|
Своеобразие гуманных чувств у детей дошкольного возраста
Воспитанию нравственных чувств в истории русской, советской и прогрессивной зарубежной педагогики всегда уделялось большое внимание. В их трудах отмечается, что дети рано начинают чувствовать доброту и справедливость со стороны взрослых, сверстников и чутко реагируют на различные проявления недоброжелательности к ним. Русские революционеры-демократы призывали педагогов учить детей пониманию добра и зла, восставали против морализирования в воспитании. Они считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных (благородных) чувств — доброты, справедливости, способности противостоять лжи, своекорыстию, жестокости.
В современной советской педагогике особенно большое внимание вопросу воспитания чувств ребенка уделял Сухомлинский В. А. [64]. Он считал, что важно с малых лет воспитывать чувства ребенка, учить его соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином.
Современная трактовка понятия "гуманизм" отождествляется с понятием "гуманность" как качество личности, совокупность нравственно-психологических свойств личности, система установок личности на социальные объекты, обусловленное нравственными нормами и ценностями, значительно расширяет состав входящих в него элементов - гуманных чувств и отношений. Гуманность, рассматриваемая как развитость чувств сострадания и сорадования, реализуемых в общении и деятельности в аспектах отношений содействия, соучастия, помощи, определяется как вершина нравственности, так как в ней любовь ко всему живому сочетается с милосердием, бескорыстной помощью людям, добротой, честностью, трудолюбием, миролюбием, не стяжательством, заботой о человеке, уважением его права на самоопределение и свободу, предупреждением его желаний, учетом личностных потребностей, созданием комфортных условий пребывания в учебном заведении и на пути к успеху.
Обобщение психолого-педагогического опыта прошлого и современности, а также частные исследования Буре Р. С. [8], Кошелевой А. Д. [30], Улитко С. А. [66], позволяют рассматривать гуманные отношения как многосоставное понятие, каждый элемент которого зависит от соответствующего ему гуманного чувства, подкрепленного умением действовать определенным образом. В рамках данного нами определения раскрыты составляющие гуманного отношения к человеку: доброжелательное отношение, проявляемое в умении доставить приятное, радость другим, оказать услугу, построенное на доброте человека, чувстве любви к "ближнему как к самому себе"; отзывчивое отношение, проявляемое в умении разделить радость и огорчения других, откликаться на просьбу, помочь преодолеть отрицательное переживание), основанное на развитии сопереживания и сочувствия; внимательное отношение, проявляемое в умении заметить и понять переживания других (не ярко выраженные), поддержать положительные, облегчить отрицательные, зависящее от развитости чувства сострадания; заботливое отношение, проявляемое в умении оказать помощь и поддержку другому в необходимой ситуации, зависящее от развитости чувства любви к ближнему и сострадания; справедливое отношение, проявляемое в умении признать равные права в любой деятельности всех участников, основанное на чувстве справедливости, уважении к другим.
Рассмотрим основные особенности развития гуманных чувств и отношений в дошкольном возрасте, обуславливающие специфику его воспитания.
Психологи и педагоги подчеркивают, что чувства детей наиболее интенсивно развиваются в дошкольном детстве. Они могут, проявляться и в отношении ребенка к самому себе (чувство собственного достоинства, превосходства или, наоборот, чувство неполноценности, уверенность или отчаяние и др.), и в отношении к другим людям (симпатия или антипатия, сочувствие, злоба, гнев, безразличие, чувство дружбы, любви, товарищества, чувство стыда, вины и др.), к коллективу (чувство коллективизма, солидарности), к искусству (эстетические чувства). У ребенка старшего дошкольного возраста формируются уже начала сложных чувств, таких, как, например, справедливость, любовь к своей Родине, расположение к детям других национальностей. В дальнейшем это переходит в более сложное чувство патриотизма, гражданственности, интернационализма.
В раннем детстве и в дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, придавая им свою окраску и выразительность. Маленький ребенок еще не умеет управлять своими переживаниями, он почти всегда оказывается в плену у захватившего его чувства.
Внешнее выражение чувств у ребенка по сравнению с взрослым человеком носит более бурный, непосредственный, непроизвольный характер. Чувства ребенка быстро и ярко вспыхивают и столь же быстро гаснут; бурное веселье нередко сменяется слезами.
У новорожденных детей имеются лишь, безусловно-рефлекторные, эмоциональные реакции, например: при резком громком звуке возникает реакция страха, проявляемая во вздрагивании, плаче. Первое проявления чувств детей раннего возраста связано с удовлетворением органических потребностей - в еде, тепле, здоровом физическим состоянии.
В дальнейшем на основе имеющихся эмоциональных реакций формируются новые условные. К концу второго - в начале третьего месяца жизни у ребенка появляется "комплекс оживления", положительная эмоциональная реакция на взрослого человека Возникновение этой реакции обусловлено тем, что взрослый заботится о ребенке, удовлетворяет его потребности, ласкает его.
По мере обогащения опыта ребенка и усложнения его деятельности, а также его взаимоотношений с окружающими людьми у него формируются новые потребности и интересы. Это является важным условием развития и обогащения детских чувств. Интересы его распространяются на более широкий мир окружающих предметов, явлений и событий, а вместе с тем и чувства его становятся сложнее и содержательнее.
