Сделай Сам Свою Работу на 5
 

Защита проекта (проект-мечта)

Формы воспитательных мероприятий.

Мероприятия – события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или еще кем-либо для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.

Формы воспитательной работы: «статичные» (представления), «статически-динамические» (созидание-гуляние), «динамико-статичные» (путешествие).

Статичные формы (представления).

1. Линейка (торжественная церемония) – ритуальное представление, предполагающее построение участников в шеренгах на какой-либо площади. Присутствуют: ведущий линейки, выступающие, зрители и исполнители ритуальных действий. Особую роль во время линейки занимает наличие ритуалов.

2. Спектакль – представление, предполагающее демонстрацию выступающими для зрителей целостного театрального действия. Разновидностями спектакля являются устный журнал (газета), выступление агитбригады, т.е демонстрация какой-либо информации в художественной форме.

3. Концерт – представление, предполагающее демонстрацию выступающими зрителям художественных номеров (танец, песня, театральная миниатюра и др.)

4. Просмотр кино-, видео-, телефильма, спектакля – представление, в ходе которого участникам демонстрируется зрелище, подготовленное профессионалами. Присутствует две функции субъектов взаимодействия – зритель и организатор просмотра.

5. Представление-соревнование (конкурсная программа на сцене или площадке) – представление, предполагающее демонстрацию зрителям соревнования между участниками в чем-либо. Например, КВН, рыцарский турнир (искусство владения игровым оружием, соревнование фехтовальщиков), познавательно-интеллектуальные игры, спортивные командные игры.

6. Лекция (публичное выступление) – представление, демонстрирующее в виде монолога совокупность взглядов по какому-либо вопросу.

7. Фронтальная беседа – специально организованный диалог, в ходе которого ведущий руководит обменом мнениями по какому-либо вопросу (проблеме). Фронтальная беседа может быть организована с использованием игры, например, «Урок творчества», «Урок добра», имитирующие школьное занятие.



8. Митинг – собрание для обсуждения каких-либо значимых вопросов, предполагающее демонстрацию взглядов в виде устных монологических выступлений отдельных ораторов.

9. Диспут – специально организованное представление, в ходе которого происходит демонстративное столкновение мнений по какому-либо вопросу (проблеме).

10. Дискуссия (в том числе совещание, планерка, собрание коллектива) – специально организованный обмен мнениями по какому-либо вопросу для получения информационного продукта в виде решения. Формы дискуссии: «круглый стол», «форум», «симпозиум», «дебаты», «судебное заседание».

11. Защита проектов – представление, в ходе которого участники или группы демонстрируют какие-либо проекты. Защите проектов обязательно предшествует такая форма, как подготовка к представлению – придумывание, разработка и оформление проекта.

 

Статически-динамические формы (созидание-гуляние).

1. Ярмарка (народное гуляние) – развернутое на определенной площадке совместное развлечение, предполагающее вовлечение в различные аттракционы. Ярмарке присущи: свободное движение участников по всему пространству; не требует особых умений и длительного времени на выполнение задания; ярмарка обычно начинается общим сбором; финал может проходить в виде аукциона-распродажи.

2. Представление в круге – ритуальное развлечение, которое разворачивается вокруг какого-либо предмета (новогодняя елка, пионерский костер и т.д), предполагающее перемещение участников по кругу.

3. Танцевальная программа (дискотека) – специально организованное на одной площадке развлечение, предполагающее танцы.

4. Вечер общения в импровизированном кафе – специально организованное на одной площадке развлечение, имитирующее застолье. Разновидности данной формы: «вечеринка», «посиделки», «салон», «клуб», «прием», «ассамблея». Данная форма предполагает такие атрибуты кафе, как столики, приглушенное освещение, угощение и т.д.

5. Субботник (трудовая акция) – ограниченная по месту и времени специально организованная предметно-практическая трудовая деятельность детей.

6. Подготовка выставки (газеты, книги, летописи и т.д) – специально организованная деятельность по созданию экспонатов или информационного продукта для последующей демонстрации кому-либо. Изготовление выставки может использоваться для приобретения детьми опыта деятельности, формирования эмоционально-ценностных отношений, а также для отдыха.

