Сделай Сам Свою Работу на 5

Отчет о результатах исследования.





Отчет и пояснительная записка.

Итоги социологического иссле­дования оформляются в виде отчетов. Он включает пояснительную записку о решении поставленных задач и приложения к ней.

В пояснительной записке излагается последовательность выпол­нения программы социального исследования, дается сводка матери­алов, расчетов, обоснований. В приложениях к записке даются циф­ровые, графические и прочие показатели и документы, а также все формы, анкеты, бланки, тесты и т. п.

Отчет служит исходным документом подготовки директивных решений и разного рода литературных материалов в виде монографий, коллективных публикаций, книг, сборников, статей, Диссерта­ций и т. п.

Разделы отчета.

Характер отчета во многом зависит от типа исследования — проводилось оно в соответствии с научными либо прикладными целями. При составлении отчета по исследованию первого типа внимание акцентируется прежде всего на постановке --проблем, их концептуальной разработке и формулировке задач исследования. Кроме того, освещается состояние проблемы на сегод­няшний день и существующие к ней подходы. Специальный раздел отчета отводится проблемам методологии — выбору и обоснованию инструментария исследования, типологии выборки, методов сборасоциальной информации. Здесь же оговариваются «невидные не­достатки инструментария выполненного социологического исследо­вания. Этот пункт методологически важен для дальнейшей разработки проблемы. Заключает отчет содержательный анализ полученных результатов исследования (непременно в ферме отдельного раздела). Дается ответ на вопрос были ли решены поставленные задачи и каким образом. При этом нерешенные задачи рассматриваются наравне с—решенными, ибо неточная или несвоевременная постановка задач не означает их бесполезность. Кроме» того, прово­дится анализ тех причин, которые помешали решению выдвинутых задач, будь то некорректная их формулировка или вынужденная; переориентация в ходе исследования и т. д. Этот раздел отчета завершается указанием на практические результаты исследования и конкретные выводы, если они возможны. В приложении к отчету даются материалы, Иллюстрирующие положения всех предыдущих разделов, включая обоснование выборки и ее качественные характеристики. Сюда же помещают основные Методические материалы, по которым проводился сбор данных, основные таблицы распределений, и табулограмм.





Предложенная форма отчета допустима и при «заказных» ис­следованиях. Однако при их составлении, несомненно, акцент дол­жен быть сделай, прежде всего на практические выводы и конкрет­ные рекомендации; Кроме того отчет для заказчика предполагает соответствующий язык, отвечающий специфике данной дея­тельности и, стало быть, более доступный заказчику. Обычно на­ряду с полным отчетом исполнитель готовит сокращенный вариант, отражающий основное содержание решаемых задач и пути их реализации.

Основные требования к отчету. В числе общих требований к составлению отчета по итогам социологического исследования нужно назвать, во-первых, возможно более полное и глубокое отображение всех ступеней проведенного исследования, взаимосвязанность всех его звеньев и логику научного поиска. Под этим углом зрения становятся отчетливей сильные стороны проделанной работы, допущенные ошибки и нерешенные проблемы. В конце работы обогащается аргументация исследователя в защиту или опровержение выдвинутых, гипотез, облегчающая ему решение поисковых задач. Следующим требованием к отчету является строгое следование разработанному программой методологическому аппарату иссле­дования.

В отчете недопустим тот или иной пересмотр методологических, принципов без достаточно серьезной аргументации в пользу вне­сенных в программу изменений и обоснованности получаемых ре­зультатов. В отчете важно отразить логическую последовательность выполняемых процедур, показать место и роль каждой из них в процессе накопления и интерпретации новых знаний, четко вычислить все выполняемые операции упорядочения эмпирических данных и теоретических обоснований на пути интерпретации со­циологического факта. Итоги исследования в отчете рассматриваются как применитель­но к решаемым задачам и выдвинутым гипотезам, так и организа­ционно — в соответствии с планами (поисковым, описательным и ' экспериментальным). Это третье требование к отчету. Оно включает указание всех привлекаемых к исследованию организаций, состава и порядка подготовки инструкторских кадров, характера, формы и методов работы с обследуемыми единицами (где, когда, как и кем проводились инструктажи и другие виды разъяснительной деятель­ности). Важно с большой точностью отразить организацию сбора материала и в приложении дать образцы всех используемых доку­ментов обследования. Кроме того, исследователь должен обращать внимание на правильное воспроизведение в отчете систем кодиро­вания информации и использованных методов ее машинной обра­ботки.



