидент, 2001. - 110 с.

32. Крупская, Н. К. О дошкольном воспитании. / Н. К. Крупская // Сб. статей и речей. - М. : 1973. - С. 29-266.

33. Кряжева, Н. Л. Развитие эмоционального мира детей : популярное пособие для родителей и педагогов / Н. Л. Кряжева, В. А. Мижерикова. - М. : Академия развития, 1996. - 56 с.

34. Культурологический подход в дошкольном и специальном образовании : психологический аспект : сб. науч. тр. : [по материалам Всерос. студ. науч.-практ. конф.] / Чуваш. гос. пед. ун-т ; [отв. ред. Г. П. Захарова, О. В. Парфенова]. – Чебоксары : ЧГПУ, 2008. - 189 с.

35. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А. Н. Леонтьев. - М. : Смысл, 2005. - 284 с.

36. Лисина, В. О. О влиянии педагогического общения на эмоциональное самочувствие дошкольника / В. О. Лисина // Дошкольное воспитание. 20012. - № 3. - С. 4-7.

37. Маркова, В. Н. Нравственное воспитание в отечественной педагогике / В. Н. Маркова // Дошкольное воспитание. - 2009. - №12. - С. 104-110.

38. Маханева, М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. Пособие для работников дошкольных учреждений / М. Д. Маханева. - М. : Владос, 2008. - 150с.

39. Метлов, Н. А. Музыка детям / Н. А. Метлов. - М. : Просвещение, 1985. - 144 с.

40. Мигунова, Е. В. Театральная педагогика в детском саду / Е. В. Мигунова. - М. : Владос, 2009. – 250 с.

41. Микляева, Н. В. Программа развития и образовательная программа ДОУ. / Н . В. Микляева - М. : Просвещение, 2008. - 89 c.

42. Мурзакова, О. Г. Педагогические основы преодоления трудностей общения у детей 5-6 лет средствами взаимосвязи изобразительной деятельности и развития речи. - М. : 2001. - 146 c.

43. Мухина, В. С. Детская психология / В. С. Мухина. Учебник для студентов пед. институтов. / Под ред. Л. А. Венгера. - М. : Просвещение, 1985. - 272 с.

44. Немов, P. C. Психология / Р. С. Немов. — М. : Просвещение : Владос, 1994. - 496 с.

45. Николаева, С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. / С. Н. Николаева - М.: Просвещение, 1995. - 210 с.

46. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников / под ред. Нечаева, В. Г., Маркова, Т. А., Жуковская, Р. И., Година, Г. Н., Козлова, С. А., Виноградова, Н. Ф., Буре, Р. С., Загик, Л. В., Виноградова, А. М. - М. : Просвещение, 1984. - 272с.

47. Обухова, Л. Ф. Детская психология : теория, факты, проблемы / Л. Ф. Обухова - М. : 1995. - 357 с.

48. Пантелеев, Г. Н. Детский дизайн : художественное творчество в детском саду, начальной школе и семье. Карапуз-дидактика, Сфера, 2008 г.

49. Панюшкина, Ю. Н. Формирование отзывчивого отношения к сверстникам у младших дошкольников // Нравственное воспитание на современном этапе : материалы конференции. М. : МГПУ, 2008. - С. 66-70

50. Пеньевская, Л. А. Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста / В. Г. Нечаева, Т. А. Маркова, Р. И. Жуковская, Л. А. Пеньевская. – М. : Просвещение, 1968. - 384 с.

51. Петровский, А. В., Общая психология / Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений М. Г. Ярошееский, А. В. Брушлипский, В. А. Петровский. - М. : Изд-во Академия,1998. - 512 с.

52. Примерная основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» ; под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, - М. : Мозаика-Синтез, 2012. - 256 с.

53. Радынова, О. П. Настроения, чувства в музыке / О. П. Радынова. - М. : Просвещение, 2000. - 150 с.

54. Разживина, Л. Н. Азбука настроений / Л. Н. Разживина // Обруч. – 2009. - №3. – С. 26-30

55. Рояк, А. А. Психологическая характеристика трудностей в отношениях со сверстниками у детей дошкольного возраста / А. А. Рояк. - М. : Просвещение, 1985. - 200 с.

56. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн - СПб. : Изд-во Питер, 2000. - 308 c.

57. Сакулина, Н. П. Нравственное воспитание на заеятиях изобразительной деятельностью / Н. П. Сакулина // Дошкольное воспитание. - 2008. - №1. - С. 27-30

58. Семенака, С. И. Учим детей сочувствовать и сопереживать / С. И. Семенака // Дошкольное воспитание. - 2010. - №12. - C. 80-84.

59. Смирнова, Е. А. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам / E. A. Смирнова, B. H. Холмогорова // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 8. - С. 73-77.

60. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Под ред. Т. И. Ерофеевой. - М. : Академия, 2010. - 344 с.

61. Старчикова, В. А. О эффективности дидактической игры в воспитании у детей эмоционально положительного отношения к людям разных национальностей / В. А. Старчикова // Проблемы дошкольного образования: материалы научной конференции. - М. : МПГУ, 1994. - С. 111-113.

