Конкуренция и конкурентные преимущества
1. Необходимо дать реальную оценку силы и слабости конкурентов анализируемого предприятия. Оценить замещающие и альтернативные продукты и услуги и перечислить как российские, так и иностранные фирмы, поставляющие их. Анализ конкурентов удобнее проводить в табличной форме (табл. 5.1).
Таблица 5.1
Анализ конкурентов
Фирма
| Местополо-жение
| Доля
рынка
| Оценка объема продаж
| Оценка потерь в продажах из-за проникновения на рынок анализируемого предприятия
|
|
|
|
|
|
2. Провести обзор сильных и слабых сторон конкурентов предприятия и определить долю рынка каждого, их объем продаж, методы сбыта и производственные мощности.
3. Показать, кто является лидером в обслуживании, ценах, себестоимости и качестве продуктов.
4. Пояснить причины, по которым предприятия, организации, фирмы появлялись и.уходили с рынка анализируемого предприятия в последние годы.
5. Необходимо провести анализ различных элементов, которые принимает во внимание покупатель, когда решает, будет ли он покупать товары/услуги анализируемого предприятия или его конкурента (табл. 5.2).
Таблица 5.2
Факторы, влияющие на принятие решения о покупке
№ п/п
| Факторы
| Конкуренты
| Сравнение предприятия с конкурентами
| 1.
| Эксклюзивность обслуживания
|
|
| 2.
| Более низкие цены
|
|
| 3.
| Широта продуктового ассортимента
|
|
| 4.
| Надежность продукта
|
|
| 5.
| Своевременность поставки
|
|
| 6.
| Удобство в местоположении продавца
|
|
| 7.
| Доступность продукта
|
|
| 8.
| Гарантии в послепродажном обслуживании
|
|
| 9.
| Помощь в использовании продукта в комплекте
|
|
| 10.
| Вежливое обращение
|
|
| 11.
| Другие факторы
|
|
|
Приложение 6
Табличный материал к практике менеджмента
Таблица 6.1
Анализ сильных и слабых сторон предприятия
№ п/п
| Ключевой индикатор
| Сильная сторона
| Слабая сторона
| Значимость
| высокая
| низкая
| I
| Рынок и конкуренция
| | | | | 1.1
| Знание своего целевого рынка
| | | | | 1.2
| Имидж фирмы
| | | | | 1.3
| Фирма контролирует большую долю рынка
| | | | | 1.4
| Продукция фирмы имеет репутацию качества
| | | | | 1.5
| Низкие издержки производства (рента-бельность производства)
|
|
|
|
| 1.6
| Низкие издержки распределения (рен-табельность продаж)
|
|
|
|
| 1.7
| Эффективная торговля (оборот)
|
|
|
|
| 1.8
| Эффективные исследования и нововве-дения (рентабельность инвестиций)
|
|
|
|
| 1.9
| Географические преимущества
| | | | | 1.10
| Преимущества по отношению к сырью (стратегические партнеры)
| | | | | II
| Финансы
| | | | | 2.1
| Низкая стоимость капитала
|
|
|
|
| 2.2
| Высокая доступность
| | | | | 2.3
| Высокая прибыльность (рентабель-ность капитала)
|
|
|
|
| 2.4
| Финансовая стабильность (экономи-ческая устойчивость)*
|
|
|
|
| III
| Производство
| | | | | 3.1
| Новое и хорошо оснащенное производ-ство**
|
|
|
|
| 3.2
| Высокий эффект масштаба (операци-онный рычаг)***
| | | | | 3.3
| Способность фирмы отвечать измене-нию спроса (обновление ассортимента)
| | | | | 3.4
| Рабочие с высокой квалификацией и самоотдачей (мотивацией)
|
|
|
|
| 3.5
| Способность обеспечить своевремен-ные поставки
| | | | | IV
| Организация и управление
| | | | | 4.1
| Дальновидное руководство (топ-менед-жмент)
| | | | | 4.2
| Квалифицированный менеджмент (средний и нижний уровень)
| | | | | 4.3
| Преданный фирме персонал
|
|
|
|
| 4.4
| Эффективная организационная струк-тура
| | | | | 4.5
| Ориентация на стратегическую устой-чивость, нововведение и предпринима-тельство
|
|
|
|
| 4.6
| Гибкость и быстрое реагирование на изменение условий
|
|
|
|
|
| Примечания:
* Финансовая стабильность:
1) коэффициент финансовой независимости (автономии);
2) коэффициент соотношения заемных и собственных, в том числе оборотных средств;
3) коэффициент чистой выручки: КЧВ = (Пч + А)/ВР;
4) ТрПч > ТрП > ТрВР > ТрА > 100%, т.е. выполнение «золотого правила».
