Сделай Сам Свою Работу на 5

Как Бог проучил Навуходоносора





Как исправить неуемно властного и высокомерного человека?

Как вообще достучаться до сердца тирана, столь закореневшего в своеволии, что любое противоречие и неповиновение пробуждало в нем жажду убийства?

Конечно, как только он взошел на престол, Бог мог легко уничтожить его. На окружающих это произвело бы сильное впечатление, но ничему не научило бы того, кто принял смерть. И тогда небесный Отец начал постепенно наставлять Своего заносчивого сына.

Только одно почитал Навуходоносор - верховную власть. Когда Даниил сумел рассказать ему сон, который он забыл, царь пал на колени перед пророком. "Истинно, - сказал он, - Бог ваш есть Бог богов и Владыка царей, открывающий тайны, когда ты мог открыть эту тайну!" (Дан. 2:47)

Мы уже говорили, что Бог Сам приходит к нам и встречает нас там, где мы находимся. Моисею Он предстал в горящем кусте (Исх. 3), а Навуходоносору - в пламени раскаленной печи.

"Навуходоносор царь изумился и поспешно встал и сказал вельможам своим: "Не троих ли мужей бросили мы в огонь связанными?" Они в ответ сказали царю: "Истинно так, царь!" На это он сказал: "Вот, я вижу четырех мужей, ходящих среди огня, и нет им вреда; и вид четвертого подобен сыну Божию". (Дан. 3:24,25)



Вызнав приговоренных из пламени, царь при всех своих сановниках возгласил:

"Благословен Бог Седраха. Мисаха и Авденаго, Который послал Ангела Своего и избавил рабов Своих, которые надеялись на Него и не послушались царского повеления, и предали тела свои огню, чтобы не служить и не поклоняться иному Богу, кроме Бога Своего!" (Дан. 3:28)

Итак, Бог завоевал уважение и почтение царя, однако тот еще не знал Его как следует, не знал Его так, как узнал Павел, проделав свой путь в Дамаск. Он был совсем не готов сказать вместе с Павлом: "Всякий, кто не согласен со мной, поступай по удостоверению своего ума". (Рим. 14:5) Вместо этого он дает новое повеление, свойственное тирану:

"Чтобы от всякого народа, племени и языка кто произнесет хулу на Бога Седраха, Мисаха и Авденаго, был изрублен на куски и дом его был обращен в развалины, ибо нет иного Бога, который мог бы так спасать". (Дан. 3:29)

Явив Свою мощь, Бог только на один шаг приблизил к Себе Навуходоносора, и тот уже был готов с почтением слушать Его. Однако и сам решил прибегнуть к силе, дабы, устрашив народ, заставить его должным образом почитать столь всемогущего Бога.



Мы видим, что царь еще не может принять дар Господней дружбы. Однажды Даниил отважился сказать ему, что Бог ожидает от него большего снисхождения к его слугам.

"Посему, царь, - сказал он, - да будет благоугоден тебе совет мой: искупи грехи твои правдою и беззакония твои милосердием к бедным". (Дан. 4:24) А еще раньше мы видели, что Навуходоносора поразила вера, явленная тремя еврейскими пленниками.

И вот после нескольких лет смиряющего наказания царь признал перед всеми, что "Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет!"

"... По воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле.

И нет никого, кто мог бы противостоять руке Его и сказать Ему: Что ты сделал?" (Дан. 4:32)

"Ныне я, Навуходоносор, славлю, превозношу и величаю Царя Небесного, Которого все дела истинны и путь праведны и Который силен смирить ходящих гордо". (Дан. 4:34)

"Угодно мне вспомнить знамения и чудеса, соделанные Всевышним для меня: как велики Его знамения, как разительны Его чудеса!" (Дан. 3:32,33)

Итак, мы видим, что Навуходоносора по-прежнему изумляет сила, хотя он и признает, что Господь прибегает к ней ради правды и справедливости. На этот раз он уже не говорит, что всякий, кто не пожелает вместе с ним покориться Небесному Царю, будет "изрублен на куски" или брошен в огненную печь.

Мы не знаем, перестал ли он быть просто смиренным рабом, признающим одну только верховную власть. История его жизни завершается без каких-либо упоминаний о том, что он учил народ вере и любви - ив этом она совершенно не походит на жизнь двух друзей Божиих - Моисея и Павла. Но, быть может, в будущей жизни он узнает, что такое дружба, основанная на свободе, - ведь теперь как преданными умный раб он готов слушать.



