|
Конверт дружеских вопросов
Конверт дружеских вопросов—свободный обмен мнениями на самые различные темы в особо созданной дружеской обстановке. Приготавливается большой красивый конверт, в него вкладывается на отдельных карточках множество (числом, равным количеству присутствующих) вопросов: житейско-обыденного, философского, морально-этического, экономического, гигиенического, гастрономического и прочего характера, но формулировка вопроса программирует выход 'отвечающего на уровень духовности. Например: «Когда ты разозлишься, то учитываешь ли в это время состояние того, на кого разозлился?», «Задумывался ли ты над тем, что доставляет тебе счастье?», «Если тебя угощают лакомством, которое ты не любишь, то что ты думаешь и делаешь?».
Пакет с вопросами передается из рук в руки. Причем, ответивший на вопрос преподносит пакет тому, чьи суждения ему особенно интересны. После ответа на вопрос карточка в пакет уже не вкладывается.
Момент передачи конверта может быть обставлен музыкально.
Видоизмененный вариант Конверта дружеских вопросов с успехом используется во время чаепитий, «огоньков» и «русских посиделок»: на месте каждого гостя кладется карточка или открытка с вопросом, перевернутая текстом вниз. Поочередно участники прочитывают вопрос, отвечают. Это служит хорошим началом духовного общения за столом.
В заготовленный конверт дети могут заранее вложить ими написанные вопросы, даже могут указать имя адресата. Их вопросы отпечатываются на карточках во имя сохранения анонимности. При этом педагог должен быть гарантом тайны.
Конверт дружеских вопросов может быть использован и при организации учебной деятельности группы, когда проводится зачет, коллоквиум, фронтальная проверка готовности детей к изучению новой учебной темы.
Вариации использования этой формы бесконечны, методические модификации беспредельны.
Выпускной ринг.
Выпускной ринг занимает исключительное место среди всех новационных форм работы с детьми. По яркости, праздничности, но духовному высокому напряжению, по психологическому резонансу и этическому освежению, по силе сплачивания и гуманизации взаимоотношений детей Выпускной ринг неизмерим. Если учитывать, что разовое проведение становится началом многолетней традиции, а традиционность Выпускного ринга увеличивает спектр воспитательных влияний, то возникает предложение, что та особенная форма несет в себе некоторую педагогическую закономерность, пока нами не вполне обнаруженную. Содержательная деятельность детей (все классы либо представители всех классов) слагается из вопросов к выпускнику школы и выслушивании их ответов на поставленные.вопросы. Понятно, что вопросы эти связаны с выходом выпускника в самостоятельную жизнь, где он сам планирует жизнь, составляет личную программу, намечает центральную профессиональную дорогу. Конечно же, это вопросы мировоззренческого характера, выводящие всех участников ринга на уровень философский. Даже когда младшеклассники задают предметно-конкретные вопросы (например, «Какие учебные предметы ты любил в школе больше всего?»), ответ они получают в обобщенном виде, так как выпускник поставлен условиями игры в особое положение осмысления всей школьной жизни.
Выпускной ринг — это интервью и, одновременно, отчет одиннадцатиклассников, это анализ школьного прошлого и, одновременно, вычерчивание перспектив будущего. Оттого, что это совершается прилюдно, что на такой уровень высокий подымаются товарищи, только вчера еще равные во всем всем школьникам, а теперь вдруг .оторвавшиеся от школьного единого простого братства, событие Выпускного ринга психологически потрясает. Каждый из присутствующих вдруг явственно видит, что он тоже' неотвратимо движется к такому же финалу и что духовный багаж его к этому моменту может быть самым разным — как он это видит по ответам выпускников, и что только от него зависит его собственный облик к финалу школьного этапа жизни.
Атрибутика спортивного ринга присутствует лишь в своих символических обозначениях: полукруг стульев (или кресел) выпускников, луч прожектора, направленный на этот полукруг, легкая ленточка, уже отделившая выпускника от всей веселой, шумливой беззаботной братии, судейская коллегия и ведущий ринг и контролирующий этику сражения, гонг, извещающей о начале и, финале ринг. Иногда привносят часы, чтобы строго соблюдался временной период.