7. Подготовка к представлению – специально организованная совместная деятельность по придумыванию, разработке и реализации замысла какого-либо концерта, спектакля и т.д. Формы работы: придумывание («мозговой штурм», «принудительное ассоциирование», «классификация»), реализация замысла (репетиция).

8. Ситуационно-ролевая игра – специально организованное соревнование в решении задач взаимодействия и в имитации предметных действий участников, исполняющих строго заданные роли в условиях вымышленной ситуации, и регламентированное правилами игры. С помощью такой формы игры можно развивать коммуникативные способности, способствовать самопознанию и самоопределению, стимулировать интерес к познавательной деятельности.

9. Продуктивная (инновационная) игра – совместная деятельность по созданию информационного продукта (по решению какой-либо практической проблемы), предполагающая обмен мнениями, в том числе и специально организованное их столкновение, демонстрацию промежуточных результатов.

 

Динамико-статичные формы («путешествие»)

1. Игра-путешествиеимеет и другие названия: «маршрутная игра», «игра на преодоление этапов», «игра по станциям», «игра-эстафета». Необходима для информирования воспитанников, отработки каких-либо умений, формирования взглядов, отношений и ценностей, организации коллективного планирования деятельности коллектива. Существует 4 процедуры:

1) процедура целенаправленного движения групп участников по определенной схеме, обозначенной в маршрутном листе, участники получают необходимую информацию, правила игры

2) организация деятельности на площадке

3)общий сбор участников игры-путешествия, подводятся итоги, награждаются победители.

4) организация последействия

2. Экскурсия – специально организованное передвижение участников с целью демонстрации им какой-либо экспозиции. Существуют учебные, производственные и краеведческие экскурсии.

3. Экспедиция – коллективное путешествие куда-либо, посещение каких-либо объектов с исследовательской целью.

4. Поход – дальняя прогулка или путешествие, специально организованное передвижение на определенное (достаточно протяженное) расстояние, в ходе которого предполагаются остановки (привалы). Совместное путешествие может привести к улучшению межличностных отношений в группе, расширяется кругозор участников, создаются благоприятные условия для формирования ценностного отношения к природе и историческому наследию.

5.Парад (карнавальное шествие) – ритуальное передвижение участников с целью демонстрации внешней красоты костюмов, строя и т.д.

 

 


30 НОВЫХ ФОРМ ГРУППОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ( Щуркова «Собрание пестрых дел»).

Волшебный стул

Психологизация воспитательного процесса в школе, обуслов­ленная новой педагогической позицией отношения к личности школьника как субъекту жизни, вывела педагогическую практи­ку на ряд простых форм групповой деятельности, которые поз­воляют развивать у школьников интерес к человеку как таково­му и содействовать формированию достоинства как черты лич­ности.

«Волшебный стул» — одна из таких форм. В ней сочетают­ся ценностно-орнентационная и игровая деятельность. На «вол­шебный стул» приглашается один из участников игры: как то­лько он садится, «высвечиваются» и становятся очевидными все его достоинства; присутствующие громогласно, объявляют то, что видят их глаза; предполагается, что при этом ни один недостаток не способен «высветить» «волшебный стул», зато все положительные стороны личности ярко представлены для глаз присутствующих.

Педагог предлагает в тишине проверить свои впечатления, а потом произнести вслух все, что видят глаза. Дети называют качества («умный», «нежный», «добрый»...) или указывают на поведенческие характеристики («он всегда помогает», «у него можно попросить что-то, он дает».), иногда выделяют характе­рологические черты («веселый», «общительный»), иногда сооб­щают о случаях, во время которых проявилась личность («ког­да я болел, он ко мне приходил...», «никто не остался убирать класс, а он остался.»). Для группы старших подростков и юно­шества чрезвычайно важны провозглашения достоинств внешне­го портрета («красивая», грациозная», «он сильный», «у него красивые волосы»...).

