|
КАК РАБЫ И ДРУЗЬЯ СМОТРЯТ НА ГРЕХ И СПАСЕНИЕ
По-видимому, осмысление греха и плана спасения в значительной мере определяется тем, как мы представляем Бога и как оцениваем Его желание использовать закон.
Мой дед не скрывал своего взгляда на грех. Он посвятил себя его выявлению и искоренению. Он честно работал с людьми, включая и меня, дабы предотвратить его появление.
Свыше пятидесяти пяти лет прошло с тех пор, как я в последний раз беседовал с дедушкой, бродя взад и вперед до лужайке или уютно усевшись у камина. Однако я до сих пор помню наш разговор, время от времени возвращавшийся к теме греха.
- Грех - это нарушение закона, - напоминал он, и его борода делала еще более торжественными эти древние слова.
- Да, дедушка, ты мне уже говорил об этом прежде.
- И где в Библии это сказано? - допытывался он.
- Первое послание Иоанна, глава третья, стих четвертый, - отвечал я к его удовольствию.
- Но какой закон имеет ввиду Иоанн? - продолжал он.
- Поскольку, конечно, речь идет о законе Десятисловия, это значит, что грех есть нарушение одного из этих десяти правил.
Затем он повторял один очень серьезный стих из Послания Иакова: "Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех". (Иак. 4:17) "И мы знаем, что будет с грешниками, не так ли?" - спрашивал он и заключал: "Мы знаем, что нераскаявшиеся грешники никогда не войдут в Царство Небесное".
Мой дедушка мог бы упомянуть о более ужасной судьбе непослушных, описанной в Библии, но он верил в каждый стих, говоривший о Божией любви и о Христе, пожелавшем, чтобы к Нему приходили малые дети. Поэтому он и решил сказать лишь о том, что грешникам не дано будет разделить радость грядущей жизни.
Я очень любил его. Он был добрым и щедрым и наверняка предпочел бы умереть, чем согрешить. Он всецело посвятил себя служению Богу и всем нуждавшимся, - человек, с которым можно было жить по соседству и не запирать дверь своего дома. Я мечтал, что когда вырасту, стану таким же хорошим человеком, как мой дедушка.
Даже когда я учился в колледже в девяти тысячах километров от его дома, он время от времени посылал мне письма и в каждом из них наставлял меня и призывал, чтобы я не сошел с праведного пути.
Более широкий взгляд на грех
Именно в колледже у меня появилось стремление прочесть Библию и понять ее целиком. Этому способствовало то, что я приобрел некоторые познания в тех языках, на которых она была написана изначально. Вскоре я понял, что Библия не всегда описывает грех только как нарушение правил.
В уже упомянутом тексте 1 Иоан. 3:4, который довольно часто цитируют, давая определение греху, "нарушение закона" буквально можно перевести как "беззаконие". Это значит, что прежде всего грех представляет собой мятежную установку, бунтарское умонастроение, вражду к Богу и Его закону, что, в свою очередь, ведет к той или иной форме непослушания. В одном из переводов, вышедшем в 1989 году, это место переведено так: "Всякий, совершавший грех, повинен в беззаконии; грех - это беззаконие".
Послушание, приходящее от веры
Во вступлении к своему посланию, адресованному христианам Рима, Павел убежденно заявляет, что его служение заключается в том, чтобы явить новый род послушания. Оно должно в корне отличаться от того, которое практиковал он сам до встречи со Христом на пути в Дамаск. Оно должно быть, как он буквально называет, "послушанием по вере". Павел привык в прошлом совершать "послушание по закону", и хотя делал это весьма ревностно, результаты совершенно не удовлетворяли его. Такое послушание сделало его нетерпимым и даже жестоким по отношению к другим людям. Оно привело его к осквернению самого духа божественного закона, закона любви.
Однако не получается ли так, что теперь, призывая к "послушанию по вере", Павел упраздняет закон? "Ни в коем случае, - восклицает он, - мы напротив утверждаем его". (Рим. 3:31) "Мы отводим закону положенное место", - читаем в одном английском переводе.
