Сделай Сам Свою Работу на 5

Пути формирования гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста в ДОУ





Стержнем и показателем нравственной воспитанности человека является характер его отношения к людям, к природе. С точки зрения гуманизма это отношение выражается в сочувствии, сопереживании, отзывчивости, доброте.

Исследования показывают, что все эти проявления могут формироваться у детей уже в дошкольном возрасте. В основе их формирования лежит умение понимать другого, переносить переживания другого на себя. Запорожец А. В. [31] называл умение понять другого новым видом внутренней психической активности ребенка.

Проблема воспитания гуманных чувств изучалась в отечественной дошкольной педагогике довольно подробно и с разных позиций. Рассматривалось отношение ребенка к взрослым, к сверстникам, к детям старшего и младшего возраста (Выговская С. П. [11], Панюшкина Ю. Н. [49], Старчикова В. А. [61]), развития навыков общения детей (Арушанова А. Г. [3], Клюева Н. В. [22], Мурзакова О. Г. [42]). Отдельно исследовались средства воспитания гуманных чувств и отношений: художественная литература (Виноградова А. М. [9], Стрелкова Л. П. [62]), изобразительное искусство (Компанцева Л. В. [24]), роль разных видов деятельности, таких, как игра (Жуковская Р. И. [46]), труд (Нечаева В. Г. [46],), художественная деятельность (Пантелеев Г. Н. [48]).



Методы гуманного воспитания детей

1. Самым действенным методом воспитания гуманных чувств – является действенная любовь к самому ребёнку. Например: ласка, добрые слова, поглаживания.

2. Второй метод - похвала за доброе отношение ребёнка к растениям, животным, другим детям, взрослым.

3. Третий метод – никогда нельзя оставлять без внимания отрицательные эмоции, действия по отношению к другим детям, родителям, животным и т.д. Работу это надо проводить с раннего возраста.

4. В младшем дошкольном возрасте главным методом является – пример взрослого.

5. Действенным методом воспитания гуманных чувств во всех возрастных группах является упражнение в гуманных поступках, чаще всего по напоминанию и в совместной деятельности с взрослым.

6. В средней группе дети легко считывают с лица эмоции и определяют состояние человека, поэтому помимо жизненных ситуаций нужно проводить с ними мимические упражнения («грустный», «обиделся», «бедный», «несчастный» и т.д.). Если ребёнок не знает, как изобразить эмоцию, то можно показать картинку. Можно использовать пиктограммы. Детям, глядя на пиктограммы, предлагают определить причину такого настроения и как можно помочь. Это очень полезный метод, т.к. ребёнок учится делать выбор гуманных поступков, пусть даже в воображаемой ситуации.



7. Чтение и анализ художественной литературы.

8. Проведение этических бесед на тему жизненных ситуаций [23].

Ряд задач, способствующих воспитанию гуманных чувств и отношений, ставится в программе духовно-нравственного воспитания дошкольников Феоктистовой Т. Г. [73] и Шитяковой Н. П. [73], в программе морального воспитания, разработанной коллективом авторов под руководством Якобсон С. [75]. В программах «Дружные ребята» под редакцией Буре P.C. [15], «Уроки добра» Семенаки С. И. [58], на наш взгляд, предложен наиболее целостный подход к решению поставленной задачи воспитания [60].

Целенаправленная систематическая работа по воспитанию гуманных чувств и отношений с использованием данных программ позволяет целенаправленно воспитывать у детей миролюбие и доброжелательное поведение, предотвращать развитие агрессии детей и значительно снижать количество аморальных поступков. К сожалению, анализ проявлений современных дошкольников заставляет задуматься не только о воспитании, но и о коррекции развития детей. В связи с этим, все больше разрабатывается программ, носящих коррекционно - развивающий характер. Особенный акцент на коррекции развития эмоционально-чувственной и поведенческой сферы дошкольников ставится в программах «Уроки добра», "Школа добрых волшебников", в "Программе морального воспитания детей 3-7 лет" [60].



Большие возможности воспитания гуманных чувств и отношений между детьми дошкольного возраста заложены в альтернативных системах воспитания: Вальдорфском детском саду и Пилотной школе [60].

Современные школы и курсы, открытые при церквях - храмах различных религиозных направлений, изучающие законы Божьи, также являются мощным источником воспитания гуманных отношений между людьми [92].

На наш взгляд, рассмотренные программы являются теми составляющими, которые в руках мастеров - воспитателей могут превратиться в единое целое, и "заложить прочный фундамент" нравственности, духовности, гуманности в современном обществе.

