|
Устранение недостатков произношения сонорных звуков.
ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ [Л], [Л’] Артикуляционный уклад: губы нейтральны и принимают положение следующего гласного. Расстояние между верхними и нижними резцами 2-4 мм. Кончик язык поднят и прижат к основанию верхних резцов. Переднесредняя часть спинки языка опущена, корневая часть поднята по направлении к мягкому небу и оттягивается назад, посередине образуется ложкообразная вдавленность. Боковые края языка опущены, через них проходит выдыхаемая струя воздуха, слабая, как при произнесении всех звонких согласных. Мягкое небо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые складки колеблются, производя голос. Артикуляция [л’] отличается тем, что губы при его произнесении несколько оттягиваются в стороны. Переднесредняя часть спинки языка поднимается по направлению к твердому небу и несколько продвигается вперед, задняя часть спинки языка вместе корнем значительно продвинута вперед и опущена. Недостатки произношения (чаще отмечаются недостатки произношения твердого варианта): краткий двугубный [у]; [w]; краткий [ы]; фрикативный [г]; носовой; [л’], [j], [р]. Предрасполагающими факторами, ведущими к неправильному произношению звука [л], могут быть следующие: укороченная подъязычная связка; слабость мышц языка; несформированность фонематических процессов Приемы постановки звука. Звук [л] удается получить по слуховому подражанию, если на подготовительном этапе ребенок научился узнавать его и отличать правильное звучание от неправильного. Если по подражанию звук поставить не удается, то используют следующие приемы. Сначала ребенку дают задание по предлагаемому образцу: пользуясь зеркалом, свободно высунуть язык и зажать его между зубами. Затем он должен, не меняя положения языка, произнести протяжно [а] или [ы]. Уже при этом положении речевых органов может получиться протяжный межзубный [л], на что, однако, не следует обращать внимание ребенка, чтобы он не сбился на привычное произношение. Первые упражнения, направленные на закрепление полученной артикуляции, сводятся к произношению полученного звука в слогах с гласным [а]: сначала в закрытом слоге — «ал», затем между гласными — «ала» и, наконец, в открытом слоге — «ла». Далее вводятся слоги с нелабиализованными гласными [ы], [э], а затем — с лабиализованными [о], [у]. Прии замене звука [л] звуком [j] ребенка учат удерживать кончик языка за зубами, крепко прижимая его к верхним резцам, опускать среднюю часть спинки языка, а заднюю — поджимать. Чтобы язык принял такое положение, ребенка просят просунуть кончик языка между передними зубами и сказать протяжно [ы] или при открытом рте положить на среднюю часть языка круглую пластмассовую трубочку, а кончик языка поднять за верхние резцы. Постановка звука [л] от [ы] особенно рекомендуется при замене звука [л] на [л'], так как в этом случае неправильное звучание зависит от напряжения языка в переднесредней части его, а не в задней. В случае неуспеха можно предложить: предложить создать некоторое напряжение в области плечевого пояса и шеи, для чего нужно нагнуть голову вперед и в этом положении тянуть звук [л] на воз можно низком тоне; механическая помощь: двумя пальцами — указатель ным и безымянным — провести легкий нажим на шею снаружи так, чтобы каждый палец приходился в точ ку у внутреннего края задней трети левой и правой вет вей нижней челюсти. При двугубном или губно-зубном произношении звука [л] необходимо затормозить движения губ вперед, укрепив оскал губ. Если это у ребенка не получается, используют механическую помощь: фиксируют губы в улыбке, прижимая пальцами уголки губ в первом случае, и придерживают нижнюю губу указательным пальцем при замене звука [л] на [в]. При замене звука [л] звуком [г] отрабатывают положение кончика языка сначала между зубами, затем — у верхних резцов. При носовом ламбдацизме следует обратить внимание на воздушную струю, выходящую изо рта по бокам языка. Ребенку предлагают перед зеркалом удерживать корень языка внизу, а мягкое нёбо вверху (позевывание, поднимание и опускание задней части языка, поочередное произнесение с открытым ртом: а-н-а-н...). Затем традиционным приемом ставится правильный звук [л]. На первых порах крылья носа зажимают.ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ [Р], [Р’ Уклад органов артикуляции: губы разомкнуты и принмают артикуляцию следующего гласного звука, расстояние между зубами 4-5 мм. Кончик языка поднимается к основанию верхних зубов. Он напряжен и вибрирует в проходящей воздушной струе. Переднесредняя часть спинки языка прогибается. Задняя часть спинки языка отодвинута назад и слегка поднимается к мягкому небу. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, голосовыдыхательная струя проходит посередине. Мягкое небо поднято и закрывает проход в нос, голосовые складки колеблются, производя голос. Отличие [р’] состоит в том, что при его артикуляции средняя часть спинки языка поднимается к твердому небу (примерно, как при [и]), кончик языка находится несколько ниже, чем при [р], задняя часть спинки вместе с корнем продвинута вперед. Нарушение произношения: веларный звук – щель образуется на месте сближения корня языка с мягким небом, вызывается беспорядочная, многоударная вибрация мягкого неба; увулярный звук – вибрирует мягкий язычок; боковой ротацизм – вибрирует один из боковых краев языка, воздушная струя выходит между боковым краем языка и коренными зубами, звук похож на [л]; щечное произношение – щель образуется, как и при боковом, но вибрирует щека; одноударный (проторный) звук – отсутствие вибрации при правильном