«Волшебный стул» как бы отстраняет товарища от группы, набрасывает игровой флер таинственности («эта дама, сидящая перед нами...», «этого господина мы видим...», «у этого юно­ши»...), на него смотрят как бы впервые. И обычно дети легко идут на такие игровые условия, потому что' слишком близкие отношения мешают взглянуть на товарища с социально-ценност­ной позиции. Отстраненная же позиция снимает смущение, позволяет произносить то, что пока нетрадиционно для нашего общения, _ говорить комплименты друг другу сейчас и теперь, не дожидаясь смерти, похорон и траурных митингов. Такого рода упражнения не бесследны, они помогают обрести уверенность в себе, подымают школьника к осознанию себя как носителя дос­тоинств, изменяют его положение в группе, развивают эмпатию у детей, смягчают психологический климат в группе и, в итоге, переориентируют внимание детей с «недостатков» на «достоинст­ва». Полезной оказывается такая групповая игра и для педагога: он начинает принимать' новую точку зрения на «достойного человека», который отличен не тем, что у него нет недостатков, а тем, что у него есть достоинства.

«Волшебный стул» проводится неоднократно, так, чтобы че­рез момент возвышения прошел каждый ребенок группы. Педа­гог должен жестко фиксировать (в памяти или на бумаге) тех ребят, которые не успели пройти через игровую ситуацию «волшебного стула», и серия игры не завершается, пока все до единого ученика не побывают в роли «дамы, достоинства которой мы видим» или «господи-ка (сударя), чьи достоинства обнару­живают волшебные силы».

Решающим в воспитательном влиянии этого группового дела является тональность протекающего маленького события. Тон, конечно же, задает педагог. Его педагогическая техника (голос, мимика, пластика) как бы лепят эмоциональную ауру, вовлекая детей в добрую расположенность к каждому, кто находится в комнате, и желание сказать любому ободряющее и возвышаю­щее его, как личность.

Не следует бояться пауз, тишины, когда дети молчат, не на­ходя ответа на вопрос, какие достоинства они видят. Надо пре­дупреждать возможность затруднений, отмечая, что необходимо, увидеть то, что не лежит на поверхности, что без усилий не удается увидеть, но что неизбежно предстает перед нами, если мы начнем вглядываться в человека. После таких слов успокаива­ется и сидящий на стуле, он позволяет себе улыбнуться, и груп­па, в свою очередь, улыбаясь в ответ, свободно сообщает о сво­их впечатлениях.

«Волшебный стул» может быть внесен как часть в какое-то Другое, более масштабное групповое дело, но может проводить­ся и изолированно от других видов групповой деятельности.

 

Презентация мира

Предметное восприятие окружающего мира, свойственное ма­ленькому ребенку (вот кошка, луна, скамейка, человек, палка и т. д.), с развитием ребенка преобразуется в социально-ценност­ное восприятие, когда подрастающий человек обнаруживает за предметами отношение, видит ценностные связи и взаимоотно­шения. Такое преобразование протекает незаметно, оно не обоз­начается каким-то резким переходом, когда бы вдруг «скамей­ка» как некая деревянная конструкция вмиг предстала «местом отдыха для .старика», «свиданием для влюбленных», «средством раздумий о жизни». Оно совершается в силу социализации лич­ности, ее духовного развития, интеллектуального и эмоциональ­ного обогащения.

Смена предметного восприятия, однако, не происходит неизбежно, и довольно часто мы констатируем предметное восприя­тие мира как единственное восприятие мира. И тогда человек живет «среди предметов», «среди факторов», «среди случаев», выпадает из контекста общественных отношений, культурных ценностей. Внешне — живет как все, в сущности — живет вне всех, ибо выключен из системы ценностных отношений.

«Презентация мира» как форма групповой деятельности выс­тупает дополнительным фактором перевода предметного восприятия реальности в ее ценностное восприятие. Организуется духовное усилие каждого школьника в момент данной деятельнос­ти: предъявляется какой-либо предмет группе и предлагается описать роль этого предмета в жизни человека, зачем он для че­ловечества, какую роль исполняет в реализации стремлений че­ловека к счастью, какие отношения несет в самом себе, когда включен в повседневное существование. Такого рода интеллек­туально-эмоциональное усилие высвечивает для школьника ду­ховную ценность материального предмета, смещает границы ду­ховного и материального, развивает способность к одухотворе­нию, а в конечном итоге подымает школьника над ситуацией, по­могает ему обрести свою личностную сущность — стать субъ­ектом отношений, освобождаясь от зависимости вещно-предметной.

