|
Гостиная: поэтическая, музыкальная, театральная, спортивная
Логика данной формы свободного общения выстраивается' на основании простого и ясного очерчивания лексического значения слова «гостиная»: это комната, в которой принимают Гостей и, одновременно, это сам процесс приема гостей. - Гостей принимают для общения и во имя общения. Разумеется, гостей знакомят друг с другом. Гости рассказывают какие-то веселые истории, вспоминают события, с ними происходящие. Гости дарят друг другу улыбки, сувениры, подарки. Гости поют, играют, танцуют. Гостей иногда угощают. Исходным из такого понимания становится следующая структура свободного общения1. Вот ее общие контуры.
Сбор гостей (15—20 минут) оформляется музыкой, достаточно тихой, мелодичной, мягких ритмов. Хозяйка гостиной помогает всем удобно расположиться, каждого одаряет улыбкой, приветствуя, производит «психологическое поглаживание».
Первый момент — представление гостей. Если появляется, новое лицо, то, в первую очередь, представляют его всем при-
Заметим, «свободным» общение называется не потому, что оно спонтанно, а потому, что оно свободно от предметного результата. Далее, согласно нами очерченному контуру, проходит «Воспоминание о прошлом». Каждый гость несет в себе свое прошлое как историю своей личности. Тематика гостиной определяет и тематику воспоминаний: на музыкальной гостиной вспоминают эпизоды своей жизни, связанные с музыкой; на поэтической то, что определило сегодняшний интерес к поэзии; на спортивной — случаи под названием «Я. и спорт» и т. д.
Если гости (например, старшеклассники) склонны к рефлексии, то можно им предложить вспомнить всю свою жизнь и попробовать выделить в ней один случай, который, скорей всего, сыграл решающую роль на пристрастия и интересы сегодняшние. Но обычно предлагается вспомнить что-то веселое, смешное. Рассказывая про себя смешное, гость уже освобождается от психологической зажатости, а когда ему удается вы-. звать смех окружающих, он приобретает уверенность и психологическую свободу.
Теперь наступает момент дружеских сувениров: «Что я вам принес...» В соответствии с названием гостиной,преподносятся музыка или поэзия, слайд или сообщение, совет или открытка. Сувениры преподносят лишь те, кто хочет, — никакого насилия, учета и контроля быть недолжно.
В гостиной всегда звучат анекдоты — остроумные короткие рассказы, им надо отдать должное и похвалить тех,, кто мастерски доносит этот особый жанр. Особенность этого момента в том, что «принимаются» не все анекдоты, а лишь те, которые тематически связаны схарактером гостиной. Такое суровое условие вынуждает" гостей к творческому отбору либо к творческой интерпретации приготовленного рассказа.
Если за скобками оставить чаепитие, танцы, коллективное мнение, то последней завершающей частью гостиной являются творческая игра: литературная, музыкальная, поэтическая, театральная, спортивная ит. д. В игре принимают участие все гости, оник тому времени сблизились, перестали стесняться, свободны и инициативны.
Завершается гостиная моментом «Стоя в прихожей, я хочу сказать...» Гостиная — очень гибкая форма организованного общения, импонирующая подростку июноше с их претензией на взрослость. Приглашать в качестве гостей следует и младшеклассников, чтобы форма, гостиной сохранилась как традиционная: когда подрастут эти юные гости, они внесут в такого рода общение свои [творческие коррективы, а иначе каждый год в каждой новой возрастной группе придется воссоздавать типовую модель этой интересной формы дружеского общения.
Чтобы подчеркнуть эластичность этой формы, укажем на. примеры необычных гостиных: кинологическая гостиная — собирает гостей, любящих собак; астрологическая гостиная — гости увлекаются астрологией; психологическая гостиная — собираются гости, интересующиеся психологическими проблемами.
Интеллектуальный аукцион
Интеллектуальный аукцион — это дань рыночным отношениям, которые, к великому сожалению, далеко выходят за пределы экономической сферы. Интеллектуальный аукцион — это своеобразный вызов базарной логике жизни, получившей сегодня широкое распространение.
