ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ГУМАННЫХ ЧУВСТВ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Формирование гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности
Защищена
_______________
оценка
Зав. каф.________
Выпускная квалифицированная работа студентки V курса, группы А
заочного отделения специальности «Педагогика и методика дошкольного образования»
Павловой Татьяны Анатольевны
Научный руководитель:
канд. пед. наук, доцент
Дерябина Марина Юрьевна
Чебоксары
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…...……………………………………………………………….
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ГУМАННЫХ ЧУВСТВ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………..
1.1. Своеобразие гуманных чувств у детей дошкольного возраста ..............................................................................................
1.2.Пути формирования гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста в ДОУ …………….…………………….....
1.3.Театрализованная деятельность как средство формирования гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста ……
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ЭСКПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГУМАННЫХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ......................................................................
2.1. Методика и результаты выявления уровня сформированности гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста ……..
2.2. Система работы по формированию гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности………………………………………………………
2.3. Динамика формирования гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….…………………………………………………………...
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….………………………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………
|
|
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в обществе происходит смена воспитательной парадигмы - на первый план выдвигаются гуманистические идеи и ориентиры, пронизанные уважением к личности каждого дошкольника, учащегося и заботой о развитии их способностей.
Поскольку нашему обществу нужны люди с активной жизненной позицией, пользующиеся авторитетом, умеющие работать в коллективе, закладывать основу этих качеств нужно в дошкольном возрасте. Не случайно в программах и документах по воспитанию детей в детском саду зачастую выделен раздел «Воспитание гуманных чувств и взаимоотношений».
Именно в дошкольном периоде находятся истоки формирования личности человека. Группа детского сада для большинства детей является первой организованной малой группой, в которой начинают складываться у ребенка его первые отношения со сверстниками и одновременно определяются первые контуры детского коллектива.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» говорится о том, что дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие нравственных и личностных качеств детей дошкольного возраста [25].
В качестве главной педагогической работы Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования выдвигает следующие задачи нравственного воспитания:
· воспитывать гуманные чувства у несовершеннолетних. Формировать представления о правдивости, о справедливости, о смелости, о скромности.
· формировать у воспитанников быть отзывчивыми к сверстникам, проявлять внимание к их переживаниям, оказывать помощь, радоваться успехам своим и товарищей, сопереживать в случаях неудачи развивать дружеские взаимоотношения.
· приучать детей выражать свое отношение к поступкам сверстников, правильно оценивать свои поступки и поступки товарищей [25].
Проблема нравственного воспитания всегда волновала педагогов. В разные исторические периоды жизни общества выдвигалось на первый план свое содержание воспитания. Так, Ушинский К. Д. [69] писал о воспитании через приобщения к народному творчеству, к труду и трудом, акцентировал внимание на формировании чувства патриотизма, любви к своему народу.
В советское время под руководством Крупской Н. К. [32] была разработана концепция воспитания, основанная на развитии гуманных чувств и отношений, коллективизма, трудолюбия, любви к Родине.
В 50 — 80-е гг. XX в. были проведены целенаправленные исследования в области нравственного воспитания дошкольников. Их возглавляли видные ученые, специалисты в области дошкольной педагогики: Бабаева Т. И. [6], Виноградова А. М. [9], Жуковская Р. И. [46], Маркова Т. А [46],Нечаева Ф. В. [46], Пеньевская Ф. В. [50], , и позже — Буре Р. С. [8], Загик Л. В. [46], Козлова С. А. [23], и др.
В 80 — 90-е гг. XX в. продолжили изучение проблемы нравственного воспитания Ерофеева Т. И. [19], Шахманова А. Ш. [70], и др. Каждая разрабатываемая тема имела несколько направлений. Так, например, проблема воспитания гуманных чувств и отношений изучалась по таким направлениям: воспитание отношения к взрослым, к сверстникам, к животным и растениям; изучались отдельные компоненты гуманных взаимоотношений: сопереживание, сочувствие, отзывчивость (Пеньевская Л. А. [50]), отдельно исследовались средства воспитания гуманных чувств и отношений: художественная литература (Виноградова А. М. [9], Стрелкова Л. П. [62]), изобразительное искусство (Компанцева Л. В. [24]), роль разных видов деятельности, таких, как игра (Жуковская Р. И. [46]), труд (Нечаева. В. Г. [46],), художественная деятельность (Пантелеев Г. Н. [48]). Воспитание коллективизма включало в себя воспитание в деятельности, формирование дружеских отношений (Маркова Т. А. [37]), взаимопомощи (Пеньевская Л. А. [46], Козлова С. А. [23]).
Патриотическому и интернациональному воспитанию детей дошкольного возраста также уделялось значительное внимание (Суслова Э. К. [63]).
