Сделай Сам Свою Работу на 5

Логопедическая помощь при коррекции ринолалии.






Ринолалия - это расстройство речи, обусловленное анатомическими деформациями органов артикуляции в виде расщелины верхней губы, твердого и мягкого нёба, с характерным назальным тембром голоса. Выделяют 2 формы: открытая и закрытая ринолалия. Коррекция при ринолалии осуществляется комплексно: педиатр, хирург - лицевой пластик, ортодонт, стоматолог, физиотерапевт, массажист, логопед. Этапы коррекционной работы зависят от операции (1-2 недели жизни ребенка зашивают верхнюю губу - хейлопластика). Уранопластика - в разное время, в несколько этапов, сроки зависят от характера расщелины, от состояния зубно-челюстной системы, от соматического состояния ребенка. Выделяют 2 основных периода проведения коррекционной работы. Дооперационный и послеоперационный.Дооперационный период логопедической работы с детьми-ринолаликами. В дооперационный период выделяют 3 этапа коррекционной работы: 1)от 0 до года, 2) от года до 3х лет 3) от 3 лет до момента операции уранопластики. 1 и 2 этап осуществляют родители и воспитатели под руководством логопеда. Направления работы: -вызывать и стимулировать гуление и лепет; активно используется взаимное подражание, когда взрослый повторяет каждый появившийся комплекс. - максимальное внимание моторики правой руки (погремушки вкладывать, сжимать и разжимать пальчики, массаж, пальчиковые игры) С10 мес. перебирать мелкие предметы. -Ребенок должен находиться в постоянном речевом окружении (накапливать словарь), оно должно быть правильным, интонационно-выразительным. К году уже необходимо проводить различные упражнения на развитие слуховой памяти и внимания, восприятия. Можно уже выполнять игровые артикуляционные упражнения ( у кого язык длиннее). -Развитие ротового выдоха (надувание игрушек, шариков, кораблики). 3 этап дооперационного периода: с 3лет, занятия с логопедом проводятся либо в спец д/с, либо в поликлинике. 2-3 р/н, 10-15мин младшие дошк., 20-30-школьники. Обследование полное, план. Главная задача-подготовка к уранопластике. Проводится работа по активизации небно-глоточного смыкания. Дифференциация носового и ротового дыхания. Коррекция звукопроизношения.Коррекционная работа с ринолаликами после операции. Послеоперационный период начинается на 20 день после операции по разрешению врача. Ребенок испытывает болезненные ощущения, щадит себя, органы артикуляции становятся малоподвижными. Эти недостатки изживаются быстро, т.к. ребенок знает приёмы. После операции дети носят защитную плёнку на твердом нёбе. Коррекционная работа. Продольный массаж, разглаживание рубца (размягчает и предотвращает натяжение нёбной занавески). Ношение спецпластинки, которая позволяет регулировать рост твердого нёба и верхней челюсти. Массаж и гимнастика мягкого неба и задней стенки глотки. Упражнения с сопротивлением, с физической нагрузкой. Развитие подвижности органов артикуляции спец. артикуляционные упражнения для изучаемого звука. Постановка нижнедиафрагмального дыхания. Формирование речевого дыхания с использованием придыхания. Дифференциация носового и ротового дыхания (Ипполитова). После операции крылья носа освобождаются от зажима, д.б. полный выдох через рот. Развитие мимики, массаж. Заново прорабатываются те звуки, которые ставились до операции, т.к. сменились артикуляционные условия и ребенок к ним должен привыкнуть. При коррекции звука должен соблюдаться принцип единства голоса, дыхания и артикуляции. Отрабатывается полностью артикуляционный уклад, если звук звонкий – голосовые упражнения. На немой артикуляции отрабатывается направление воздушной струи, затем всё собирается в единый комплекс.Закрытая ринолалия.При закрытой ринолалии нарушается носовое дыхание, во время речи отсутствует частично или полностью носовой резонатор. Это приводит к дефектам звучания носовых звуков, а также уменьшение полётности гласных звуков, при полной закрытой назальности вместо звуков [м] [н]- [б], [д]. При частичной закрытой назальности вместо [м] -[мб], [н]-[нд]. Причины: - Функциональные: подражание речи неправильно говорящим,, снижение физического слуха (слабослышащие, глухие), временные изменения в результате ринита, ОРЗ. - Органические: искривление носовых перегородок, отсутствие носовых ходов: полипы, аденоиды, опухоли, сращение мягкого неба с задней стенкой глотки. Коррекционная работа: Консультации, лечение у отоляринголога. Восстановление носового дыхания (метод Преображенского: поднять руки вверх, отвести их назад, подняться на носки, вдохнуть и выдохнуть через нос; -вдох ч/з оба носовых хода и выдох, руки на задней поверхности шеи; - вдох и выдох ч/з один носовой ход, другой зажимается; -вдох ч/з один, выдох ч/з другой). Дифференциация носового и ротового выдоха. Метод Ипполитовой: р-р, р-н ,н-р ,н-н (вдох-выдох). Уточнение, автоматизация звуков. Дифференциация звуков [м]-[б], [н]-[д] - м.б. либо полная замена (м-б, н-д), м.б. с призвуком м-мб, н-нд, Работа над звуками идёт в 4 этапа. Вся логопедическая работа сопровождается работой по развитию фонематического слуха, по различению ротового и носового дыхания. Необходимо, чтобы пациент имел возможность слышать себя со стороны - сознательная работа. Работа над звонкостью и мелодичностью голоса: чтение стихов, насыщенных этими звуками, пропевание мелодий этими звуками и т.д.