На аукционе «продается» и «можно купить» материализованную в книге, репродукции, пластинке, фотографии, слайде духовную ценность. «Покупка» совершается путем предъявления каких-либо знаний, затребованных «продавцом». Допусти?», если предлагается предъявлять все знания об этом произведении; если «продается» пластинка сзаписью музыки М. И. Глинки, то, следовательно, способным приобрести ее окажется тот, кто даст последнее сведение из массы предлагаемых сведений о композиторе.
Интеллектуальный аукцион содействует укреплению авторитета Знания и лидерства Знающего. Он стимулирует интерес к Интеллектуальным ихудожественным ценностям, служит источником информации для детей, влияет на улучшение психологической атмосферы в школе. Проводить интеллектуальный аукцион следует, как правило, в одинаковых возрастных группах, чтобы «покупательская способность» детей оказалась одного уровня. Но изредка хорошо устраивать общешкольного масштаба интеллектуальное состязание, чтобы для младших школьников раскрыть широкие рубежи их будущего развития, а для старшеклассников показать реальность их роста, развития и' преимущество их образования
Игровое оформление имитирует аукционную продажу: сначала «товар» рассматривается, когда его проносят среди публики в сопровождении похвальных слов в адрес «товара»; потом объявляется «плата» и принимаются первые «взносы» (этот момент самый трудный, так как одновременно подымается множество рук, и надо успеть зафиксировать первенство поднятой руки); обязательно молоточек отстукивает условное время для предъявления новой «платы» (раз—два—три!), при этом воспроизводя словесно предыдущий «взнос»; «товар» вручается тому, кто последним «назначит цену», то есть сообщит сведения никому не известные среди «покупателей» или просто всеми забытые (а это значит, представляющий к продаже «товар» должен быть хорошо' информирован); нельзя «сбивать цену» (то есть выкрикивать, не поднимая руки) — нарушителя этого правила удаляют с аукциона; «покупателя», приобретшего товар, все поздравляют.
Если ведущему удается придать веселую, чуть .ироничную тональность всему, что имитирует рынок, и, в то же время, глубокое и серьезное отношение к содержанию духовной ценности, то можно считать, что интеллектуальный аукцион состоялся.
Большой Круг (Малый Круг)-
Большой Круг — эпическая модификация вчерашнего группового собрания, вобравшая в себя почти все черты собрания (исключая официоз), но дополненная теплотой дружеского общения и товарищеской заботы о деле.
Дело — предмет рассмотрения и обсуждения на Круге: подводятся итоги, намечаются планы, вырисовываются перспективы, определяются исполнители и заслушиваются ответственные. Но тональность этого серьезного разговора далека от делового жестко регламентированного собрания: здесь допустимы шутки, лирические отступления, угощения, песни, скетчи. Большой Круг — это сбор товарищей-единомышленников, связанных единым делом, вдохновленных какой-либо идеей. На собрание обязуют приходить — на Круг приглашают. Собрание готовит актив, составляя программу. К Кругу готовится каждый приглашенный, и то, что он задумал, никому не известно. Собрание не пит за пределы поставленных вопросов — Круг имеет лишь ь1Х центральный вопрос, остальное принадлежит свободной импровизации.
Большой Круг— это большое количество друзей, по значительному поводу собранное и высоко' оформленное как некое празднество. Малый круг — короче по времени, уже по числу участников, обсуждает вопросы текущие и. не столь нарядно обставляется.
Методическая атрибутика здесь очень проста: все пришедшие собираются в круг, размещаются и свободно ведут обсуждение вопроса. Круг может начинаться или завершаться песней. В Круг могут приниматься новые друзья, Круг может допускать
гостей. .
Трудно сказать, когда именно педагог прибегает к этой форме работы с "группой. Иногда—при затруднительных ситуациях: «Как мы живем и хорошо ли нам?» Иногда — в качестве финально-аккордного момента определенного этапа работы: «Наши успехи и наш отчет». Иногда •— в связи с непредвиденными событиями: «Моя позиция в конфликте».
При проведении Большого Круга делается многое, чтобы он стал совместным переживанием проблемы и сближал детей, а не разъединял. Сохраняется оптимистический настрой, соблюдается эстетическое оформление, приготовляются маленькие приятные сюрпризы, вводятся символические ритуалы, обозначающие дружественность связей участников Круга.