Вопросы задаются по правилу поднятой руки; право на вопрос предоставляется рефери; адресат, получивший вопрос, и адресат, получивший ответ, благодарят друг* друга за общение; оскорбительная форма вопроса и вопросы интимного плана исключаются; посылаться вопросы могут как ко всему коллективу («Уважаемый 1.1-й класс, ответьте...»)-, так и к отдельным ученикам («Алеша! Я хочу тебя спросить...»); выпускники имеют визитные карточки, специально заготовленные для данного случая. По окончании ринга судейская коллеги» выносит свае заключение о степени духовной подготовленности выпускников к самостоятельной жизни.
Афиша о проведении Ринга вывешивается задолго до его проведения. Выпускникам вручаются пригласительные билеты на Ринг. Об этике поведения на Ринге предупреждает ведущий.
Эмоциональным аккордом завершенного Ринга становится вручение сувенирных открыток каждому участнику Выпускного ринга: все школьники произвольно подходят по окончании к выпускникам и дарят им художественные открытки со своими бесхитростными пожеланиями.
Если успешно проведен Выпускной ринг, то высокое духовное содержание приобретает и Последний звонок, автором которого — так развивается сейчас школьная традиция — выступают сами выпускники. Последний звонок — последний аккорд в системе специально организованной групповой деятельности школьника.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТУДИЯ
Ее еще нет как педагогического явления, вошедшего в систему воспитания школьника. Но психологическая студия уже. существует в виде эпизодических занятий, отдельных уроков в курсе психологии общения, разовых встреч детей с психологами.
На наших глазах рождается еще одна новационная форма групповой деятельности детей, призванная повысить педагогическую культуру воспитательного процесса.
Предметом изучения на психологической студии («студио»— изучение) и субъектом этого изучения выступает Школьник, направляющий свои интеллектуальные силы на самого себя. Ему необходимы такого рода занятия: они помогают ему в понимании других людей («Счастье — это когда ты пони маешь окружающих людей»), они углубляют его представления о себе («Счастье — когда сам себя понимаешь»), научают его выстраивать отношения с людьми («Счастье — когда тебя понимают»), гармонизируют его отношения с миром («Счастье______________________ это когда весь мир во мне»).
Безусловно, методика психологической студии такова, что самопознание протекает опосредованно, через интересные формы разнообразной деятельности, через познание «другого» как человека. Работа группы происходит как общение добрых друзей, объединенных любознательностью и психологической пытливостью.
Проводит психологическую студию, как правило, педагог-психолог. Его особая профессиональная подготовка позволяет ему не нарушить психологической точности и холодности объективных закономерностей, не разрушая при этом воспитательных созидательных влияний.
Вероятно, при достаточной психологической подготовке школьный педагог мог бы практиковать психологическую студию как форму групповой работы с детьми.
Будем следить за ее внедрением в школьную действительность. А пока представим небольшой ряд занятий с детьми в психологической студии, названия которых фиксируют внешнюю сторону предложенной детям деятельности,' фиксируют внимание детей на предметной деятельности скорее, чем на психологических преобразованиях ребенка—участника психологической студии.1 Материал этих студий разработан и описан в нашем сборнике аспирантами МПГУ им. Ленина О. Кардашиной, В. Питюковым, Л. Потаниной, А. Савченко.
Так же, как и все представленные в сборнике формы, ниже описанные занятия проверены на практике, исследованы в их влиянии на личность школьника, проверены в своей активности формы и содержания на школах разных регионов: Карелии, Тюмени, Казахстана, Подмосковья, Москвы, Свердловска (Екатеринбурга). Они могут быть организованы и проведены школьным педагогом, школьным психологом, имеющим педагогическое образование, воспитателем детского сада, воспитателем детского дома или интерната.
Когда говорят предметы
Предлагаемая форма работы направлена на формирование языковой культуры и, воссоздающего воображения школьников также способствует обогащению их коммуникативного опыта путем использования предмета как средства общения.
С самого рождения ребенок начинает взаимодействовать с миром. Сначала это взаимодействие осуществляют взрослые посредством предметов. Мать кормит ребенка из чашки, надевает на него одежду, дает в руки игрушки разной величины, цвета, конструкции. Через предметы уже с колыбели идет общение с миром и раскрытие мира в его человеческой сущности. Правда, если взрослые помогают обнаруживать человеческую сущность.
