Сделай Сам Свою Работу на 5

Интерпретация результатов

Степень сформированности понятий о гуманных чувствах оценивается по 3-балльной шкале:

- 1 балл – если у ребенка сформировано неправильное представление о гуманных чувствах;

- 2 балла – если представление о правильное, но недостаточно четкое и полное;

- 3балла – если сформировано полное и четкое представление.

1.Высокий уровень (3 балла):- активное выражение своих чувств; -оказывание помощи другим;- умение сочувствовать по отношению к животным, растениям и сверстникам- проявление бережного отношения к окружающим; - -доброжелательность;- проявление доброты, отзывчивости, сопереживания.2.Средний уровень (2 балла):- ребенок не всегда сочувствует сверстникам;- ребенок не всегда сопереживает;- не всегда выражает доброту по отношению к другим сверстникамживотным, природе3.. Низкий уровень (1 балл):- ребенок малоактивен;- плохо проявляет отзывчивость;- ребенок не умеет со - радоваться;- ребенок не выражает чувств;Индивидуально с каждым ребенком была проведена диагностика уровня развития гуманных чувств. На констатирующем этапе нашей исследовательской работы мы использовали следующие методики:Методика №1: Беседа на тему: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?» (Немов Р. С. [44]). Целью этой беседы было выявления умения детей замечать, что кому-то плохо, выражать свое сочувствие, оказывать помощь.

Результаты фиксировались и подвергались анализу. После выполнения заданий подсчитывалась их суммарная оценка. Высокий уровень – 18 баллов, от 13 до 18 баллов соответствует среднему уровню, от 7 до 12 баллов – среднему; менее 6 баллов – низкому уровню.

Была осуществлена предварительная работа: просмотр диафильмов «Золушка», «Сказка о золотой рыбке»; чтение сказок «Дикие лебеди», «Аленький цветочек».Форма организации: эксперимент проводился индивидуально с каждым ребенком.Ход эксперимента: ребенку было предложено прослушать аудиозапись - плач ребенка. Затем задавались вопросы ребенку: Как ты думаешь почему ребенок плачет?; Ты хочешь ему помочь?; Тебе жалко его?

Эксперимент показал, что в ЭГ нет ни одного ребенка с высоким уровнем сформированности гуманных чувств. Основное количество детей имеют средний уровень (70%), а у 30% детей – низкий уровень.



По итогам данной методики у 14 детей (Маша М., Тася К., Майя С., Люба С., Даша Б., Даниил Н., Дима Л., Таня П., Илюша М., Ираклий М., Ирек Г., Никита Р., Андрей Е., Женя Б.) средний уровень сформированность гуманных чувств по отношению к людям. Они менее активно выражали свои чувства, не были уверены в своем ответе.

 

Низкий уровень показали Саша В., Никита А., Игорь М., Настя Т., Ринат И., Юра Т.. они были малоактивны, плохо проявляли отзывчивость, не умели со – радоваться и не выражали чувств.Результаты методики отражены в таблице 1 (Приложение А).Вычислив среднее количество баллов (1,7 баллов), полученных детьми ЭГ, мы определили средний уровень сформированности гуманных чувств по отношению к людям. Оно равно среднему уровню. Аналогичный эксперимент проводился и с детьми КГ. Результаты диагностики показывают, что основное количество детей имеют средний уровень (65%), с низким уровнем 35% детей, а с высоким уровнем сформированности гуманных чувств по отношению к людям, так же как и в ЭГ нет ни одного ребенка.Средний уровень у Андрея Ш, Ани З., Егора С., Пети К., Дамира Х., Лады И., Ксюши Б., Сережи А., Павла Я., Альберта М., Миши Б. не всегда выражали доброту по отношению к другим сверстникам.Низкий уровень показали Артем С., Максим Н., Мая С., Кристина Г., Ангелина А., Яна Я., Костя И., Коля А., Рома К. Дети плохо проявляли отзывчивость, не умеют со – радоваться, не выражают чувства.Результаты отображены в таблице 2 (Приложение Б).Вычислив среднее количество баллов (1,5 баллов), полученных детьми ЭГ, мы определили средний уровень сформированности гуманных чувств по отношению к людям. Оно равно среднему уровню. По итогам методики №1 в ЭГ и КГ нет ни одного ребенка с высоким уровнем проявления гуманных чувств по отношению к людям. Основное количество детей имеют средний уровень (ЭГ - 70%, КГ – 65%),немного меньше низкий уровень (ЭГ - 30%, КГ- 35%). Для того, чтобы сравнить результаты ЭГ и КГ по методике №1 на констатирующем этапе, мы свели все полученные данные в таблицу 3 (Приложение В).Сводные данные о развитии гуманных чувств по отношению к людям ЭГ и КГ отражены на рисунке 1.

Рисунок 1 - Результат обследования сформированности гуманных чувств ЭГ И КГ по отношению к людям

Сравнительный анализ результатов диагностики по методике № 1 показал, что на данном этапе процесс сформированности гуманных чувств по отношению к людям у детей ЭГ и КГ находится на одинаковом уровне.

Для получения наиболее точных результатов мы использовали методику №2.

Методика №2 «Давайте поможем слабым!» (Шипицына Л. М. [71]).

Цель этой беседы - узнать отношение детей к растениям как к живым существам, сформировать навыки практической помощи, умение сочувствовать.

