Сделай Сам Свою Работу на 5

Древнейшие находки скульптурных изображений славянской богини Макоши

Палеолитические скульптурные изображения Макоши в обильном количестве встречаются на территории Руси – Русской равнине, а также в Северной и Восточной Европе, Альпах, на территории Украины, на Южном Урале и в Сибири [1731]. Обнаружены во многих палеолитических стоянках – Монтеспан (Франция), Виллендорф (Австрия), Лоссель (Франция). И в России – Буреть (Сибирь), Елесеевичи (Брянская область), Гагарино (Воронежская область), Мальта (100 км от Иркутска), Юдиново (150 км от Брянска), Хотылево (на Десне), Зарайск (Московская область), Костёнки (Воронежская область), Авдеево (Курская область) и др.

Налицо особая концентрация палеолитических статуэток в центральной части России. Откуда, очевидно, палеолитические Макоши, вырезанные из бивня мамонта, кости или камня либо вылепленные из смеси костной золы с глиной были принесены в верхнепалеолитическую культуру Граветт (Франция) – «принесена в Европу с востока, к ней обычно относят памятники Южной России, такие как Гагарино» [1731]. На территории Франции найден рельеф – «женщина с рогом из Лосселя» [1731, ст. Палеолитическое искусство] (см. Рис. 6.5.3.3.1.1.).


Рис. 6.5.3.3.1.2.1. Слева направо: Макоши из Леспюг, Виллендорфа, Гагарино (верхний Дон, Воронежская обл.), Костёнок.

В 1908 г. на территории Австрии найдена статуэтка палеолитической Макоши, названная «Венерой из Виллендорфа» [35, ст. Австрия]. В 1922 году в верховьях реки Гаронна в пещере Леспюг (Франция) найдена женская статуэтка, изготовленная из бивня мамонта.


Рис. 6.5.3.3.1.2.2. Костёнки. Женские фигурки. 23 – 21 тыс. Дон, Воронежская область.

В Костёнках найдены самые древние фигурки палеолитической Макоши – 40 тыс. до н.э. (Костёнки XIV). Возраст Костёнок XII – более 50 тыс. лет.

<image src="image049.jpg" width=512 height=363 hspace=12 vspace=8 alt="Макоши из Авдеево." border=0>
Рис. 6.5.3.3.1.2.3. Авдеево. Женские статуэтки. 21 – 20 тыс. до н.э. Слева – мамонтовая кость, высота 16 см, р. Сейм, близ г. Льгов Курской обл. [1811]. Справа там же из раскопок Г.П. Григорьева, прорисовка [1813].

По всем особенностям к культуре Авдеевской стоянки очень близки Костёнки 1 [1812] (21 – 20 тыс. до н.э.) [1773], где обнаружены 40 статуэток Макоши из бивня мамонта и из мергеля, а также фигурки медведя, пещерного льва и антропоморфные головки из мергеля [1772, 1810]. Голова статуэтки оформлена тщательно: видна попытка передать прическу или головной убор в виде коротких ритмичных вертикальных насечек, образующих узкие горизонтальные пояски, окружающие голову и сужающиеся от основания к макушке.



В ходе раскопок, проводившихся в 2005 г. на расположенной в Подмосковье Зарайской палеолитической стоянке (20 тыс. до н.э.) обнаружены две женские статуэтки, вырезанные из бивня мамонта. Одна из них – завершённое произведение, вторая осталась незаконченной.


Рис. 6.5.3.3.1.2.4. Зарайск. Женская фигурка. 20 тыс. до н.э. Бивень мамонта. Размеры: высота – 16,6 см; ширина у плеч – 4 см, у пояса – 5,1 см, у бедер – 5,5 см; толщина у плеч – 3 см, у пояса – 4.3 см, у бедер – 4.4 см. Соотношение длины туловища к длине ног 8,6/7,6 см [1815].
Справа: вид статуэтки в яме и в культурном слое.