Одна из целей закона заключалась в том, чтобы служить нашим "детоводителем ко Христу". Однако Его конечная цель - та, о которой говорит Иеремия. Павел согласен с пророком. Требования закона могут быть записаны в сердце, в том месте, где, как объясняет он римлянам, сосредоточены людская совесть и мысли. (Рим. 2:15)
"Послушание по вере" проистекает из "познания" Бога в полном смысле этого слова. Оно приходит из познания истины о Нем Самом и о том, почему Он обращается к закону. Оно является результатом нашей способности доверять Ему как Другу и восхищаться Им, глядя на Его мудрые и милосердные действия.
Но это значит, что Дух Истины сумел написать закон "в наших. сердцах". Отныне мы по доброй воле делаем то, что требует закон, твердо сознавая, что его требования правильны.
Послушание, исходящее от убеждения
По-видимому, в Послании к римлянам Павел говорит, что действовать без такого убеждения или вопреки ему и есть грех. "Все, что не по вере, грех", - таков буквальный перевод его слов. (Рим. 14:23)
"Убеждение" - таково одно из значений греческого слова, которое обычно переводится как "вера", "доверие". В 1-м стихе 11-й главы Послания к евреям, который часто цитируется как определение веры, она описывается как "уверенность (убежденность) в невидимом". Буквальный перевод - "убежденность", "убеждение".
На основании того, о чем Павел спорит в Рим. 14, можно сказать, что в 23-м стихе слово "вера" он употребляет в смысле убежденности, убеждения. Вот почему в одном из переводов данный стих переведен так: "Все, что не исходит от веры - грех" (а внизу дана сноска: "Или из убеждения").
Нетрудно понять, каким образом противоречие собственным убеждениям может быть грехом. Речь не идет о том, что человек, действующий вопреки своим взглядам, попадает в юридическую тяжбу с Богом, однако насиловать собственную совесть значит ослаблять в себе способность к различению хорошего и плохого, быть человеком нецельным, которому нельзя доверять.
Друг, которому можно довериться, ведет себя иначе, и цена попрания собственных убеждений очень велика.
Однако Павел, по-видимому, предостерегает и о том, что действовать без каких-либо убеждений тоже неверно и греховно. "Всякий поступай по удостоверению (убеждению) своего ума", - призывает он в 14-й главе Послания к римлянам. Каким образом неприятие этого благородного призыва можно рассматривать как грех?
Не умея принимать решения на свой страх и риск и привыкнув прислушиваться к другим и не анализируя их точку зрения, мы все больше и больше подпадаем под чужое вредное влияние. Такой человек подобен детям, которые, по словам апостола Павла, "колеблются и увлекаются всяким ветром учения". (Ефес. 4:14) Он "подобен морской волне, ветрам поднимаемой и развеваемой, - вторит Павлу Иаков.
- Человек с двоящимися мыслями нетверд во всех путях своих". (Иак. 1:6-8)
Очень опасно то, что, как у беспомощного младенца, о котором Павел говорит в Послании к евреям, его "чувства" не приучены навыком и "различению добра и зла". (Евр. 5:13,14) Не развив богоданной способности к самостоятельному решению, он вредит средоточию своей мысли, тому месту, где Дух Истины совершает самую важную работу.
Такой человек нетверд, и на него нельзя положиться, как на доброго друга. Итак, действуем ли мы вопреки своим убеждениям или вообще так и не сумели их сформировать, - в любом случае в конце концов за нашу беспечность мы платим очень дорого.
Грех Моисея
Незадолго до того как народ Израилев перешел Иордан и вступил в Ханаан, добрый друг Бога Моисей совершил столь тяжкий грех, что Господь не позволил ему вместе со всеми войти в Обетованную Землю.
Не имея воды, народ снова начал роптать. "Для чего вывели нас из Египта, чтобы привести нас на это негодное место?" - жаловались израильтяне. Не зная, что делать, Моисей и Аарон обратились к Богу. "И сказал Господь Моисею, говоря: "Возьми жезл и собери общество, ты и Аарон, брат твой, и скажите в глазах их скале, и она даст из себя воду"".
