Сделай Сам Свою Работу на 5

ЧАСТЬ 2: ПОДГОТОВКА ИССЛЕДОВАНИЯ, АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ





 

Формат исследования и инструкции.

Важно выбрать правильный формат опросника, чтобы у любого респондента не

возникало ни малейших сомнений в том, что он делает все правильно. По возможности исключите вероятность ошибок, когда «галочку ставят не в ту клеточку». Для этого, если от респондента требуется обвести вариант ответа или поставить галочку, нужно либо разграничить соседние вопросы чертой или заключить вопрос и место для ответа в скобки, либо не пожалеть времени на форматирование текста.

Следует предостеречь и от размещения подряд вопросов, которые относятся к

одной категории. Недопустимо (особенно если составленная форма заполняется сотрудниками впервые), например, если вопросы с первого по пятый должны будут

прояснить, насколько непосредственное руководство прислушивается к мнению

подчиненных, а вопросы с шестого по десятый должны пролить свет на степень готовности менеджмента к переменам. И конечно, не стоит указывать, к какой категории какой вопрос относится; это полностью противоречит целям факторного анализа

и способствует ненужному обмену мнениями, когда сотрудники будут отвечать на вопросы как будто по единому образцу.



Шкала измерения.

Следует решить, в каком оформлении (виде) вы хотите получить ответ от респондента. Нередко применяют шкал у оценок, где отражены различные градации согласия с тем или иным утверждением, например:

1. Я люблю мороженое:

• абсолютно согласен;

• согласен;

• отношусь нейтрально;

• не согласен;

• абсолютно не согласен;

2. Терпеть не могу мороженое:

• абсолютно согласен;

• согласен;

• отношусь нейтрально;

• не согласен;

• абсолютно не согласен;

 

К сожалению, применение шкалы оценок подобного типа таит в себе опасность. Во-первых, специальные исследования выявил и тот недостаток, что предлагаемые варианты, как бы навязывая определенную точку зрения, провоцируют сотрудника на то, чтобы он согласился с прямо противоположными по смыслу утверждениями. Во-вторых, предельно сложно анализировать утверждения подобного типа. Если я абсолютно не согласен с утверждением: «Мне нравится мороженое», то что под этим следует понимать? Это может подразумевать, что меня тошнит от мороженого, или то, что оно мне просто не по вкусу, или даже то, что моя безгранична я любовь к этому продукту не может быть вмещена в такое банальное определение как «нравится». Без соответствующих пояснений трудно разобраться, что может иметь в виду респондент на самом деле. Неплохой альтернативой будет использование таких понятий, как частота, интенсивность, длительность, потребность в кардинальных изменениях или улучшениях.



 

 

Раздайте образцы, исправьте выявленные недочеты.

Рекомендуется откорректировать закравшиеся ошибки, проверив эффективность составленного образца на группе, которая будет аналогична выборке сотрудников, являющихся целью исследования. Это позволяет добиться решения сразу нескольких задач. Вы сможете:

1) узнать, насколько ясно сформулированы предлагаемые вопросы;

2) отработать «подачу» материала;

3) получить статистические данные, на основании которых можно будет достаточно уверенно сказать, насколько надежными будут результаты исследования и как лучше сгруппировать вопросы по категориям;

4) отработать процесс распространения опросных листов и получения данных

с последующей их электронной обработкой.

Сбор данных

Эта задача не так проста, как кажется на первый взгляд. Чтобы повысить эффективность своего труда (в данном случае эффективность будет выражаться процентом заполненных опросных листов), вам необходимо привлечь наибольше е количество респондентов в рамках намеченной выборки, не забывая о должной осмотрительности. Многие организации рассчитывают получить 80-90% должным образом заполненных анкет, тогда как столь высокая активность респондентов не возникает сама по себе. Тем не менее практика показывает, что можно добиться и 97%, если: во-первых, убедить персонал, что данное исследование является неотъемлемой частью хорошо организованных и прозрачных мероприятий, во-вторых, поощрять сотрудников участвовать в опросе, влияя на них через их менеджмент, в-третьих, провести обязательное собрание, на котором сотрудники гласно примут решение отвечать на поставленные вопросы или вернуть пустой бланк. Если пренебречь этими мероприятиями, не стоит рассчитывать на то, что коэффициент участия сотрудников в опросе превысит хотя бы 30-40%.



Факторный анализ результатов, группировка вопросов

по категориям, проверка их релевантности

Нельзя сказать, что методика факторного анализ, а широко применяется в процессе исследования, тогда как ее использование является существенной и необходимой частью этого процесса. Благодаря факторному анализ у вопросы разбиваются на отдельные категории, повышается релевантность полученных данных и устойчивость к случайным ошибкам.

На первом этапе факторного анализа необходимо установить необходимое и

достаточное количеств о групп или категорий вопросов. Вне зависимости от

опытности разработчика программы исследования избранный способ группировки вопросов по отдельным категориям обычно мало влияет на результаты факторного анализа; процесс группировки будет в основном зависеть от того, насколько ощущается взаимосвязь различных вопросов самим автором исследования. Хотя это допустимо для постановки самих вопросов, интуитивный подход невозможен при формировании категорий. Благодаря факторному анализ у можно, во-первых, определить, сколько

статистически обоснованных категорий все же существует, во-вторых, сгруппировать вопросы по категориям не по наитию, а на основе статистической корреляции между вопросами исходя из анализа ответов всех респондентов. Реализовать этот процесс статистического анализа можно с помощью многочисленных программ, например SPSS , SAS, NCSS.

