Сделай Сам Свою Работу на 5

НЕОБХОДИМЫЕ КАЧЕСТВА ИСТИННОГО ГУРУ

 

Личное поведение и проповедь

 

‘ачара’, ‘прачара’, — намера караха ‘дуи’
карйа туми — сарва‑гуру, туми джагатера арйа

 

«Ты одновременно исполняешь оба долга в отношении святого имени — своим поведением и своей проповедью. Поэтому ты — духовный наставник всего мира. Поистине, ты величайший преданный в мире».

Комментарий: Здесь Санатана Госвами очень ясно описывает, кого следует считать духовным учителем всего мира. Он говорит о двух качествах, которыми должен обладать такой человек: он должен строго соблюдать заповеди писаний и в то же время проповедовать. Тот, кто живет таким образом, является истинным духовным учителем.

«Шри Чайтанья‑чаритамрита», Антья‑лила, 4.103

 

Гуру может из любого ашрама

 

киба випра киба нйаси шудра кене найа
йеи кришна‑таттва‑ветта сеи гуру‑хайа

 

Кем бы ни был человек — брахманом, санньяси или шудрой, — если он знает науку о Кришне, то он может стать духовным учителем.

«Шри Чайтанья‑чаритамрита», Мадхья‑лила, 8.128

 

Каждый из вас станет духовным учителем

 

амара агьяя гуру хана тара’ эи деша
йаре декха, таре каха ‘кришна’ упадеша

 

Проси всех исполнять наставления Господа Шри Кришны, изложенные в «Бхагавад‑гите» и «Шримад‑Бхагаватам». Таким образом, стань духовным учителем и постарайся спасти всех в этих краях.

«Шри Чайтанья‑чаритамрита», Мадхья‑лила, 7.128

 

Это приказ Господа Чайтаньи: «Все вы станьте духовными учителями, все вы». Почему только один или двое? Каждый. «О! Быть духовным учителем так сложно!» Нет. Это несложно. Чайтанья Маха… амара агьяя: «Просто неси Мое послание. Это все, что требуется. Тогда ты станешь духовным учителем.

Шрила Прабхупада, лекция по «Бхагавад‑гите», 4.1‑2 (Колумбус, США, 9 мая 1969 г.)

 

«По Моему приказу». Это ключевой момент

 

Итак, каким образом каждый может стать духовным учителем? Духовный учитель должен обладать достаточным знанием, а также множеством других квалификаций. Нет. Даже без какой‑либо квалификации можно стать духовным учителем. Как? Процесс таков, об этом говорит Чайтанья Махапрабху, — амара агьяя: «По Моему приказу». Это ключевой момент. Нельзя стать гуру лишь по своей собственной прихоти. Это не духовный учитель. Должен быть приказ свыше. Тогда он духовный учитель. Амара агьяя. Точно так же, как и в нашем случае. Наш высший авторитет, наш духовный учитель, приказал мне: «Просто проповедуй эту истину, все, что ты услышал от меня, на английском языке». И мы попробовали. Вот и все. Не значит, что я очень квалифицирован. Единственная квалификация в том, что я старался исполнить приказ моего высшего авторитета. Вот и все. Таков секрет успеха.



Шрила Прабхупада, лекция по «Бхагавад‑гите», 2.2 (Лондон, Великобритания, 3 августа 1973 г.)

 

 

Выбор гуру

Не следует спешить и принимать гуру из фанатизма. Это очень опасно

 

Шастры предписывают: прежде чем принять гуру, необходимо очень хорошо узнать его, чтобы понять, сможем ли мы предаться ему. Не следует спешить и принимать гуру из фанатизма. Это очень опасно. Гуру тоже должен изучить человека, который хочет стать учеником, чтобы определить, годится ли он для этого. Так устанавливаются отношения между гуру и учеником.

«Наука самоосознания», Кто такой гуру?

 

Общайтесь хотя бы один год

 

В «Хари‑бхакти‑виласе» Санатаны Госвами сказано, что духовный учитель и ученик должны общаться как минимум в течение одного года, чтобы ученик мог понять: «Вот личность, которую я могу принять своим гуру» и чтобы гуру мог увидеть, что «этот человек может стать моим учеником». Тогда все правильно.

Шрила Прабхупада, лекция по «Шримад‑Бхагаватам», 1.16.25 (Гавайи, США, 21 января 1974 г.)

