Социальные службы как институт профессиональной социальной работы
В условиях рыночного реформирования остро стоит проблема некоторого изменения социальной политики, пересмотра ее основных принципов в сторону более полного учета интересов каждого конкретного человека, создание условий для его духовного развития и самообеспечения. Мероприятия по преодолению негативных последствий реформ не должны исключать комплексных мер, направленных на преодоление кризиса и рассчитанных на стратегический подход. Опыт западноевропейских стран свидетельствует о том, что в период перемен, когда большинство населения чувствует на себе их экстремальное воздействие, только государственные службы могут противостоять маргинализации индивида.
Для решения социальных проблем нужны функциональные структуры, реально выполняющие различные виды социальной работы, находящиеся в непосредственной близости от человека, способные оценить ситуацию, в том числе и нестандартную, найти конкретные и срочные пути ее решения.
Это свидетельствует в пользу создания государственной социальной службы помощи и ее первичного звена при каждом местном органе власти. Как правило, система имеет свою информационно-аналитическую базу, располагает квалифицированными кадрами, контактирует со всеми социальными структурами, включая негосударственные, позволяет сделать помощь адресной и эффективной.
Актуальность создания подразделений определяется потребностью индивидов в определенных видах социальной работы, формируемой социальной ситуацией, возможностями законодательной сферы, ресурсного, кадрового и методического обеспечения.
Социальная служба должна организовываться как открытая система в соответствии с ситуацией конкретной территории, где отдельные учреждения и подразделения выступают в качестве структурных элементов, создаваемых по мере необходимости.
Объектом помощи может выступать любой гражданин. В качестве клиента – личность, семья, группа, общность, социальное окружение (семья, школа, друзья, родственники, трудовой коллектив и т. д.).
В современных условиях социальная работа выражается в различных формах. Она может быть неотложной (при острых психических состояниях человека, вызванных социальными условиями или жизненной ситуацией), направляется на снятие или уменьшение отрицательных последствий такого состояния. Ее осуществляют учреждения и подразделения службы: телефон доверия, пункты неотложной психологической помощи.
Помощь может быть продолжительной, когда оказывается комплексная поддержка, направленная на оздоровление ситуации, выявление внутренних резервов, увеличение уверенности человека в своих силах, возможностях самостоятельно преодолевать сложившиеся трудности.
Она может быть прямой, направленной непосредственно к обратившемуся в службу (защита его прав и интересов, улучшение условий жизни, снятие нежелательных психических состояний и т. д.) и опосредованной через работу с социальным окружением (родственниками, друзьями и т. д.). Помощь может оказываться непосредственно самой службой или опосредованно через различные государственные и общественные организации и фонды, в которых служба представляет интересы индивида. Она может быть «откликающейся»в ответ на сложившуюся ситуацию или обращение клиента или «упреждающей» (на прогнозируемую неблагоприятную) ситуацию.
По содержанию социальная помощь может быть:
• материальной (финансовой, натуральной, бесплатные обеды и т. д.);
• правовой (охрана прав и интересов граждан, защита в суде и консультации по правовым проблемам и пр.);
• педагогической (помощь в овладении учебными предметами, в переобучении, консультации по проблеме воспитания, самовоспитания и т. д.);
• психологической (диагностика, консультации, коррекция развития, психотерапия, тренинги общения, профилактика девиантного поведения и пр.);
• профориентационной (консультации по выбору профессии, помощь в трудоустройстве и т. п.);
• медико-социальной (консультации по планированию семьи, пропаганда здорового образа жизни, половое воспитание и т. д.);
• информационно-просветительной (информирование по интересующим вопросам).
Таким образом, социальная служба как инструмент социальной работы организует свою деятельность по двум направлениям: социальная защита и социальная помощь.
Социальная защита – это система мероприятий, осуществляемых обществом и его различными структурами по обеспечению гарантированных, минимально достаточных условий жизни, поддержанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека.
Социальная помощь – это система социальных мер в виде содействия, поддержке и услуг, оказываемых отдельным лицам и группам населения социальной службой для преодоления или смягчения жизненных трудностей, поддержания их социального статуса и полноценной жизнедеятельности и адаптации в обществе.