Первая, представленная на рисунке, датируется временем около 20 тыс. до н.э. [1815]. Фигурка полностью соответствует общим канонам антропоморфной скульптуры малых форм, типичной костенковско-виллендорфской культурной общности. А более узко соответствует авдеевскому стилю. Учёные полагают, что статуэтка намеренно была уложена в яму, служившую первоначально вместительной кладовой для хранения утвари, материалов и припасов. Сохранность фигурки плохая, но голова и ноги сохранились лучше. На них имеется залощённость, характерная для поверхностей большинства костяных изделий из палеолитических стоянок и свидетельствующая о том, что последней операцией в технологии изготовления статуэтки было лощение поверхности мягким материалом. Оформление головы женской фигурки такое же, как у родственного Зарайской стоянке палеолитического поселения Костенки 1. В культурном отношении Зарайск входит в круг памятников: Костенки 1, Авдеево, Гагарино, Хотылево. Своеобразие Зарайского памятника заключается в наличии фигуративной гравировки и использования техники сверления [1815].

Скульптуры палеолитической Макоши распространены в приледниковой области и не заходят далеко на юг. Некоторые связывают это со сменой двух сезонов года: летнего – охотничьего, «мужской», и зимнего – осёдлого, «женский»; чем устойчивее осёдлость, тем выше роль женщины в жизни общины, прочнее сплоченность рода вокруг неё. А.Д. Столяр приводит ещё несколько стоянок, в которых были обнаружены женские статуэтки, и сообщает следующее:

«Древнейшие, во многом неотчетливые антропоморфные воплощения скупо передаются малой скульптурой самого начала верхнего палеолита. Развитую женскую скульптуру Запада по традиции принято относить к достаточно ранним фазам ориньяка. Документально же сейчас с культурой развитого ориньяка можно связывать только сложную по моделировке «Венеру Леспю»…, и не исключено, скульптурную серию Брассемпуи. Ко времени, отвечающему финальному ориньяку и позднему перигору Франции (от 25 000 до 20 000 лет назад, вероятно, принадлежит статуэтки Виллендорфа… в Австрии, Лизенберга и Мауэрна в ФРГ, Дольни Вестонице…, Петржковице и Павлова в Чехословакии и, возможно, Костенок, Гагарино…, Авдеево и Елесеевичей… в европейской части СССР. Следовательно, и при этой выверке объемные женские фигурки приурочиваются в основном к первой половине верхнего палеолита, указывая на первичность малой скульптуры среди сюжетных решений антропоморфной темы» [1817, с. 237].

В период времени, к которому относятся изображения Макоши, – 30 – 20 тыс. до н.э. – существовала только европеоидная (русская) раса, говорившая исключительно на проторусском языке (см. [1704]) и исповедовавшая исключительно протославянскую религию. Ареал обитания проторусов был ограничен областями Русской равнины. В это время на территориях «юга» белого населения не было, следовательно, не было и носителей языка, искусства, культуры, религии. Возникновение смешанных рас – кавказоидных, монголоидных и др. – началось только после 15 – 13 тыс. до н.э. (см. п. 9.2.1. гл. III) по мере того, как европеоидное русское население Русской Равнины начало расселяться в южном и восточном направлениях.

Наши выводы подтверждаются археологическими данными. Например, источник [1731, ст. Стиль] свидетельствует, что женские статуэтки были распространены «в период с 27-го по 19-е тысячелетие от Пиренеев до Урала». Поселения славян русов были распространены по всей территории Русской равнины. В конце этого периода, в 21 – 19 тыс. до н.э., валдайский ледник достиг максимума, и началось движение русов на юг (см. п. 4.1. гл. IV).

Именно поэтому только с 7 – 6-го тыс. до н.э. вместе со славянскими европеоидными переселенцами культ Макоши проникает в Месопотамию. Глиняные женские статуэтки найдены в поселениях Хассунской культуры (близ Мосула, Ирак), распространённой в Северной Месопотамии. Здесь же найдены сосуды с традиционной славянской геометрической росписью, резным ёлочным узором, каменные печати. Наиболее изученный памятник – поселение Ярым-Тепе 1 [549, 1822, 1823; о распространении языка см. 1704].

Далее, в 5 – 4 тыс. до н.э., культ славянской Макоши унаследовали земледельцы Эль-обейдской культуры Месопотамии, где найдены глиняные соответствующие женские статуэтки, а также расписная (крашеная) керамика с традиционной геометрической, монохромной росписью.

«На основании Эль-обейдской культуры сложилась цивилизация Шумера» [546], поэтому разнообразные изображения идолов нашли широкое отображение в шумерской религии.


Рис. 6.5.3.3.1.2.5. Слева – религиозная церемониальная фигура Шумерского божества приблизительно 3 тыс. до н.э., в Телл Асмосе, провинциальном Шумерском городе. Синие глаза – выполнены камнем лазуритом.
Справа – шумерская богиня.


