Сделай Сам Свою Работу на 5

Грех как нарушение закона

Мысль о том, что грех надо рассматривать как нарушение веры и утрату доверия, не очень занимает рабов, тех рабов, о которых Иисус говорит в Иоан. 15:15.

Он поясняет Своим ученикам, что "раб не знает, что делает господин его". Рабы считают, что это вовсе не их дело - знать о том, что делает господин. Их долг - делать то, что им сказано, и исполнять правила независимо от того, согласны они с ними или нет.

Христиане, которые мыслят и действуют как эти рабы, озабочены тем, каковы их, так сказать, правовые отношения с Богом и Господином, как угодить Ему и избежать возможных неприятностей. Грех они рассматривают прежде всего как нарушение правил.

Они больше думают о том, что, совершив какое-либо прегрешение, навлекут на себя Божий гнев и с точки зрения закона окажутся в весьма неприятном положении. До тех пор пока ничего не сделано для того, чтобы искупить вину, над ними тяготеет наказание за нарушение закона. Даже за малейшее нарушение правил налагается мучительная казнь, а, быть может, и вечная мука.

Некоторые из духовных рабов настолько привыкли к такому пониманию взаимоотношений с Богом, что, во имя справедливости, которую толкуют по-своему, с жаром защищают это понимание.

Они готовы согласиться, что в цивилизованном законодательстве справедливостью никогда нельзя оправдать пытку. Но если речь заходит о Божием правлении?

- Кто вы такой, - спрашивает раб, - чтобы пытаться узнать неисповедимые пути Божий? Если вы добрый и верный раб, склоните голову и верьте. То, что нам кажется ужасным со стороны, на самом деле не только проявление справедливости, но и любви.

Я сам слышал, как один человек говорил об этом. Он был тем, кого с уверенностью можно назвать "добрым и верным рабом".

"По закону, по справедливости, по святости Своего характера и правления Бог не только должен уничтожить тех, кто противится Его воле, но прежде всего как следует наказать их, причем наказать ровно настолько, сколько сочтет необходимым".

Когда я спросил его, как он совмещает столь бесчеловечное наказание с любовью, ответ был таков: "Вы не верите в Писания? В Библии сказано, что Бог есть любовь, то есть даже если то, что делает Бог, кажется нам бессмысленным, оно все равно должно свидетельствовать о Его любви". Такие слова снова напомнили мне о пресловутом лозунге: "Так сказал Бог! Я верю в это, и мне все ясно!"



"Ваш Бог слишком добр"

Иногда я слышал, как рабы обвиняли друзей в том, что у них нет обостренного чувства справедливости. Они не признают справедливого и принципиального наказания. Их Бог просто слишком слаб и добр. Я слышал, как один раб сказал: "Вы делаете из Бога сладкую конфетку!"

Однако истина как раз в обратном. У друзей есть острое чувство праведности - таков буквальный смысл греческого слова, которое часто переводится как "справедливость".

Друзья преклоняются перед Божией праведностью и хотели бы уподобиться Господу. Однако делать то, что праведно, вне всякого сомнения означает делать то, что справедливо. Рабы же тяготеют к осмыслению справедливости в категориях награды и наказания.

- Я люблю думать о том, что однажды Бог воздаст всем, кто так сильно мне навредил, - говорил один христианин. "Нет, - добавлял он, - вы понимаете, конечно, что я не жажду мести. Я прошу только о справедливости".

Недавно к казни на электрическом стуле был приговорен один убийца, отличавшийся невероятной жестокостью. Наступил час исполнения приговора, и вокруг тюрьмы собралась толпа. Слышно было, как некоторые весьма набожные люди кричали: "Гори, Банди, гори!"

Впоследствии кое-кто из них остался недоволен: Банди горел совсем недолго. Однако потом они утешились мыслью, что однажды, по воле Божией, справедливость восторжествует во всей своей полноте, и Банди будет гореть вечно.

Уничтожение не научит

Друзья осознают необходимость наказания. Они знают, что Бог наказывает тех, кого любит. Наказание исправляет и наставляет, и друзья готовы принять его, если в этом есть необходимость. И, принимая, они не досадуют, как это склонны делать рабы. Они знают, что Бог всегда наказывает их для их же блага. "Благодарю Тебя, Боже, мне это было необходимо", - таков благодарный ответ друга.

Однако уничтожение - не воспитание. Уничтожение ничему не научит казненного. И ничему не научит мучительное продление казни, ведь с жизнью покончено.

Но, быть может, Бог продлевает страдание, чтобы тем самым что-то сказать другим? Но как вы думаете, стали бы святые, пребывая вместе с Богом в Его царстве и глядя на агонию погибших, говорить своему небесному Отцу нечто подобное: "Благодарим Тебя, Боже, нам надо было видеть это. Справедливость требует, чтобы они были так наказаны, а нам надо было видеть, как это произойдет. И, кроме того, если Ты так обходишься с грешниками, то можешь быть уверен, что мы будем послушны всю вечность сполна!"

Такое послушание проистекает из страха, это послушание дрожащих рабов, которые просто делают то, что им сказано. Здесь нет столь желанного для Бога свободного сотрудничества понимающих друг друга друзей. И как вы думаете, что сказали бы Божий друзья, глядя как умирают грешники?