Со временем ребенок учится называть вещи, а вместе с этим постепенно осуществляется переход от конкретного способа мышления к абстрактному.
Предметы нам «говорят» тогда, когда они связаны с человеком, с определенным отношением к нему. Если же мы не видим за предметом другого, человека, то он остается для него знаком, объектом, не заслуживающим особого внимания («безмолвным» предметом). Так, цветок, растущий в саду или цветущий на клумбе, остается простым знаком, говорящим об определенном времени года, природных условиях.
Один и тот же предмет может нести разную информацию. Например, тот, кто дарит розу, должен знать, что в зависимости от цвета она может говорить о любви, печали, разлуке. Принять, ее можно тоже по-разному. Мимикой, жестами, позой и пластикой мы можем сказать следующее: «Мне приятно ваше внимание», или, прижав розу к груди: «Я счастлив в этот момент». Всем известно, что стул — это то, на чем сидят. Но стул, уважительно пододвинутый к вам, уже говорит об отношении одного человека к другому. Носовой платок также может нести разную информацию. Заметив страдание и слезы на лице другого человека, незаметно положим платок, выражая сочувствие и разделяя страдание.
Важно познакомить детей с историко-этнографическими традициями разных народов. Можно рассказать детям о том, что во многих странах женщины обвязывают кисти рук красной ниткой, чтобы они не болели и никто «не сглазил».'
Красное обозначает также власть, величие. В Византии только императрица имела право носить красные сапожки. Император подписывался красными чернилами, восседал на пурпурном троне.
В Венгрии юноша в знак любви к девушке сажает молодое Деревце у ее дома.
Итак, все в нашей работе с детьми будет зависеть от того, насколько мы готовы увидеть в богатстве окружающих предметов богатство человеческих отношений.
Можно предложить следующее: ведущий предлагает выбрать любой предмет и с помощью таких средств, как мимика, жест, пластика, поза вложить в эти предметы смысловую характеристику.
Калейдоскоп.
Каждый из нас с детства помнит эту незамысловатую игрушку: трубка, три зеркальца и несколько разноцветных стекляшек. Но как увлекала она своими узорами, сколько радостных впечатлений дарила. И мы. осторожно передавая калейдоскоп из рук в руки, старались сберечь этот неожиданно получившийся хрупкий узор, ибо знали — он не повторится, а нам так хотелось, чтобы удивившее нас, порадовало и наших друзей.
Вырастая, мы забываем и перестаем играть в детские игрушки (они становятся нашим прошлым), но мы не забываем счастливых минут, когда, восхищаясь, открывали для себя мир, предстающий перед нами во воем своем многообразии как узоры калейдоскопа.
В школьном возрасте во время игры у детей особенно ярко проявляются умения видеть, восхищаться, запоминать и обмениваться впечатлениями. Учитель может и должен использовать это в своей воспитательной работе с ними.
Для того, чтобы помочь ребятам войти в игру, можно использовать калейдоскоп (или какую-либо символическую трубку). Здесь будет все зависеть от того, какое вступление сделает педагог, вручая этот немного волшебный предмет ученикам.
Через маленькое отверстие, этой игрушки мы можем увидеть не только узоры, но и страницы интересных книг, кадры любимых кинофильмов. Можем побывать в театре, на выставках и концертах, встретиться синтересными людьми, отправиться в путешествие, слетать на другие планеты- Калейдоскоп поможет вспомнить забавные истории и посмотреть на самих себя со стороны, когда мы находимся дома, в школе или гуляем во дворе.
Передавая калейдоскоп от ученика к ученику, в нем могут возникать разные истории, аиногда изображение как бы застывает и, поворачивая трубку, удается взглянуть на одно и то же событие с разных точек зрения, увидеть что-то личное, значимое для себя.
В зависимости от избранной темы, учитель первым «заглядывает» в волшебную трубу или просит это сделать кого-то из ребят (важно, чтобы первым учеником оказался тот, кто умеет свободно высказывать свое мнение в присутствии аудитории). Пример сверстника, сам калейдоскоп, занимающий руки, и возможность «спрятаться» за него (т. е. говорить как бы не от своего имени) — все это снимает психическое напряжение ребят,иони открываются друг перед другом в этом игровом общении.