Изучение методических рекомендаций и опыта практической деятельности. Виноградовой A. M. [9], Лисиной В. Р. [36], Нечаевой В. Г. [46], Смирновой Е. B. [59] позволило выделить ряд условий, необходимые для воспитания гуманных чувств и отношений дошкольников:

• Создание положительного микроклимата,

• Удовлетворение потребностей ребенка (в любви и внимании взрослого, в безопасности, в эмоциональном и ситуативно-личностном общении, в самоутверждении),

• Пример взрослого,

• Взаимосвязь работы с семьей.

Организация и соблюдение данных условий, позволяет, на наш взгляд, сделать процесс воспитания гуманных чувств и отношений у дошкольников естественным, не требующим специальной проработки. Но на современном этапе, когда уровень гуманности и родителей, и педагогов недостаточен, мы считаем необходимым организацию специальной работы, которая является обязательным условием, обеспечивающим развитие гуманных чувств и отношений дошкольников.

Каждое из представленных условий в той или иной степени отражает соответствующий принцип воспитания: опора на положительное, гуманизация воспитания, личностный подход, единство воспитательных воздействий.

Каждое из перечисленных условий может иметь первостепенное значение в определенной совокупности обстоятельств, при которых осуществляется воспитание того или иного гуманного чувства или отношения у конкретного ребенка или группы детей.

Для получения достоверных сведений о ребенке рекомендуется использовать сочетание методов.

Преимущества искусства как средства воспитания гуманных чувств - в его эмоциональной передаче действительности. Искусство, художественная литература активно воздействуют на чувства и разум ребенка, развивают его восприимчивость, эмоциональность. Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям эмоциональной сферы ребенка, что способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни, перестраивает его субъективный мир (Виноградова A. M. [9], Запорожец А. В. [17], Н. С. Карпинская [21], Кряжева Н. Л. [33], Пантелеев Г. Н. [48], Стрелкова Л. Н. [62])

Большое влияние на ребенка оказывают фольклорные произведения, подчеркивают Виноградова Н. Ф. [9], Рубинштейн Л. С. [56], Сухомлинский В. А. [64] рассматривают юмор фольклорных произведений как эффективное средство воспитания эмоционально-положительного отношения к людям национального окружения у детей среднего и старшего дошкольного возраста.

На ребенка производят сильное впечатление работы художников, если они изображают мир реалистично и понятно дошкольнику. Особенности влияния произведений изобразительного искусства на эмоционально - чувственный мир дошкольника раскрываются в работах, Саккулиной Н. П. [57]. Достоинства музыки как средства формирования системы ценностей и этической культуры ребенка подчеркиваются Метловым Н. А. [39], Радыновой О. П. [53].

Средством воспитания гуманности является природа, которая дает возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе. Воздействие природы на нравственную сферу личности детей многогранно и при соответствующей педагогической организации становится значимым средством воспитания чувств и поведения (Николаева С. Н. [45]). В современных работах психологов подчеркивается значение животных в психо-эмоциональном развитие детей.

Средством воспитания гуманных чувств и отношений также является собственная деятельность детей. Выполняя функцию средства воспитания каждый вид деятельности (игра, труд, учение, художественная деятельность) имеет свою специфику Разживина Л. Н. [54] подчеркивает, что единый подход к развитию эмоционального мира ребенка в процессе освоения разных сфер деятельности составляет важный фактор целостности его социально-эмоционального развития. Такое развитие выражается в способности ребенка адекватно ориентироваться в доступном социальном окружении, осознавая самоценность собственной личности и других людей, выражая свои чувства и отношение к миру в соответствии с культурными традициями общества.

Ряд авторов (Комарова Т. С. [28], Пантелеева Л. В. [48]) раскрывает влияние художественно-эстетической деятельности на эмоционально - чувственное развития дошкольника. Большая значимость игровой деятельности особенно подчеркивается в работах современных психологов.

Важное значение для воспитания гуманных чувств и отношений у детей имеет произвольное, сознательное отношение к себе, своей деятельности, чему способствует режиссерская игра.

Особое место в игровой деятельности отводится дидактической игре. Учитывая большой воспитательный потенциал дидактической игры, ученые подчеркивают ее роль в нравственном развитии ребенка (Жуковская Р. И. [46], и другие).

Синтез приемов групповых ролевых игр и творческого детского театра является основой системы коррекции эмоциональных процессов "проблемных" дошкольников, которые нацелены на создание особого рода психологической атмосферы, благоприятной для эмоционального состояния, интеллектуальной активности ребенка, а тем самым сказывающейся на характере его действий и поступков.

Наряду со специально организованной деятельностью, большое значение имеет самостоятельная совместная деятельность дошкольников для формирования эмоциональной и волевой действенно - практической сфер личности, активного отношения к окружающему, самостоятельности.

Общение как средство нравственного воспитания лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитания гуманных чувств и отношений.

