Сделай Сам Свою Работу на 5

Социально-правовая компетентность социальных работников как основной элемент профессиональной успешности





Для успешного выполнения своих функций современный специалист должен обладать не только суммой общих и специальных знаний, навыков и умений, но и комплексом определенных качеств личности, обеспечивающих плодотворную работу, то есть быть компетентным в своей деятельности. Одним из важнейших условий для достижения профессиональной успешности социального работника является высокая социально-правовая компетентность. Актуальность проблемы состоит в том, что социальные работники в силу своих профессиональных обязанностей работают с максимально незащищенными категориями населения (пожилые люди, люди с ограниченными возможностями, мигранты, семьи группы риска и т. д.) и в своей работе часто сталкиваются с необходимостью разрешения правовых вопросов.

По этой причине крайне важным является наличие эффективной системы подготовки социальных работников к такого рода деятельности и постоянное повышения знаний специалистов в различных областях российского права.

В настоящее время нет однозначного и общепринятого определения компетентности. Более того, рядом авторов высказывается соображение, что поиск единственного (истинного) определения компетентности может привести в тупик, так как такого определения никогда не будет найдено. Поэтому необходимо обоснованно выбрать одно из многих определений или предложить собственную интерпретацию.



Компетентность как специфическая характеристика конкретной профессиональной деятельности субъекта рассматривалась в работах многих отечественных ученых (А. А. Деркач, Ю. М. Жуков, И. А. Зимняя, Э. Ф. Зеер, А. Кох, Е. С. Кузьмин, Н. В. Кузьмина, Л. А. Петровская, О. А. Полищук, П. В. Растянник, И. Н. Семенов, А. П. Ситников, Ю. Г. Татур, А. В. Хуторской, Е. А. Яблокова и др.). Компетентность определяется как:

o сочетание психологических качеств, психологическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно, обладание человеком способностью и умениями выполнять определенные функции;

o доскональное знание своего дела, существа выполняемой работы, сложных связей, явлений и процессов, возможных способов и средств для выполнения намеченных целей;



o способность отдельной личности или общественного органа правильно оценить сложившуюся ситуацию и принять в связи с этим соответствующее решение, позволяющее достигнуть практического или иного результата... Компетентность - не врожденное качество человека, оно развивается и углубляется в результате его работы над собой, его образования и самобытности;

o уровень умений личности, отражающий степень соответствия определенной компетенции и позволяющий действовать конструктивно в изменяющихся социальных условиях.

Австралийский исследователь Т. Хоффман утверждает, что понятие компетентности можно выразить тремя способами: как видимые и регистрируемые результаты деятельности; как некоторые стандарты выполнения деятельности; как личностные свойства, определяющие эффективность той или иной деятельности. Как видим, в любом случае компетентность связывается с деятельностным результатом.

Дж. Равен определяет компетентность как специфическую способность эффективного выполнения конкретных действий в предметной области, включая узкопредметные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, понимание ответственности за свои действия. Он выделяет "высшие компетентности", которые предполагают наличие у человека высокого уровня инициативы, способности организовывать людей для выполнения поставленных целей, готовности оценивать и анализировать социальные последствия своих действий1.

Компетентность, по мнению В. С. Леднева, Д. Н. Никандрова, М. В. Рыжакова, означает способность (умение) мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт2 .



Как видно из небольшого анализа, при всех различиях в определениях в понятие "компетентность" включается способность личности успешно выполнять определенную профессиональную деятельность. Поэтому компетентность определяется исходя из анализа видов деятельности, выполняемых специалистами при решении задач в определенной профессиональной области.

Несомненно, что компетентность - многоуровневое образование с компонентами когнитивного, экспрессивного и интерактивного характера. Это сложная единая система внутренних психологических составляющих и свойств личности специалиста, включающих в себя знания и умения. Формируется связь и с глубинными свойствами личности - с потребностью в общении, уверенностью в себе и самооценкой. Компетентность включает в себя такие характеристики, как соответствие личности решаемым задачам, количество и качество решенных задач, результативность и успех в проблемных ситуациях. Сюда добавляется и знание последствий применения конкретных способов воздействия и их эффективности.

