Сделай Сам Свою Работу на 5

Памятник первопечатнику Ивану Фёдорову. 1909 г.





*Эркер (нем. Erker — «фо­нарь») — прямоугольный, полукруглый, треугольный в плане, реже многогранный выступ в наружной стене, здания, вынесенный за его пределы и освещаемый окнами. Эркер охватывает один или несколько этажей, обычно не опускаясь до земли.

**Фронтон (франц. fron­ton) — завершение фасада здания (обычно треуголь­ное), образованное скатами крыши и карнизом.

В первое десятилетие XX столе­тия, в период расцвета модерна, в архитектуре начал возрождаться интерес к классике. Многие масте­ра использовали элементы класси­ческого ордера и декора. Но если для одних зодчих это были всего лишь детали, подчинённые общему замыслу, или просто украшения, то другие стремились воплотить сам дух классики, воссоздать её образ — главным образом русский ампир. Так постепенно сложилось особое стилистическое направле­ние — неоклассицизм, который противопоставил свободным, сти­хийным формам модерна логику и ясность.

Примерами обращения Лидваля к неоклассицизму являются здания Второго общества взаимного креди­та на Садовой улице и Азовско-Донского банка на Большой Морской, построенные в 1907—1909 гг. Оба они расположены вплотную к сосед­ним домам, следовательно, обозри­мыми являются только их фасады. В здании Азовско-Донского банка обыгрываются мотивы русского ампира. Вход украшает гигантский



ИВАН ФОМИН

(1872—1936)

Архитектор Иван Александрович Фомин родился в Орле. Он учился на математическом факультете Мо­сковского университета, а затем закончил архитектурный факуль­тет Академии художеств.

Защитив дипломный проект, Фо­мин получил право на заграничную командировку для завершения обра­зования. Он посетил Египет, Гре­цию, Италию. С тех пор всем своим творчеством мастер пропагандиро­вал неоклассическое направление в архитектуре.

Одной из ярких ранних работ Фомина является особняк сенатора А. А. Половцева на Каменном ост­рове в Петербурге, возведённый в 1911—1913 гг. Рисунок фасада определяется сложным ритмом ко­лонн, одиночных или объединён­ных в пучки. При этом внутри пуч­ков расстояния между колоннами неодинаковы. Если идти вдоль зда­ния, колоннада словно оживает, по мере движения впечатление от неё всё время меняется.



Вторым крупным произведени­ем этого периода был лом князя С. С. Абамелек-Лазарева недалеко от Дворцовой площади, на набережной Мойки (1913—1914 гг.). К старому особняку архитектор должен был пристроить со стороны Мойки но­вую часть, включающую парадную

столовую и театральный зал. Создан­ный Фоминым фасад, гармоничный и ясный, оформлен ритмичным ря­дом пилястр, охватывающих здание по всей высоте. Стена, приподнятая на трёхступенчатый гранитный цо­коль, украшена скульптурными ме­дальонами. В центре здания над вхо­дом расположен балкон с ажурной решёткой. Внутреннее убранство дома также выдержано в торжест­венном, дворцовом стиле.

Стремясь возродить традиции русского градостроительства, Фо­мин в 1910—1914 гг. разработал масштабный проект ансамблевой застройки целого района Петербурга — острова Голодай (ныне остров Декабристов). В основе его композиции — парадная полукруг­лая площадь, окружённая пяти­этажными доходными домами, от которой тремя лучами расходятся магистрали. Однако этот и многие другие проекты зодчего не были реализованы: началась Первая ми­ровая война.

В 1915 г. Ивану Александрови­чу Фомину было присуждено звание академика архитектуры за «извест­ность на архитектурном поприще». В советские годы он строил доволь­но много, а также занимался педа­гогической деятельностью.

Иван Фомин. Особняк А. А. Полетаева. 1911—1913 гг. Санкт-Петербург.

*Ордер (от лат. ordo — «ряд», «порядок») — сочета­ние вертикальных несущих опор (колонн, столбов) и го­ризонтальных несомых час­тей (антаблемента) архитек­турной конструкции, их строение и художественное оформление.



колонный портик, наверху располо­жено полуовальное окно, по фасаду проходит лента фриза с античным орнаментом, в нишах установлены изящные вазоны.

Лидваль достиг согласованного слияния новых форм с классическими, поэтому его произведения орга­нично вписались в историческую архитектуру северной столицы. В де­кабре 1918 г. зодчий расстался с родным Петербургом и уехал в Стокгольм, где ещё двадцать лет продолжал плодотворно работать.

СКУЛЬПТУРА

На рубеже XIX—XX вв. скульптура в России переживала такое же обновле­ние, как и другие виды искусства.

Сформировалось новое поколение скульпторов, которые противосто­яли внешне правдивому, а по существу унылому, описательному псевдо­реалистическому направлению. Теперь предпочтение отдавалось не тща­тельной детализации формы, а художественному обобщению. Изменилось даже отношение к поверхности скульптуры, на которой сохранялись сле­ды пальцев или стеки мастера. Кажущаяся незаконченность произведений, разорванные или, напротив, текучие линии отразили стремление ваятелей воссоздать живую натуру. Испытывая интерес к особенностям материала, они часто отдавали предпочтение дереву, природному камню, глине и даже пластилину. В то же время возросло внимание к мелкой пластике, к «каби­нетной» скульптуре, которая должна была не просто украшать интерьер, но стать органичной частью единого ансамбля в рамках важнейшей для модерна идеи синтеза искусств.

ПАВЕЛ ТРУБЕЦКОЙ

(1866—1938)

Павел Петрович (Паоло) Трубец­кой — один из наиболее ярких представителей импрессионизма в скульптуре. Художник и историк искусства Александр Бенуа назвал его «самым свободным, самым сме­лым и наименее официальным из русских художников».

Сын русского дипломата и аме­риканской пианистки, Трубецкой родился и вырос в Италии. Он рано обнаружил интерес к скульптуре, но законченного художественного образования так и не получил.

Свои ранние работы Трубецкой создал в Италии. В 1890 г. мастер удостоился первой премии за про­ект памятника Джузеппе Гарибальди в Милане. А через семь лет пришло приглашение из России от директо­ра Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Он предложил Трубецкому преподавать в училище скульптуру. К московскому периоду относятся такие работы мастера, как «Московский извозчик» (1898 г.), «Лев Толстой на лошади» (1900 г.), «Девочка с собакой» (1901 г.).

В 1899 г. Трубецкой переехал в Санкт-Петербург, где участвовал в выставках художественного объе­динения «Мир искусства». Вскоре он был приглашён участвовать

Павел Трубецкой.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.