При решении своих задач государственная служба помощи выполняет следующие функции:
– аналитическую (изучает проблемы и нужды своего контингента);
– планово-организационную (планирует и организует социальное обслуживание в социуме);
– управленческую (обеспечивает контакт с государственными органами, от которых зависит решение проблем индивида, добивается решения, проводит оценку результата того или иного мероприятия);
– информационную (сообщает населению о возможностях службы, новых государственно-правовых решениях по социальным вопросам).
Основное направление деятельности системы социальной защиты состоит в том, чтобы с помощью нормативно-правовых, экономических, финансовых, социально-психологических, организационно-технических средств и рычагов осуществлять поддержку и помощь нуждающимся группам, слоям, категориям населения и отдельным гражданам.
Институт учреждений органов социальной работы является многоуровневой подсистемой и органически входит в общую систему социальной защиты населения. Основными признаками любой системы являются:
• общая цель, определяющая содержание и направленность функционирования структурных элементов;
• наличие определенной структуры; присутствие управляющих начал с определенной иерархией функциональной компетенции.
Целью деятельности органов социальной работы является проведение политики государства и общественных структур в установлении упорядоченных связей между различными уровнями организационной системы, призванной обеспечивать граждан жизненными благами, формировать и нормализовывать морально-психологические отношения среди индивидов и социальных групп, развивать их экономическую самостоятельность.
Организационную структуру института социальной защиты следует определить как устойчивую, упорядоченную связь и взаимодействие органов социальной работы и его субъектов, обеспечивающую общие условия нормального осуществления и рациональной организации системы социальной защиты в соответствии с интересами и потребностями людей.
Объективной необходимостью ее создания является то, что она органически вытекает из природы социального взаимодействия индивидов, выступает формой и способом разрешения социальных противоречий в общественных отношениях. Создание динамично развивающейся системы, умеющей оперативно реагировать на изменения в социальной среде и гибко перестраивать свои подразделения в целях наилучшего обеспечения населения, является одним из критериев ее эффективности.
Характерной функцией органов и учреждений социальной работы будут определенные социальные действия, выполняемые составными структурными элементами системы, регулируемые определенными нормами и контролируемые социальными институтами.
Управление социальной работой – это сознательное воздействие на процесс организации и развития социальной помощи, а также поддержки населения через государственные, общественные, благотворительные организации и различные группы специалистов.
Определяя сущность и назначение органов социальной работы, необходимо выделить объекты и субъекты управления данного социального явления. Объектами являются учреждения и организации, трудовые и учебные коллективы, а также вся функционирующая система отношений между людьми. Субъектами – органы, занимающиеся непосредственно проблемами населения: министерства, департаменты, социальные службы, комитеты, группы и отдельные специалисты. Их совокупность образует управляющую систему и соответствующую ей структуру.
В реализации механизма социальной помощи выделяют два уровня: законодательный и исполнительный, компетенция которых осуществляется на государственном (федеральном) и региональном (местном) уровнях.
Условием создания эффективной системы социальной защиты является совершенствование деятельности различных уровней управления органами социальной работы, т. е. исполнительной власти. Здесь выделяются три уровня: республика (федерация), регион, трудовой коллектив и четвертый уровень – негосударственные (благотворительные) общественные организации.
Республика (федерация): Министерство здравоохранения и социального развития Российской федерации, органы управления социальной защиты республик в составе Российской Федерации.
Региональный уровень: органы социальной защиты краев, областей, автономных образований, комитеты, управления, отделы, департаменты социальной защиты населения в составе соответствующих администраций, местные городские (районные, округа, префектуры, муниципалитеты) комитеты и т. д. по социальной защите и различные организационные структуры социального обеспечения.
В трудовых коллективах имеются различные организационные образования по оказанию социальной помощи трудящимся (профессиональные союзы, различные формы самоуправления трудовых коллективов и т. п.).
Негосударственные общественные (благотворительные) организации, имеющие свои учредительные документы, в которых указывается структура, органы управления и контроля, членство, права и обязанности входящих в эти организации.
Управление общественными процессами осуществляется через определенную систему функций, т. е. отдельные, относительно самостоятельные, но тесно связанные виды деятельности.