Применительно к прикладным исследованиям в отчетах воспро­изводится с большей или меньшей плотностью сфера исследуемой управленческой деятельности. Для этой цели используется вся сово­купность имеющихся в распоряжении социологов качественных и количественных показателей. При этом обосновываемые в отчете рекомендации не только сообразуются с полученными результатами, но и сопоставляются с предшествовавшей практикой решения вы­двинутых в исследовании проблем. Применительно к теоретическим исследованиям социолог разрабатывает типологические оценки со­циального объекта, которые позволили бы ему в свете выдвинутых гипотез обосновать важность поиска новых теоретических конст­рукций для объяснения выявленных тенденций развития явлений или процессов.

Рекомендации.

Непременным компонентом всякого отчета явля­ется подготовка рекомендаций, представляющих собой перечень ос­новных предложений, вытекающих из анализа отчетных данных. Рекомендации носят сугубо утвердительный характер, и в них вно­сится лишь только то, что подлежит внедрению в научную или практическую деятельность. При этом следует иметь в виду, что в случае сомнения в правильности или необходимости выдвинутых рекомендаций заинтересованные лица должны иметь возможность найти необходимые обоснования в контексте отчета. Если же и в аналитические разделы по каким-то причинам не внесены нужные расчеты и обоснования выдвинутых практических предложений, то должно быть указано, какие дополнительные исследования необхо­димо провести.

Рекомендации должны быть доведены до сведения коллектива работников изучаемого объекта. При этом могут и должны быть использованы средства массовой информации в показе результатов работы. Более того, в соответствии с рекомендациями- желателен выпуск соответствующих распорядительных документов по пред­приятиям (организациям, учреждениям).


1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.3, с.25.

2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е издание, т.27 с. 402

3 Там же т.19, с.208

4 Там же т.46 с.36

5 Маркс К., Энгельс Ф., соч. 2-е изд., т.3 с. 24

6 Там же с. 33

7 Там же, т.4, с.301

8 Там же, т.3, с.438

9 Там же, т.4, с.301

10 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.27 с.403

11 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е издание т.27 с.403

12 Там же с.176

13 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е издание т.21 с.308

14 Там же т.37 с.419

15 Там же

16 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е издание т.27 с.402-403

17 Плеханов Г.В. соч. в 26-ти томах М.,Л., 1925 т.7 с.321

18 Федосеев П.Н. К вопросу о предмете марксистско-ленинской социологии – социологические исследования. 1982 №1 с. 29

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е издательство т.23 с. 188

2 В статистической отчетности принята иная классификация труда по содержанию: 1)труд при помощи машин и механизмов, а также по наблюдению за работой автоматов; 2)вручную при машинах и механизмах; 3)вручную не при машинах и не при механизмах. Эта классификация обладает тем недостатком, что в группу 1 попадает как сравнительно простой труд рабочего-станочника, так и сложный труд оператора, наблюдающего за автоматическим устройством, а в группу 4 попадает как сравнительно простой труд ремонтника несложных технических устройств, так и очень сложный труд наладчика современных агрегатов и автоматических линий.

3 Конституция (основной закон) Союза Советских Социалистических Республик. М.,1977, ст.8.

4 Социальные проблемы управления трудовыми коллективами. М. 1978 с.43-44.

5 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е издание т.26 ч.3 с.265-266

6 Там же

7 Там же с. 234

8 Ленин В.И. полное собрание сочинений т.39 с.15

9 Там же с.15

10 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е т.21 с.25-26

11 Таблицы социальных показателей, соответствующих выделенным уровням общества. Осипов Г. В. Теория и практика социологических исследований в СССР. М. 1979 с.226-235.

12 Таблицу социальных показателей дистрибутивных последствий деятельности и ее институционального регулирования. Осипов Г.В Указ, соч. с.238-240.

1 Миграция сельского населения под ред. Т.И. Заславской М. 1970 с.27

2 Маркс К., Энгельс Ф. соч. 2-е изд. т.12 с.727

3 Человек и его работа. М.1967 с.55-56.

