Сделай Сам Свою Работу на 5

Александр Матвеев. Надгробие В. Э. Борисова-Мусатова. 1910—1912 гг. Таруса.





РУССКИЕ КОЛЛЕКЦИОНЕРЫ

На рубеже XIX и XX столетий в Рос­сии жили меценаты, чьи заслуги перед национальной культурой неоценимы. Это прежде всего моск­вичи, представители крупных торго­вых и промышленных династий — С. И. Щукин и И. А. Морозов.

Сергей Иванович Щукин (1854— 1936) получил высшее образование в коммерческой академии в Герма­нии и в 1890 г. возглавил семейное предприятие — Торговый дом «Иван Щукин с сыновьями». Этого талант­ливого и энергичного предпринима­теля партнёры прозвали «дикобра­зом» за упрямство в торговых сделках. После женитьбы Щукин по­селился в Большом Знаменском переулке, в особняке, известном в Москве как бывший дворец князей Трубецких. В доме Щукиных желан­ными гостями всегда были художни­ки, музыканты, актёры.

Начало своей знаменитой кол­лекции Щукин положил в 90-х гг. XIX в., когда заинтересовался со­временной западной живописью. Он часто бывал в Париже и в один из приездов приобрёл работу фран­цузского импрессиониста Клода Моне «Сирень на солнце». Первая картина Моне, оказавшаяся в Рос­сии, произвела огромное впечат­ление на ценителей-профессиона­лов — московских живописцев. Однако широкая публика не только в России, но и на родине импресси­онизма, во Франции, ещё не пони­мала, а иногда не желала понимать такую живопись. Щукин, обладая тонким чутьём, смог предугадать, какую роль сыграют импрессиони­сты в истории искусства.



Вскоре в коллекции русского мецената появились полотна, ныне ставшие классикой: «Портрет Жан­ны Самари» и «Девушки в чёрном» Огюста Ренуара, «Стог сена» и «Бульвар Капуцинок» Клода Моне, картины Камиля Писсарро, Эдгара Дега. С 1903—1904 гг. Щукин начал собирать работы Поля Сезанна, Поля Гогена, Винсента Ван Гога, Пабло Пикассо, которые привлек­ли коллекционера своей необычно­стью. Сам он говорил: «Если, увидев картину, ты испытываешь психоло­гический шок, — покупай её».

С творчеством Анри Матисса Щукин впервые познакомился в 1905 г. на выставке в Париже и с тех пор оставался неизменным по­купателем его полотен. В 1910 г. Матисс выполнил два живописных панно для особняка Щукина — «Музыка» и «Танец», а в 1911 г. ху­дожник приезжал в Москву.



В 1908 г. Щукин составил заве­щание, по которому вся его бо­гатейшая коллекция переходила в собственность города. В 1918 г. было решено превратить особняк в Большом Знаменском переулке в музей современного искусства. А бывшему хозяину разрешили по­селиться в домике привратника. До отъезда из России в 1919 г. он водил экскурсии по музею.

Сегодня шедевры, собранные С. И. Щукиным, составляют гордость крупнейших российских музеев — Эрмитажа и Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.

Иван Абрамович Морозов (1871—1921) закончил Цюрихский политехникум (Швейцария) и, вер­нувшись в Россию, вступил в управ­ление семейной фирмой — Това­риществом Тверской мануфактуры бумажных изделий. Его старший брат Михаил Абрамович Морозов (1870—1903), преуспевающий про­мышленник, собрал большую кол­лекцию картин русских художни­ков: Исаака Левитана, Василия Сурикова, Валентина Серова, Кон­стантина Коровина, Виктора Вас­нецова. Увлекался он и западно­европейским искусством. После его смерти в 1903 г. Иван Морозов продолжил дело брата. Постепен­но собрание начало пополняться произведениями французских им­прессионистов. Сильное влияние на Морозова оказал Сергей Щукин.

Их интересы в области искусства совпадали, но они были не сопер­никами, а друзьями. Коллекция одного как бы дополняла коллек­цию другого.

