Сделай Сам Свою Работу на 5

Обобщение результатов исследования





Глава тринадцатая

Анализ данных и обобщение результатов социологического исследования.

1. 1.Подготовка данных к анализу на ЭВМ

 

Главная задача заключительного этапа социологического иссле­дования — анализ и интерпретация полученных данных, обобщениевыводов и выдача рекомендаций по совершенствованию или изме­нений работы изучаемого социального механизма.

Данные, полученные в социологическом исследовании на стадии: сбора эмпирического материала, как правило, обрабатываются на ЭВМ. Современная технология обработки включает целый ряд эта­пов, основные из которых будут кратко описаны ниже. Поскольку каждый метод сбора информации порождает более или менее специ­фические процедуры ее обработки, для большей конкретности будем вести изложение применительно к данным анкетных опросов.

Выделяют следующие этапы: редактирование данных, кодирова­ние данных, контроль данных и исправление ошибок, построение переменных (индексов), анализ данных.

Редактирование.

Цель этого этапа — подготовка информации, за­ключенной в вопроснике, для перевода на машинный носитель.



Анкеты, полученные в результате опроса, могут содержать мно­жество ошибок, неточностей и всякого рода погрешностей необхо­димо по возможности избегать их. Для этого непосредственно в процессе исследования, после его окончания или даже после вво­да информации в машину проводят контроль каждого вопросника и его редактирование. Наиболее типичные ошибки, подлежащие исправлению, можно сгруппировать следующим образом.

1. Нарушение полевых процедур опроса: использована не та форма вопросника (при наличии нескольких); опрошен не тот респондент (например, сын вместо отца); отсутствуют шифры, идентифицирующие вопросник (например, шифр предприятия, города и т. д.).

2. Неполнота заполнения вопросника: отсутствуют ответы на отдельные вопросы или их группы; неясно заполнены вопросники (бланки интервью).

3. Противоречивость ответов: логические противоречия (например, неработающий отвечает на блок вопросов «только для работающих»;

несуществующие коды ответов;

неверная интерпретация вопросов, респондентом или интервьюером.



Часть из этих ошибок, если они замечены на стадии сбора данных, может быть исправлена в результате беседы с интервьюером, часть - путем повторного обращения к респонденту. Если этого сделать нельзя, зачастую приходится принимать решение об исключении данной анкеты из дальнейшей обработки.

Отсутствие ответов на вопросы (или, как иногда говорят,.—про­пущенные данные) доставляет исследователю при статистическом диализе много неприятностей (причем в эту категорию следует отнести ответ типа «Не знаю» и отсутствие ответа как такового). Если возможно пропуски оставляют незаполненными. В противном случае приходится прибегать к косвенным методам, например ис­пользовать таблицы случайных, чисел, данные из прошлых исследо­ваний, распределения данной переменной в связи с другими и т. д.

Процесс редактирования данных в одних исследованиях (как правило, больших) может быть очень длительным, сложным и мно­гоэтапным, в. других — сведен к простому просмотру анкет. Однако в любом случае должен быть в явной форме разработан документ — инструкция по редактированию, который бы указывал, на какого рода возможные ошибки следует обратить внимание и что с ними делать в случае обнаружения. Исправления и пометки, вносимые реактором в анкету, должны делаться чернилами другого цвета, "Нежели применяемые для заполнения респондентами.

Кодирование.

Цельэтого этапа — преобразование собранной информации в числовую форму, которая в свою очередь предназначен на для запоминания в ЭВМ в машиночитаемой форме.

Для запоминания информации в ЭВМ используют перфокарты, перфоленты, магнитные ленты и магнитные диски.



Перфокарта—наиболее распространенный сейчас носитель ма­шиночитаемой информации — представляет собой прямоугольную карточку, обычно из тонкого гибкого ''картона, на которую инфор­мация записывается пробивкой отверстий.

Перфокарта разделена графически, на 80 вертикальных колонок, которые пронумерованы слева направо. Каждая вертикальная ко­ронка разделена на 1,2 частей; 10 из них пронумерованы: 0,1,2,3, 4,5,6,7,8, 9. Выше 0 имеются две не пронумерованные позиции. "Числовые данные на перфокарте запоминаются пробивкой отверстий на специальном устройстве — перфораторе — в каждой колонке на месте соответствующей цифры. Для того чтобы информация из анкет могла быть перенесена на перфокарты, соответствующие еди­ницы информации необходимо обозначить цифрами, т. е. закоди­ровать.

В большинстве случаев анкеты кодируются на стадии их создания, и респондент непосредственно отмечает тот код, который соответствует его ответу. Однако и в таких анкетах возможна и открытая форма вопросов, требующих последующего кодирования. Бланкаинтервью могут полностью состоять из открытия вопросов и требовать специального кодирования после проведения опроса.

Часто процесс кодирования совмещается с редактированием. Существует много способов кодирования информации в анкетах. Выбор того или иного из них предопределяется главным образом спецификой той программы для ЭВМ, которой располагает исследо­ватель при анализе данных.

Наиболее употребительны следующие два способа.

1. Кодирование с помощью номера вопроса и номера альтернативы. В этом случае подряд нумеруются все вопросы. Внутри каж­дого вопроса нумеруются все альтернативы.

Пример.003. Пол респондента

мужской ……….1

женский ………. 2

При переносе кода ответа на перфокарту на ней перфорируется, например; альтернатива «женский» в виде числа 0032.

2. Позиционное кодирование. В анкете достаточно пронумеровать лишь альтернативы в каждом из вопросов. При этом предполагается, что за каждым вопросом на перфокарте закреплено определенное место — позиция (колонка или группа колонок).

Такой способ кодирования обладает рядом преимуществ, поэтому рассмотрим это более подробно;

Общая структура; кодов на перфокарте, применяемых при коди­ровании данных анкеты позиционным способом выглядит следующим образом:

 

В первые колонки заносятся номер исследования, затем — номер кодируемой анкеты, номер перфокарты, поскольку обычно для кодирования одной анкеты необходимо несколько перфокарт (может быть несколько десятков), и наконец, коды альтернатив соответ­ствующих вопросов.

Как правило, перед кодированием анкеты составляется специальная инструкция, которая содержит полное описание значений кодов, применяемых для фиксации информации анкеты и их расположения на перфокартах. Пример такой инструкции приведен ниже. Здесь продемонстрированы лишь две части инструкции по коди­рованию вопросника. В такой инструкции выписываются последова­тельно все вопросы, указывается, какими кодами кодируется каж­дая альтернатива, вводятся специальные коды для фиксации ситуа­ции — когда респондент не ответил на вопрос (обычно кодируется 0), вопрос в соответствии с логической структурой анкеты к респонденту не относится (код 9), предусматриваются другие возможные ситуации. Для открытых вопросов разрабатывается классификация ответов и вводятся соответствующие коды.

Процесс кодирования — весьма ответственный этап во всей про­цедуре сбора социологических данных. От его качества во многом зависит и качество получаемых данных в целом.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.