4 Советская социология М. 1982 т.2 гл.1

5 Там же гл. 4.

6 Массовая информация о советском промышленном городе М. 1980

7О зарубежном опыте см.: Андреенков В. Г. Сравнительный анализ развития эмпирической социологии в США.— В кн.: Методические проблемы сравнительного анализа социологических данных. М., 1982. Ротапринт.

1Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956, с. 596,

2Лафарг П. Воспоминания о Марксе. М, 1959, с. 6.

3Плеханов Г. В. Избр. филос. произв. М., 1966, т. 1, с. 537

4Ленин. В. И. Полн. собр. соч., т. 18. с. 164.

 

5Там же, т. 29, с. 471.

1См., например: Воронов Ю. П., Ершова П. Н. Общие принципы социологи­ческого измерения.— В кн.: Измерение и моделирование в социологии. Новосибирск,. 1969, с. 3—15; Хованов Н. В. Математические основы теории шкал измерения качества. Л., 1982; Лазарсфелъд П. Ф. Измерение в социологии.— В кн.: Американская социология. М., 1972, с. 134—149.

2Выделяя интересующие нас свойства изучаемых объектов, абстрагируясь от бесконечного количества их других свойств, получаем определенную модель реальности. В теории измерения для обозначения подобной модели исполь­зуется термин «эмпирическая система с отношениями» (см., например: Суппес П., Зинес Дж. Основы теории измерений— В кн.; Психологические измерения. М., 1967, с. 9—110)

3Взаимно однозначным называется преобразование, с помощью которого различные числа, переводятся в различные и одному, и тому же числу соответствует только одно число.

 

4Монотонно возрастающим называется такое преобразование g(x), которое удовлетворяет условию: если х1 < х2, то g(x1) <g(x2) для любых чисел х1 и ж2 из области определения g(x).

 

5Линейным преобразованием называется преобразование вида у = ах + b, Если а > 0, то линейное преобразование называется положительным.

 

6См;: Типология и классификация в социологических исследованиях/Отв. ред. В. Г. Андреенков, Ю. Н. Толстова. М., 1982, гл.. IV, § 2.

 

7Сюда относятся, например, способы построения интервальной шкалы с помощью метода парных сравнений, известные методы шкалирования Терстоуна и т. д. Ряд подобных методов будет рассмотрен в гл. 7, § 2.

 

8Преобразованиями подобия называются преобразования .вида у = ах. Если а > 0, то преобразование подобия называется положительным.

 

9Преобразованием сдвига называется преобразование вида у =х+b, где b — произвольное действительное число.

 

10Одному уровню измерений соответствуют и такие шкалы, как шкала отноше­ний и шкала разностей, хотя они имеют разные совокупности допустимых преобразований. Однако для обоснования этого положения необходимо по­казать, что эти шкалы в определенном смысле подобны друг другу (об этом см. Высоцкий В. С. О сравнении шкал.— В кн.: Прикладной многомерный статистический анализ. М., 1973).

11См. Oрлов А. И. Устойчивость в социально-экономических моделях. М., 1979. В этой работе рассматривается возможность сравнения разного рода сред­них для шкал различных типов. При этом анализируется более широкий круг средних и типов ткал, чем круг, рассмотренный нами.

 

12См. Oрлов А. И. Устойчивость в социально-экономических моделях. М., 1979» В этой работе рассматривается возможность сравнения разного рода сред­них для шкал различных типов. При этом анализируется более широкий круг средних и типов ткал, чем круг, рассмотренный нами.

 

13Об этом см.: Юзбашев М. М. Методы изучения динамики распределения зависимостей. М., 1974, с. 23—24

14См., например: Венецкий И. Г, Вариационные ряды и их характеристики, М., 1970

 

15Проблемы использования рабочей силы в условиях научно-технической ре­волюции. М., 1973, с. 168. Сумма всех относительных частот не равна 100%, поскольку опущена графа «вне разряда».

 

16 Методы построения выборки подробно изложены в гл. 6

17 Здесь и далее в этой главе речь идет о так называемых выборочных характеристиках (средней, дисперсии и т. д.).