 

Форма организации: эксперимент проводился малыми группами.Ход эксперимента: детям было предложено найти и помочь слабым. Например: Пройтись по участку, проверить, кто же зовет их на помощь. Сначала они - следопыты ищут, кому помочь, ставят отметину – флажок. Обращают внимание детей на повреждения коры, на сломанные ветки, на необходимость подкормки. А затем предлагают варианты содействия, выбирают самый эффективный и оказывают помощь.В результате проведения данного обследования получены следующие результаты: что в ЭГ нет ни одного ребенка с высоким уровнем сформированности гуманных чувств по отношению к природе. Основное количество детей имеют средний уровень (70%), а у 30% детей – низкий уровень. Средний уровень показали: Саша В., Тася К., Майя С., Люба С., Даша Б., Даниил Н., Дима Л., Таня П., Илюша М., Ираклий М., Ирек Г., Никита Р., Андрей Е., Женя Б. дети относились к растениям как к живым существам, сочувствовали им, но практическую помощь не предлагали им.Низкий уровень показали Маша М., Никита А., Игорь М., Настя Т., Ринат И., Юра Т. они были малоактивны, плохо проявляли отзывчивость, не умели со – радоваться и не выражали чувств. Так, Игорь М. не только не замечал нуждающихся в помощи, но даже когда ему показывали, кто зовет на помощь, не проявлял отзывчивости и не выражал никаких чувств. Результаты обследования ЭГ отображены в таблице 4 (Приложение Г), таблица 6 (Приложение Ж).Вычислив среднее количество баллов (1,7 баллов), полученных детьми ЭГ, мы определили средний уровень сформированности гуманных чувств по отношению к людям. Оно равно среднему уровню. Аналогичный эксперимент проводился и с детьми КГ. Результаты показывают, что средний уровень имеют 50% детей, с низким уровнем также 50% детей. Низкий уровень показали Артем С., Максим Н., Мая С., Кристина Г., Ангелина А., Яна Я., Костя И., Коля А., Рома К. Дети не сочувствовали не сопереживали, не выражали доброту по отношению к животным, природе.Вычислив среднее количество баллов (1,5 баллов), полученных детьми ЭГ, мы определили средний уровень сформированности гуманных чувств по отношению к людям. Оно равно среднему уровнюРезультаты отражены в протоколе обследования в таблице 5 (Приложение Д), таблица 6 (Приложение Ж).По итогам методики №2 в ЭГ и КГ нет ни одного ребенка с высоким уровнем проявления гуманных чувств по отношению к природе. Основное количество детей имеют средний уровень (ЭГ - 70%, КГ – 50%),немного меньше низкий уровень (ЭГ - 30%, КГ- 50%).

Результаты обследования по методике №2 ЭГ и КГ представлены на рисунке 2.

 

 

Рисунок 2 - Результат обследования сформированности гуманных чувств ЭГ и КГ по отношению к природе

Результаты методики №2 подтверждают результаты методики №1. Действительно, в ЭГ и КГ нет ни одного ребенка с высоким уровнем проявления гуманных чувств по отношению к природе. Основное количество детей имеют средний уровень (ЭГ - 70%, КГ – 50%), немного меньше низкий уровень (ЭГ - 30%, КГ- 50%).

Методика №3:сюжетно-ролевая игра «Забавные гномики» (Воронова А. П. [71]).

Целью этой методики – научить детей средствами пантомимы изображать себя – свою внешность и движения.

По итогам этой методики у двенадцати детей (Саша В., Тася К., Майя С., Люба С., Даша Б., Даниил Н., Дима Л., Таня П., Илюша М., Ираклий М., Ирек Г., Никита Р., Андрей Е., Женя Б.) средний уровень развития гуманных чувств по отношению к себе - них получалось, но практически себя они не показывали.

Низкий уровень сформированность показали Маша М., Никита А., Игорь М., Настя Т., Ринат И., Юра Т., Таня П., Андрей Е. – пассивно выражали свои чувства.

Результаты обследования ЭГ отражены в таблице 7 (Приложение Е) и таблице 9 (Приложение Л).

Аналогичный эксперимент проводился и с детьми КГ. Результаты диагностики показывают, что средний уровень имеют 40% детей, с низким уровнем также 60% детей.

Результаты обследования КГ показаны в таблице 8 (Приложение К), таблица 9 (Приложение Л).

Средний уровень сформированности гуманных чувств по отношению к себе имеют Егор С., Петя К., Дамир Х., Лада И., Ксюша Б., Сережа А., Павел Я., Альберт М. – движения были активны, ноне показывали себя.

Низкий уровень имеют двенадцать детей (Артем С., Максим Н., Мая С., Кристина Г., Ангелина А., Яна Я., Костя И., Коля А., Рома К., Андрей С., Аня З., Миша Б., Рома К. – не смогли изобразить себя.

Результаты обследования по методике №3 ЭГ и КГ представлены на рисунке 3.

 

 

Рисунок 3 - Результат обследования сформированности гуманных чувств ЭГ и КГ по отношению ребенка к самому себе

После проведения всех методик мы все данные объединили в общую таблицу 10 (Приложение Л) и таблицу 11 (Приложение М).

Сравнение результатов полученных во время исследования по трем методикам показало, что уровень развития гуманных чувств в ЭГ И КГ примерно одинаков.

Таким образом, в ходе констатирующего эксперимента, обследовав детей ЭГ и КГ с использованием методик Вороновой А. П. [71], Немов Р. С. [44], Шипицына Л. М. [71] мы можем сделать вывод, что уровень сформированости гуманных чувств детей старшего дошкольного возраста находится на среднем и низком уровнях. Следовательно, необходима планомерная и системная работа по формированию гуманных чувств детей старшего дошкольного возраста, содержание которой будет изложено в следующем параграфе.

 

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.