Иногда дети все же могут останавливаться в замешательстве, не зная, кому передать эстафету. Педагог помогает такому ребенку, предлагая подойти к тому, чье мнение ему лично небезынтересно.
Передавая калейдоскоп,ученикипорой увлекаются: мальчики отдают его мальчикам, а девочки — девочкам. В этом случае учителю необходимо тактично напоминать ребятам, чтобы они проявляли галантность по отношению к.девочкам, а те, в свою очередь, не обходили вниманием ребят.
Впечатления, которыми делятся дети (а такая возможность должна быть предоставлена каждому), наполненные содержанием или состоящие всего лишь из одного предложения, ценны •сами по себе, так как духовное усилие совершается ребенком не только в момент собственного высказывания, но и во время обдумывания суждений товарищей. Поэтому здесь неуместны такие реплики учителя как «Хорошо», «Правильно», «Неправильно», «Молодец» и т. д. Нужно также избегать и общих оценочных выводов по окончании подобных мероприятий.
Завершая калейдоскоп, следует поблагодарить .всех участников за высказанные мнения, и нет ничего страшного в том, если в первый раз он «покажет» нам то, что мы еще не умеем делать (понятно изъясняться, выслушивать других, проявлять заботу не поучая и т. д.) — это все равно будет результат: с одной стороны диагностирующий уровень воспитанности, а с другой — позволяющий планировать дальнейшуюработу с детьми.
Лукошко.
Лукошком4обычно называют маленькую корзину, предназначенную для сбора ягод или грибов. Для того, чтобы играть в «лукошко», совсем необязательно отправляться в лес, ведь его можно наполнить интересными высказываниями, идеями, занимательными историями, спорными вопросами, словом тем, что увлекает детей1.
В последнее время мы замечаем, как повышается в обществе интерес к языку" телодвижений, когда занимаемая одним человеком поза бессознательно прочитывается другим, но в конеч ном итоге такая визуальная информация определяет степень доверия (или недоверия) между ними, усиливает (или снижает) значимость произносимых слов. Специальные тренинги, проводимые с детьми, помогают им научиться занимать оптимальную позу при разговоре и понимать, что выражают жесты собеседников.
Необходимость подобных занятий, кроме того, что они увлекательны, обусловливается еще и тем, что специально обучаясь речи, которая по мнению ученых в словесном общении занимает менее 35%, мы совершенно никакого внимания не уделяем невербальным средствам общения (мимике, пластике, жестикуляции и т. д.), а именно с их помощью передается более 65% информации.
Восполнить этот пробел можно, играя с детьми в обычное «лукошко», которое иногда < украшают разноцветными ленточками или цветной бумагой (ведь детей привлекает все яркое и пестрое). В эту корзинку учитель кладет карточки, вырезанные из плотной бумаги, на которых изображены различные позы людей. Ученикам, достающим карточки из лукошка, предлагается занять соответствующую позу и составить какой-либо монолог (или диалог, если изображены два человека). Остальные ученики класса внимательно наблюдают за разыгрываемым этюдом, а затем обсуждают, насколько та или иная поза соответствуют произносимым словам и их интонационной окраске. Для первых тренинговых занятий следует подбирать не очень сложные задания, которые будут дополняться и усложняться по мере усвоения учениками. Например, поза «замок» (перекрест рук или ног): хорошо известна ученикам, и каждый из нас много раз использовал ее, не задумываясь над тем, какую информацию она в себе несет. Анализируя этюд с «замками», ученики приходят к выводу, что перекрестное положение рук и ног используется людьми, когда они хотят «уйти» от разговора, поставить барьер, отгородиться от собеседника или выразить свое несогласие. . .
Усложнение этой позы происходит, если кисти скрещенных рук сжимаются в кулаки. На языке телодвижений это означает выраженную враждебность. Еще одним вариантом скрещенных рук служит поза, когда кисти обхватывают плечевую часть руки, что свидетельствует о твердости занимаемой позиции.
Ярким и увлекающим детей примером может быть поза «когда ребенок обманывает». На карточке изображается ребенок, глаза которого расширены, а обе ладошки прикрывают рот. Школьники очень быстро распознают эту позу и приводят примеры собственных наблюдений. Затем учитель показывает ученикам усложняющиеся с возрастом варианты этого «обманывания»: подростки как бы обводят рот и подбородок рукой, но не закрывают его полностью; взрослые же люди прибегают к отвлекающим жестам — потирают нос, пощипывают подбородок и т. д.