18 Предполагается, что медианный интервал разряда равен 2,5—3,5

19Необходимо отметить, что средние арифметические, подсчитанные по фор­мулам (7) и (1), тождественны между собой так же, как и дисперсии, най­денные по формулам (6) и (8). Отличаются они лишь формой записи.

20Понятие гипотезы, с которым имеет дело статистика, более узко, чем об­щее понятие научной гипотезы.

21Общая формула для вычисления c2 приведена на с. 190.

22В действительности эти регрессионные уравнения всегда являются лишь попыткой аппроксимации существующей зависимости.

 

23 В нелинейном случае его разумнее рассматривать как показатель тенденции и лишь отчасти как меру тесноты этой связи.

 

24Линия регрессии, которая, «наилучшим» образом соответствует эмпириче­ским данным, находится с помощью так называемого метода наименьшие квадратов, а именно так, чтобы сумма квадратов отклонений каждой точки (на диаграмме разброса) от линии регрессии была минимальной

25Численные данные взяты из книги «Методика и техника статистической обработки первичной социологической информации» (М., 1968, с, 182).

 

26Стандартизированные коэффициенты регрессии с, находят также широкое применение при интерпретации так называемых причинных диаграмм. (См.: Статистические методы анализа информации в социологических исследованиях. М., 1979, гл. 15).

27Другие более сложные примеры вычисления ц2см.: Статистические методы, анализа информации в социологических, исследованиях, с. 102.

28Если при ранжировании возникает много одинаковых (или, как говорят, связанных) рангов, то формула (34) неприменима.

29 Описание мер взаимозависимости, обобщающих rs и t для таблиц любого размера с естественным упорядочением категорий в строках и столбцах, см.: Кендалл М. Дж., Стыоарт А. Статистические выводы и связи. М., 1973, с. 752—758. Для более детального знакомства со свойствами ранговых коэф­фициентов см.: Кендалл М. Ранговые корреляции. М., 1975,

 

30Более подробные сведения об обработке ранжированных данных см.: ГОСТ 23554 2—81. Экспертные методы оценки качества промышленной продукции, М, 1982.

31 См. библиографию в кн.: Антон Г. Анализ таблиц сопряженности. М., 1982.

 

32Краткий обзор таких методов дан в кн.; Типология и классификация...,гл. VIII.

33См., например: Messenger R. С., Mandell L. M. A Modal Search Technique for Predictive Nominal Scale Mullivariate Analysis. — J. of the Amer. Slat. Association, 67, Dec. 1972.

34Подобный способ поиска детерминирующих сочетаний значений независи­мых признаков описан, например, в кн.: SongaistJ. etal. SearchingforStructure. AnnArbor, 1973.

 

35О методах дисперсионного анализа см.: Статистические методы анализа информации в социологических исследованиях, гл. XI.

36Чесноков С. В. Детерминационный анализ социально-экономических данных. М., 1982

 

37См., например: Миркин Б. Г, Анализ качественных признаков и структур. М., 1980, гл. III.

 

38Об интерпретации в этом случае известных коэффициентов уравнения ре­грессии и составляющих их компонентов см.; Типология и классифика­ция..., гл. IX, § 3.

 

39Пример решения одной из социологических задач с- помощью такого под­хода см.; Гарипов Я. 3., Аргунова К. Д. Анализ факторов распространения двуязычия в СССР.— Социол., исслед., 1980, № 3, с. 52—61.

 

40Поиск латентных переменных в тех случаях, когда исходные данные по­лучаются по интервальным шкалам, может осуществляться с помощью методов факторного анализа, описание которых см.: Статистические методыанализа информации в социологических исследованиях, гл. XIII.

 

41 Там же гл. 14 Типология и классификация, параграфы 2, 4.

42Об алгоритмах классификации, о понятии меры близости и о мерах, рас­считанных на порядковые и номинальные шкалы, см. вышеназванные книги, а также: Айвазян С. А., Вежаева 3. И., Староверов О. В. Классифи­кация многомерных наблюдений. М., 1974.

 

43Лбов Г. С. Методы обработки разнотипных экспериментальных данных. Новосибирск, 1981.

44Миркин Б. Г, Анализ качественных признаков и структур.

