Сделай Сам Свою Работу на 5

Методика логопедической работы при устранении алалии.





Алалия —медико-психолого-педагогическая проблема. Логопедическая работа может быть эффективна только в том случае, если ведется систематически и комплексно на фоне активного медикаментозного и физиотерапевтического лечения, проводимого врачем-психоневрологом (невропатологом, психиатром). Логопедическая работа при моторной алалии должна быть направлена на коррекцию психического развития ребенка, формирование всех ее сторон — фонетико-фонематической, лексической и грамматической, развитие связной речи и обучение детей грамоте. При моторной алалии ребенку всегда ставится диагноз ОНР. Дети с общим недоразвитием речи нуждаются в комплексе лечебно-оздоровительных мероприятий: соблюдение режима дня, закаливание организма, водные процедуры физиотерапия, физическое воспитание, массаж, лечебная гимнастика, ритмика развитие двигательных функций и коррекция даже нерезко выраженных двигательных нарушений. игры с пением и музыкальным сопровождением. Малыш учится слушать песенки, понимать их содержание и выполнять действия в соответствии с содержанием. необходимо также тренировать ребенка в равновесии, формировать у него так называемую перекрестную координацию движений. Ранняя стимуляция моторного развития и коррекция двигательных нарушений могут способствовать предупреждению общего недоразвития речи у детей с ранним органическим поражением центральной нервной системы. Для успешной коррекционной работы с детьми, страдающими алалией, очень важна квалифицированная педагогическая диагностика уровня речевого развития и разработка содержания и методов поэтапного логопедического воздействия. Работа по развитию речи идет параллельно с развитием ее психологической базы: Формирование зрительного, слухового, тактильного восприятия. Важно научить ребенка соотносить предмет с его контурным изображением путем наложения (доски Сегена); научить составлять предмет из составных частей различного количества; научить различать звуки по звуковым высотным характеристикам на материале звучащих игрушек; научить определять направление звучания на материале звучащих игрушек (металлофон, дудочка, барабан, погремушка, ксилофон, колокольчик, трещотка); научить узнавать предметы на ощупь, по контуру, фактуре, величине, форме. Основные этапы и содержание коррекционно-логопедической работы при сенсорной алалии. В зависимости от тяжести дефекта сенсорных алаликов подразделяют на 2 группы: 1. группа – дети, которые совсем не понимают речь окружающих, либо понимают значение только нескольких слов. Однако в изменяющейся ситуации с голосом малознакомого человека, в ускоренном темпе, в сочетании с другими словами перестают понимать даже хорошо усвоенные слова. Этим детям свойственны эхолалии, т.е. бессознательные повторения каких-то слов и предложений. Сказанное повторить не может. Эти дети очень пугливы, робки, с большим трудом привыкающие к новой ситуации, новым людям, скучают по дому. У этих детей очень быстро наступает запредельное торможение. Как помочь такому ребенку? 1). Установление контакта с ребенком. Первое время занятия проводятся с близким человеком. Важно, чтобы ребенок на занятия приносил из дома свом игрушки и играл с ними в кабинете. Логопед ненавязчиво входит в эту игру. Логопед во время игры приучает ребенка к своему голосу, поэтому он у него должен быть негромким, в меру эмоциональным. 2). Развитие зрительного внимания и памяти. При таком дефекте большую часть информации ребенок будет брать при помощи зрения, уточняем в каком состоянии у него зрительное внимание и память. 3). Развитие слухового внимания и речевой памяти на неречевых звуках.. Берутся предметы окружающей действительности (связка ключей, чайная ложка, газета и т.п.). Демонстрируем сначала 2-3 предмета, потом до 6. Сначала он узнает один предмет по звуку, затем серию звуков и показывает их по порядку. Распознавание на слух звучащих игрушек (дудки, бубен ит.п.). Распознавание этих предметов по звуковой имитации логопеда («Буль-буль», «динь-динь», «ду-ду-ду»). Игра повторяется аналогично, только вместо реальных звуков ребенок слышит голос логопеда. 4). Формирование предметного словаря: 1 группа – может изучаться не более 2-3 слов. Наглядный материал: предметы, несколько предметных картинок, сюжетные картинки, один и тот же предмет в разных вариантах. Карточки с рисунками губ и плакатик с напечатанными словами для глобального чтения. Кроме изучаемых слов на занятии логопед других слов не произносит. Используется тактильная азбука для глухих. Т.О. используется полисенсорная методика – т.е. в работе участвуют все сохранные анализаторы.2 группа – эти дети частично понимают речь окружающих в узких речевых пределах. В изменившихся условиях, речь в быстром темпе, многословную с голосом малознакомого человека перестают понимать. Отмечается плохая речеслуховая память (стих не запоминает по 2-3 месяца). Не может ответить на вопросы по изученному материалу. Ребенок запоминает не слово, а слоговые цепочки: На-та-ша, Та-ня. Ребенок смешивает созвучные слова: Коля – Уля, может перепутать котелок – утенок. Для ребенка они звучат одинаково. Ребенок не дифференцирует грамматические формы: Кто идет? Кто идут? Плохое внимание к речи. Когда им что-то говорят, читают – они не слушают, т.к. не понимают. Эти дети шумные, суетливые, беспокойные, разговорчивые, но любят играть с другими детьми, понимают игровые действия. Задачи логопедического воздействия: Организация общего поведения детей в кабинете. Уточнение имеющего словаря. Обогащение словаря (увеличивается словарный запас существительными, прилагательными, глаголами). Коррекционное воздействие тоже, что и с детьми первой группы, только исключается дактиль. Формирование словосочетаний (используется такой же алгоритм, как при работе с моторными алаликами): Алгоритм формирования модели. 1.Уточняется необходимый глагольный и предметный словарь. Логопед обращает внимание ребенка на необходимое глагольное слово. Необходимо обратить внимание детей на то, что одно и тоже действие может выполняться по разному и с использованием различных предметов.2. Логопед анализирует состав модели утрированно, обращает внимание на каждое слово в модели. С этой целью могут привлекаться лучшие говорящие дети или мама. 3. Этот анализ состава модели предъявляется в виде опорной схемы: в ответ на слово: несешь? – несу. Несешь яблоко? – яблоко Итог: несу яблоко и аналогично с другим предметом. 4. Привлечение детей с ОНР к выполнению аналогичных действий. Ваня, помогай, неси яблоко. Ваня, несешь яблоко. Т.е. ребенок выполняет действия с разными предметами, отвечая на вопросы логопеда, а затем, пользуясь графической схемой, проговариваем полностью. При использовании этих моделей допускаются аграмматизмы, нарушение слоговой структуры: Формирование простых предложений: используется демонстрация, иллюстрация, картинки, схемы. Например, изучаем предлог НА: на картинке яблоко лежит на столе, на окне, на поверхности. Коррекция звукопроизношения и фонематического слуха. Дети с сенсорной алалией нередко учатся в школе для глухих и слабослышащих.