Не возбраняется дополнение содержательного Круга вкусным столом, однако следует выдерживать пропорции: у Большего Круга всегда маленький стол; у Малого Круга—Мини-стол, так чтобы угощение не отвлекало и не заслоняло собою духовную деятельность собравшихся друзей и товарищей.
Существует одна прелюбопытная особенность Большого Круга: он используется и в семейной педагогике. Изредка узнаешь, как некоторые родители для решения принципиальных семейных вопросов собирают Круг родственников либо домочадцев. И его никак не назовешь семейным собранием, ибо движущим фактором здесь выступает Забота и Сопереживание за семейное дело, семейную честь, семейные успехи. У нас сегодня дома Круг! — говорит девочка учительнице, и та понимающе кивает; ибо в школе общее уважительное отношение к дружескому деловому обсуждению хода жизни в ее конкретных проявлениях, а значит и к семейному Кругу точно такое же уважение.
Педагогическим секретом (если можно говорить о таком успехе Круга является личность педагога как «звезды» межличностных отношений и как носителя высоких духовных ценностей, а также наличие коллективистских связей в группе. Диффузная группа не способна работать и общаться на Круге, эта форма нуждается в коллективной основе1. Но, в свою очеке"ь* сам Круг может выполнять роль стимулятора коллективного, развития, однако ее он исполняет при начавшемся процессе преобразования диффузной группы в коллектив, при условии появления первых признаков второй стадии развития коллектива
Если школьные педагоги задумают внедрить традицию Большого Круга, то рекомендуется предварительная методическая проверка этой формы на проведении товарищеского Круга среди самих педагогов.
Диалогс веком
Рождение данной формы групповой деятельности, которая получила название «Диалог с веком», обязано новой тенденции развития педагогики и воспитательного процесса, а именно, воссоединению педагогики и философии2, обращению педагога-воспитателя к философским научным основам в организации школьной жизни как жизнедеятельности ребенка в контексте современной культуры и на уровне современной духовной культуры.
Быть на уровне современности — это жить в контексте общечеловеческой культуры, история развития которой не отбросила в прошлое духовные достижения, а внесла их в нашу жизнь сейчас, ибо сегодня и всегда мы ведем диалог с веками, принимая их ценности и ежедневно воспроизводя их в индивидуальных вариациях..
Такая точка зрения и способствовала появлению «Диалога с веком». Этот диалог ведет школьник с представителями разных веков. Образ прошлого века преподносит школьнику произведение искусства любого вида и жанра. Чаще всего, это живописный жанр портрета, но не исключен и музыкальный, скульптурный, поэтический портрет.
Материалом может стать все, что имеется в школе: репродукция, слайд, фотография. Не имеет значения авторитет и статус художника. Здесь главное — представительство века, отраженное в портрете. Он экспонируется на экран, и тогда все ведут беседу с одним героем, а вернее, беседы, так как: индивидуален в восприятии и проявлении. Портреты: во множестве репродукций видоизменяют беседу: она ведется«глаза в глаза», «наедине» — субъект XX века с субъектом века прошедшего. Если разговор состоялся и автор хочет это обнародовать, то диалог воспроизводится при всеобщем внимании и инструментованном педагогом интересе. Поясним последнее: подростку и ранней юности, при всей центрированности на своем «я»; не свойственен интерес к рядом находящимсялюдям, этот интерес следует развивать и культивировать, отмечая все своеобразные черты проявлений личности рядом сидящих. Вот почему мы говорим об инструментовке интереса:1 «его еще нет, но мы его порождаем, оформляем, подчеркиваем.
Чтобы разговор с представителем иного века начался, детям предлагают задать персоне один вопрос, любой, первый пришедший в голову. А далее — пристально вглядеться в лицо героя и услышать ответ. Разумеется, на ответ бросить реплику из нашего века и — вновь ждать последующего ответа.
Психологическими условиями Диалога с веком являются доверительные взаимоотношения, звуковая изоляция каждого во время воображаемой беседы, создаваемая за счет музыкального фока (музыкальное произведение тщательно отбирается), а также световое пейе, открытое для персон прошлого: яркий свет не может смутить героя, позволяющего разглядывать себя не один век, — и скрытое для современника, еще не привыкшего к пристальному публичному вниманию.