Рабский взгляд на спасение

По-своему понимая грех и налагаемое Богом наказание, рабы видят в спасении милосердное божественное вмешательство, благодаря которому их юридическая вина будет как-то заглажена и в итоге они смогут избежать казни.

Раба не очень интересует, каким образом смерть кого-то другого, невиновного, делает это возможным. Он хочет знать лишь одно: удовлетворен ли его Господин и смягчился ли его праведный гнев хоть в какой-то степени, получил ли он какое-то "умилостивление".

Особые слова

Вы знаете смысл слова "умилостивление"? Много лет назад моя старшая дочь, придя домой после занятий в библейском классе, стала повторять стих, который в очередной раз надо было заучить наизусть. Это был 25-й стих 3-й главы Послания к римлянам из Библии короля Иакова.

- Которого Бог предложил в жертву умиластивления в крови Его чрез веру, - начала она.

- Не "умиластивления", а "умилостивления", - вмешался я.

- Нет, папа, - безапелляционно заявила Лорра, - учитель сказал "умиластивление".

- Допустим, - согласился я, - но тогда скажи мне, что означает это "умиластивление"?

- Ох, папа, нам вовсе не обязательно это знать, нам просто надо выучить стих, и мы получим "отлично".

Все это напомнило мне рассказ о женщине, сказавшей своему пастору, что в Библии есть одно слово, которое особым образом вдохновляет ее.

- И какое же это слово? - поинтересовался пастор.

- О, - с воодушевлением ответила она, и глаза ее загорелись, - это чудесное слово Месопотамия!1

Раб по-своему понимает грех и спасение, и одной из характерных особенностей является то, что, говоря о таких вещах, он часто использует слова и фразы, которые друзьям кажутся "темными речами". Я имею ввиду "оправдание", "освящение", "искупление" и, конечно, "умилостивление".

Библейские писатели никогда не прибегали к таким словам. Даже Павел никогда не употреблял слова "оправдание", с которым так часто связывают его имя. Павел писал свои послания на греческом. С греческого можно сделать более простые в смысловом отношении переводы, нежели те, которые мы иногда встречаем. Последние переводы Библии на многие языки мира прошли долгий путь, чтобы сделать ее более доступной и понятной.

Священные фразы

Столь известные давние выражения как "омытый кровью", "сила, явленная в крови", "облаченный праведностью", "воспринятый в Возлюбленном", "спасенный кровию Агнца" и многие другие можно отнести к "темным речам". Я ни в коем случае не хочу сказать, что сокрытый в них смысл не имеет большого значения. Однако, что же означают эти фразы?

Ребенок только что поранил колено, у него сочится кровь. Его мать смывает эту кровь. Попытайтесь объяснить ему, что значит "омытый кровью Агнца". Объясните ему, что значит грех и спасение, и вы увидите, каким серьезным испытанием, это окажется для нашего собственного понимания.

На одном из библейских занятий я попросил студента-медика объяснить, почему, с его точки зрения, Иисус должен был умереть. Ни минуты не колеблясь, он ответил знаменитой цитатой из Послания к евреям: "Потому что без пролития крови не бывает прощения". (Евр. 9:22) И снова сел как ни в чем не бывало.

- Однако не означает ли это, - спросил я, - что, если бы кровь не пролилась, Бог не смог бы простить грешников?

- Почему вы не принимаете Библию так, как она есть? - слегка разволновавшись, ответил он вопросом на мой вопрос. "Кто заставляет вас все путать этими бесконечными поисками смысла?"

Но разве не так говорят и рабы?

Так считают друзья

Друзья Бога не слишком озабочены тем, какова их репутация с точки зрения закона, однако это вовсе не означает, что они легкомысленно относятся ко греху. Верно как раз обратное! Если рабы озабочены тем, как бы не нарушить правил, друзей беспокоит все то, что может подорвать доверие и нанести вред их отношениям с Богом. Больше всего их тревожит все то, что так или иначе может представить Его в ложном свете - независимо от того, объясняет ли какой-нибудь закон подробности исследуемой ситуации или нет.

Друзья понимают спасение как исцеление от того вреда, который был нанесен грехом. Если этот вред не был преодолен исцелением, его последствия становятся роковыми. Если продолжать вести жизнь, лишенную какого-либо чувства ответственности и четких ориентиров, можно полностью утратить способность доверять и самому стать человеком, не заслуживающим никакого доверия.

Для рабов самая большая опасность греха заключается в том, что он порождает Божий гнев.

Для друзей самая большая опасность греха заключается в том, что он делает с грешником. Упорство в грехе равносильно самоубийству.

Грех как яд

Если вам необходимо хранить в доме сильный яд, куда вы его поставите? Туда, где ваши дети сразу же его обнаружат, или на самую высокую полку в вашем гараже?

- Ни в коем случае не прикасайтесь к этому яду, - скажете вы детям, - даже к этой полке не подходите. Если не послушаетесь, я вас строго накажу.