Особенное значение имеет развитие у ребенка чувства эмоционального расположения, симпатии к близким людям, сочувствия к их переживаниям и поступкам. Так, годовалый ребенок сам готов заплакать, когда мать закрывает лицо руками, притворно всхлипывая. Увидев позже ее смеющейся, он сам расплывается в улыбке и заливается веселым смехом - это первые зарождения неосознанных гуманных чувств и отношений.
Постепенно чувства начинают вызываться не только тем, что просто приятно или неприятно, но и тем, что хорошо или плохо, что соответствует или противоречит требованиям окружающих людей, например: ребенок доволен, когда взрослый его хвалит, одобряет его поведение.
К началу дошкольного возраста ребенок приходит уже с относительно богатыми эмоциональными переживаниями.
Ребенок дошкольного возраста, открывая для себя многообразие окружающего мира, вступая в разнохарактерные взаимодействия с различными сферами действительности, проявляет себя самым доступным образом - эмоционально. Эмоции как внешнее проявление внутреннего мира ребенка позволяют определить его отношение к происходящему, способствовать личностному становлению. Эмоцией ребенок требует исполнения своих желаний, эмоцией он сигнализирует о своих симпатиях и антипатиях, посредством эмоции он пытается установить связь, взаимоотношение и вступить в диалог с окружающим миром. Эмоция представляет собой специфичный, исключительный знак и символ субкультуры ребенка, а Детство - "золотой век для эмоционального в нас", отмечает Зеньковский В. В. [18]. Именно чувства и эмоции детей выступают составляющей базиса личностной культуры дошкольника, и, как справедливо заметил Запорожец А. В [17], эмоция выступает функциональным органом индивида, ядром личности. Педагог, умеющий раскодировать идущую через эмоциональные проявления дошкольников информацию, имеет возможность понять и предупредить трудности личностного развития ребенка, преобразовать и скорректировать негативные явления эмоционального плана, а следовательно, и других, сфер личности.
В работах Выготского Л. С. [12], Леонтьева А. Н. [35] и др. были обозначены четыре этапа в развитии эмоций детей, обусловленные их возрастом. На первом этапе у детей появляется способность к "заражению" эмоциональным состоянием другого в непосредственном взаимодействии. С точки зрения Леонтьева А. Н. [35], чувства превращаются в мотив поведения, в побуждение к действию, и поведение ребенка регулируется больше эмоциями, чем рассуждениями.
Для второго этапа развития эмоций характерно зарождающееся у ребенка умение подчинять свои действия словесной инструкции взрослого. Ребенок достаточно независим как от непосредственного влияния ситуации, так и от эмоционального состояния близкого человека, которое уже не "заражает" его.
На третьем этапе наблюдается изменение содержания аффектов, выражающееся, в первую очередь, в возникновении особых форм эмпатии (Запорожец А. В. [17]). Эмоции начинают предвосхищать ход выполнения действий и выполняют коррекционную роль.
Четвертый этап характеризуется "интеллектуализацией аффекта". Ребенок может предвидеть результаты своей деятельности и поведения. Сложные, двойственные переживания определяют возникновение способности действовать в соответствии со свободно принятой внутренней позицией. Дифференциация внешнего и внутреннего означает появление мира чувств.
Обобщение представленного психолого-педагогического опыта позволило нам раскрыть те особенности детей, которые позволяют успешно воспитывать гуманные чувства и отношения в дошкольном возрасте.
• Дошкольник характеризуется большой эмоциональной отзывчивостью, он очень бурно реагирует на различные радостные и печальные события, легко проникается чувствами и настроениями окружающих его людей.
• В дошкольном детстве ребенок только учится управлять своими эмоциями, а значит, своим поведением.
• Гуманные чувства проявляются, главным образом, в сфере отношений со сверстниками.
• У детей, объединенных в группу, есть потребность воздействовать на складывающиеся между ними отношения.
• Дети принимают и одобряют требования взрослого поддерживать доброжелательные отношения.
• Ребенок раннего возраста испытывает повышенную потребность в эмоциональном контакте со взрослыми, ярко выражает свои чувства.
• С трех лет у детей развивается потребность в доверительном отношении к взрослому и способность почувствовать его эмоциональное состояние, понять причину изменения настроения.
• Ребенок старшего возраста способен при определенных условиях осознать негативные стороны собственных действий, умеет мысленно поставить себя на место другого, чтобы "пережить" ситуацию с его точки зрения.
• Эмоциональное предвосхищение позволяет ребенку не только предвидеть, но и прочувствовать тот личностный смысл, который будут иметь для него и окружающих последствия совершаемых действий.
• В старшем возрасте обостряется потребность в дружеских отношениях со сверстниками.
Понимание сущности эмоциональных проявлений и их особенностей в конкретном возрасте позволяет строить образовательный процесс на основе механизмов существования и развития эмоций, а знание этапности в развитии эмоций у детей позволяет педагогу в процессе организации деятельности ориентироваться на эту взаимосвязь и осуществлять поиск адекватных методов стимулирования эмоций детей [10].
Таким образом, возрастные и психологические характеристики дошкольника являются лишь показателями внутренней готовности детей к развитию гуманности, положительные же сдвиги в развитии гуманных чувств и отношений детей во многом будут зависеть от уровня педагогического руководства этим процессом, от подготовленности воспитателя к данному виду деятельности.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|