Беседы, которые поведут дети, не равноценны по их духовной насыщенности. При острых материальных нуждах семьи дети несут в себе экономическую озабоченность и выплескивают ориентированность на материальные ценности («Милая сеньора, как мне нравится Ваше платье!..»). В этом нет ничего страшного, продолжение беседы все равно выводит разговор на проблемы духовные, педагог должен слегка помочь ребенку («Что же она в ответ сказала?»... «Она с тобой согласилась или возражает?»...).
Если художественное полотно сохранило бессмертный облик личности великой, то диалог модифицируется в Диалог с великим.
Великим мы называем человека, достоинство которого (или Достоинства) превышает меру обычного, по масштабности влияния на развитие жизни далеко выходят за пределы общераспространенного. Выдающиеся достижения этой персоны достигают крайнюю планку человеческих возможностей.
Откажемся от примитивного использования персоналий выдающихся личностей в качестве примера для детей: будьте, как... (имя великого). Нельзя «быть как»: во-первых, потому что великий человек уникален и неповторим; во-вторых, потому, что столь же уникален и неповторим ребенок, который, в итоге' может и должен остаться самим собой.
Обращение к материалам персоналий обусловлено необходимостью создавать у детей широкий образ жизни, достойной человека, и широких возможностей человека как такового. 'Конечно, выбор персоналии великого субъективен, зависит от частных обстоятельств. Но, в конечном итоге, не имеет значения чье имя выберет педагог.
Обратимся к облику Марии Николаевны Ермоловой, великой актрисы, начинавшей свой творческий путь со скромного рядового работника сцены, с завидным упорством и похвальным трудолюбием работающего над собой, изучающего немецкий и французский языки, осваивающего игру на фортепиано, пластику, риторику, философию, и заканчивающей свое творчество на вершине профессионального мастерства, потрясающего сердца людей (об этом говорит множество фактов).
Представшая перед детьми на портрете 'художника 'В. Серова, великая актриса не взывает к подражанию, но лишь к удивлению и восхищению: вот какие люди бывают! И когда школьник попробует повести с ней диалог «Уважаемая Марий Николаевна, скажите, пожалуйста, он, по сути, поведет диалог сам с собой. Но персона великого определит усилия школьника по поддержанию собственной планки поведения и жизни.
Диалог с великим базируется на фактах, предоставляемых детям в рассказе педагога. Интересно вести разговор с человеком, чьи поступки известны, чья деятельность обрисована. Поэтому педагог, наряду с наглядно-художественным обликом великого, развертывает вербально иллюстративный поведенческий или характерологический материал персоны. Двух-трех ярких событий бывает достаточно, чтобы у детей появились вопросы и родилось желание вступить в общение с великим..
Если выделять противопоказания к этой форме работы с детьми, то существует одно -•- отсутствие у педагога личного желания говорить с Веком или с Великим. В таком случае запрещается эксплуатировать данную форму, невольно дискредитируя ее, при таком показателе не спасает ни методика, ни технология, а воспитательные результаты могут быть "непредсказуемо отрицательными.
День добрых сюрпризов
Появление этой формы деятельности детей связано с распространением житейского взгляда на знаки внимания: лучше един цветок каждый день, чем огромный букет раз в год. Пень добрых сюрпризов — это этическое упражнение в умении оказывать знаки внимания, это пробуждение жажды делать окружающим благо, это веселый добрый розыгрыш, результат которого заведомо приятен. Его проводят при условии благоприятного психологического климата в школе, но и для наилучшей гуманизации взаимоотношений в школе. Это веселее дело укрепляет дружеские отношения, развивает симпатии, повышает психическое состояние отдельных детей, содействует психологической раскрепощенности. В нем обязательно участвуют педагоги наравне с детьми. Субъектом добрых сюрпризов в этот день выступает не «учитель» или, «ученик», а «человек», не «первоклассник», «десятиклассник», «директор», а «человек». Социальная роль в этот день у всех единая — быть человеком, доставляющим радость другому человеку.
О Дне добрых сюрпризов сообщается задолго, так, чтобы у четей было время реализовать творческую задумку. Время от времени педагоги напоминают детям о приближении этого дня, ко, скорее, репликой, мимоходом, как если бы и сам педагог еспомнил о приближении веселого праздника.