 

Необходимо слушать его как минимум в течение одного года

 

Итак, процесс таков, что прежде чем принять гуру необходимо слушать его как минимум в течение одного года. И тогда можно прийти к заключению: «Это действительно гуру, который сможет обучить меня». И вы принимаете его. Не надо принимать гуру из прихоти.

Шрила Прабхупада, лекция по «Шримад‑Бхагаватам», 1.16.25 (Гавайи, США, 21 января 1974 г.)

 

Никто не должен навлекать на себя беду, отвергая своего духовного учителя

 

Писания рекомендуют и духовному учителю, и ученику тщательно проверять друг друга до принятия взаимной ответственности… Даже выбирая материальную вещь, человек проверяет ее качество. Только неудачливый глупец не проходит этот период при выборе своего истинного гуру, который является другом всех живых существ… Смысл в том, что никто не должен навлекать на себя беду, отвергая своего духовного учителя. Если человек разумен, он сможет избежать такой ситуации.

«Харинама‑чинтамани», 6

 

Не следует принимать духовного учителя, следуя обычаям

 

При выборе духовного учителя надо руководствоваться указаниями шастр. Шрила Джива Госвами не советует следовать в этом вопросе семейным традициям или каким‑либо обычаям, религиозным или светским. Надо постараться найти истинного духовного учителя, который обладал бы должными качествами и был в состоянии помочь ученику развить подлинно духовное понимание.

«Шри Чайтанья‑чаритамрита», Ади‑лила, 1.35, комментарий

 

Сделать правильный выбор, используя свой собственный разум

 

Личная ответственность кандидата на инициацию заключается в том, чтобы, применив свой собственный разум, сделать правильный шаг, выбрав определенного преданного в качестве духовного учителя.

Кандидатам на инициацию следует получать инициацию от духовного учителя только после того, как они разовьют твердую веру в этого преданного и в его способность привести их обратно к Богу. Садху, шастра и гуру — авторитетные источники для выяснения уровня духовного развития преданного.

Признание в качестве официального гуру ИСККОН означает, что преданный успешно прошел процедуру наделения полномочиями, изложенную в законах ИСККОН, и что, по мнению определенных старших преданных, кандидат соответствует стандартам и рекомендациям закона ИСККОН. Однако такое решение не следует принимать автоматически как указание на степень осознания Бога данным гуру, и это решение не заменяет разумной проницательности, необходимой кандидату.

Закон ИСККОН 7.2, Ответственность кандидата на инициацию

 

 

Качества истинного гуру

 

тасмад гурум прападйета
джиджнасух шрейа уттамам
шабде паре ча нишнатам
брахманй упашамашрайам

 

Таким образом, любой желающий достичь настоящего счастья должен начать поиск истинного духовного учителя и принять прибежище, получив у него инициацию. Квалификация истинного учителя такова — он осознал заключения писаний и способен убедить в них других. Такая великая личность, принявшая прибежище у Верховного Господа, оставив в стороне все материальные соображения, является истинным духовным учителем.

«Шримад‑Бхагаватам», 11.3.21

 

Выбор гуру

 

…Осознав себя вечным слугой Кришны, человек утрачивает интерес ко всему, что не связано со служением Кришне. Всегда думая о Кришне, изобретая все новые и новые методы распространения святого имени Кришны, он осознает, что единственная его задача — распространять движение сознания Кришны по всему миру. Следует считать такого человека уттама‑адхикари и всегда искать его общества, строя свои отношения с ним на шести принципах (дадати‑пратигрихнати и т.д.). В сущности, такого продвинутого преданного‑вайшнава, уттама‑адхикари, следует принять своим духовным учителем. Все, чем вы владеете, нужно отдать в его распоряжение, поскольку в шастрах говорится: все свое достояние человек должен отдать духовному учителю…

 

Шрила Бхактивинода Тхакур дал некоторые практические указания, помогающие отличить вайшнава уттама‑адхикари, в частности, по его способности обращать многие падшие души в вайшнавизм… В данном стихе Шрила Рупа Госвами советует преданным научиться различать каништха‑адхикари, мадхьяма‑адхикари и уттама‑адхикари... Не следует становиться духовным учителем, не достигнув уровня уттама‑адхикари. Вайшнавы‑неофиты и вайшнавы, стоящие на средней ступени, тоже могут принимать учеников, но только из числа преданных того же уровня, и при этом нужно отдавать себе отчет в том, что последние, действуя под их недостаточно компетентным руководством, не смогут достичь ощутимого прогресса на пути к высшей цели жизни. Вот почему так важно принять в качестве духовного учителя преданного уттама‑адхикари.