Проведя факторный анализ, необходимо оценить релевантность результатов исследования. Под релевантностью следует понимать , насколько согласованными будут ответы респондентов. Есть два основных критерия релевантности: внутренняя непротиворечивость и устойчивость результатов при повторном тестировании. Первый коэффициент показывает, затрагивают или нет отдельные вопросы в рамках одной категории одну и ту же тему. С помощью показателя устойчивости результатов при повторном тестировании выявляется противоречивость или непротиворечивость результатов, проявляющаяся с течением времени. Хотя эти два показателя одинаково важны, на практике обычно используется только коэффициент внутренней непротиворечивости. Дело в том, что проверка устойчивости результатов с помощью повторного тестирования требует проведения повторного исследования в той ж е

группе респондентов, допустим, через две недели, что считается обычно лишней процедурой. Тем не менее, если перед вами стоит задача оценить прогресс на пути предпринимаемых в организации перемен, необходимо твердо знать, в какой мере изменение мнения большинства сотрудников действительно обусловлено успешным продвижением реформ, а в какой мере — некорректностью поставленных вопросов.

 

Анализ и графическое отображение данных.

Процесс анализа полученных и проверенных на достоверность данных. Здесь чаще всего встречаются две принципиальные ошибки: во-первых, перед анализом не было решено, как представить данные на графике, и, во-вторых, не сформулировано, что будет считаться нормальным результатом в контексте данного исследования.

С подобной проблемой сталкивались многие не всегда достаточно квалифицированные аналитики. Проще всего, прежде чем вас подавит большой объем запутанной информации, попытаться как-то ее классифицировать и представить в виде читаемых диаграмм. Однако еще лучше, если заранее будете знать, что вы хотите увидеть на диаграмме, сделав что-то вроде эскиза. Нужно продумать несколько сценариев, при осуществлении которых вы получите искаженную информацию, далее задайте себе несколько ключевых вопросов:

«Если данные будут выглядеть так, то чтобы это могло значить?», «А если так, то

что?»

Под нормальными результатами подразумеваются некие усредненные ответы на аналогичные вопросы. Если исследование проводит специализированная

компания, то, скорее всего, такие нормы существуют и заказчику результаты

будут представлены в форме отклонения от установленных стандартов.

Тем не менее с применением на практике условно правильных ответов возникают две существенные проблемы. Не всегда понятно, какие нормы применять в конкретном случае и как интерпретировать данные? Чтобы не было возможных разночтений, представления о норме среди сотрудников не должны расходиться с вашими. То есть их применение должно ограничиваться одной отраслью, одним регионом, одной профессией, компаниями, имеющими сопоставимые обороты (о чем, впрочем, часто забывают). Чтобы не «мерить метры литрами», рекомендуется избегать применения слишком обобщенных характеристик и оставаться в собственной системе координат. Решить эту проблему можно, заранее изучив персонал компании. Потом следует приступать к организационным переменам.

После этого нужно неоднократно проводить повторные исследования в рамках

репрезентативной, статистически значимой выборки. Эти результаты нужно сопоставить с результатами предварительных изысканий, что позволит исключить любые проблемы, связанные с применением неадекватных норм.

Нередко применение норм оказывается некорректным. Допустим, существует некий стандарт, характеризующий умение выслушивать собеседника, и некий руководитель набирает всего 20% от нормы. Это заставляет вас автоматически сделать вывод, что у него есть явные проблемы. Однако такое заключение, скорее всего, будет неверным, основывающимся на ложной предпосылке, поскольку вы не оценили способность руководителя выслушивать собеседника в контекст е соответствующей отрасли, региона, размера компании и т. д., полностью полагаясь на умозрительные, отвлеченные от жизни показатели.

 

Заказать исследование или по-новому проанализировать уже проведенное исследование

Если вы найдете то, что вам нужно, на стороне, то можете отбросить все, что мы

говорили о принципах подготовки исследования. Ваша задача в этом случае будет ограничиваться лишь тем, чтобы убедиться, что заказанное исследование

было составлено в соответствии с вышеописанными принципами. Вы действительно можете купить качественный продукт, однако, как правило, в распространяющихся на коммерческой основе исследованиях либо многие существенные детали опускаются, либо составители просто не имеют о них ни малейшего представления. Приобретая на стороне программу исследования, вам необходимо выяснить у разработчика, используются ли в предлагаемом продукте нормы, каким образом они применяются, какие критерии репрезентативности и надежности используются, к каким выводам приходит разработчик, если эти критерии имеют то или иное значение. Уточните, применялся ли факторный анализ в процессе исследования, каковы были результаты его применения. Если разработчик не понимает поставленных вопросов, то, скорее всего, вы обратились не по адресу.

Кроме того, вы можете модифицировать под поставленные цели уже имеющиеся у компании предыдущие программы исследований. Однако и в этом случае вам придется строго придерживаться всех перечисленных выше рекомендаций. Важно понимать, что на конечный результат влияет даже изменение последовательности задаваемых вопросов.

Если все это покажется вам слишком хлопотным делом, то необходимо оценить, каковы будут последствия принятия ошибочных организационных решений? Если последствия могут быть катастрофическими, лучше не рисковать и не принимать организационных решений, полагаясь на непроверенную информацию. Если последствия будут малосущественными, возможно, вам действительно не стоит прилагать титанические усилия, связанные с проведением исследований мнения в группах.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.