Ни в коем случае мы не хотим сказать, что, с помощью «пре­зентации мира» педагог разовьет в ребенке духовность как качество личности. Мы говорим лишь, что эта форма групповой деятельности является одним из элементов, общей системы ду­ховного становления школьника.

Избирается любой предмет из окружающей школьника дей­ствительности (бессмысленно избирать нечто, лежащее за пре­делами реальности, например, тостер — детям далекой сельской школы, ставится вопрос о его роли в жизни человека утилитарном и духовном предназначении, в том числе и во­прос о личном отношении к данному предмету.

Этот предмет представлен для общего восприятия так, что­бы все его достоинства и особенности были подчеркнуты, об­ставлен как некая ценность общечеловеческой культуры. На­пример, на драпированном столике — очки, на красивом блю­де-—■ красное яблоко, через эпидиоскоп на экране — иголка с ниткой, на демонстрационном кубе — кусочек мела.

Педагог предлагает взглянуть на этот предмет свежим гла­зом, отыскать в предмете весь спектр пользы и ценности для людей или, пойдя от обратного, представить жизнь без этого пред­мета. Дети поочередно высказывают свои соображения. При этом .они подходят к предмету, берут его в руки (может быть впервые осторожно и бережно), демонстрируют- всей группе через призму своего видения, раскрывая то содержание, кото­рое обнаружено ими. Не страшно, если ребенок, показывая по­чтовый конверт, скажет только «для писем»; ничего плохого нет в том, когда ребенок в кувшине видит лишь «сосуд для моло­ка»— это все тоже социальное предназначенье и участие пред­мета в социальной жизни. Мысль детей обычно довольно скоро подымается до духовных вершин, «почтовый конверт» служит «любви», «помощи», «поддержке другому человеку», а «кув­шин» становится средством «добра», «общения», «заботы».

Предметом презентации могут стать явление, событие, факт, процесс. Но на первых порах лучше всего начинать с вещей, не­посредственно находящихся вокруг. Дети и сами могли бы пред­лагать такие предметы, открывая в них скрытые отношения, вознося их на пьедестал' жизненных человеческих ценностей.. Если группа небольшая по численности, возможен вариант по­очередного предъявления предмета индивидуально каждым участником: тут интересен индивидуальный выбор и веер таких выборов.

«Презентация мира» может выступать частью какой-то об­ширной программы, например, проводиться на вечере отдыха, во время чаепития, в лесу на полянке и даже на уроке по ходу изучения нового для детей научного явления. Разумеется, ис­ходным условием такого широкого использования служат про­фессиональные качества педагога, а именно, его ценностно-ду­ховное восприятие мира.

 

Социодрама

Социодрама — это сюжетно-ролевая игра, развивающаяс.ч как событие, предопределенное социальной позицией главных персонажей игры. Субъект игры — носитель идеи; согласно воз­ложенной на него роли он ведет себя в предложенной ситуации. «Совершающееся действие» (драма) разворачивается так или иначе в силу определенной избранной позиции. Именно .право­мерность позиции выступает предметом анализа и оценки всех участников и зрителей игры.

Социодрама не случайно родилась в школе как форма груп­повой деятельности. Противоречивые общественные обстоя­тельства ставят современного человека, в том числе и школьни­ка, в постоянную ситуацию выбора, от которой зависит ход жиз­ни и система социально-психологических отношений, окружающих субъекта, выбора. Но субъектом выбора становятся по ме­ре развития индивидуального сознания способности осмысли­вать' конкретные события и свое «я» в контексте этих событий: связь, зависимость, интерес, влияние, — а также способность предвосхищать результаты личного выбора.

Назначение социодрамы в упражнении духовных сил школь­ника по осознанию себя как личности в структуре общественных отношений.

Психологической предпосылкой социодрамы является потреб­ность детей в игре, свободном общении, а в старших классах — формирование мировоззренческих убеждений. Детское и юно­шеское воображение обусловливают легкость вовлечения школь­ника в сюжетно-ролевую игру, он сразу вступает в игру в за­данной ему роли и последовательно ведет ход игровых собы­тий.