Говоря е ребятами о языке нашего тела, необходимо предостерегать их от поспешных разоблачений: всякий жест должен рассматриваться в контексте словесной информации и сопровождающих его. дополнительных движений* Поэтому излишняя категоричность в оценках и суждениях может привести к ошибочным выводам.
Подтвердить справедливость высказанного суждения можно следующим примером. На карточке! человек изображается в позе «петуха» (руки образуют «замок» сзади). Подобная поза придает уверенность облику, человек как бы «открывает» всего себя (лицо, шея, грудь) навстречу опасности, не боится ее, готов отразить любой «удар судьбы».
Однако стоит лишь незначительно изменить положение рук ученика, находящегося в этой позе (кисть за спиной обнимает запястье), как образ «отличника» тут же омрачается неуверенностью. Если же поднять эту руку еще выше и обхватить локоть, то мы увидим, как ученик пытается «взять себя в руки», стремясь скрыть свою нервозность.
Подобным образом могут разыгрываться и изучаться другие позы («льва», «воина», «мыслителя» и др.). Для этого необязательно знать конкретные разъяснения той или иной позы, поскольку психологические жесты уже содержат в себе информацию и наша задача заключается в том, чтобы научиться вместе с учениками прочитывать ее.
Маски.
С целью развития детского воображения, развития коммуникативных навыков и умений могут быть использованы игры, в которых ребенок поставлен перед необходимостью принять на себя роль того или иного неодушевленного предмета, явления, с которыми ребенку уже доводилось вступать во взаимодействие в ходе своей жизни1. Использование этих форм работы особенно важно в процессе формирования таких умений как — умение «активного слушания» собеседника, умения поставить себя на место партнера по общению. Цель подобного рода предметных и ролевых игр — «одухотворение», «очеловечивание» предметов и явлений окружающего ребенка мира. В ходе собственных монологов от лица «Старого дедушкиного зонта» или «Маленького привидения, живущего на школьном чердаке», или «Первой весенней бабочки» ребенок развивает свою творческую индивидуальность, наделяет хорошо известные ему предметы и явления новым смыслом. Очень помогает при организации ролевого взаимодействия детей игра в «Театр вещей». Роли папы, бабушки, учителя, ученика дети придумывают сами и сопровождают свой рассказ манипуляциями- овощами («Конфликт овощей), вязальными клубками, спицами («Говорящие клубки»),, варежками и перчатками («Путешествие в Антресолию», «О чем рассказали перчатки») и т. д.
Остановимся подробнее на организации такой формы работы с детьми как «Карнавал масок». Педагог рассказывает о богатстве и разнообразии окружающего нас предметно-вещного мира, о необходимости формирования умения замечать в обыденных вещах и явлениях присутствие личности создателя, конструктора той или иной конкретной вещи, присутствии многих и многих людей, вступавших во. взаимодействие с этим предметом. В ходе беседы можно обсудить удивительные сказки-притчи Г.-Х. Андерсена «Трубочист и пастушка», «Старый газовый фонарь», «Кусок свиной кожи», «Стойкий оловянный солдатик». Задача этой предворяющей игру беседы: 1) расширение личностных смыслов участников игры, 2) изменение мотивационных установок, направленных на восприятие предметов и явлений окружающего мира, придание им новых смыслов (чашка — это не только- сосуд для чая или кофе, но и память о бабушке, подарок и т. д.), 3) демонстрация опыта одухотворения предметов и явлений, которым обладают другие люди (писатели, поэты),. 4) рефлексия своего опыта «одухотворения» предметно-вещной среды. Затем педагог раздает участникам игры карточки с краткой описательной характеристикой предметов («Майская гроза», «Первый снег», «Портфель первоклассника в конце учебного года», «Старая школьная парта», «Радуга» и т. д.). Исполнителей ролей может быть 6—8—10 человек (четное количество).
1 этап игры — Монологи. Необходимо за 30—40 с рассказать (очень кратко!) историю жизни данного предмета или явления. 2 этап—Диалоги2. Ведущий предлагает вступить в диалог 2-х участников игры. Задача: достигнуть ролевого взаимодействия, выслушать партнера по общению и, если в этом есть необходимость, оказать поддержку, помочь. 3 этап — Мультилог3. Общее обсуждение темы.