Функции органов социальной работы – объективно необходимая, относительно самостоятельная часть управленческой деятельности, характеризующаяся специфическим содержанием, универсальностью осуществления и особой пространственно-временной формой выражения.
Для органов социальной работы характерной функцией является упреждающая роль в осуществлении защищенности, страховки и гарантии социальной обеспеченности различных слоев и категорий населения.
Важнейшим государственным органом в области социальной защиты населения является Министерство социальной защиты России, уровень компетенции которого определяется Президентом и Правительством Российской Федерации. Функции и задачи определяются Положением о министерстве, которое утверждается Правительством Российской Федерации.
Функции Министерства здравоохранения и социального развития Российской федерации многообразны и выполняются в различных областях развития системы социальной помощи. В частности, оно разрабатывает положения по основам федеральной политики; анализирует и прогнозирует уровни жизни различных слоев и категорий населения; готовит рекомендации для разработки региональных программ; обеспечивает разработку социальных нормативов и т. д. В аппарате управления министерства определены важнейшие функциональные обязанности органов социальной работы: организация пенсионного обслуживания и обеспечения пособиями; социальное обслуживание; медико-социальная экспертиза, реабилитация инвалидов; подготовка законодательства по социальной защите; внешнеэкономическое и международное сотрудничество; социальная помощь семье и детям и др. Определенный уровень компетенции и функции определены в деятельности министра, его заместителей и работников аппарата.
Для регионального уровня функции регламентированы вышестоящими органами и предполагают определенную свободу своей компетенции: обеспечение и решение производственно-экономических проблем; планово-управленческая деятельность, при которой осуществляется гибкая политика административных и самоуправленческих форм управления; финансово-экономическая деятельность, финансирование региональных программ, создание различных фондов социальной помощи; решение экономических проблем для расширения благоприятных возможностей проживания индивида и т. д.
Трудовой коллектив является важнейшим субъектом и объектом государственной политики. В нем осуществляются следующие функции: производственно-экономическая, политическая, управленческая, социальная, воспитательная (например, социальная функция трудового коллектива видится в совершенствовании материальных и культурных условий жизни людей, прогрессивном развитии социальной структуры коллектива, улучшении социально-психологических отношений, соблюдении принципов справедливости и т. д.).
Трудовые коллективы имеют различные формы социальной защиты, в частности, могут предусмотреть в коллективном договоре дополнительные меры социальной поддержки (выплаты, льготы и т. п.) за счет соответствующих фондов. Особая роль принадлежит профсоюзам, которые организуют коллективные договоры с органами государственного управления и работодателями, тем самым оказывают дополнительную социальную поддержку работникам предприятия.
Благотворительные организации и фонды социальной помощи также имеют определенные уровни компетенции. Например: социально-медицинская помощь одиноким, престарелым; правовая помощь социально нуждающимся категориям населения; поддержка общественных движений милосердия и др.
Таким образом, эффективное, обоснованное управление системой социальной защиты не может реализоваться без признания альтернативности, неоднозначности и многовариантности развития структуры органов социальной работы, разграничения их компетенции на федеральном и местном уровне, а также на уровне трудовых коллективов и общественных организаций.
§ 1. Основное содержание нормативно-правового обеспечения социальной работы
Вопросы правового обеспечения социальной работы и современной системы социального обслуживания в России весьма актуальны, особенно вопросы, касающиеся правового обеспечения организационно-управленческой деятельности в области социального обслуживания семьи и детей.
Постановление Совета Министров РСФСР[46], указы Президента Российской Федерации[47], а затем принятые в 1995 г. федеральные законы «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» положили начало созданию правовых основ, устанавливающих основные законодательные нормы социального обслуживания и способствующих развитию социальной работы.
Правовое поле системы социальной работы, социального обслуживания и деятельности социальных служб формируется в русле основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения семей, детей и других категорий населения в Российской Федерации со всеми позитивными и негативными последствиями в их диалектическом единстве[48].
В 1992-1997 гг., произошли количественные и качественные изменения в становлении системы социального обслуживания, в разработке и практике применения современных нормативных правовых актов, регулирующих социальное обслуживание[49]. Тем не менее значение вопросов правового регулирования социальной работы, обслуживания не только не уменьшилось, но даже возросло. В силу объективной необходимости встал вопрос о разработке проекта федерального закона «О социальном обслуживании семьи и детей», государственных стандартов социального обслуживания и других актов.
