Сделай Сам Свою Работу на 5

Государственная Третьяковская галерея, Москва.





Валентин Серов.

Портрет З. Н. Юсуповой. 1 900—1 902 гг. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Валентин Серов.

Портрет княгини О. К. Орловой. 1911 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург,

в портрете великого князя Павла Александровича (1897 г.). Но как скучны, неподвижны фигура и гла­за модели в сравнении с живым взглядом коня, ставшего поистине «героем» произведения. Портрет ве­ликого князя получил главный приз на парижской Всемирной выставке 1900 г.

Известная московская меценатка Г. Л. Гиршман (1907 г.) запечатлена в необычной для портрета позе. Она стоит у зеркала вполоборота к зрителю, одной рукой манерно снимает меховую накидку, другой изящ­но опирается на туалетный столик. Наряд героини преднамеренно «прост» —- благородное сочетание чёрного и белого. В её жесте, выра­жении лица нет ничего вызывающе­го, вульгарного, однако мимолётные штрихи обнаруживают ироничное отношение художника к роли, которую выбрала для себя Гиршман. Вы­сочайшего мастерства достиг Серов в портрете княгини О. К. Орловой (1911 г.). Её фигура написана в резком изломе, изящен поворот голо­вы. Перед зрителем классический парадный портрет знатной дамы. Но и здесь за внешним блеском скрывается острая ирония автора, почти насмешка.



Больше всего Серов любил изо­бражать художников, писателей, драматических и оперных арти­стов. Портрет великой русской актрисы Марии Николаевны Ермо­ловой (1905 г.) самый значительный и известный среди них. Её осанка царственна и горда, уже немолодое лицо одухотворённо, торжественно. Архитектор Фёдор Шехтель, увидев портрет, воскликнул: «Это памятник Ермоловой! С этого холста она про­должает жечь сердца!».

Валентин Серов.

Портрет

М. Н. Ермоловой.

Г.

Государственная

Третьяковская галерея,

Москва.

Художник никогда не повторял однажды найденных приёмов. Его творчество поражает поисками необычных решений, неожиданной сменой жанров.

Серов был превосходным пейза­жистом. Его ранние этюды на случай­ные сюжеты выполнены в импресси­онистической манере. В пейзаже «Зима в Абрамцеве. Церковь» (1886 г.) храм Спаса Нерукотворного изобра­жён среди сияющих снегов. «Зарос­ший пруд» (1888 г.) написан в име­нии Домотканово, где мастер часто проводил лето. Вновь и вновь Серов обращался к теме русской природы. Неяркий, с сереньким небом и поко­сившимися, «растрёпанными» сарая­ми, деревенский пейзаж волнует и влечёт живописца: «Октябрь. Домотканово» (1895 г.), «Баба с лошадью» (1898 г.) и др.



С 1899 г. Серов принимал уча­стие в выставках объединения «Мир искусства», куда входили такие ху­дожники, как Александр Бенуа, Лев Бакст, Евгений Лансере. Под их влиянием Серов заинтересовался исторической темой. Художника особенно привлекала эпоха Петра I. На полотне «Пётр I» (1907 г.) царь изображён во время строительства Петербурга. Он стремительно шага­ет навстречу невским ветрам. Его

Валентин Серов.

Портрет Иды Рубинштейн. 1910 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Валентин Серов.

Заросший пруд. Фрагмент. 1888 г.

Государственная Третьяковская галерея, Москва.

сподвижники пригнулись и едва по­спевают за ним.

В 1907 г. Серов отправился в пу­тешествие по Греции. Впечатления от поездки нашли отражение в картинах «Одиссей и Навзикая», «Похище­ние Европы» (обе 1910 г.). В послед­нем полотне художник использовал древнегреческий миф о фини­кийской царевне Европе, которой

Валентин Серов.

Баба с лошадью. Фрагмент. 1898 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Валентин Серов.

Пётр I. 1907 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Валентин Серов.

Похищение Европы.

Г.

Собрание Серовых, Москва.



пленился бог Зевс. Превратившись в быка, он переплыл море и похитил красавицу. Моделью девушки жи­вописцу послужила античная скульп­тура портика храма Эрехтейон на Акрополе в Афинах. Чистое серебри­стое небо, голубизна сияющих на солнце морских вод задают колорит картины. Это уже настоящее произ­ведение модерна, в нём тонко соче­таются реальное и условное.

Константин Коровин, преклоня­ясь перед творчеством Серова, писал о нём: «...может быть, в нём был не столько художник... сколько иска­тель истины».

МИХАИЛ ВРУБЕЛЬ

(1856—1910)

Михаил Александрович Врубель ро­дился в Омске в семье военного юриста. С детства он интересовался искусством, поэтому брал частные уроки рисования, учился в Рисоваль­ной школе Общества поощрения художеств. Однако профессиональ­ным художником он стал довольно поздно. После окончания юридиче­ского факультета Санкт-Петербург­ского университета в 1880 г. Врубель поступил в Академию художеств.

К тому времени он уже был европей­ски образованным человеком, вла­дел четырьмя языками, хорошо знал современные философские тече­ния. В академии он брал уроки у Ильи Репина, изучал рисунок в ма­стерской Павла Чистякова.

В 1884 г. Врубель получил при­глашение приехать в Киев, чтобы выполнить росписи Кирилловской церкви XII в. Он создал несколько композиций, среди которых осо­бое место занимает образ Богомате­ри. Подобно мастерам эпохи Воз­рождения, живописец придал ей черты женщины, в которую был влюблён. Это вызвало недовольство современников, не пожелавших мо­литься «на знакомую даму».

Вскоре Врубель уехал в Италию. Вернувшись из Венеции в Киев, ху­дожник попал в центр поисков боль­шого национального стиля — этой задачей был вдохновлён Виктор Вас­нецов, работавший над росписями недавно построенного Владимир­ского собора. Но стиль Васнецова не привлекал Врубеля — он искал собственный язык.

Своеобразие его живописной ма­неры заключалось в бесконечном дроблении формы на грани, окра­шенные как бы изнутри светом и цветом. «Я хочу, чтобы всё тело Его лучилось, чтобы всё оно сверкало, как один огромный бриллиант жиз­ни», — говорил он о своём видении образа Христа. Эскизы Врубеля из-за несоответствия канону жюри не приняло.

Осенью 1889 г. художник жил в подмосковном Абрамцеве, в име­нии С. И. Мамонтова. Здесь, работая в гончарной мастерской, он открыл для себя искусство майолики (разно­видность керамики). Так возникли красочные изразцовые камины с рус­скими богатырями, скамьи с русал­ками; играющие переливами цвета сказочные скульптуры («Садко», «Сне­гурочка», «Лель», «Берендей» и др.).

С середины 90-х гг. Врубель рабо­тал в Частной русской опере Мамон­това как мастер-декоратор, общался с музыкантами, певцами, художника­ми. В 1895 г. на репетиции он впер-

*Общество поощрения художников (1821—1875 гг.; в 1875—1929 гг. — Общество поощрения художеств) — организация, основанная дворянами-меценатами в Петербурге. Общество про­водило конкурсы, выставки; с 1857 г. содержало Рисо­вальную школу.

Михаил Врубель.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.