В одной связке.
французскому философу и писателю Ж- П. Сартру принадлежит изречение: «Человек не есть то, что он есть; человек есть То, что он не есть». Согласно той формуле, человек постоянно порывается выйти за пределы своего «я».
Вольноотпущенник природы, находясь среди бушующего человеческого мира, он отчаянно ищет пути и средства быть сопричастным сообществу людей, семье, исторической реальности, гармоничному природному мирозданию. И, в то же время, боится потерять свою индивидуальность, неповторимость, стать «как все».
Если мы заглянем внутрь себя, то увидим, что неистовый поиск своей «самости» есть по сути ежедневно создаваемый нами контекст сложных духовных связей и отношений с окружающей социальной действительностью. Это постоянно заново рождающийся в мыслях, чувствах, поступках жизненный мир каждого из нас. Оказывается, на протяжении всей жизни для осуществления важных жизненных планов, нужны «соучастники». В этом смысле мы все как бы связаны одной, веревкой, имя которой «Другой», «Общество», «Культура», «Человечество». Поэтому устанавливая отношения «я—ты», мы всегда имеем возможность развернуть их в двойную реальность человеческого «мы». Проблема в том, умеем ли?
Для проведения занятия «В одной связке» необходимы набор ситуаций и обыкновенная веревка. Ведущий вызывает столько участников, сколько их необходимо для решения ситуации. Дает им в руки веревку, которая выступает символом реальной человеческой взаимозависимости и зримо, наглядно выражает эту связь. Определяются ролевые позиции каждого. Задача: максимально реализуя свою цель, выработать и принять один из вариантов решения- и осуществить его. При этом участникам категорически запрещено выпустить веревку и, тем самым, выбыть из «связки».
Например. Ситуация: А. хочет продолжить занятия; В. все надоело, он хочет уйти; С. устал, хочет пойти в столовую выпить чай. Но так как все участники «связаны» одной веревкой и бросить ее нельзя, каждый аргументирует свою позицию и пытается склонить других на свою сторону. Ценно то, что веревка дает наглядное представление динамики развития отношений. Она провисает там и тем больше, где выше проявляемое понимание одним другого. И наоборот, чем нетерпимее высказываемое мнение, тем сильнее ее натяжение. Решение ситуации — кульминация, а веревка — индикатор сложившихся отношений, показатель степени учета мнения и позиции другого человека.
Или возьмем еще ситуацию. В отличие от предыдущей она предполагает наличие групповой деятельности. Например, две «связки» по три человека. Каждый участник держит в руке свою часть веревки и мел. Задача: какая триада быстрее начертит на доске геометрические фигуры?
Мы привели в качестве иллюстрации общие ситуации. В то время как форма занятия может охватывать детей возраста от шести до семнадцати лет. В содержательном отношении это может быть проигрывание запретов взрослых, традиций школы, требований и норм культуры поведения, конфликтные ситуации и т. п.
Независимо от характера и содержания предлагаемой ситуации, основное внимание сосредоточивается на анализе. И участники и зрители анализируют не только способы решения ситуации, но и способы взаимодействия друг с другом. То есть предложенные варианты решения оцениваются в первую очередь с точки зрения их «очеловеченности».
В ходе самоанализа занятия его участниками ведущему представляется возможность классифицировать объяснения причин успешности или неуспешности деятельности участников по следующим группам: 1) причины межличностного характера. Исход ситуации объясняется изменчивыми характеристиками поведения: прилагаемые усилия, использование специфической тактики, метода, способов и форм поведения. Эти объяснения должны способствовать формированию убеждения, что в будущем можно достичь лучших результатов, если изменить поведение; 2) причины характерологические:- исход ситуации .объясняется неизменными чертами личности, такими, как способности и индивидуальность.
Результаты анализа могут служить базисом для понимания ребенка, класса. Они полезны также для понимания личностного развития человека и значения всевозможных столкновений, достижений, конфликтов, разочарований личности.
В этом смысле предлагаемая форма занятия может являться прологом или составной частью последующих психолого-педагогических тренингов.