Морозов очень основательно и вдумчиво подходил к составлению своего собрания. Он любил Пьера Боннара, и в его коллекцию вошло больше тридцати произведений этого живописца. Морису Дени Морозов заказал серию декора­тивных работ для украшения кон­цертного зала в своём московском особняке на улице Пречистенке. После того как Щукин познакомил Морозова с Матиссом, коллекцию украсили три пейзажа, привезён­ные художником из путешествия по Африке. Вскоре Морозова заинте­ресовали яркие полотна Гогена, написанные на Таити («Пейзаж с павлином», «Женщина, держащая плод», «Чудесный источник»). Позднее в доме на Пречистенке появились и картины Ван Гога («Пейзаж в Овере после дождя», «Красные виноградники в Арле», «Прогулка заключённых»).



Валентин Серов.

Портрет И. А. Морозова. Фрагмент. 1910г.

Государственная Третьяковская галерея, Москва.

ЖИВОПИСЬ

МИХАИЛ НЕСТЕРОВ

(1862—1942)

Михаил Васильевич Нестеров ро­дился в Уфе в купеческой семье; по­лучил образование в Московском училище живописи, ваяния и зодче­ства и в Петербургской академии художеств.

Ранние произведения Нестерова, считавшего себя учеником В. Г. Перо­ва и В. Е. Маковского, выполнены на исторические сюжеты в реалистиче­ской манере передвижников. Но вскоре в его творчестве наступил резкий перелом. Отныне художник стремился передать тоску по утра­ченному, несбыточному, воплотить тему мятущейся души, готовой скрыться от мирских треволнений за стенами монастыря, и, наконец, тему уединения, душевного покоя, рас­крыть которую мастеру помогал лирический русский пейзаж. Сам Нестеров называл направление, в ко­тором работал, «опоэтизированным реализмом». Уходя в мир чувств, он искал свой идеал в глубоко и искрен­не верующих людях прошлого.

«Видение отроку Варфоломею» (1889—1890 гг.) — центральное про­изведение Нестерова. В его основу лёг эпизод из жития преподобного Сергия Радонежского — одного из самых почитаемых святых на Руси, основателя Троице-Сергиевой лав­ры. Мальчик-пастушок Варфоломей (будущий Сергий) потерял жеребят в лесу. Отправившись на поиски, он забрёл в пустынное место и встре­тил незнакомого старца-священни­ка. Тот дал отроку кусочек просфо­ры и вместе с ним — тягу к учению и просветлению.

В стилистике картины отчётливо проступают признаки националь­ного варианта модерна. Местом действия служит реальный средне­русский пейзаж в окрестностях Аб­рамцева. Через природу художник пытался донести настроение созер­цательности и умиротворения.

Это полотно открывало так на­зываемый «Сергиевский цикл», в который ещё вошли «Юность пре­подобного Сергия» (1892—1897 гг.), «Труды Сергия Радонежского» (1896—1897 гг.), «Преподобный Сер­гий Радонежский» (1899 г.).

Одновременно мастер запечат­лел образы монахов и пустынни­ков, старцев-отшельников, мечтате­лей и печальных девушек. Все они предстают на фоне неброских рус­ских пейзажей. Природа на карти­нах Нестерова всегда тиха и спо­койна. Здесь никогда не бушуют бури, не льют дожди, не грохочет гром и ветер не качает деревьев. Голубизна неба безмятежно чиста, прозрачна. Одинокие скиты, глав­ки деревянных церквей на фоне неба — всё это поддерживает ощущение прочной связи прошлого с настоящим. В работах «Под благо­вест» (1895 г.), «Великий постриг» (1898 г.) и других художник не опи­сывает конкретных событий. Это — события православной духовной жизни.

Программными произведения­ми мастера стали «Святая Русь» (1905 г.) и «На Руси» («Душа народа», 1916 г.). На первой картине худож­ник представил Христа в окружении

Михаил Нестеров.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.