месте образования; двугубный [р] – образуется либо вибрацией обеих губ, либо без вибрации, когда слышится нечто вроде английского [w]; оглушонный звук. параротацизмы: [р’], [л], [л’], [j], [г], [д] и др. Приемы постановки Чтобы ускорить возможность ребенка почувствовать не испытанные им вибрационные движения языка и вызвать на основе взаимодействия раздражения в коре функционально близких лицевого и подъязычного нервов эти вибрационные движения используют дополнительные упражнения (приемы). Производится выдыхаемым воздухом дрожание обеих губ — сначала шепотом («фырканье лошади»), затем с голосом «тпррр...». Так же, но со свободным кончиком языка между зубами. В легких случаях возможна постановка звука по подражанию. Первый вариант заключается в том, что язык всей своей массой плотно присасывается к нёбу и одновременно через нос вдыхается воздух, который затем быстрой и сильной струей выдувается на «прилипший» к нёбу язык. При удачном приеме удается получить первую вибрацию кончика языка в виде глухого «трр» или сочетания «дзз». Упражняя и укрепляя это сочетание, можно получить полный раскат «тррр», а затем озвончить его — «дррр». Другим приемом является постановка звука [р] от [д], повторяющегося на одном выдохе: «ддД», «ддД». Применяется также чередующееся произношение звуков [т] и [д] в сочетаниях «тд», «тд» или «тдд», «тдд» в быстром темпе, ритмично. Они артикулируются при слегка открытом рте и при смыкании языка не с резцами, а с деснами верхних резцов или альвеолами. При многократном произнесении серий звуков [д] и [т] ребенка просят сильно подуть на кончик языка, и в этот момент возникает вибрация. Иногда вибрация возникает в результате выполнения упражнения «Болтушка»: высунутый широкий язык на звуке [а] быстро «болтается» сначала между губами, затем — между зубами и, наконец, — за альвеолами. Возникает одноударный звук [р], который произносится в слогах: «ра-ра-ра», «ро-ро-ро», «ру-ру-ру», «ры-ры-ры» с форсированным произнесением последнего слога. Во время тренировки выдыхаемая струя должна быть сильной. После многократных повторений можно получить вибрацию: «ррра-ррра-ррра». Постановка звука [р] может быть осуществлена в два этапа. На первом этапе ставится фрикативный [р] от звука [ж] без вибрации при его протяжном произнесении, без округления губ и с перемещением переднего края языка несколько вперед, к альвеолам. При этом звук произносится со значительным напором воздуха. Во время длительного произнесения фрикативного [р] под язык подкладывают зонд с шариком на конце. Шарик приводят в соприкосновение с нижней поверхностью языка, после чего быстрыми движениями зонда вправо и влево вызывают механическое колебание языка. Аналогично можно получить вибрацию с механической помощью при быстром произнесении на выдохе звука [д] («ддддд...»). Иногда при недостаточно пластичном языке длительное время звук [р] не звучит изолированно, а появляется только в комплексе: «др» или «тр». В данном случае необходимо начать работу над автоматизацией звука [р] в словах и слогах, начинающихся с сочетаний «тр», «др» {трава, дрова и т.д.), а затем, когда звук [р] достаточно проявит свою речевую типичность в этих сочетаниях, следует использовать приемы по выделению его из комплекса: «др» и «тр». В этом случае можно предложить ребенку в звук [д] ([т]) и [р] вставлять редуцированный гласный звук: «дырpa», «тырра», что достигается некоторой задержкой дыхания при произнесении первых звуков [д] и [т]. Или, произносятся слоги и слова с сочетанием «хр» в начале слова: «хррр», «хррра», «хрррап» и т.п. В отличие от автоматизации всех звуков, которую рекомендуется начинать после того, как изолированное произношение звуков полностью сформировано, автоматизация звука [р] должна быть начата, как только достигнуто приблизительное, неполноценное звучание звука [р] (с механической помощью, одноударное, глухое или в неразрывном сочетании с согласными звуками [т] и [д]). Звук [р'] требует более низкого положения кончика языка (у верхнего края зубов). Если вначале ребенок овладел произношением только твердого [р], то одновременно с его закреплением необходимо начать работу над мягким [р']. Рекомендуется предварительно разъяснить разницу в артикуляции при звуке [р] и [р'], а затем произносить слоги: «ари», «аря», «арю». Иногда (в частности, при массивной подъязычной связке) легче удается поставить звук [р']. В этих случаях следует автоматизировать звук [р'] и одновременно продолжать постановку звука [р]. В результате в большинстве случаев оказывается необходимым провести дифференциацию между звуками [р] и [р']. Приемы работы над дифференциацией: - повторить за логопедом слоги с оппозиционными звуками (ла-ра, ра-ла); - назвать картинки, отобрать из них картинки с заданным звуком (ракета, ландыш); - повторить пары-тройки слов со звуками [р]-[л], предложить свои слова (луна-рука); - повторить предложения, найти в них слова с нужным звуком (Лена забрала Рому домой); - добавь слог «лы» или «ры» и т. д. по картинкам (иг..) - замени звук [л] на [р] (игла – игра…)- повторить, выучить чистоговорку (ро-ло-ро - на полу стоит ведро), загадку (Был он круглый и зеленый и на кустике висел. Постепенно потолстел, сочный стал и покраснел); скороговорку (в лес ходили по морошку, потеряли мы дорожку), стихотворение (черный кротик вырыл норку, проглотил от булки корку, положил зерно в кладовку, с огорода взял морковку); - исправить ошибку (грустят на пригорке две стройные ерки. Был закат и тих и светел, но потом поднялся ветел) - повторить рассказ, ответить на вопросы, пересказать (…)
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|