Трудолюбие и отношение детей к труду изучалось по таким направлениям: содержание труда, овладение трудом как деятельностью (Нечаева В. Г. [46]), виды и формы организации труда (Буре Р. С. [8]), воспитание в труде нравственных качеств личности (Година Г. Н. [46]).
Последнее время внимание исследователей акцентируется на проблемах становления положительных взаимоотношений дошкольников со взрослыми и сверстниками (Выговская С. П. [11], Панюшкина Ю. Н. [49], Старчикова В. А. [61]), развития навыков общения детей (Арушанова А. Г. [3], Клюева Н. В. [22], Мурзакова О. Г. [42]). Отдельные исследования посвящены развитию отзывчивости (Ашикова C. B. [4], Смирнова Е. О. [59]), трудолюбия (Дурова Н. В. [16]), доброты (Семенака С. И. [58]).
Современной педагогической наукой предлагаются различные средства развития гуманных чувств: специально организованные музыкальные занятия (Радынова О. П. [53]), слушание сказок и художественных рассказов (Стрелкова Л. П. [62]), знакомство с природой (Николаева Н. Н. [45]), рисование (Комарова Т. С. [28]). в театрализованной деятельности (Маханева М. Д. [38], Мигунова Е. В. [40], Микляева Н. В. [41], Щёткин А. В. [72],
В основу нашего исследования легло противоречие между необходимостью организации целенаправленного процесса формирования гуманных чувств и недостаточной разработанностью педагогических условий, способствующих эффективности данного процесса в театрализованной деятельности.
Из противоречия вытекает проблема исследования: каковы педагогические условия формирование гуманных чувств через театрализованную деятельность.
Цель исследования: выявить педагогические условия формирования гуманных чувств у детей 5-6 лет
Объект исследования: гуманные чувства
Предмет исследования: формирование гуманных чувств у детей 5-6 лет в театрализованной деятельности
Гипотеза исследования основана на том, что формирование гуманных чувств у детей 5-6 лет в театрализованной деятельности будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
· определение содержания средств художественной литературы для формирования гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста;
· организация поэтапной воспитательной и формирующей деятельности, и включение в нее детей старшего дошкольного возраста;
· повышение уровня представлений детей о гуманных чувствах через дополнительное чтение подобранных детских художественных произведений, стихов, пословиц, потешек, имеющих прямую связь с жизненными нравственными ситуациями
Задачи исследования:
1. Изучить современное состояние проблемы формирования гуманных чувств у детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности в психолого-педагогической литературе.
2. Разработать и апробировать систему работы по формированию гуманных чувств у детей 5-6 лет в театрализованной деятельности
Методологической основой исследования явились философские идеи гуманистической педагогики (Амонашвили Ш. А. [2]), Берне Р. [7], Петровский. В. А. [52], Сухомлинский В. А. [64], личностно-деятельностный подход (Леонтьев А. Н. [35], Рубинштейн С. Л. [56], Эльконин Д. Б. [74]), основы возрастной педагогики и психологии (Выготский Л. С. [12], Мухина B. C. [67], Немов Р. С. [44], Обухова Л. Ф .[47]), культурологический подход в воспитании детей (Захарова Г.П. [34]), нравственно-духовного и социального воспитания дошкольников (Буре P. C. [8], Семенака С. И. [58], Смирнова Е. О. [59], Холмогорова В. [59]).
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме.
2. Педагогический эксперимент.
3. Методы статистической обработки.
Практическая значимость исследования: апробированная система работы может быть использована в работе педагогами ДОУ по формированию гуманных чувств у детей 5-6 лет.
Этапы исследования:
- подготовительный (сентябрь - ноябрь 2012 года) - изучение и анализ психолого-педагогической литературы, выдвижение гипотезы, изучение состояния и исследование проблемы формирования гуманных чувств у детей 5-6 лет в театрализованной деятельности в теории и практике;
- основной (декабрь 2012 – март 2013 года) – педагогический эксперимент;
- итоговый (апрель – май 2013 года) - оформление результатов работы.
Опытно-экспериментальной базой исследования явилось муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 158 « Рябинушка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально - личностному развитию детей» города Чебоксары.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты работы могут быть использованы в опыте формирование гуманных чувств дошкольников в дошкольных учреждениях Чувашской Республики.
Апробация проходила через публикацию статей в сборниках научных трудов по итогам научно-практических конференциях студентов факультета дошкольной коррекционной педагогики и психологии (2012, 2013 г.), обсуждение результатов работы на заседаниях совета педагогов в МБДОУ №158 г. Чебоксары.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ГУМАННЫХ ЧУВСТВ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|