Общение со «значимым» взрослым помогает дошкольнику организовать разнообразную и интересную деятельность, наладить доброжелательные взаимоотношения со сверстниками и поддерживать положительно-эмоциональное состояние.

Специально организованное общение или коммуникативная деятельность способствует развитию эмоциональной экспрессии.

Обязательным условием формирования гуманных взаимоотношений является внесение правил (Ерофеева Т. И. [19]). Грамотное использование правил педагогом способствует тому, что по мере взросления ребенок начинает самостоятельно руководствоваться этими правилами, а мотивами, побуждающим их к добрым поступкам, становятся формирующиеся гуманные чувства: сопереживание, сочувствие, содействие, сорадость. Данное условие становится средством внешней и внутренней регуляции поведения, если взрослый не только организует практику соответствующего поведения, но и формирует представления о нормах и правилах поведения, разъясняя заключенную в них моральную ценность с ориентацией на проявление доброжелательного отношения к окружающим.

Окружающая ребенка обстановка является средством воспитания чувств, представлений, поведения, она активизирует весь механизм нравственного воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств, одним из которых является гуманность.

Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, от возраста воспитанников, от уровня их общего и интеллектуального развития, от этапа развития качества (начало формирования, закрепление, перевоспитание (коррекция) и от конкретной ситуации.

Изучая средства воспитания гуманных чувств и отношений дошкольников, мы пришли к выводу, что невозможно выделить первостепенные из них, поскольку в работах исследователей даны убедительные аргументы, доказывающие значимость каждого средства для воспитания гуманности у детей. Однако важно отметить, что целостное воздействие на развитие гуманных чувств и отношений дошкольников и эффективное решение поставленных в связи с этим задач возможно только при комплексном использовании выделенных средств.

Средство становится эффективным в сочетании с адекватными методами и приемами воспитания.

Одним из самых "используемых" воспитателями методов воспитания гуманных чувств и отношений в прошлом и на современном этапе являются внушения и убеждения - разъяснения.

Использование данных методов позволяет сформировать представления детей о себе и о других; познакомить детей с нормами и правилами поведения; раскрыть суть понятий: добро, честность, справедливость, отзывчивость, взаимоуважение, гуманность, любовь; заставляют задуматься ребенка о внутреннем мире людей, их переживаниях, причинах того или иного поведения.

Согласно определению, данному в словаре Мижерикова В. А. [33], внушение - это влияние одного человека на другого (совет, приказание), при котором у человека вызываются определенные представления, суждения, поступки. В практике воспитания дошкольника чаще всего используются вербальные установки, подкрепляемые зрительными внушениями. О большом влиянии установок на развитие детей пишут современные психологи Гиппенрейтер Ю. Б. [13], Кряжева Н. Л. [33].

Убеждения - метод педагогического воздействия, при котором за достаточно короткое время с помощью логически выстроенной системы доказательств воспитатель может довести до сознания и чувств ребенка необходимость поступать определенным образом.

Формирование гуманных чувств начинается с раннего возраста. Главное направление в методике - проявлять по отношению к ребенку любовь, ласку, чаще употреблять ласковые слова, поглаживание, хвалить малыша за каждое проявление доброжелательности к людям (улыбнулся, отдал игрушку), обучать способам выражения сочувствия, внимания (погладить плачущего, поблагодарить, попрощаться, поздороваться и т.д.).

В младшем дошкольном возрасте важно, чтобы социальный опыт ребенка пополнился множеством единичных положительных поступков. Ребенок еще не способен самостоятельно сделать обобщение, но постепенно благодаря оценкам взрослых начинает понимать, что такое хорошо и что такое плохо. Итак, ведущими методами воспитания гуманного отношения к людям и природе у детей младшего возраста являются пример взрослых и организация педагогических ситуаций, в которых ребенок упражняется в положительном поведении. Эффект названных методов усиливается оценкой взрослых и их похвалой.

Средствами воспитания гуманных отношений в младшем дошкольном возрасте являются сам взрослый как носитель положительного способа поведения, а также произведения фольклора - песенки, потешки, сказки.

Форма работы с младшими дошкольниками - индивидуальные занятия.

На следующем этапе воспитания гуманных чувств - этот этап, как правило, совпадает с возрастом 4-5 лет - происходит постепенное осознание ребенком нравственных ценностей. Он уже способен к элементарному обобщению личного опыта, накопленного в младшем возрасте. Закрепляются представления о характере и способах проявления положительного отношения к взрослым, детям, природе. Как и в младшей группе, главными остаются совместная деятельность со взрослыми, разъяснения взрослого, организация практики поведения. На этом этапе воспитатель привлекает внимание детей к способам выражения эмоционального состояния другим человеком, учит «читать» эмоции.