Инициативу утром этого дня берут педагоги: они первыми представляют свои заготовленные сюрпризы, так чтобы открыть детям путь к добрым актам. Очень часто ребенок; принеся » школьной сумке сюрприз, стесняется его вручать, боясь насмешек в адрес скромного своего знака внимания. Педагоги; открыв этот день, демонстрируют все разнообразие добрых сюрпризов: от необычного костюма до веселой песенки, от простой открытки до остроумного рисунка на дверях учебного класса.
В этот день оценивается сам акт доброго расположения,, принимается все, что несет всебе пожелание добра другому,. что сделано своими руками и сотворено собственной душой.. Родительские деньги не имеют признания. Хотя не исключается участие родителей: они тоже имеют право в этот день доставить школе какой-либо сюрприз, на их сюрпризы не накладывается материальный запрет, ибо они профессионально и экономически обеспечены.
Сюрпризы для группы, для коллектива сочетаются с индивидуальными знаками внимания. Это вносит в методику веселого праздника некоторые сложности: педагоги должны предвидеть ситуации оставленного без внимания ребенка и корректировать их немедленно, внося дополнительные проявления симпатии в новых сюрпризах. Понятно, что педагог, наряду с одним сюрпризом, который раскрывает сразу для всех в начале Дня, заготавливает два-три запасных, которые могут и не быть предъявлены, если ситуация сюрпризов по всей школе складывается благоприятно.
Предотвращая нежелательные формы сюрпризов, может объявить о главном законе этого дня, например: «Сюрприз - это добрые движения доброго сердца» или «Сюрприз не paзрушает жизнь, а возвышает, ее». Но тут важно соблюсти меру и перейти к нравоучению, предоставляя детям свободу их фантазии и творческой смелости.
В мозаике добрых сюрпризов должно быть очень мало товарных сюрпризов, то есть таких, которые куплены на деньги а не являются продуктом духовных и физических усилий самого ученика- Единственным позволением устраивать сюрпризы-подношения обладают взрослые, так как они зарабатывают деньги и вправе их тратить по собственному усмотрению — к ним относятся родители и учителя. Но и они не могут злоупотреблять таким позволением. Сюрприз не должен «пахнуть» деньгами, если его основное назначение в упражнении души ребенка.
Путешествие в свое прошлое.
Работая с подростками; учителю часто приходится сталкиваться в различных ситуациях общения с воспитанниками с проявлениями подростковой тревожности, агрессивности, эгоцентризма. Уже много лет в психокоррекционной работе с подростками психологами и педагогами используются формы индивидуальной и групповой работы с детьми, направленной на организацию осознания своего и чужого опыта детства. В зарубежной психологии этой проблеме посвящены работы В, Бунда, К- и Н. Роджерс, Франкла В. и др. В отечественной психологии вопрос освящен в трудах Л. С. Выготского, С. Л. Рубенштейна, А. Н. Леонтьева, Л. И. Божович, Н. И. Непомнящей и др. Для преодоления «пустыни отрочества», для осознания подростком своей личности как социальной ценности очень важно бывает помочь ему проанализировать как свое детство, так и детство значимых для него людей.
Специалисты педагогической психологии и социальной педагогики считают, что обращение подростков к событиям своего детства и детства своих близких откроет ему многое в понимании себя, родителей, учителей. Эта мыслительная и эмоциональная работа поможет воспитаннику по-новому взглянуть и оценить социальную ситуацию, в которой он живет. Обращение к самому себе «когда я был маленьким» поможет найти подростку свое «я» в дне сегодняшнем, окажет влияние на процесс формирования самооценки, снимет эмоциональное напряжение, которое создает подчас трудности в общении со сверстниками, с родителями, учителями, с самим собой.
При подборе возможных приемов, направленных на осознание своего и чужого детского опыта, были учтены достижения различных школ и направлений. Меньше всего нам хотелось, предлагать программу психологического тренинга. Учитель, организующий групповые формы работы с детьми по осознанию детского опыта, не выступает в роли психоаналитика или гештальт-терапевтов, его цель — показать возможную позицию подростка в оценке отдельных событий детских лет.