 

 

Содержание логопедической работы при восстановлении речи у больных с афазией.

Основные направления и содержание коррекционно-логопедической работы при афазии на примере динамической афазии.
Динамическая афазия -расстройство экспрессивной стороны речи, которое выражается в распаде программирования связного высказывания лил это расстройство кодирования речевого высказывания, т.е. страдает само программирование. Локализация поражения: задне-лобные отделы коры левого полушария. Нет фонематических расстройств, отдельные слова произносит, повторная и диалоговая речь сохранна. Проявление дефекта: отсутствие речевой инициативы. Спонтанной самостоятельной речи у больного нет. Больной говорит тогда, когда его о чем-либо спросят. Ответ будет односложным, в краткой пассивной форме. Часто возникают эхолалии - то есть повтор последнего слова, которое больной слышит. Больному будет недоступно написать сочинение. Речевые штампы могут сохраниться. Метод выявления - эксперимент заданных ассоциаций: больной назовет 2-3 слова и успокоится. Например, нужно назвать несколько предметов мебели. Нарушена предикативность речи во внутреннем плане. Страдает экспрессивная речь. Структура и характер распада речи определяет задачи восстановительного процесса: растормаживание актуализация слов – глаголов и оживления связи стоящих за гл. обучение ,структурированию схемы отдельного предложения, обучение структурированию схемы целого высказывания. Обучение распределяется на стадии.Предварительная стадия. 2 основные задачи:1. Развитие общей двигательной активности. Планируются ежедневная утренняя гимнастика для рук, ног, туловища(Включение в занятие логоритмики , Драматизация ,Инсценировки с использованием паралингвистических средств языка (пантомимы). Все эти мероприятия позволяют в какой-то мере восстановить мелодику. Восстановление ритмико-мелодической стороны речи. Отрабатывается ритмическое произнесение отдельных фраз используются такие опоры как картинка, отстукивание, отхлопывание ритма предложения. Выделяется логическое ударение. Постепенно опоры снимаются; одно и тоже предложение отрабатывается с разной интонацией. Большое внимание уделяется ритмизированию отдельных слов. Слово отстукивается, отхлопывается, ударный слог выделяется голосом. Придумываются слова с одинаковой ритмической структурой.I стадия обучения. Основные задачи: 1) актуализация слов-глаголов; 2) расширение валентности слов-глаголов; 3) расширения значения слов-глаголов.II стадия обучения. Задача: Восстановление связного высказывания. Работа делится на два этапа. I этап – Для структурирования предложения применяется метод вынесения линейной схемы предложения во вне – метод фишек. Суть метода: пациенту предъявляется картинка. Что делать? Девочка ловит мяч. Под картинками выкладывается ряд карточек-фишек. Каждая карточка фишка обозначает, а все вместе составляют линейную схему предложения. Пациента вооружают рабочей программой: Посмотрите на картинку и подумайте о ее содержании. Разбейте картинку на смысловые части (слова) и обведи их карандашом. Соедините стрелками те части картинки, которые связаны между собой по содержанию (девочка, мяч). Подумайте о глаголе, который вы изобразите стрелкой. Подсчитайте кол-во слов в вашем предложении. Проверьте, соответствует ли количеству слов в предложении количество карточек-фишек. Фиксируя пальцем каждую карточку-фишку глядя на картинку, громко произнесите фразу. В начале этот метод выполняется сопряжено с логопедом, а когда пациент усвоит это действие, можно работать самостоятельно. Важно, чтобы он понимал, что с фиксацией фишки он понимает дальнее действие. Постепенно опоры как бы убираются, сначала убираются карточки-фишки. Схему предложения производим движением пальца, затем линейную схему предложения воспроизводит движением глаз. Таким образом, такие внешние опоры как картинка, карточки-фишки, движение глаз оказывают существенную помощь в структурировании предложения.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.