Утвержденные вначале Правительством РФ, а затем указом Президента РФ федеральные целевые программы «Развитие социального обслуживания семьи и детей» и «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» на 1997-1998 гг. предусматривают дальнейшую разработку правового обеспечения организации функционирования и развития системы учреждений социального обслуживания семьи и детей. Перед правоведами встала задача углубленного анализа проблем правового обеспечения организации и управления системы социального обслуживания, с тем чтобы на его основе показать практическим работникам их реальные возможности в этой сфере. Проблемы государственно-правового обеспечения становления и развития системы социального обслуживания и основных направлений социальной работы в России являются необходимым компонентом теории социальной работы.
В ст. 7 Конституции Российской Федерации заложены основы правовой базы социального государства и развития системы социальных служб[50] . В дальнейшем государственно-правовое обеспечение социальной работы в России развивается в федеральных законах и подзаконных актах.
Право в виде законов и подзаконных актов имеет общее социальное значение для становления системы социальной работы и играет обеспечительно-организационную роль в функционировании социальных служб: во-первых, в обеспечении социальных гарантий, развитии социального обслуживания от минимальной необходимости к оптимальной достаточности; во-вторых, в воспроизводстве различных социальных услуг, необходимых для постоянного удовлетворения потребностей клиентов социальных служб (настоящих и потенциальных); в-третьих, в регламентации технологий социального обслуживания, видов и форм предоставления социальных услуг; в-четвертых, в определении основополагающих принципов организации обратной связи и обмена информации внутри системы социального обслуживания. Правовое обеспечение имеет большое значение как для создания и развития организационно-управленческих систем социального обслуживания населения, так и обеспечения гарантий качественного обслуживания клиентов социальных служб, высокого качества социальной работы в целом.
Понятие «правовое обеспечение социальной работы, социального обслуживания» непосредственно связано с понятием «механизм правового регулирования социального обслуживания». Последнее, как подчеркивает ряд исследователей, охватывает все юридические средства, участвующие в правовом регулировании социального обслуживания, и те отношения, в которых осуществляется становление и развитие социальных служб, предоставление гражданам России социальных услуг. Указанный механизм, как нам представляется, состоит из основных компонентов правовых норм, правоотношений и правовых актов, объектов и субъектов правового обеспечения системы социального обслуживания. Но при всем многообразии и широте объема этот механизм характеризует прежде всего внутреннюю связь средств регулирования.
При анализе становления механизма правового регулирования представляют интерес вопросы правового регулирования при помощи ряда юридических средств в процессе их взаимодействия. Этот процесс может рассматриваться как в контексте регулирования широких общественных отношений, так и непосредственно процессов, связанных с созданием и функционированием территориальных социальных служб и отдельных учреждений социального обслуживания семьи и детей.
Основные признаки правового обеспечения можно сгруппировать в пять блоков:
согласованный единый комплекс федеральных законов, касающихся социального обслуживания населения в целом;
правовые акты субъектов Российской Федерации, выражающие нормы правообеспечения социального обслуживания;
подзаконные нормативные акты, устанавливающие порядок управления системами и подсистемами социального обслуживания;
нормативная регламентация деятельности отдельных учреждений и категорий специалистов социальных служб;
правовые акты, обеспечивающие защиту прав клиентов социальных служб;
определенный уровень правосознания населения и работников социальных служб и др.
Какой смысл вкладывается в содержание правового обеспечения организации и деятельности социальных служб? Во-первых, следует подчеркнуть, что система социального обслуживания может успешно функционировать при наличии сформировавшейся совокупности юридических средств, применяемых реально и систематически.
Во-вторых, эта система может развиваться при условии, что правовые нормы обеспечивают управление этой системой и ее подсистемами, способствуют координации деятельности различных ведомственных социальных служб, способствуют упорядоченности их взаимодействия на одной территории. В этом случае юридические нормы обеспечивают создание и поддержание соответствующих организационно-функциональных характеристик межведомственных систем управления социальным обслуживанием.
