Договор нормативного содержания
В некоторых случаях способом установления норм права может быть договор. Он представляет собой содержащее юридические нормы соглашение между различными субъектами права. Такие договоры могут быть направлены не только на установление прав и обязанностей конкретных сторон договора, но и на установление норм права, которым обязуются подчиняться его будущие участники.
Нормоустанавливающее значение договоров признается во всех системах права. Особенное значение договора как источника права проявляется в таких отраслях права, как международное и конституционное право.
Общие принципы права
В некоторых странах своеобразным источником права признаются отправные, исходные начала правовой системы. Так, юристы стран как континентального, так и общего права в отсутствие законодательной нормы, обязательного прецедента или обычая могут ссылаться на принципы справедливости, доброй совести, социальной направленности права. Гражданским законодательством Греции, например, запрещается осуществление какого-либо права, если оно "превышает пределы, установленные доброй совестью или добрыми нравами, или социальной и экономической целью права".
Общие принципы права отнесены к числу источников международного права ст. 38 Статута Международного суда. Эта статья гласит: "Суд, который обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяет... общие принципы права, признанные цивилизованными нациями". К общим принципам права относятся, например, такие положения, как "специальный закон отменяет действие общего закона", "позднейшим законом отменяется более ранний" и т. д.
Идеи и доктрины
Мнения ведущих ученых-юристов в большинстве правовых систем не образуют право в собственном смысле слова. Однако в формировании модели правового регулирования значение специальных работ в области права всегда было велико. Законодатель очень часто лишь воспринимал те тенденции, которые устанавливались в доктрине. В романо-германской правовой семье основные принципы права были выработаны именно в университетских стенах. Роль доктрины и в современных условиях чрезвычайно важна для совершенствования законодательства, для создания самих правовых понятий и методологии толкования законов.
В то же время истории развития права известны случаи, когда юридическая доктрина воспринимается как непосредственный источник права. Так, в англоязычных странах судьи нередко обосновывают свои решения ссылками на труды английских ученых. Мусульманское право вообще основано на принципе авторитета, в связи с чем согласованные заключения древних юристов - знатоков ислама - имеют официальное юридическое значение. Обширные своды правил общеобязательного поведения, почерпнутых из трудов видных юристов, известны индусскому праву.
Религиозные тексты
Такие источники права наиболее характерны для мусульманского права, в целом имеющего религиозную основу. В первую очередь следует назвать Коран и Сунну. Коран - это священная книга, представляющая собой собрание обрядовых и юридических установлений, речей и заповедей Мухаммеда - пророка Аллаха; Сунна - это жизнеописания пророка Мухаммеда, своего рода итог толкования Корана.
Выявление круга источников в разных правовых системах важно для раскрытия многих явлений правовой действительности. В частности, форма права влияет на выбор способа правового регулирования; от формы права зависит нормативность, степень общеобязательности и юридической силы различных установлений.
В Российской Федерации существует сложная система нормативно-правовых актов, находящихся между собой в определенной соподчиненности, направленных на регламентацию общественных отношений. Системе законодательства любого государства свойственно прежде всего подразделение на законы и подзаконные акты (по юридической силе). Основаниями классификации являются: юридическая сила, характер и объем действия, содержание, субъекты издания и др. Юридическая сила является наиболее существенным признаком их классификации.
Акты высших правотворческих органов обладают большей юридической силой по сравнению с актами нижестоящих органов, которые должны соответствовать первым.
Иерархия нормативных правовых актов в Российской Федерации включает: законы: Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов РФ; подзаконные нормативные правовые акты: акты Президента РФ (указы, распоряжения), акты палат Федерального Собрания (постановления Совета Федерации и Государственной Думы), акты Правительства РФ (постановления и распоряжения), акты органов государственной власти субъектов РФ, ведомственные акты (акты органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ), акты органов местного самоуправления, локальные акты.
Закон - вид нормативного правового акта, принятый законодательным органом государственной власти или народом в порядке референдума, обладающий высшей юридической силой, регулирующий наиболее важные, основополагающие отношения и содержащий нормы права.
В системе нормативных правовых актов законы занимают главное место, регламентируя наиболее значимые для общества и государства вопросы и принимается в особом процессуальном порядке.