Спустя некоторое время раздается страшный грохот. Вы бросаетесь в гараж: на полу ваш сын, рядом разбитая бутылка.

Что вы ему сделаете? Да, он вас не послушал. Но хоть на миг придет ли вам в голову, что за совершенный им грех его надо приговорить к смерти? Ведь он и так уже умирает.

Вы знаете, что яд быстродействующий. У вас мало времени. На что вы потратите драгоценные минуты? Будете бранить его за то, что он ослушался? Будете настаивать, чтобы он покаялся и сказал вам, что сожалеет о случившемся? Но разве ваше прощение убережет его от смерти?

Вы бежите за противоядием, но сын отказывается от него, и вы со скорбью видите, как он умирает.

Что привело его к смерти? Вы любили его. Вы его простили. Вы хотели дать ему противоядие. Но он все-таки умер.

Друзья не рассматривают грех с точки зрения нарушения закона. Они смотрят на него, как на яд. И Божий план спасения они понимают как противоядие, предлагаемое Богом.

Но если мы отказываемся от него? Что происходит с теми, кто отвергает спасение?

ЧЕСТНОСТЬ ДРУГА

Пророк Осия начинает свою книгу с рассказа о том, как Господь попросил его сделать нечто, с его точки зрения почти невероятное. Бог сказал, чтобы он взял в жены женщину, склонную к блуду. Даже если она и не блудодействовала, Он знал, что вскоре это вполне может случиться.

Следует отметить, что Бог не рассматривал такое повеление как естественный закон, распространяющийся на повседневную жизнь. Оно не содержало столь явного, очевидного смысла, чтобы всегда исполнять его, даже если Бог никогда и не просил об этом снова.

Эта заповедь была дана лишь однажды, подобно той, которая была дана Аврааму. Бог хотел сказать Своему народу нечто очень важное, и поэтому Он просил Своего друга Осию не только донести эту весть, но и самому продемонстрировать ее смысл.

Очевидно, Осия очень хорошо знал Бога, и поэтому он не ослушался Его повеления и взял в жены Гомерь. Она родила троих детей. По всей видимости только один из них был ребенком Осии. Вскоре она покинула его, уйдя к своим любовникам.

- Господи, - мог сказать Осия, - теперь, наверное, я больше не нужен Тебе, я сделал все, что Ты хотел.

- Нет, Осия, самое главное еще впереди. Иди и отыщи свою жену. Возьми с собой денег, чтобы выкупить ее в случае необходимости. А когда найдешь, уговори, чтобы она вернулась домой и отныне стала твоей верной женой.

И Осия пошел ее искать. Я представляю, как он ходил туда-сюда, спрашивая: "Гомерь не видели?"

Наконец он ее нашел. Что бы вы сказали своей жене,

окажись вы на его месте? Если бы вы любили ее, то осудили бы за то, что она сделала? Быть может, вы схватили бы ее и потащили домой? И как вы думаете, после этого она захотела бы жить с вами? Но если бы она наотрез отказалась возвращаться, вы оставили бы уговоры и отпустили ее?

Или в порыве чувства вы, быть может, сказали бы ей что-нибудь кроме: "Пожалуйста, вернись"?

- Ты действительно хочешь, чтобы я вернулась?

- Да. (Или, может быть, только кивок и слезы). Мы не знаем, что сделал Осия, но Гомерь вернулась к нему.

Развращение народа

История с пророком и его женой свидетельствует об отношениях между Богом и утратившим верность народом. В течение долгого времени Бог уговаривал мятежный Израиль вернуться на прежний путь, снова довериться Ему и самому стать народом, достойным доверия. Они были детьми Его лучшего друга Авраама, однако несмотря на это они надругались над Его любовью, с презрением отвергая всякую попытку сближения с Его стороны.

Веру не завоюешь силой, и, скорбя, Бог предоставил их самих себе. Однако без Его покровительства последствия могли быть плачевными.

С горестью Господь вспоминает, как протекли долгие века неоправдавшейся любви.

"Когда Израиль был юн, Я любил его

и из Египта вызвал сына Моего.

Звал их, а они уходили прочь от лица Моего,

Приносили жертву Ваалам

и кадили истуканам.

Я Сам приучил Ефрема ходить,

носил его на руках Своих,

а они не сознавали, что Я

врачевал их.

Узами человеческими влек Я их, узами любви, и был для них как бы поднимающий ярмо с челюстей их, и ласково подкладывал пищу им.

Не возвратится он в Египет, но Ассур - он будет царем его, потому что они не захотели обратиться ко Мне. И падет меч на города его, и истребит затворы его, и пожрет их за умыслы их. Народ Мой закоснел в отпадении от Меня, и хотя призывают его к горнему, он не возвышается единодушно.

Как поступлю с тобою Ефрем?

Как предам тебя, Израиль?

Поступлю ли с тобою,

как с Адамою,1

сделаю ли тебе, что Севоиму?2

Повернулось во Мне серце Мое,

возгорелась вся жалость Моя!" (Осия 11:1-8)

Первые две строки 8-го стиха можно перевести и так:

"Как, о, как Я оставлю тебя Ефрем! Как предам тебя, Израиль!"



©2015- 2021 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.