62. Стрелкова, Л. Н. Социально-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы / Л. Н. Стрелкова // Воспитатель ДОУ. - 2012. - №8. - C. 32-36.

63. Суслова, Э. К. Игры-драматизации - основа знакомства с культурой других народов / Э. К. Суслова, В. Д. Ботнарь // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 3. - С. 24-34.

64. Сухомлинский, В. А. Рождение гражданина / В. А. Сухомлинский - М. : Молодая гвардия, 1971. - 336 с.

65. Теплов, Б. М. Проблемы индивидуальных различий. / Б. М. Теплов. - М. : 1961. - 536 с.

66. Улитко, С. А. Формирование гуманистической направленности поведения у детей шестого года жизни / С. А. Улитко. - М. : 2008. - 35 с.

67. Урунтаева, Г. А. Практикум по детской психологии / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина - М. : Просвещение, 1998. - 304 с.

68. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения / К. Д. Ушинский. - М. : Педагогика, 1988. - 246 c.

69. Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста/ В. Г. Нечаева, Т. А. Маркова Р. И. Жуковская, Л. А. Пеньевская и др. // Воспитатель ДОУ. - 2009. - № 3. C. 24-29.

70. Шахманова, А. Ш. Воспитание детей дошкольного возраста / А. Ш. Шахманова. - M. : Академия, 2008. - 300 с.

71. Шипицына Л. М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками: для детей от 3 до 6 лет/ Л. М. Шипицына, О. В. Защиринская, А. П. Воронова, Т. А. Нилова. - СПб. : Детство – Пресс, 2001. - 240 с.

72. Щёткин, А. В.Театральная деятельность в детском саду : Для занятий с детьми 5 - 6 лет / А. В. Щёткин . - M. : Просвещение, 2008. - 144 с.

73. Шитякова, Н. П. О программе духовно-нраственного воспитания дошкольников / Н. П.Шитякова, Т. Г. Феоктистова // Дошкольное образование. - 2009. - №6. – С.7-11.

74. Эльконин Д. Б. Психологическое развитие в детских возрастах / Д. Б. Эльконин. – М. : Институт практической психологии, Воронеж : НПО Модек. 1995. – 120 с.

75. Якобсон С. Г Материалы к программе морального воспитания детей 5-7 лет / С. Г. Якобсон, Д. И. Воюева, Т. Ю. Прокофьева // Дошкольное воспитание. 2009. - № 4. - С. 15-19. - № 5.- С. 21-27

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

(обязательное)

Таблица 1 - Результат обследования детей ЭГ по методике №1 в ходе констатирующего эксперимента

  Имя ребенка Правильность проявления гуманных чувств Баллы   Уровни
сочувствие сопереживание отзывчивость со-радование доброта содействие
Маша М. средний
Тася С. средний
Майя С. средний
Люба С. средний
Даша Б. средний
Даниил Н. средний
Саша В. низкий
Дима Л. средний
Таня П. средний
Никита А. низкий
Игорь М. низкий
Илюша М. средний
Ираклий М. средний
Ирек Г. средний
Настя Т. низкий
Никита Р. средний
Ринат И. низкий
Юра Т. низкий
Андрей Е. средний
Женя Б. средний

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

(обязательное)

Таблица 2 - Результат обследования детей КГ по методике №1 в ходе констатирующего эксперимента

  Имя ребенка Правильность проявления гуманных чувств Баллы   Уровни
сочувствие сопереживание отзывчивость сорадование доброта содействие
Артем С. низкий
Андрей Ш. средний
Аня З. средний
Максим Н. низкий
Егор С. средний
Петя К. средний
Мая С. низкий
Дамир Х. средний
Лада И. средний
Кристина Г. низкий
Ангелина А. низкий
Ксюша Б. средний
Сережа А. средний
Павел Я. средний
Яна Я. низкий
Альберт М. средний
Костя И. низкий
Коля А. низкий
Миша Б. средний
Рома К. низкий

 

ПРИЛОЖЕНИЕ В

(обязательное)

Таблица № 3 – Уровни сформированности гуманных чувств ЭГ и КГ по методике №1 на констатирующем эксперименте

Группы Уровни
высокий средний низкий
Экспериментальная группа ____   (70%) (30%)
Контрольная группа ____ (55%) (45%)
Разница _____ + 3 (15%) - 3 (15%)

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

(обязательное)

Таблица 4 - Результат обследования детей ЭГ по методике №2 в ходе констатирующего эксперимента

    Имя ребенка Правильность проявления гуманных чувств Баллы   Уровни
сочувствие сопереживание отзывчивость со-радование доброта содействие
Маша М. низкий
Тася С. средний
Майя С. средний
Люба С. средний
Даша Б. средний
Даниил Н. средний
Саша В. средний
Дима Л. средний
Таня П. средний
Никита А. низкий
Игорь М. низкий
Илюша М. средний
Ираклий М. средний
Ирек Г. средний
Настя Т. низкий
Никита Р. средний
Ринат И. низкий
Юра Т. низкий
Андрей Е. средний
Женя Б. средний

ПРИЛОЖЕНИЕ Д

(обязательное)

Таблица 5 - Результат обследования детей КГ по методике №2 в ходе констатирующего эксперимента

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.