Этическая основа социодрамы в самоценности личностного выбора, в уникальности и неповторимости человеческих ситуа­ционных решений, в единстве добрали зла, неразъединенности положительного и отрицательного, а следовательно, в правомер­ности жизненных выборов иногда и прямо противоположного ха­рактера.

Методически провести социодраму совсем не трудно. Алго­ритм ее организации состоит из последовательных простых ша­гов. Первый: определяются две альтернативные идеи, отражаю­щие противоположные жизненные позиции («идея» и «антиидея»). Второй: придумывается некоторый простой сюжет (луч­ше — житейско-обыденного плана), через ход которого некий субъект (назовем его «субъект-жертва») испытывает на себе реальные последствия выбора идеи и выбора антиидеи «субъектом-один» и «субъектом-два». Третий: распределяются роли среди участников игры. Помимо действующих" лиц («субъект -

один» и «субъект-жертва»; «субъект-два» и «субъект-жертва»), я игре принимают участие и зрители в роли «субъекта-наблюдателя»- чаще всего это бывают предметы, вещи, животные, рас­тения' и прочее — все, что могло бы окружать героев драмы в момент столкновения их интересов. Четвертый: как в древне­греческой драме, в игру вводится «хор» в качестве резонерст­вующего лица: «хор-один» высказывается в пользу позиции «субъекта-один»; «хор-два» предъявляет аргументы в пользу по­зиции «субъекта-два». Дискуссия «хоров»* возвышает игру до философского осмысления, помогает школьнику мыслить надситуативно, осерьезнивает веселые перипетии забавного сюжета.

Пятый шаг: кого-то из участников просят исполнять роль ре­фери, чтобы оценить общий ход игры, соответствие состоявше­гося 'поведения возложенной роли, расстановку сил, мнений и итоговый результат в виде общего суждения.

Вот картинка-схема диспозиции игры.

 

Сюжет проигрывается дважды и завершается двумя несхо­жими решениями. «Субъект-наблюдатель» имеет право по ходу разворачивающихся событий бросать реплики от имени той ро­ли, которая ему досталась. Например, «солнце» могло бы по­ощрять либо осуждать выбор героя; «черный кот», следя за действующими лицами, может сообщать о своих переживаниях.

Финалом игры является выбор всех участников игры одной
из позиций, они все расходятся, собираясь вокруг «субъекта-
один» либо «субъекта-два». Рефери подведет, итог, оценивая ме­ру искренности играющих, раскованности и степень анализа
правомерности позиций.

Дополним сказанное примерами игровых фабул.

— В лесу споткнулся и поранил ногу человек; мимо него проходит тот, кто считает, что помощь людям только их рассла­бляет, и тот, кто безусловно избирает всякую помощь человеку.

— Взят велосипед и разбит в результате неосторожного об­ ращения. Хозяин велосипеда приходив за ним. В одном случае владелец исповедует идею наказания за всякий проступок, в другом — великодушного прощения,

— Начальник, собравший совещание, ожидает видеопленку с материалом, для совещания. Тот, кому поручено привезти, опаздывает на встречу — поезд увозит пленку. Вариант пози­ций: главное — дело» и «главное — добрые взаимоотношения».

— За пять минут до прихода гостей хозяйка роняет блюдо на кухне. Около дверей оказывается тот, кто строго соблюдает этикет, и тот, кто .полагает, что в соблюдении этикета нет ни­ какого смысла.

 

Разброс мнений

«Разброс мнений» — это организованное поочередное выс­казывание участниками групповой деятельности суждений ho какой-либо проблеме или теме. Предполагается, что суждения могут быть самыми разными, неожиданными как по форме, так и по содержанию. Никаких границ для выражения мнений не существует, каждый имеет право сказать то, что хочется, что ^приходит в голову».

Методическим ключом такого группового дела служит мно­гочисленный набор карточек с недописанными фразами самого общего характера. Их прочтение и произнесение вслух иниции­рует мышление, как бы провоцируя на нечаянное высказывание, которое рождается тут же, в момент чтения и произнесения. На­чатое должно быть закончено, поэтому тот, кто получил кар­точку, имеет уже готовое начало своего короткого выступления по предложенной теме. Начальная фраза дает направление мы­сли, помогает школьнику в первый момент беседы иметь что ска­зать, потому что определяет подход к теме <а ракурс взгляда на поставленный вопрос.