Это может быть организация значимых для ребенка воспоминаний детства (как положительных, так и отрицательных) — «КРУГ ВОСПОМИНАЙ И FI». Ведущий занятия по очереди предлагает воспитанникам вспомнить одно из ранних ярких детских переживаний, восстановить в памяти время и обстоятельства, которые предшествовали этому переживанию. Затем в ходе группового или индивидуального обсуждения подросток пытается связать некоторые эмоциональные или поведенческие аспекты воспоминания события своего детства с тем, ' как он сейчас живет, взаимодействует со сверстниками, взрослыми людьми, как реагирует на ситуации, похожие' на те, о которых вспоминал.
Можно организовать групповую и индивидуальную работу с подростками по осознанию своего детского опыта через привлечение предметов (зонты, шары, игрушки, фотографии и т. д.). Например, использование приема «Чудесные зонтики».Ведущий демонстрирует участникам занятия 2—3 зонта (черный, красный, пестрый). Каждый участник, игры может рас крыть над собой любой из этих зонтов. Человек, выбравший чёрный зонт, поделится печальными воспоминаниями прошлого, тот, кто выбрал яркий пестрый зонт — радостными, светлыми воспоминаниями, красный зонт же напомнит о тревожных моментах детства. В ходе последующей групповой дискуссии организуется обмен мнениями между участниками игры о причинах выбора того или иного зонта, причинах значимости для себя и других переживаний тех или иных событий детства.
В работе с младшими и средними подростками можно было бы предложить организовать общение с самой любимой в детстве игрушкой. Участники игры по очереди называют, а может быть демонстрируют свою самую любимую игрушку, коротко описывают ее, рассказывают историю появления игрушки в доме (кто и когда подарил, где купили). Участники разбиваются на диады. Si — хозяин игрушки, получает возможность задать своей любимой игрушке любой вопрос (о •ее, своей жизни, интересующих его вопросах и т. д.). S2 — отвечает от имени игрушки. Затем партнеры по общению меняются местами, игрушками (вариант игры «Мой любимый сказочный герой»). Предметом, опосредующим переживание своего детского опыта, может стать и детская фотография. Для организации этого дела понадобится эпидиаскоп, учащиеся заранее готовят короткие рассказы «Я в детстве», «Самым главным для меня в детстве», «Мое детство для меня ...». На экран проецируется детская фотография одного из участников игры, показ сопровождается кратким рассказом. Затем сам автор или любой другой участник игры может задать вопрос этой детской фотографии. Ответ «дает» фотографическое изображение. В свою очередь, фотография тоже может «задать вопрос» своему прототипу.
О важности для ребенка мыслительного и эмоционального контакта со своими пращурами, ушедшими в небытие предками, говорили в своих произведениях известные писатели: Г.Маркес «Сто лет одиночества» и Рей Брэдбери «Марсианские хроники». Великая ценность этого акта общения с прошлым своей семьи заключается в получении ребенком нового, значимого для него опыта проживания духовных усилий, необходимых для осознания себя частью большой семейной общности и принятия на себя ответственности за свои поступки перед членами семьи.
Дети заранее подбирают детские и юношеские фотографии своих .прабабушек и прадедушек, бабушек и дедушек, пап и мам, тетей и дядей, собирают информацию о них, готовят короткие рассказы. Фотография проецируется на экран, сопровождается комментариями, музыкой, демонстрацией личных вещей {книги, награды, может быть в семье сохранились игрушки, ученические принадлежности члена семьи, дневники, аттестаты и т. д.). Организуется взаимный обмен вопросами.
Занятия по осознанию юношами и подростками своего детского опыта проходят как индивидуально, так и с группой учащихся. Время проведения от 10—15 мин до 1,5 часа. Цель практикума: преодоление подросткового эгоцентризма, выработка навыков эмпатийной поддержки активного слушания. От ведущего требуется знание специфики семьи воспитанника, индивидуально-типологических особенностей воспитанников (реакция холерика на проживание фактов своего детства будет кардинально противоположной, нежели реакция меланхолика или; флегматика). Ведущий подобного рода занятий должен обладать профессиональным тактом, умением корректного воздействия на учащихся, терпением, коммуникативной направленностью своей личности. В ходе работы по «оживлению» детских воспоминаний можно использовать записи музыкальных произведений Вивальди, П. И. Чайковского, Ф. Шопена и др., репродукции с картин Ватто, О. Кипренского, П. Пикассо и др.