Для государственных органов управления в субъектах Российской Федерации чрезвычайно важно учитывать, что правовое обеспечение социального обслуживания должно представлять собой, с одной стороны, комплекс средств правового воздействия на общественные отношения в регионе, а с другой — упорядоченную совокупность правовых норм на уровне субъекта Российской Федерации, регламентирующих прежде всего систему управления социальным обслуживанием и обеспечивающих упорядоченность деятельности социальных служб, а в конечном счете гарантирующих право каждого человека на получение высококачественных социальных услуг.
В период, когда система социального обслуживания еще окончательно не сформировалась, происходит лишь ее становление, чрезвычайно важно обеспечить органы управления юридическими нормами, способствующими, с одной стороны, функционированию и развитию сети учреждений социального обслуживания, привлечению для работы в них высококвалифицированных специалистов, с другой, — воздействующими на общественные отношения и потенциальных клиентов (права, нормы, правоотношения, права и обязанности, правовые акты и др.).
Опыт зарубежных стран показывает, что, как правило, создание правового обеспечения начинается с формирования правового поля, установления юридических норм, разработки и принятия нормативных актов, т.е. с правовой нормативной регламентации социального обслуживания, социального обеспечения, в целом — социальной работы с различными категориями населения.
Выше отмечалось, что системность — это ведущий принцип управления, тем более что речь идет об управлении становлением социальной системы, в частности системы социального обслуживания населения.
Открытая система социального обслуживания населения предполагает обмен информацией, специалистами, оборудованием, технологиями и транспортом, определяющий устойчивость и адаптированность системы. Управление территориальной системой социальных служб в этих условиях приобретает качественно новый характер: поддержание оптимального соотношения устойчивости и изменчивости, гарантии минимальных стандартов в предоставлении различным категориям населения социальных услуг. Это означает, что в процессе принятия управленческих решений следует располагать многовариантными подходами.
Однако при всем многообразии подходов к управлению социальными службами в их основе должны лежать нормативно-правовые акты, которые обеспечивают законность принятия решений, согласованность всех звеньев системы социального обслуживания, а значит, ее упорядоченность и организованность. Нарушение юридических норм ведет к рассогласованию организационного механизма и увеличению ресурсных затрат, необходимых для получения запланированных результатов.
В период становления системы социального обслуживания отступление от юридических норм особенно недопустимо, поскольку оно, как правило, ведет к рассогласованию деятельности комплекса учреждений на одной территории и дезорганизации в целом по стране, так как нормативно-правовая регламентация на федеральном уровне обладает большей силой по сравнению с аналогичными актами субъектов Российской Федерации и направлена на обеспечение единого правового поля социальной работы, социального обслуживания населения в Российской Федерации.
Пределы в регламентации социальных служб могут быть не оптимальны или они могут быть определены без учета стратегических и тактических целей социальной работы. Тогда, естественно, цели системы управления в федеральном масштабе или в масштабе отдельного региона потребуют тесного взаимодействия всех структурных компонентов системы социального обслуживания, что достигается прежде всего в процессе совершенствования законных и подзаконных актов и при соблюдении прочих равных условий.
Нормативно-правовая регламентация системы управления в социальном обслуживании населения реализуется через проектирование социальных служб (отработка моделей), формализацию, стандартизацию, лицензирование, нормирование и информирование. Это аксиомы управления социальным обслуживанием, по крайней мере в государственном секторе.
Переход к рыночным отношениям, формирование в Российской Федерации территориальных социальных служб на основе различных форм собственности, вступление России на путь построения демократического общества не исключают ведущую роль государства как субъекта управления общественными процессами. Современная ситуация в России предполагает новое осмысление проблем государства и его органов, выработку юридических способов объединения деятельности территориальных социальных служб, создание механизма реализации права каждого гражданина на социальное обслуживание. Поэтому большой интерес вызывают вопросы нормативной регламентации в области современного социального обслуживания.
Учебник составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения, с учетом при изложении материала предусмотренных стандартом общекультурных и профессиональных компетенций специалистов по социальной работе.
Для студентов бакалавриата, обучающихся по направлению подготовки "Социальная работа", руководителей и специалистов социальной сферы, а также тех, кто интересуется проблемами современного правового обеспечения в
+социальной работе и стремится к тому, чтобы его социальное учреждение работало более эффективно.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|