В процессе решения профессиональной задачи необходимо выполнять отдельные, частные виды деятельности. Количество видов деятельности, которые можно выделить при выполнении исходной задачи, а следовательно, и видов компетентностей, зависит от ее сложности, направления, качеств специалистов, участвующих в ее решении. Таким образом, модель профессиональной компетентности специалиста имеет гибкую структуру и может включать в себя различные элементы в зависимости от конкретной специальности.

Социальные работники, осуществляя социально-правовую деятельность, достаточно часто вынуждены сталкиваться с вопросами оказания консультативно-правовой помощи в области семейного, гражданского, трудового законодательства, оказания помощи в оформлении документов для получения предусмотренных законом пенсий, пособий, льгот, субсидий, алиментов и др. Специалисты осуществляют превентивно-профилактическую работу с различными категориями населения по охране и защите их законных прав и интересов.

Анализ профессиональной деятельности социальных работников показывает, что они не только осмысливают, но в большей мере решают непосредственно практические задачи по оказанию социально-правовой, консультативной помощи, защиты и поддержки различных слоев населения. Поэтому он должен иметь хорошую профессиональную подготовку, знания в различных областях законодательства; обладать достаточно высокой правовой культурой, быть высокоэрудированным человеком; владеть информацией о современных политических, социальных и экономических процессах в обществе, иметь широкую осведомленность о различных социальных группах населения; быть способным предвидеть последствия своих действий, твердо проводить в жизнь свою позицию; уметь располагать к себе "трудных" подростков, сирот, инвалидов, престарелых, людей, находящихся на реабилитации, и т. д. иметь профессиональный такт, способный вызывать симпатию и доверие у окружающих, соблюдать профессиональную тайну, деликатность во всех вопросах, затрагивающих интимные стороны жизни человека; обладать эмоциональной устойчивостью, уметь добросовестно исполнять свой долг, оставаясь спокойным, доброжелательным и внимательным к подопечному; уметь принимать нужное решение в неожиданных ситуациях, четко формулировать свои мысли, грамотно и доходчиво их излагать.

Социально-правовая компетентность социального работника представляет собой совокупность качеств, отражающих степень квалификации, уровень правовых знаний, умений и навыков, готовности и способности, связанные с осуществлением социально-правовой деятельности.

Социально-правовая компетентность складывается из компонентов. Каждый компонент рассматривается в структуре реализации социально-правовой деятельности социального педагога в соответствии со спецификой норм права. Для их выявления изучены квалификационные характеристики и нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность социального работника, требования Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Содержательные компоненты социально-правовой компетентности социального работника:

o организационно-управленческий - организация, планирование и осуществление социально-правовой помощи клиентам при тесном взаимодействии со специалистами различных организаций и служб, призванными в силу своей профессиональной деятельности решать юридические проблемы клиента;

o превентивный - предупреждение социальных проблем в соответствии с правовыми нормами и правилами поведения, социальных отклонений или удержание их на социально терпимом уровне посредством устранения или нейтрализации порождающих их причин, соблюдая нормативно-правовые требования;

o правовоспитательный - реализация в практической деятельности правового воспитания и просвещения подопечных, правовое информирование субъектов и объектов социальной деятельности в процессе выполнения профессиональных задач;

o консультативный - оказание социально-правовой помощи нуждающимся;

o правозащитный - защита прав личности; обеспечение информацией по вопросам социальной защиты, помощи и поддержки; содействие в реализации правовых гарантий различным категориям населения; правовое воспитание по жилищным, семейным, трудовым, гражданским и другим вопросам; оказание посреднических услуг клиентам в социально-правовых вопросах.

В зависимости от характера профессиональной деятельности социального работника по должностному назначению, месту работы содержание социально-правовой компетенции приобретает специальное наполнение.