Моисей и Аарон собрали общество, однако Моисей не последовал Божьему наставлению до конца. Он принял слишком близко к сердцу неблагодарный ропот толпы.
- Послушайте, непокорные, - гневно воскликнул он, - разве нам из этой скалы известь для вас воду? Затем поднял руку и дважды ударил в скалу жезлом. Хлынула вода, и люди и скот начали пить ее. "И сказал Господь Моисею и Аарону: "За то, что вы не поверили Мне, чтоб явить святость Мою пред очами сынов Израилевых, не введете вы народа сего в землю, которую Я даю ему"". (Числ. 20:8-12)
Моисей умолял Бога изменить решение. "Дай мне перейти и увидеть ту добрую землю, которая за Иорданом", - просил он, и просил так долго, что Господь в конце концов ясно сказал Своему старому другу: "Полно тебе, впредь не говори Мне более об этом". (Втор. 3:23-26)
Когда же Моисей взошел на гору Нево, дабы умереть на ней, Господь напомнил ему о том, в чем заключалось прегрешение, совершенное им и Аароном, - прегрешение столь тяжкое, что оно оправданно сводило на нет всю награду, честно заработанную за сорок лет преданного служения. Интересно, что чувствовал Моисей, когда для грядущих поколений записывал все случившееся.
"За то, что вы согрешили против Меня среди сынов Израилевых... что не явили святости Моей среди сынов Израилевых". (Втор. 32:51)
Стремясь оградить имя Божие от поношения, Моисей повел себя не так, как всегда. Вспомним, как он уверял народ, что ему не надо бояться Бога, вспомним, как однажды он даже с отвагой советовал Богу не рисковать Своим именем в глазах людей.
Теперь же он сам нанес вред этому имени. Он "согрешил" (буквально: "надломил веру"), помешав Богу явить себя людям так, как Он хотел это сделать в тот день.
Дойдя до пределов Ханаана, народ вступил в полосу многочисленных опасностей, и теперь, чтобы выжить, надо было доверять Богу полностью. Однако люди были настроены враждебно и настороженно. Что надо было сделать Богу, чтобы их умонастроение изменилось и они почувствовали, что Он не оставляет их?
Много лет спустя Павел скажет, что к покаянию ведет благость Божия. (Рим. 2:4; 10:17) В тот день Бог решил дать этому недостойному народу столько воды, сколько ему было нужно. Он не разгневался. Никого не осудил. Никого не наказал. Он просто сделал так, что открылся долгожданный источник воды.
Люди, наверное, были бы тронуты таким оборотом дела, однако Моисей помешал в полной мере совершиться тому, к чему стремился Бог. Его гнев и нетерпение способствовали обратному. Несколько лет назад люди просили Моисея, чтобы он был их посредником, чтобы стал между ними и гневом Божиим и от имени Бога говорил к ним. Ведь если даже он, кроткий Моисей, так разгневался на них, то Божий гнев, наверное, просто не знает пределов.
Когда же все узнали, что Господь не разрешил Моисею войти в Ханаан, наказание, вероятно, показалось слишком суровым. Наверное, они спрашивали друг у друга: "Интересно, что же такое сделал старик? И почему он не принесет жертву и не попросит прощения? Быть может, тогда Господь и пустил бы его вслед за всеми".
Но Бог уже простил Своего старого друга. Моисей, наверное, приходил в ужас от того, что он сделал, и я представляю, как он кричит: "Господи, прости меня за то, что я повредил Тебе, но, Господи, быть может, мы все-таки по-прежнему останемся друзьями?"
Господь знал, что столь строгое отношение к своему другу не будет чрезмерным испытанием для их дружбы. Он знал, что Моисей - его друг, а друг поймет. Он всем показал, что для друзей нет ничего хуже, чем навредить другу. Для духовного вождя самый страшный грех - исказить истину о Боге.
Когда Моисей умирал, Господь был с ним на горе Нево (Втор. 34:1-6), и Он же лицом к лицу разговаривал с ним на горе Фавор. (Мат. 17:3; Map. 9:4; Лук. 9:30) Бог и Моисей по-прежнему добрые друзья.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|