Техническое оснащение такого рода деятельности детей играет немаловажную роль. Во-первых, технические аппараты [олжны быть удобны для пользования, так чтобы каждый ребенок, демонстрируя свои фотографии, легко и без натуги справлялся с моментом демонстрации, не;прибегая к помощи учителя. Во-вторых, тому, кто предъявляет фотографии, должно быть удобно и психологически комфортно: надо продумать, куда поставить стул для него, какова будет дистанция, отделяющая его от группы детей, куда он положит приготовленные фотографии и другое. В-третьих, учитель выступает как равный среди детей, он тоже приносит фотографии и тоже повествует о своем прошлом, но, разумеется, его время воспоминаний много меньше, чем предоставленное для ребенка; его выступление — это, скорее, некий дополнительный стимул для детей, чем содержательный элемент, важен сам факт участия учителя, чем мера этого участия. И учитель свободно и красиво должен работать с аппаратурой, приготовленной для такого разговора.
Проблемы и аргументы
«Проблемы и аргументы» — командная состязательная форма, духовной деятельности детей. Сегодня она практикуется чаще всего в старших классах, реже — в подростковых, но не! исключено использование этой формы и в работе со школьниками начальных классов.
Назначение данной формы деятельности в развитии способности оценивать реальную действительность во всем многообразии ее проблем, свое место в этой реальности и свои отношения к отдельным объектам раскрывающейся для школьника жизни. Момент осмысления выступает одним из факторов развития у школьника способности к саморегулированию своего поведения. Побочным влиянием оказывается упражнение интеллектуальных сил школьника.
Организуются две команды, две группы, иногда такими группами могут стать классы в полном их составе. Поочередно выступая то в роли «аналитиков», то в роли «прагматистов», команды рассматривают один из жизненных вопросов с двух точек зрения: с точки зрения правомерности заявленной проблемы и с точки зрения ее решения. Представители команд выбирают из «корзины проблем» карточку, на которой написаны слова, обозначающие какую-то проблему сегодняшнего дня, например, «Духовное и материальное в жизни человека» или «Мужчины и женщины», или «Иждивенчество детей в семье», или «Способности и талант человека». Команда «аналитиков» выдвигает ряд аргументов в пользу предложенной им проблемы тем самым доказывая объективность явления. Команда «прагматиков» («прагматистов») должна предложить ряд практических решений проблематичного вопроса.
Разумеется, как на всяком состязании, время для обдумывания строго ограничено, его отмеряет по часам «счетчик» (иногда шутливо это лицо получает имя «Хронос»), а если в школе имеются песочные минутные часы, то измерение времени командного обсуждения производится благодаря этому часовому прибору.
Главный арбитр жюри начисляет баллы за число и качество аргументов, а также за число и качество предложенных решений. Конечно, такой подход кажется несправедливым, пока не вводится смена ролей команд. Первый тур состязания в своем завершении означает и смену названий команд: та, что выступала под именем «аналитиков», становится «прагматиком», и наоборот. Второй тур состязания сразу выравнивает условия, и принцип справедливости уже не вызывает сомнений.
В состязании могут принять участие и школьники из болельщиков, из публики. По окончании каждого из туров им предлагается дополнить аргументы или решения в пользу какой-то команды. Разгорается негласное состязание и между болельщиками.
Оценивает способности болельщиков один член жюри, и он же оглашает результаты, иногда останавливаясь на характеристиках деятельности болельщиков. «Счетчик» ведет общие под-, счеты на большой доске или табло.
«Проблемы и аргументы» — очень гибкая форма, позволяющая беспредельно варьировать содержание деятельности. В эту форму можно «влить» любое проблемное содержание, как только педагоги фиксируют внимание детей на одном из явлений действительности. Например, если вдруг педагогов стало волновать поведение детей по отношению к людям неординарным или странным, по отношению ко всему нетрадиционному, непривычному, то они могут воспользоваться игрой «Проблемы и аргументы», развернув перед детьми палитру самых различных проявлений «странного» человека. Тогда игра приобретает особое название, скажем, она может получить тему. «...А не странен кто?»