45См.: Гаерилец ,Ю. Н. Социально-экономическое планирование; Системы и модели. М., 1974.

 

46Краткий обзор способов метризации («оцифровки») см.; Типология и клас­сификация..., гл. IV,

1Ленин, В. И. Поли. собр. соч., т. 53, с. 152,

2Там -же, т. 43, с. 282-283.

3Знание формул необходимо для практической работы социолога, а также L для дальнейшего понимания материала главы. Впрочем, без большого ущерба при первом чтении можно. Опустить формулы и. текст, их сопровождающий. В. таком случае придется возвращаться к табл. 16 каждый раз, когда в последующем изложении будет использоваться та или иная: формула из этой сводки.

5 Человек и его работа. М. 1967.

6Дружинин И. К, Указ, соч., с.-195,

7Дружинин Н. К. Указ, соч., с. 202—203. Условия задачи изменены.

 

8«Вес» влияния признаков оценивался с помощью коэффициента зависимости между соответствующими признаками. (См.: Осипов Г. В., Андреенков В. Г. . Эмпирическое обоснование гипотез в социологическом исследовании.— Социол. исслед., 1974 № 1, с. 165).

9 Можно ограничиться случайным отбором внутри каждой страты и затем на практике оценить репрезентативность групп стажа в выборочной совокупности.

10 В пилотажной выборке не оказалось лиц, не выполняющих норм выработки. Поэтому представляло интерес определить долю не выполняющих, а пере­выполняющих норму.

 

11 Различные варианты таблицы достаточно больших чисел и техника работы с ними проводятся в кн. Методика и техника статистической обработки первичной социологической информации. М.1968 с.268-273

1212Андреенкое В. Г., Маслова О. М., Святицкий Н. А. Методические проблемы изучения выставочной деятельности как коммуникативного процесса.— Социол. исслед., 1983, № 4.

13 Советский экран, 1971, № 10, 12.

 

14Ноэль Э. Массовые опросы. М., 1978, с. 164,

15Примеры применения таксономии при планировании выборочного исследо­вания в социологии можно найти в работах: Методика выборочного обсле­дования миграции сельского населения. Новосибирск, 1964; Распознавание образов в социальных исследованиях. Новосибирск, 1968; Территориальная выборка в социологических исследованиях. М., 1980,

1О понятии социальная установка см.: Андреева Г. A. Социальная психология. М., 1980, гл, 16.

2Rokeach M. The Nature of Human Values. N. Y., 1973.

3См.: Шкалирование при сборе и анализе социологической информации M. 1978, с. 46-47.

4Эти методы измерения являются в основном вариациями методики, разрабо­танной Терстоуном. См.: Thurstone L. L. (Attitudes can be Measured — Amer, J. Sociol., 1928, vol. 33, p. 523—554. Детальное изложение см.: Thurstone L. L., Chave E. J. The Measurement of Attitudes. Chicago, 1929.

5См.: Оуэн Э. В. Сборник статистических таблиц. М., 1973, разд. 1.1.

6Zij можно интерпретировать как значение признака на латентной оси установки. Zij=Zji причем значения Z положительны тогда, когда mij больше 0,5.

7Дальнейшие подробности вычислений см.: Бешелев С.Г. Гуревич Ф.Г. математико-статистические методы экспертных оценок. М., 1974.

 

8Так, при k.= 5 число пар равно 10, при k = 30 — 435.

 

9 Для каждого эксперта карточки перемешиваются беспорядочно.

10Likert R. A Technique for the Measurement of Attitudes — Arch. Psychol., 1932, vol. 7, N 140.

11Сущность метода СД излагается в кн.: Osgood Ch., Suci в., Таппепbаит Р.,The Measurement об Meaning. Urbana. 1957; Осгуд Ч., Суси Дж., Танненбаум П. Приложение методики семантического дифференциала к исследованиям по эстетике и смежным проблемам.— В кн.: Семиотика и искусствометрия. М., 1972, с. 355—359; Практикум по психологии, М., 1972, с. 190—195. Критический анализ методологических основ Ч. Остуда дан в целом ряде работ советских ученых (См./например: Апресян Ю. Д. Современные методы изучения значений и некоторые проблемы структурной лингвистики. В кн.: Проблемы структурной лингвистики. М-Т 1963; Леонтьев А. А. (Психолингвистика. Л., 1967.)