Законы делятся на виды в зависимости от юридической силы (в порядке убывания юридической силы: Конституция РФ; федеральные конституционные законы; федеральные законы; законы субъектов Федерации). В зависимости от их значимости в системе действующего законодательства различают законы конституционные (вносящие изменения и дополнения в Конституцию, а также законы, необходимость издания которых предусмотрена непосредственно Конституцией) и текущие. По предметам ведения Российской Федерации Федеральным Собранием принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые не могут противоречить федеральным конституционным законам. Федеральные законы подразделяются на две группы - кодифицированные законы (кодексы, основы законодательства) и некодифицированные (текущее законодательство). По признаку федеративного устройства законы можно подразделить на федеральные и субъектов Федерации.
Конституция РФ
Согласно ст. 15 Конституции РФ она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ. Конституция РФ формирует и закрепляет основные принципы правового регулирования, основы конституционного строя РФ, основные права и свободы человека, федеративное государственное устройство, определяет систему государственной власти, формы и виды собственности, основы отраслевого законодательства, принципы организации и функционирования местного самоуправления.
Федеральные конституционные законы
(ФКЗ) принимаются в случаях, прямо предусмотренных Конституцией РФ. Они обладают той же юридической силой, что и Конституция, издаются только по вопросам, прямо обозначенным в ней; после вступления новой Конституции принимаются в первоочередном порядке.
Федеральные законы
(ФЗ): принимаются Государственной Думой и подлежат одобрению Советом Федерации, действуют на всей территории РФ, не должны противоречить Конституции и ФКЗ, подлежат официальному опубликованию, принимаются во исполнение Конституции и ФКЗ.
Таким образом, можно указать следующие различия федеральных конституционных законов и федеральных законов:
1) по юридической силе (федеральные конституционные законы имеют большую юридическую силу);
2) по предметам ведения, которые в них могут затрагиваться (федеральные конституционные законы издается только по вопросам, предусмотренным в самой Конституции);
3) по порядку принятия (для принятия федерального конституционного закона требуется квалифицированное большинство голосов);
4) по возможности применения Президентом РФ в отношении них отлагательного вето (федеральные конституционные законы не могут быть отклонены Президентом, в отличие от федеральных законов).
Законы субъектов РФ принимаются законодательными (представительными) органами государственной власти субъекта РФ, действуют на территории субъекта РФ, принимаются по вопросам совместного ведения РФ и субъектов РФ, а также по вопросам, отнесенным к компетенции субъекта РФ, не должны противоречить Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ и конституциям (уставам) субъектов РФ.
Подзаконный нормативный правовой акт - это разновидность нормативного правового акта, издаваемого полномочным органом на основе и во исполнение закона для его дальнейшей конкретизации и развития, обладают меньшей юридической силой, чем закон. Юридическая сила подзаконных актов и сфера их действия зависят от органа, издавшего акт.
Нормативные правовые акты Президента РФ. В соответствии со ст. 90 Конституции РФ Президент издает указы и распоряжения. Акты Президента РФ принимаются, как правило, в форме указов. Указы и распоряжения Президента - это властные акты, обязательные для исполнения на всей территории РФ.
По юридическим свойствам указы и распоряжения Президента подразделяются на нормативные и индивидуальные. К нормативным относятся указы и распоряжения, содержащие правовые нормы - общие правила поведения, рассчитанные на многократное применение, к индивидуальным - указы и распоряжения, которые касаются конкретных отношений или определенных лиц, акты Президента РФ о назначении на должность или об освобождении от занимаемой должности.
Издаваемые Президентом РФ указы и распоряжения не должны противоречить Конституции РФ и ФЗ. Это требование Конституции РФ определяет подзаконность правотворческой деятельности Президента РФ.
При отсутствии законодательного регулирования по тому или иному вопросу Президент РФ может, не нарушая требования Конституции РФ, издать нормативный указ по этому вопросу. Однако издание такого указа не является препятствием для принятия Федеральным Собранием закона по этому же вопросу, при этом содержание закона не может быть ограничено содержанием соответствующего указа Президента РФ.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|