 

14.Особенности восстановительной работы при нарушениях голоса(парезы и параличи гортани, хронические ларингиты, органические рубцовые изменения гортани, функциональные нарушения голоса).

Комплексный медико-педагогический и логопедический подход к нарушениям голоса создает наиболее благоприятные возможности для воздействия на личность ребенка и восстановления его голосовой функции. Последний заключа­ется в сочетании ортофонических упражнений с психотерапией, лечебной физкультурой и рядом лечебных мероприятий. Ортофония — специальный метод лечения расстройств голосовой функции артикуляционными, дыхательными и голосовыми упражнениями. Восстановление голоса необходимо начинать как можно раньше. Это предупреждает фиксацию навыка патологического голосоведения и появление невротических реакций, что значительно улучшает прогноз. В зависимости от этиологии и механизма нарушения голоса при его восстановлении выдвигаются две задачи. 1 - выявление и включение компенсаторных возможностей организма. 2 -ликвидация патологического способа голосования. Для реализации этих задач требуется: 1) активизация функции нервно-мышечного аппарата гортани; 2) предотвращение развития вторичных дефектов голосового аппарата, т. е. появление псевдоорганических наслоений при функциональных расстройствах; 3) положительное воздействие на личность обучающегося для ликвидации психогенных реакций; 4) восстановление утраченных кинестезии голосоведения, т. е. непосредственно самой фонации; 5) восстановление координации дыхания и фонации. В зависимости от задачи восстановления применяются дифференцированные приемы обучения, однако для всех форм нарушений голоса можно определить общие этапы коррекционной работы• рациональная психотерапия; • коррекция физиологического и фонационного дыхания; •тренировка кинестезии и координации голосового аппарата фонопедическими упражнениями; • автоматизация восстановленной фонации. Восстановление функциональных нарушений голоса. Методика коррекционной работы. Восстановление голоса необходимо начинать как можно раньше. Первая задача определяется необходимостью выявления и включения компенсаторных возможностей организма. Второй задачей является ликвидация патологического способа голосообразования. Для реализации этих задач требуется: 1.активизация функции нервно-мышечного аппарата гортани; 2.предотвращение развития вторичных дефектов голосового аппарата; 3.положительное воздействие на личность обучающегося для ликвидации психогенных реакций; 4.восстановление утраченных кинестезий голосоведения, т.е. самой фонации; 5.восстановление координации дыхания и фонации. Общие этапы коррекционной работы: 1.рациональная психотерапия; 2.коррекция физиологического и фонационного дыхания; 3.тренировка кинестезий и координации голосового аппарата фонопедическими упражнениями (восстановление фонации); 4.автоматизация восстановленной фонации. Восстановление голоса при парезах и параличах гортани: Необходима нормализация физиологического и фонационного дыхания. Тренировки для активизации двигательной функции гортани сочетаются с нормализацией дыхания, т.к. они физиологически связаны и взаимно обусловлены. Занятия начинаются с «дутья в гармошку». 1 неделю 8 – 10 раз по 45 – 60 секунд, далее 15 раз по 2 минуты. Одновременно с эти упражнением предлагается комплекс дыхательных упражнений, которые тренируют направленный удлинённый выдох.Через 7 – 10 дней от начала дыхательных упражнений добавляются упражнения для активизации мускулатуры шеи, наружных и внутренних мышц гортани.На данном этапе логопедические упражнения желательно сочетать со специальными занятиями для установления диафрагмального типа дыхания в кабинете ЛФК. После этого можно переходить к следующему этапу работы - голосовым упражнениям для тренировки кинестезий и координации голосового аппарата.Голосовые упражнения строятся с учётом воздействия различных звуков на сам механизм голосообразования. По завершении работы над звуковым и слоговым упражнениями начинается этап автоматизации восстановленного голоса.Одновременно с работой над речевым материалом выполняются вокальные упражнения.