 

12В этом разделе приведены данные исследования А. И. Антонова по выяв­лению репродуктивных установок.

13 Все примеры взяты из исследовательского проекта «Ценностные ориентации». Руководитель В. А. Ядов.

14Формулы для оценки границ доверительного интервала можно найти в кн. Варден Ван дер. Математическая статистика, М., 1960, с. 46,

 

15Урбах Ю. В. Биометрические методы. М., 1964, с. 284. там же, табл. XII,

16 Там же табл. 12.

17Линник Ю. В. Метод наименьших квадратов и основы теории обработки наблюдений. М., 1962, с. 114.

 

1Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 2, с. 240.

2Некоторые центральные ведомственные архивы, например архив АН СССР, сохраняют у себя документы и в течение значительно более долгих сроков.

3Подробнее о делопроизводстве в советских учреждениях см.: Митяев К. Г., Митяева Е. И. Административная документация. Ташкент, 1974; Бартанян Л. И., Лившиц Я. 3., Митяев К. Г. Цикулин В. А. Делопроизводство. М., 1964.

4См.: Ленин В. И. Поли. собр. сер., т. 30, с. 349—356.

5Там же, т. 48, с. 64.

6Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 19, с. 326.

7Там же, т. 53, с. 118,

 

8Exemplification (нем.) — объяснение с помощью примеров, снабженных ил­люстрированными материалами.

9Более подробно см.: Андреенков В. Г., Чередниченко В. А, К вопросу о соз­дании банка социологической информации.— Социол. исслед., 1982, №2, с. 140—146. Перечень наиболее крупных зарубежных архивов социологиче­ских данных можно найти в кн.: Методические проблемы сравнительного анализа социологических данных. Отв. ред. В. Г. Андреенков, О. М. Маслова. М., 1982. К некоторым зарубежным архивам данных возможен прямой до­ступ по каналам связи ЭВМ из нашей страны,

 

10Автором документа может быть как один человек, так и коллектив.

 

11Деление на фактическое и оценочное содержание документа (кроме paзличной направленности исследования) имеет смысл потому, что независи­мо от добросовестности исследования выводы о фактах всегда значительно более объективными выводы о ценностных представлениях.

12Архив Маркса я Энгельса. М., 1934, т, III, VIII.

13См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 2, с. 2Э1—517

14Подробней об этой см.: Ленин и социология/Отв. ред. Ф. М. Бурлацкий, Г. В. Осипов. М:, 1970, Вып. 1.

15См.; Ленин и социология; Журналист, пресса, читатель. Л., 1969,

 

16Проблемы контент-анализа в социологии. М., 1970. ,

17Ананьев В. С., Ларионов М. П. Методы подбора и анализа документов в конкретном социальном исследовании. Филос. науки, 1965, № 2.

18Ананьев В. С., Ларионов М. П. Методы подбора и анализа документов в конкретном социальном исследовании. Филос. науки, 1965, № 2.

19Новикова Т. В. Применение контент-анализа должностных инструкций в социально-психологическом исследовании.— Социол. исслед., 1978, № 4, с. 144—151.

 

20Коган В. 3., Скворцов Ю. И. Строки, темы, жанры.— В кн.: Проблемы со­циологии печати. Новосибирск, 1970.

21Там же, с. 668;

22Маркс К., Энгельс Ф. Соч.- 2-е изд., т. 23t с, 431—432.

1Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 2, с. 235.

2Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-ё изд., т. 2, с. 102.

3См.: Евладов Б. В. Некоторые особенности социологического исследования. В кн.: 6 методологических проблемах общественных исследований. JI., 1971.

4Швырев В: С, К проблеме специфики социального познания.— Вопр. филосо­фии, 1972, № 3, с. 125.

 

5Мadge J. The Tools of Social Science. N. Y., 1965.

6Ольшанский П. Б. Личность и ее социальные ценности: - В кн.: Социологах в СССР. М , 1906, т. 1, с. 470-530.

 

7Во всех карточках использовалась одна и та же инструкция для наблюдателя.

 

8Маркс, К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 2, с. 231—517.