Карточки предложат школьникам осмыслить с позиции аргументов и решения, как относиться к «странному» человеку, самые неожиданные проявления «странных» людей, предположим, такие: «Старуха идет в детской панаме»; «Директор школы встречает учащихся в цыганском наряде»; «Муж истратил всю зарплату», «Мальчик идет по улице и поет», «Де-1Лшка одна в лесу на поляне танцует»; «Человек, не будучи Шорником, метет улицу» и т. д.
Содержанием обсуждения могут стать й проблемы школьной жизни, тогда формулировки этих проблем записываются
карточках, и дети, их выбирая, последовательно ведут осмысление- трудностей школьной действительности. В ходе такой игры рождаются нередко интересные решения, которые не мо-чет не учитывать администрация школы. *
Методическая сложность игры, прежде всего, заключается в соблюдении темпа ритма. Четкий, не сбивающийся ритм обеспечит активность всех участников. Достаточно быстрый темп — несмотря на то, что мысль требует времени — предотвращает -утомляемость. Но соблюсти оптимальный темп ритма не так уж сложно: смена ролей команд, церемония изъятия из «корзины проблем» карточки с заданием, звучание музыкальной паузы для публики, пока команды ведут обсуждение, появление вре-1Я от времени на доске цифровых оценок жюри — все это способствует сохранению веселего, живого ритма. Игра проходит 1егко, не утомляет детей. Число туров зависит от возраста участников. Старшеклассники могут проиграть от четырех до вось-1и туров. Подросткам же рекомендуется не более четырех тузов.
Следует тщательно продумывать формулировки проблем так, чтобы их лексическое содержание было понятно детям, не включать в формулировки термины малознакомые либо модные, но малопонятные.
. Не исключено, что карточки для игры заготовляют сами: учащиеся, но из числа болельщиков.
Свободный разговор
Данному разговору предшествует следующий эпиграф:
Поговорим?
О чем? . .
О разном и о прочем.
О том, что хорошо,
хорошо не очень его-то знаешь ты.
что-то мне известно. Поговорим?
Поговорим. Вдруг будет интересно. Тематика и содержание такого разговора почти не определяет московских газет. Каждый участник приносит с собой замысел темы и предложения по содержанию беседы, Но выбор вопросов для обсуждения непредсказуем: все зависит от настроения, положения дел, взаимоотношений и намечающихся перспектив группового содружества. .
Здесь многое зависит от педагога, как он поведет первое общение, сможет ли каждый из школьников раскрыться и высказать свое отношение к предлагаемому содержанию разговора. Но, конечно же, педагог всегда имеет наготове проект такой • свободной беседы, реализует свой замысел в случае, удобном психологически и этически.
Предположим, в начале беседы, когда еще нет решительных предложений и дети неуверенно произносят что-то и тут же отвергают ими сказанное, педагог выдвигает идею: «...нарисуем жизнь, как мы себе ее представляем»... Он объясняет, что рисунок может включать в себя символы, картинку, слова — все, с помощью чего можно было бы сказать о существенном в жизни. Дети поочередно подходят к доске или приближаются к большому листу картона (чтобы никого рядом не было) и наносят на поверхность знак как одну из характеристик им представляемой жизни. И само по себе «Мы рисуем ,нашу жизнь» могло бы стать отдельным групповым делом, но в контексте свободного разговора это интересное и увлекательное дело выполнит свою большую роль в вовлечении их в свободную беседу о собственной конкретной жизни с конкретными болями, горестями, радостями, недоумениями, открытиями.
Свободный разговор может со временем стать традицией. коллектива, а несколько позже все члены .коллектива приобретают право на объявление «свободного разговора»: если кому-то нужна помощь "в решении проблемы, но он не хочет обнародовать свои личные трудности, то вполне можно «спрятаться» за форму свободной беседы, попутно поставив свой личный и мучительный для тебя вопрос.
Смешинка
Когда человек начинает неожиданно и безудержно смеяться, говорят, что ему смешинка в рот попала.
Неожиданность, добрая, юмористическая направленность и сравнительная непродолжительность и являются основными характеристиками формы воспитательной работы, которая получила название «Смешинка». Смешинка—это веселый сюрприз, который готовится втайне одной группой ребят для других. Смешинку могут подарить учен
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|