Педагог предлагает детям высказать. свое мнение по опре­деленной теме: «Что вы думаете о...» либо ставит вполне конк­ретный вопрос: «Считаете ли вы, что...» Источником таких тема­тических дискуссий являются чаще всего актуальные проблемы1 жизни школьников—тогда обсуждаемые вопросы принимают примерно следующий характер: «Человек и его одежда», «Что такое хорошая жизнь и хороший человек в ней?», «Нужна ли мне книга?», «Как человек проводит каникулы», «Когда я очень разозлюсь», «Родители и я», «Красота, меня окружающая». При высоком уровне интеллекта школьников предметом дискурсии могут стать философские вопросы о жизни как таковой, о бессмертии, совести, счастье, времени, разуме и чувствах, ду­ховном и материальном. Возможен такого рода разговор о толь­ко что происшедшем в классе, школе, обществе.

Методическая сторона группового дела «разброс мнений» предельно проста, сводится к выдвижению интересного для де­тей вопроса - и подготовке карточек. Число карточек непременноравняется числу участников дискурсии. На карточке (плотный картон, лучше — цветной, четкий текст фразы)' — первые слова, с которых начинается высказывание. Условия игры следует соб­людать, и, если доставшаяся фраза не нравится участнику, он ее может поменять, но не нарушать условий.

Перечислим вероятностные формы первоначальных иниции­рующих мыслительную активность детей недописанных фраз: «Я не задумывался над вопросом ранее, но могу сказать, что...», «Мне кажется, что в этом вопросе главным является...», «Еже­дневно с данной проблемой сталкивается человек, когда...», «Ме­ня в этом вопросе больше всего смущает...», «Для меня этот во­прос не представляется трудным, потому что...».

Педагогическая трудность заключается в. технологической стороне организации дела. Необходимо создать благоприятный психологический климат в группе, чтобы каждый участник был психологически свободен, и чтобы мнение каждого воспринима­лось как предмет интереса. Тональность разговора, максималь­ная доброжелательность, психологическое «поглаживание», под­бадривающие реплики и подкрепляющие положительные оцен­ки в" адрес личности, ритмичность построения беседы и даже рас­положение всех членов группы относительно друг друга — все это имеет огромное значение в успешности задуманного дела. И центральное условие: принимается мнение каждого как не­которая ценность, не подлежащая оценке «правильно — непра­вильно», содержащая в самой себе ценность лишь потому, чтоона имеет место среди людей.

«Разброс мнений» — очень оперативная и гибкая форма ор­ганизации группового дела, удобная для обсуждения конфликт­ных ситуаций, для выявления группового общественного мнения. В случае напряженных ситуаций, сложных проблематичных взаимоотношений педагог может обратиться к этой форме, в хо­де такой дискурсии обычно снижается агрессивность к инако­мыслящим, громче и увереннее звучат «тихие голоса» группы, становится очевидным характер- группового мнения. Но и в бес­конфликтный период «разброс мнений» интересен, не утомителен для детей, плодотворен для их личностного развития. Сам ход школьной реальной действительности приводит часто к проведению «разброса мнений»: кто-то поссорился; кто-то выдвинул оригинальную идею; кто-то не доволен учебой; кому-то пришла в голову мысль о резкой перемене режима; кто-то предлагает провести оценку происходящему. Плодотворным является проведение предварительного «разброса мнений» — перед тем, как приступить к большому иважному делу. Но полезен и ито­говый «разброс мнений», когда дело уже завершено.

Публичная лекция

Данная форма получила свое название от роли, которую иг­рает в этой деятельности каждый школьник в отдельности и все участники вместе. Они — публика, то есть люди, собранные в одном месте и являющиеся зрителями и слушателями. Возраст тут не имеет значения. На публичную лекцию приходят все же­лающие: первоклассники и десятиклассники, учителя, родители, Технические работники школы.

Педагогическое назначение такого рода деятельности в при­общениикаждого школьника к самообразованию, формирова­ние умений воспринимать лекционный материал и вести себя в публичном зале культурно.