В дополнение к практическим ситуациям, возникающим в жизни детей, их уже можно обучать решению вербальных логических задач. Вербальное решение ситуаций очень полезно в этом возрасте: оно позволяет ребенку решать задачу в воображаемом, «безопасном» варианте, делать выбор способа поведения на основе, как собственного жизненного опыта, так и других источников; способствует развитию воображения и мышления. Дети живо воспринимают мораль художественных произведений, способны к оценке поступков героев книг и спектаклей. Правда, для ребенка важно, чтобы «плохие» и «хорошие» герои ясно и однозначно выражали свою позицию.

Задачу воспитания гуманных чувств на этом этапе можно считать выполненной, если у ребенка появляются элементарные самостоятельные обобщения и желание «быть хорошим», похожим на положительного героя.

Сопереживание как выражение гуманных чувств к людям проходит в своем развитии разные стадии: переживание-сочувствие («Ему плохо, мне его жаль»), переживание-утверждение себя («Ему плохо, я так не хочу») и наконец, переживание-действие («Ему плохо, я хочу ему помочь»).

Педагогическую работу можно считать успешной, если в среднем дошкольном возрасте дети находятся на стадии «переживание-утверждение себя» и иногда проявляют способность к реальному «переживанию-действию».

Наиболее полноценная работа по формированию гуманных чувств происходит на третьем этапе, что соответствует старшему дошкольному возрасту. В этом возрасте дети способны не только на обобщение своего опыта отношений, но и на их анализ, на объяснение причин замеченных в них недостатков.

Воспитатель организует этические беседы с детьми. Беседы можно проводить в разных формах - индивидуально, с подгруппой в 5-6 человек или фронтально. Содержанием этической беседы могут стать возникшие в группе отношения между детьми, мораль художественных произведений или произведения изобразительного искусства.

К каждой этической беседе предъявляются единые требования: опора на жизненный опыт детей; соответствие возрасту и усложнение задачи от возраста к возрасту; конкретность обсуждаемых ситуаций; наличие ситуации выбора и противоречий; связь с последующей деятельностью и практикой поведения; соблюдение такта и осторожности при обсуждении проблем, касающихся конкретных детей группы; не спешить помогать ребенку с выводами и обобщениями, учить делать их самостоятельно.

Форма и место проведения этической беседы могут быть разными. Ее можно провести традиционно в помещении группы, когда дети сидят за столами, или на прогулке. В беседе могут участвовать одновременно все дети или 5-6 человек.

Выбор формы этической беседы и места ее проведения зависит от ее темы, возраста детей и уровня их морального развития. Однако всегда воспитатель выстраивает беседу так, чтобы это действительно была беседа, т. е. вопросы к детям и вопросы детей к воспитателю и друг к другу. Это позволяет вести обсуждение, учит детей строить умозаключения, рассуждать, а не пассивно воспринимать и запоминать. Этическая беседа может состоять из трех частей: сначала дети слушают короткий рассказ или просматривают фильм, или разыгрывают сценку, потом обсуждается мораль и наконец проводится своеобразный практикум: дети упражняются в словах, которыми можно выразить чувства, овладевают способами морального поведения.

Этические беседы проводятся по мере необходимости. Важно, чтобы дети всегда испытывали потребность обсудить тот или иной моральный вопрос и могли рассчитывать на справедливое разрешение проблем.

Несмотря на то, что в старшем дошкольном возрасте больше внимания уделяется осознанию ребенком моральных ценностей, практика поведения, упражнения также остаются важной частью педагогической работы. Воспитатель заботится, чтобы дети могли постоянно упражняться в гуманном отношении друг к другу, к природе, ко взрослым. Жизнь детей должна быть наполнена соответствующими ситуациями. Воспитатель не только использует случаи, возникающие стихийно, но и специально организует ситуации, включая их в разные виды деятельности: игру, труд, занятия по всем разделам программы. На этом этапе главной становится работа по формированию «переживания-действия». Поэтому продолжается обучение детей способам гуманного поведения и вербальным формам выражения положительных чувств.

Важнейшим условием и одновременно методом воспитания гуманизма у детей, развития социальных эмоций, нравственных чувств является пример воспитателя [23].

Таким образом, при систематической работе, направленной на воспитание гуманного отношения дошкольников к окружающим людям и природе, у детей формируется гуманизм как нравственное качество. Иначе говоря, гуманизм входит в структуру личности как качественная ее характеристика.

Следует подчеркнуть, что воспитание гуманных чувств и отношений - процесс сложный и противоречивый. Умения со-чувствовать, со-переживать, со-радоваться, не завидовать, делать добро искренне и охотно - в дошкольном возрасте лишь закладываются. Хотя и следует помнить, что именно дошкольник открыт, предрасположен к подобного рода отношениям. Он доверчив сам и так же относится к другим. Жизненный опыт со временем или утвердит его в таком отношении к окружающим, или заставит измениться

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.