Известно, что «последняя вещь, которую открывает рыба, это вода». Так и человек «вдруг» открывает, что нет человека «выше» или «ниже» его. Только когда я постигаю другого во всей его одинаковости, как себя, как человека, и, руководствуясь открывшимся мне постижением, прорываюсь к этому, другому, лишь тогда я выхожу за пределы своего «я». Мера приобщения сообществу людей, ценностям человеческой культуры есть мера моего становления как Человека.
Формы и методы организации досуга и оздоровления детей в условиях летнего лагеря.
Музыкотерапия.
Из опыта работы можно посоветовать проведение коротких музыкально-ритмических игр: «Делай, как я», «Эхо». Участники повторяют несложные мелодии вслед за ведущим, имитируют различные способы игры на инструментах, динамические оттенки. Может использоваться свободный танец-образ, пантомима под фонограмму. Конкурс «Музыка и поэзия» позволяет желающим рассказать стихотворение или исполнить музыкальное произведение, связанное с ним, рассказать по желанию об авторе. Можно использовать следующие формы эмоционально-эстетического развития детей: детская филармония,действующая втечение всей смены (регулярное исполнение музыкальных произведений и рассказ о них), — как ролевая игра (оформители афиш, распространители билетов, менеджеры и т.д.), концерты-минутки.Концерт может готовиться заранее, а может быть импровизацией. Он может быть тематическим и многожанровым, когда дети пытаются изобразить звуком, словом, движением то, к чему они выражают свое отношение.
Клуб любителей музицированияобычно использует инструменты, которые нетребуют долгой и специальной подготовки к игре на них. Прежде всего это различные народные инструменты. Специалист-музыкант или воспитатель-любитель знакомят детей с основными приемами игры на них, обучая исполнению в ансамбле или соло. Состав ансамбля и репертуар подбираются в зависимости от способностей и интересов ребят и, конечно же, от набора музыкальных инструментов. Можно создать и шумовой оркестр, при этом важно помнить, что все это делается, прежде всего, для хорошего настроения, и потому в данном случае не имеет особого значения уровень музыкальных способностей ребят.
Ученые в области биоритмологии считают, что для организации творческих занятий по эмоционально-художественному и эстетическому развитию детей лучшее время дня во вторник с 12 ч до 13 ч 45 мин., в четверге 16 до 18 ч, в субботу с 17 ч 15 мин. до 20 ч 45 мин., в воскресенье с 9 до 10ч 30 мин.
Смехотерапия.
Смех — признак душевного здоровья. Юмор помогает детям расти оптимистами, а это очень важно, особенно для подростков. Форм досуговой деятельности, связанных с юмором, немало. И многие из них давно прописались в наших оздоровительных лагерях. Например, написать смешное стихотворение на заданную рифму, стихи на заданную тему «Плыли камни по реке», «Подари мне на память» и др. Можно предложить написать рассказ, где все слова начинаются на одну букву, или рассказ, состоящий из названий книг, фильмов и др.
Лучше всего, как показывает опыт, проводить досуг в форме творческих конкурсов, например конкурс «актерского мастерства».Творческие задания придумывает совет дела. Можно использовать уже известные художественные жанры. Это художественное чтение:ребята-участники конкурса должны прочитать отрывок из заданного стихотворения («Собирались лодыри на урок...», или «Идет бычок, качается», или «Наша Таня громко плачет...») различным образом. Вопросительно; поднимаясь все выше в гору; занимаясь боксом, испытывая страх и ужас; торжественно на банкете; в большом зале, где нетмикрофона; на сильном морозе. Театральный этюд «Сам себе режиссер».
Здесь нужно подобрать материал и озвучить. Используется имитация (передать звук взлетающего самолета, шум прибоя, плохо заводящийся мотор автомобиля, скрипящую дверь, взрыв гранаты, автоматную очередь, сирену «Скорой помощи»). Мимика:изобразить человека, который лизнул горчицу или ест лимон, тающее мороженое; огромную дольку арбуза. Школьника, у которого нет времени расстегивать портфель-дипломат; девушку, у которой по дороге сломался каблук; юношу, у которого из сетки высыпались яблоки во время киносеанса. Исполнительское мастерство:продемонстрировать игру пианиста, скрипача, бандуриста, барабанщика, балалаечника, движения канатоходца, иллюзиониста, оперного певца.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|