9Социологические исследования на пражском заводе «ЧКД — Соколове».— Филос. науки, 1963, № 3, с. 132,

10Информ. бюл. ССА и ИКСИ АН СССР, 1969, № 25; Массовая информация в - советском промышленном городе/Под общ. ред. Б. А. Грушина, Л. А. Оникова. М., 1980.

 

14Lundberg J. Social Research: a Study in Methods of Gathering. N. Y., 1968, p. 53.

 

12Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 2, с. 238—239.

1Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 19, с. 233—240.

2Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 19, с. 573.

3Воспоминания о Владимире Ильиче Ленине. М., 1969, т. 2, с. 36.

4Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 9, с. 290—291.

5Там же, т. 45, с. 112.

6Пример такого текста см. Дридзе Т. М. Организация и методы лингвопсихосоциологического исследования. М., 1979, р. 47—49.

7См. об этом подробнее в кн.: Массовая информация в советском промышленном городе. М., 1980, с. 244—246.

 

8Манучарова И. В. К вопросу о влиянии анонимности на результаты опро­са.— В кн.: Общение как предмет теоретических и прикладных исследований: Тез. Всесоюз. симпоз. Л., 1973, с. 102—103.

9«Вы нам писали...»: Почтовая социологическая анкета по изучению писем в редакцию газеты. Л., 1980.

 

10Кино и зритель. М., 1968, с. 24—25.

11Труды по социологии. Тарту, 1972, вып. 1, с. 41—42.

12Человек и его работа. М., 1967.

13Левитов Н. Д. Психология труда. М., 1963, с. 125—129.

14Свенцицкий А. Л. Метод интервью в конкретных социологических исследо­ваниях.— В кн.: Проблемы научного коммунизма. М., 1968, вып. 2, с. 309.

 

15Gallup G. The quintadimentional plan of question design.— Public Opinion Quarterly, 1947, vol. 11, p. 385—393.

16Труды по социологии, с. 32—34. О технике телефонного интервью см.: Мето­дические проблемы сравнительного анализа социологических данных. М.1982.

 

 

17 Moser С. A. Survey methods in social investigation, L., 1967, p. 192—200.

 

18Ibid.

19См. об этом подробнее в кн.: Маслова О. М., Косолапое М. С. Опыт проек­тирования опросного инструментария для исследования социалистического образа Жизни: (От концепции — к методическому обеспечению).— В кн.: Состояние и основные тенденции развития советского образа жизни. М., 1980, с. 104-130.

 

 

20Схема приводится с незначительными изменениями по книге: Ядов В. А. Социологическое исследование М., 1972,- с. 179. Аналогичная схема содержится в кн.: Ноэль Э. Массовые опросы. М., 1978, с. 80.

 

21Исследование проводилось в 1976—1977 гг. ИСИ АН СССР.

22Маслова О. М. К вопросу о проектировании социологических анкет.— Социол. исслед., 1981, №1, с. 162—165.

 

*Планирование социального развития коллектива предприятия: Методические рекомендации/Гл. ред. Д. А. Керимов. М., 1975,6. 240—241

4Научная организация труда двадцатых годов; Собр. док. и материалов, Казань, 1965.

 

5Семенова 3. Ф. Влияние роли и статуса на процессы социальной перцепции и на восприятие информации.— Учен. зап. ЛГУ, 1978, № 365; Эксперимен­тальная и прикладная психология. М., 1971; Бойко В. В. О восприятии теле­визионного сообщения в зависимости от темпа чтения.— Вопр. психологии, 1972, 3, с. 47-57.

6Лекции по методике конкретных социальных исследований/Под ред. Г. М, Андреевой, М„ 1972, с. 174-200.

 

7В методической литературе такой эксперимент часто называют пассивный, или экспериментальным, наблюдением.

 

1Никитин Е. П. Объяснение — функция науки. М., 1970.

2Андреева Г. М., Никитин Е. П. Метод объяснения в социологии.— В кн. Социология в СССР. М., 1966, с. 142.

4Кендалл М., Стьюарт А. Статистические выводы и связи. М., 1973, с. 442.

 

5 Статистические методы анализа информации в социологических исследованиях. М. 1979 гл.15.

6 Good W.S. Methods in social research, N.Y. 1952.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.