«Упадешамрита», Текст 5, комментарий

 

 

Вам не нужны длинные определения того, «кто такой гуру»

 

Вам не нужны длинные определения того, «кто такой гуру». Ведическое знание дает вам указание — тад‑виджнанартхам. Если вы хотите познать науку духовной жизни, то тад‑виджнанартхам са гурум эва абхигаччхет (Мундака-упанишад, 1.2.12) — вы должны обратиться к гуру. И кто же такой гуру? Гуру — это преданный слуга Господа. Все очень просто.

Шрила Прабхупада, лекция по «Шримад‑Бхагаватам», 6.1.26‑27 (Филадельфия, 12 июля 1975 г.)

 

Вопрос 11. *

Объясните важность принятия обетов во время инициации и важность следования им. *

Источник:

Раздел 2 Установление отношений с гуру

Урок 7 Обеты при инициации

Строгое соблюдение обетов инициации

Сложности, встречающиеся на пути тех, кто принял обеты инициации

Способы преодоления сложностей

Шаги к очищению

 

Важность следования обетам инициации

 

Я не смогу защитить вас. Это невозможно

 

Следовать четырем регулирующим принципам не так сложно. Если вы хотите быть серьезными, такую деятельность следует прекратить; а иначе устройте фарс и делайте что хотите. Я не смогу защитить вас. Это невозможно. Итак, если у вас серьезные намерения, вы должны следовать этим правилам и ограничениям. Только затем получайте инициацию. А иначе — не устраивайте фарс, не устраивайте фарс. Это моя просьба.

Шрила Прабхупада, лекция по «Шримад‑Бхагаватам», 1.16.35 (Гавайи, 28 января 1974 г.)

 

А иначе они — не мои ученики

 

Мой совет таков — всегда повторять минимум шестнадцать кругов и следовать четырем регулирующим принципам. Все мои ученики должны согласиться с этим, а иначе они — не мои ученики… Мои ученики должны следовать этому, не важно, живут они в раю или в аду.

Шрила Прабхупада, письмо Раджа Лакшми (Майяпур, 17 февраля 1976 г.)

 

 

Тапасья позволит прогрессировать очень быстро в сознании Кришны

 

Если ты до сих пор не в состоянии выполнять обещание, данное своему духовному учителю, какой смысл называть себя преданным и учеником? Это притворство. Ты должен думать так: я пообещал своему духовному учителю вот это, и теперь я должен повиноваться ему без всяких исключений, иначе я не имею права называть себя его учеником. Это будет твоя аскеза, или тапасья, которая позволит тебе очень быстро прогрессировать в понимании сознания Кришны. Без тапасьи не может быть и речи о том, чтобы прогрессировать. Итак, если материальная природа для тебя до сих пор так привлекательна, и ты не можешь пожертвовать этим, тогда лучше брось все это и живи так, как хочешь, в другом месте. Но если ты хочешь называть себя преданным и служить Кришне, то тогда ты должен следовать четырем принципам в любых обстоятельствах, без всяких исключений. Конечно, один или два раза Кришна может простить тебя, это несложно, но больше этого Кришне будет уже сложно простить тебя, и тогда существует огромный риск, что все будет потеряно, несмотря на все потраченное тобой время и усилия.

Шрила Прабхупада, письмо Санкаршане (Бомбей, 31 декабря 1972 г.)

 

Не повиноваться духовному учителю — означает разорвать с ним отношения

 

Ты спрашивал, правда ли то, что духовный учитель остается в материальном мире до тех пор, пока все его ученики не вернутся в духовный мир. Ответ — да, это правда. Поэтому каждый ученик должен быть очень осторожен и стараться не допустить оскорблений, которые могут стать препятствием на пути в духовное царство и причиной для повторного воплощения духовного учителя в материальном мире с целью освободить ученика. Такое умонастроение является оскорблением духовного учителя. Среди десяти оскорблений святого имени первое — не повиноваться приказам духовного учителя. Необходимо строго следовать наставлениям, данным духовным учителем ученику во время инициации. Следование им является залогом продвижения на духовном пути. Но если человек умышленно не следует этим наставлениям, его духовный рост останавливается с самого начала. Такое неповиновение духовному учителю подразумевает разрыв отношений с ним. И всякий, кто не повинуется, а значит разрывает с ним отношения, вряд ли может ожидать помощи духовного учителя жизнь за жизнью. Я надеюсь, этот вопрос стал для тебя предельно ясен.