Восстановленным можно считать громкий звучный голос при организованном речевом дыхании и отсутствии жалоб на утомляемость и различные неприятные ощущения в горле. При оториноларингологическом обследовании отмечается смыкание голосовых складок за счёт компенсации здоровой половины гортани и появление колебаний голосовой складки на поражённой стороне. Глоттография выявляет равномерные колебания голосовых складок с чётко выраженными фразами. Продолжительность коррекционно-логопедической работы 2 – 4 месяца, в зависимости от тяжести нарушения и времени начала занятий. Восстановление голоса при хронических ларингитах. Лица, страдающие хроническими ларингитами, являются трудным контингентом для восстановления голоса.Логопедическая работа при хронических ларингитах начинается с разъяснительной беседы. Занятия начинаются с работы над дыханием. Одна из первоочередных задач – выработка дыхательной опоры, сознательного замедления выдоха. Все обучающиеся до начала фонопедии направляются в кабинет ЛФК. Логопедические занятия начинаются с выполнения диафрагмального дыхания лёжа, выдох озвучивается. Выдох замедленный с произнесением глухих согласных звуков с, ш для лиц имеющих грубое нарушение голоса. При постановке голоса без выраженной дисфонии рекомендуется произносить на выдохе звонкий двугубный в. Такие занятия проводятся 2 раза в день по 1 – 2 минуты. Для снятия неприятных ощущений, связанных с сенсорными расстройствами, при хроническом ларингите нужно проводить лёгкий массаж шеи в области наружной поверхности гортани. При хроническом ларингите отмечается постоянное желание откашляться , ощущение першения, обусловленное нарушением секреторной деятельности слизистой оболочки. Для борьбы с ним можно предложить беззвучное произнесение ы. повторять 2 – 3 раза, 10 – 12 раз в день, 7 – 10 дней. Принципы постановки голоса, проведения голосовых упражнений те же, что применяются при парезах и параличах гортани Трудность восстановления голоса у лиц этой группы состоит в том, что при малейших простудах, утомлении возникают обострения процесса, в период которых проводить занятия запрещается. Восстановление голоса у детей с органическими изменениями гортани. Логопедическая работа с детьми состоит из коррекции дыхания, звукопроизношения, восстановления голоса. Необходимость постановки дыхания определяется длительным нарушением дыхательного просвета гортани и вынужденным формированием трахеостомы. В послеоперационном периоде нужно вновь научить дышать естественным путём. Для этого проводятся специальные занятия ЛФК. Коррекция звуков осуществляется общепринятыми приёмами параллельно с работой над голосом. Вызывание голоса у ребёнка с афонией при рубцовых изменениях гортани – самый сложный момент в коррекционных занятиях. Для получения первого звучного прорыва голоса методом проб и ошибок подбирается любой звонкий согласный звук. Помимо слухового контроля, используется вибрационно-тактильный. Ускоряют закрепление голосовой функции вокальные упражнения, активизации и координации голосового аппарата способствует пение. Восстановление функциональных нарушений голоса. Для восстановления нормальной функции голосового аппарата при фонастении необходимо прежде всего выяснить причину её возникновения. Если она развилась в результате постоянного форсирования голоса, нужно ограничить и упорядочить речевую нагрузку, а также избегать психотравмирующих ситуаций, которые могут отрицательно влиять на НС. В восстановлении голоса при гипо- и гипертонусах в первую очередь нужно работать над дыханием, установлением дыхательной опоры. Главная задача логопедической работы заключается в активизации голосового аппарата при гипотонусных расстройствах и восстановлении координации, снятии излишнего напряжения при гипертонусе. Параллельно с этими упражнениями проводится массаж передней поверхности шеи для уменьшения напряжения мышц. Восстановление голоса при психогенной, функциональной афонии представляет значительную трудность. При различных нарушениях голоса в комплексе восстановительного обучения используются технические средства.

 


 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.