Социально-правовая компетентность, как и любая другая, включает следующие структурные компоненты:

o мотивационный - включает мотивы, цели, ценностные установки специалиста, предполагает отношение к профессиональной деятельности как к ценности, потребность в развитии своей социально-правовой компетентности; стремление к личностному самосовершенствованию. Функциональное назначение мотивационно-ценностного компонента заключается в том, что его сформированность опосредует развитие других компонентов социально-правовой компетентности;

o когнитивный - знание теоретических и методологических основ правоведения; нормативно-правовых актов; технологий социально-правовой работы; современных информационных технологий; требований, предъявляемых к современному социальному работнику;

o деятельностно-поведенческий - определяет стиль поведения, выбор способов поведения и решения практических задач, включает условия успешной реализации социально-правовой компетентности. Данный компонент предполагает наличие готовности специалиста к самореализации в социально-правовой деятельности, конкретные результаты, достигнутые в процессе ее осуществления, основные качества, проявляемые на поведенческом уровне, развитие способности решать социально-правовые задачи при взаимодействии с клиентом;

o ценностно-смысловой - совокупность психологических характеристик личности (профессионально значимые качества специалиста и его ценности), готовность к проявлению личной инициативы; ценностное отношение к профессии; готовность работать с нуждающимися в его помощи; ценностное отношение к событиям, к людям, к себе;

o эмоционально-волевой - предполагает эмоционально-волевую саморегуляцию поведения личности в ситуации профессиональной деятельности с целью достижения высоких результатов. Проявление эмоционально-волевой активности включает эмоциональность как положительный эмоциональный фактор - реакцию на успех и неудачу - и эмотивность - ценностный показатель осознания субъектом необходимости социально-правовой деятельности, положительное активное эмоционально окрашенное отношение к личностному и профессиональному самосовершенствованию;

o рефлексивный - представляет собой отслеживание человеком целей, процесса и результатов своей деятельности, а также самооценку специалиста на основе самосознания и рефлексии, т. е. осознание и оценивание тех внутренних изменений, которые в нем происходят, себя как изменяющейся личности, субъекта деятельности и отношений. Только адекватная самооценка обеспечивает успех в развитии социально-правовой компетентности. Рефлексия человека как субъекта социально-правовой компетентности охватывает все ее компоненты: осмысление собственного уровня профессиональной компетентности, стиля поведения, особенностей ценностно-мотивационной сферы и других вопросов. Рассмотрим более подробно некоторые из этих компонентов.

Нормативно-правовая база знаний в социальной сфере (когнитивный компонент социально-правовой компетентности) должна содержать сформированные знания о следующем:

o о нормативно-правовых документах (законах, постановлениях, распоряжениях, указах и т.п.) федерального, регионального и муниципального уровня, относящихся к области социальной защиты населения;

o территории действия закона;

o социальных категориях граждан, определяемых нормативно-правовыми документами;

o условиях предоставления различных социальных категорий;

o социальных льготах, предоставляемых на основании нормативно-правовых документов;

o условиях предоставления социальных льгот, выплат, компенсаций и т. п.;

o источниках финансирования социальных льгот, выплат, компенсаций;

o организациях, обеспечивающих предоставление социальных льгот, выплат, компенсаций;

o организации анализа и разработки социальных программ. Социальный работник должен уметь (деятельностно-поведенческий компонент социально-правовой компетентности):

o использовать определенный перечень нормативно-правовых документов применительно к возникшей социально-правовой ситуации, делать на него ссылки;

o детально регламентировать права граждан всех возрастных категорий;

o решать проблемные профессиональные задачи и прогнозировать последствия своих действий, проецировать будущую профессиональную деятельность;

o владеть юридическими терминами, необходимыми для профессиональной деятельности социальным педагогам;

o оценивать эффективность социально-правовой помощи нуждающимся; грамотно планировать и строить взаимодействие с лицами, организациями,

o оказывать содействие в социально-правовой помощи клиенту;

o находить, отбирать и использовать информацию, необходимую в социально-правовой деятельности; организовывать и своевременно информировать клиентов о текущих и новых нормативных актах по их социальному обеспечению и обслуживанию;

o вести работу по правовому просвещению родителей, детей, педагогов, общественности;

o использовать и составлять необходимые нормативно-правовые документы;

o оказывать помощь в составлении и написании заявлений, жалоб, обращений, ходатайств в различные структуры по конкретной проблеме;

o выступать в различных инстанциях, защищая права клиента;

o ориентироваться в правовой базе и отслеживать ее изменения, анализировать законодательно-нормативные акты, правовые прецеденты и др.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.