Шрила Прабхупада, письмо Джаяпатаке (Лос‑Анджелес, 11 июля 1969 г.)

 

Дополнительные цитаты

 

Если я полью их водой, будет тяжело разжечь огонь

 

Конечно, воспевание харинамы очистит вас. Это хорошо. Но подобно этому огню, который я собираюсь зажечь. Это сухие дрова. И если я буду держать их сухими, огонь очень быстро зажжется. А если я полью их водой, будет тяжело разжечь огонь. Подобно этому, огонь сознания Кришны будет всегда поддерживать ваш прогресс, и одновременно с этим, если мы добровольно решим не лить в него воду, будет очень хорошо. Аналогичным образом сознание Кришны или воспевание Харе Кришна будет способствовать вашему прогрессу, но если вы будете поддерживать этот поток воды, то… Это как пациент, принимающий лекарство и при этом занимающийся всякой ерундой. В этом случае его болезнь не будет излечена либо лечение может занять много‑много времени. Итак, мы не должны быть безответственны в этом вопросе, потому что наша жизнь коротка…

Шрила Прабхупада, лекция перед инициацией (Сан‑Франциско, 10 марта 1968 г.)

 

Господь Чайтанья принимает любых грешников при одном условии

 

Когда Господь призывал Сударшану‑чакру, а Шрила Нитьянанда Прабху умолял Его простить братьев, оба брата припали к лотосным стопам Господа, прося прощения за свое недостойное поведение. Нитьянанда Прабху тоже просил Господа не отвергать кающихся душ, и Господь внял Его просьбе с условием, что с этих пор братья навсегда откажутся от своей распутной жизни и греховных занятий. Оба брата согласились, пообещав бросить все свои греховные привычки, и милостивый Господь простил их и никогда больше не напоминал им о былых прегрешениях.

Такова особая милость Господа Чайтаньи. В эту эпоху никто не вправе называть себя безгрешным. Никто сейчас не свободен от греха. Но Господь Чайтанья принимает любых грешников при условии, что они обещают, получив духовное посвящение от истинного духовного учителя, не потворствовать своим греховным привычкам.
В Кали‑югу качества Джагая и Мадхая присущи практически всем людям. Тому, кто хочет избавиться от последствий своих злодеяний, следует принять покровительство Господа Чайтаньи Махапрабху и после духовного посвящения воздерживаться от всего, что запрещено шастрами.

Введение к «Шримад‑Бхагаватам»

 

Очистительный процесс — уже в сердце преданного

 

Тому, кто, достигнув высокого положения, снова пал, Веды предписывают совершить ряд очистительных ритуалов. Но для преданного в этом нет необходимости, ибо, все время думая о Верховной Личности Бога, он постоянно очищает свое сердце. Поэтому нужно все время повторять: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Это защитит нас от любых случайных падений и оградит от всех видов материальной скверны.

«Бхагавад‑гита», 9.31, комментарий

 

Если вы не являетесь даже джентльменом, то что говорить о вас как о преданном?

 

Хридаянанда (переводит):

Он хочет узнать о величайшем оскорблении — неследовании наставлениям гуру.

Прабхупада:

Да, это первое оскорбление. Гурор авагйа, шрути‑шастра‑нинданам. Шрути‑шастра‑нинданам гурор‑авагйа. Если вы приняли гуру, но не следуете его наставлениям, тогда каково ваше положение? Вы — не джентльмен. Перед гуру, перед Кришной, перед огнем вы обещали: «Я буду следовать вашим наставлениям, я буду выполнять это», а теперь вы вновь этого не делаете. Тогда вы даже не джентльмен, что говорить о вас как о преданном. Это здравый смысл.

Шрила Прабхупада, лекция по «Бхагавад‑гите», 2.1 (Мехико, 11 февраля 1975 г.)

 

 

Вопрос 12.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.