Рис. 6.5.3.3.1.2.6. Макоши – Великие матери – из Авдеево (Россия), Шумера, Намазга V (Туркмения).

У шумерской богини, представленной на рисунке, мы видим две косы, аналогичные косам у женских статуэток из Намазга-Тепе, а также линейный орнамент, аналогичный орнаменту статуэток из Бешеново, Анатолии и др. Более того, сама шумерская богиня чрезвычайно похожа лицом на Макошь из Авдеево.

Богиней земли у шумеров являлась Ки. С ней был неразрывно связан бог неба Ану [35], имя которого мы находим в названии Anadole – Анатолии (Ан + Доля, спутница Макоши см. ниже). Наследование имени богини Ки мы находим в имени фригийской Великой матери богов – Кибелы, Kybele [47] – Ky + bele, красавица, великая от Велес/Beles (русск. или любой др. язык). Напомним, Кибела – это римский, более поздний аналог славянской Макоши – Великой матери (см. п. 3.6.2. гл. VI).

Неразрывность мужского начала – Ану и женского – Ки мы находим в изображении трипольской Макоши: уж, мужское начало, расположенный на груди статуэтки (женское начало), и символ «Засеянное поле», указывающий на оплодотворение.

Шумеры антропологически относились к европеоидной расе [704], а по данным языкознания [1704], ко времени прихода шумеров в Шумер европеоидная раса состояла исключительно из протославянских племён, первоначально расположенных на территории Русской равнины (см. п. 9.2.1. гл. III). Поэтому шумеров можно с высокой долей соответствия назвать потомками проторусичей, тем более что им приписываются изобретения колеса, гончарного круга и керамики, уже на 500 – 1000 лет раньше сделанные проторусичами на Русской равнине. Как раз время, достаточное для такой миграции.

В одно время с Эль-обейдской культурой протошумеров на Среднем Урале и в Зауралье существовала Шигирская культура (5 – 4-е тыс. до н.э.), на селищах которой также найдены деревянные идолы и носители которой, по предположению А.Я. Брюсова, заселили Прибалтику [1827]. И в это же время по верхнему течению реки Ока (район Белев – Серпухов) существовала Белёвская культура (4 – 2-м тыс. до н.э.), древнейшая стоянка которой – Гремячевская, против устья реки Жиздра (русск. жизнь здравая) – относится ко времени перехода от мезолита к неолиту, а керамика была украшена типичным славянским орнаментом из символов Макоши – шахматным узором из ромбических вдавлений [1828]. Одновременно также развивалась и трипольская славянская культура.

Так что шумеры были совсем не одиноки. Напротив, существовала огромная масса славянских культур, использующих как сам культ богини Матери-Макоши, так культ её изображений-фигурок и сопровождающий мифологический материал, а также славянский религиозный орнамент.

Поэтому, возвращаясь немного назад, чтобы заполнить сделанный нами пробел между 19-м и 7-м тыс. до н.э., обратим внимание на Мёзинское поселение 15 – 8-го тыс. до н.э., расположенное на правом берегу реки Десны в селе Мезин в Черниговской области Украины. О присутствии славянского культа Матери-Макоши свидетельствуют найденные здесь статуэтки женщин из бивня мамонта, а также браслеты из бивня с хорошо идентифицируемым славянским геометрическим орнаментом [1694].

Мадленская культура, к которой относится Мезинская стоянка, распространялась не только на территории Русской равнины до Приуралья, но и на территории Франции, Испании, Швейцарии, Бельгии, Германии [562]. Что свидетельствует о широчайшем распространении славян русов в 15 – 8-м тыс. до н.э. в результате миграций, направленных в разные стороны из центра Русской равнины. Шумеров – «прародителей цивилизации» – этим славянским племенам пришлось ждать ещё целых 10 тысяч лет. Данные языкознания говорят о существовании в 15-м тыс. до н.э. на территории Руси, всей Европы и Передней и Центральной Азии исключительно одного – проторусского языка. Который к 8-му тыс. до н.э. начал смешиваться с монголоидными и негро-монголоидными языками [1704] (см. п. 4. гл. VI). Данные расообразования подтверждают наши выводы (см. п. 9.2.1. гл. III). Подробнее об археологических культурах и народах см. гл. IV.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.