Безусловно, время лекции строго ограничено: от 15 до 20 ми­нут — ровно столько, сколько может быть предельно вниматель­ным самый юный слушатель в зале. Зато такой жесткий лимит времени способствует содержательной насыщенности лекции: нужно успеть за это короткое время выдвинуть суждение (те­зис), предъявить аргументы (доводы в пользу суждения) и дать яркую иллюстрацию рассматриваемого явления.

Разворачивание логики выступления оратора оказывает бла­готворное влияние на слушателей, научая их логическому мыш­лению, но формируя, одновременно, и позицию слушателя, вос­принимающего информацию в ее определенной последователь­ности.

Тематика публичной школьной лекции может быть самой разнообразной и самой неожиданной. Источником темы стано­вятся поведение детей, их суждения, события в школе и в мире, пробуждающиеся интересы, воспитательные задачи школьных педагогов. Возможны тематические годичные циклы. Например, в одном учебном году вся тематика выстраивается по принципу Я и ... (объекты мира)», а на следующий год принципом ста­новится «Ценности духовной культуры» либо «Человек и его жизненные функции».

Но, разумеется, серия лекций по избранному циклу не пре­пятствует проведению публичной лекции в ответ на экстраординарные события школьной жизни. Например, конфликт, получившийширокую огласку, рождает замысел публичной лекции на тему «Как ведет себя сильный»; приближающаяся весна ак­тивизирует внимание всех на природе как высочайшей ценности» и тогда появляется оратор, выступающий на тему «Мы — дети природы».

К атрибутике публичной лекции относится кафедра, настоль­ная лампа, концентрирующая внимание слушателей и являю­щаяся символом интеллектуальной- деятельности человека, тес­ный ряд стульев вокруг кафедры в полутемном зале, а также кра­сочное большое объявление, приглашающее всех желающих на лекцию. Очень хорошо, если будет найден какой-то музыкаль­ный сигнал для обозначения начала общей работы — он дол­жен быть традиционным.

Первые публичные лекции нуждаются во вступительном сло­ве педагога — лучше всего, если это будет директор школы. Последующие лекции начинаются с музыкальной заставки и зажигания света настольной лампы. Не следует бояться «пу­стого зала»: первые успехи публичных лекций повлекут за собой увеличение публики, актуальная для детей тематика сделает зал «тесным» в связи с притоком новых слушателей. Принцип доб­ровольности следует неукоснительно соблюдать.

Первыми .ораторами являются педагоги школы, они опреде­ляют характер, тональность, культуру лекции. Затем к оратор­ской деятельности можно привлекать старшеклассников, а если в школе проводятся турниры ораторов, — победителей этих тур­ниров. Иногда (нельзя этим злоупотреблять) лекцию может ве­сти приглашенное лицо.

Традиционные публичные лекции в школе заметно изменяют атмосферу, выдвигают в число лидеров умных и интеллектуаль­но развитых детей, повышают статус эрудитов, выдвигают в число ценностных предпочтений школьников знание как таковое.

Открытая кафедра

«Открытая кафедра» — одна из ступенек взросления школь­ника, пусть маленькая и несущественная, однако значительная, требующая определенных духовных усилий. На открытую ка­федру восходит школьник в роли гражданина мира, человека, жителя Земли: он говорит о своих общественных интересах, личностной озабоченности всем происходящим в 'мире, как если бы ему предоставили такую кафедру, с которой можно было бы. говорить со всем человечеством.

Данная форма импонирует старшему подростку и юноше­ству, отвечает его потребности в активном преобразовании жиз ни, его романтическим мечтам о возведении дворцов, его остро­му желанию вмешиваться в реальность, содействовать измене­нию ее.

Безусловно, «открытая кафедра» далеко не удовлетворяет эти потребности и стремления, более того, она является своеоб­разным паллиативом, замещая собой реальность иллюзорной удовлетворенностью. Выходя на открытую кафедру, школьник опирается на свое воображение, скорее, играя роль в вообра­жаемой ситуации «перед всем миром», чем обращаясь непосред­ственно к сидящей перед ним публике. Но и в этой игре лич­ность его раскрывается, он не способен выискать в своей лично­стной структуре те проблемы, которые его не волнуют, он не найдет слов, ему не свойственных, и не проявит отношения, ко­торого у него нет. Поэтому «открытая кафедра» — это галерея мировоззренческих позиций, тем она и увлекательна, но это и самостоятельный выход формирующейся личности перед лицом общества, проявление своего «я».