** Степень износа активной части ОПФ (накопленный износ в %).
*** Отношение вклада на покрытие (F + П) к прибыли (П), где F – постоянные издержки; П – прибыль.
Таблица 6.2
Оценка потребности в развитии управленческой деятельности предприятия
№ п/п
| Параметр организации
| Анализ параметра
| Рейтинг параметра
| 1.
| В нашей организации имеются реалистичные долго-срочные планы
| соответствие значимость
потребности
| -
-
-
| 2.
| В нашей организации имеется действенная система целевого планирования (качественно и количественно сформулированные цели, ключевые области развития и т.д.)
| соответствие значимость
потребности
| -
-
-
| 3.
| Отдельные руководители различных уровней имеют конкретные ключевые области и цели деятельности, согласованные с начальником и известные подчинен-ным
| соответствие значимость
потребности
| -
-
-
| 4.
| В нашей организации господствует творческая, открытая и благоприятная для преобразований атмо-сфера планирования и управления
| соответствие значимость
потребности
| -
-
-
| 5.
| В нашей организации нет центральных функциональ-ных проблем (рентабельность, платежеспособность, персонал, маркетинг и пр.)
| соответствие значимость
потребности
| -
-
-
| 6.
| Организационная структура и ответственность персо-нала в организации определены – в письменном виде (структурные схемы, схемы деятельности) и деятель-ность осуществляется на их основе
| соответствие значимость
потребности
| -
-
-
| 7.
| Работа руководителей группы регулярна и эффектив-на (принимаются решения, которые выполняются, деятельность организации развивается, достаточен информационный обмен)
| соответствие значимость
потребности
| -
-
-
| 8.
| Собственная готовность руководства и готовность персонала развивать деятельность организации высо-ки
| соответствие значимость
потребности
| -
-
-
| 9.
| Сотрудничество, способы разрешения конфликтов и информации носят открытый и конструктивный характер
| соответствие значимость
потребности
| -
-
-
| 10.
| Руководители различных уровней и персонал мотиви-рованы и приняли на себя обязательство выполнять свою работу эффективно
| соответствие значимость
потребности
| -
-
-
| Таблица 6.3
Принятие управленческого решения
Симптомы проблемы
| Проблема
| Цели и критерии
| Альтернативы
| Оценка альтернатив
| Решение
|
|
|
|
|
|
| Таблица 6.4
Анализ управленческих решений по классификационным признакам и оценка их качества
Перечень решений принимаемых в аппарате управления
| Классификационный признак
| Иерар-хичес-кий уровень
| Срок дейст-вия
| Масш-таб дейст-вия
| Способ приня-тия
| Степень неопре-делен-ности
| Стан-дартное (нестан-дартное)
| Простое (типовое) или
сложное
| 1. Кадровые
|
|
|
|
|
|
|
| 2. производство
|
|
|
|
|
|
|
| 3. Финансы
|
|
|
|
|
|
|
| 4. Материально-техническое обес-печение
|
|
|
|
|
|
|
| 5. Сбыт
|
|
|
|
|
|
|
| 6. Организацион-ные
|
|
|
|
|
|
|
| 7. Научно-техни-ческие
|
|
|
|
|
|
|
| 8. Хозяйственные
|
|
|
|
|
|
|
| 9. Прочие
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 7
Методика проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия по данным бухгалтерской отчетности
Краткая оценка финансово-хозяйственной деятельности предприятия может быть проведена в paмкax внешнего анализа, т.е. по данным бухгалтерской отчетности. Основными формами бухгалтерской отчетности являются баланс (форма № 1), отчет о прибылях и убытках (форма № 2), отчет о движении капитала (форма № 3), отчет о движении денежных средств (форма № 4), приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5).
Оценку финансово-хозяйственной деятельности можно проводить в следующей последовательности:
1. Горизонтальный и вертикальный анализ уплотненного баланса.
2 . Оценка финансового состояния предприятия.
2.1 Оценка ликвидности и платежеспособности.
2.2 Оценка финансовой устойчивости.
3. Оценка эффективности деятельности предприятия.
3.1 Анализ динамики и состава прибыли.
3.2 Оценка показателей рентабельности.
3.3 Оценка деловой активности.
Рассмотрим отдельные положения методики проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия по разделам.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|