Философ М. Мамардашвили говорит, что молодость — «это единственное время, когда можно повзрослеть»1. Переростко­вое состояние с упущенным моментом повзросления он называ­ет инфантилизмом. Чтобы быть гражданами, надо понимать от­носительно себя отвлеченные истины, помогающие сопрягать социальное и личное, общее и частное, вечное и преходящее.

Открытая кафедра — один из способов вывести школьника на осознание себя в мире, мира в себе, содержания и сути жизни, связи своего «я» с всеобщей жизнью.

Учитывая эмоциональность юношества, а также кратковре­менность их переживаний, нетерпеливость и резкие перепады в их настроениях, педагог сводит до минимума подготовительную работу, так, чтобы школьники приняли участие в «открытой ка­федре» на уровне высокой психологическойактивности. Иногда достаточным является подготовка помещения, интерьера, объ­явления и приглашения всех желающих. При этом важно, что­бы максимально соблюдался принцип добровольности: на ка­федру свободно выходит тот, кто самизъявляет желание пуб­лично высказать свою точку зрения.

Отправным моментом для проведения «открытой кафедры» мог бы стать вопрос: «Что я сказал бы, если бы». Варианты ее отражены в вариациях поставленного вопроса: «... если бы я был властен изменить мир»; «-..если бы меня услышало чело­вечество»; «... если бы все государственные деятели сидели пе­редо мной» и т, д.

В случае необычайных событий в школьной реальности или общественной жизни «открытая кафедра» предоставляет возможность гражданского отклика на случившееся. Этот отклик цитирует духовные усилия каждого школьника, ставя его перед выбором отношения к свершившемуся самим фактом ши­рокого спектра мнений, разворачивающихся перед ним.

Участвовать в «открытой кафедре» могут и педагоги, пред­варительно обдумав тактику, чтобы не подавить свободы детей и не навязать им своей жизненной позиции. Такое участие дети приветствуют, очень внимательны к суждениям своих настав­ников, нередко благодарят их за то, что выступление на откры­той кафедре помогло им решить для себя какой-то трудный во­прос. Зная это, педагоги должны основательно готовиться к та­кому простому внешне делу.

Пять минут с искусством

Приобщение детей к искусству сопряжено сегодня с некото­рыми трудностями. Во-первых, субкультура, грязным потоком изливающаяся на детей по всем каналам массовой коммуникации, извратила их художественный вкус еще до того, как он мог бы сложиться. Во-вторых, в обществе не сложились традиции повседневного общения с искусством, а сложилось напротив странное представление о том, что минуты общения с искусст­вом— это строгая, серьезная работа, связанная с «пониманием» художественного произведения — нечто вроде разгадки ребуса «что хотел сказать художник?». В-третьих, в школе мало и пло­хо используются технические средства (диапроектор, магнито­фон, эпидиаскоп), а без обращения к ним невозможно предста­вить себе широкого поля произведений искусства, доступных общению. В дополнение к названному, повсеместная художест­венная непросвещенность окружающих школьника людей поро­ждает ложное мнение, будто общение с искусством есть лако­мое блюдо, роскошь, допускаемая после решения насущных во­спитательных задач.

Не вступая в дискуссию по затронутым вопросам, отметим, что практика создала как будто бы в противовес такому небла­гополучному положению гибкую, легкую форму приобщения де­тей к искусству — эта форма получила название «Пять минут с искусством». В ней реализуется, прежде всего, исходный прин­цип «малой дозировки»: коль скоро отлученные от искусства де­ти не приучены к художественному мышлению, первоначальное организуемое общение с искусством должно быть недолговре­менным и малообъемным во имя предотвращения утомленности от демонстрируемого произведения.

Название говорит само за себя: дети в течение коротких, но сгущенных по эмоциональному напряжению минут воспринимают одно или несколько (согласно замыслу) произведений. Ни анализа, ни оценок не производится. Свободное общение и свободное впечатление — без попытки навязать какую-либо точку зрения, даже если речь идет о всемирно известном художественном гении.

 



©2015- 2022 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.