"Не воинством и не силою"

Место, где Навуходоносор повелел всем собравшимся пасть на колени, находится недалеко от Багдада, столицы Ирака. Говорят, что правителя этой страны очень восхищает царь древнего Вавилона, однако это восхищение не способствует миру на Ближнем Востоке.

Навуходоносор не может служить примером первого среди равных, примером призыва к единению, основанному на доверии, а не страхе.

Да если бы он и был таким, сегодняшние "императоры" наверняка не торопились бы им восхищаться.

Бог очень хочет, чтобы доверие и дружба воцарились на этой земле, где живет так много потомков Его старого друга Авраама. Но тогда почему же Он не вмешается и не заявит о Своей высшей воле? Ведь Сам Иисус сказал, что "Богу все возможно". (Мат. 19:26) Осмелился бы тогда кто-нибудь утверждать, что Его власть не беспредельна?

Все верно, но если Своею мощью и силой Он превратит врагов в любящих и доверяющих друг другу друзей (пусть только на Ближнем Востоке), то кого отныне можно будет винить в непрекращающейся вражде и недоверии?

Бог Сам ответил на эти вопросы, и Писание свидетельствует об истинности и значимости Его ответа. "Не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф". (Зах. 4:6) Через пророка Захарию эти слова были обращены к Зоровавелю, вождю израильтян, вернувшихся в Иудею из вавилонского плена. После семидесяти лет наказания народ вновь получил возможность показать себя достойным своего отца Авраама, возможность зажить в мире и согласии, дабы Иерусалим смог стать "городом истины" и "горою святыни". (Зах. 8:3)

Да, этот город действительно мог стать надежным и радостным убежищем. "Опять старцы и старицы будут сидеть на улицах Иерусалима, - читаем мы в Книге пророка Захарии, - каждый с посохом в руке, от множества дней. И улицы города сего наполнятся мальчиками и девочками, играющими на улицах его". (Зах. 8:4,5)

Молва о правдолюбии и доброте его жителей разнесется так далеко, что "будут приходить многие племена и сильные народы, чтобы взыскать Господа Саваофа в Иерусалиме и помолиться лицу Господа". "Будет в те дни: возьмутся десять человек из всех разноязычных народов, возьмутся за полу иудея и будут говорить: мы пойдем с тобою, ибо мы слышали, что с вами - Бог". (Зах. 8:22,23)

Именно этого Господь всегда хотел для потомков Своего старого друга Авраама - и не только для них, но и для всех, кто благодаря миролюбию и достоинству его детей смог узнать истину о его Боге.

Господь очень хотел помочь Израилю стать таким народом, однако Его весть, обращенная к Зоровавелю, могла воплотиться в жизнь только действием Духа, а не "воинством и силою", Никто не может противостоять Божией власти (и мы знаем, что Навуходоносор в конце концов убедился в этом), однако даже самый слабый человек может сказать "нет" тихому, кроткому голосу любви и истины.

Воинством и силою Господь сотворил этот огромный мир. Однако даже безмерная мощь не помешала отпасть Люциферу (Откр. 12:7-9) - самому ослепительному ангелу. Многие дети Адама и Евы, сознавая эту мощь, не стали доверять своему Творцу и любить Его.

Воинством и силою, почти теряя духовную связь с человечеством Господь в скорби наслал на всю землю потоп, однако ни то, ни другое не вселило веру в потомков Ноя.

Они не сомневались в существовании Бога. Они признавали Его верховную власть, однако подобно бесам, о которых говорит Иаков (Иак. 2:19), они со страхом думали о Нем. Они верили в Него, но не хотели довериться Ему как другу. Они даже начали строить башню, чтобы отойти от Него.

Воинством и силою Бог спас Свой народ от египетского рабства и привел в землю Ханаанскую, однако все это не укрепило его веры. Своею жизнью люди вновь и вновь показывали, что больше верят кровожадным языческим богам. Даже царь Соломон, столь хорошо знавший Бога и вдохновленный Им на создание Книги Притчей, приносил своих детей в жертву Молоху. (3 Цар. 11:7,8; 4 Цар. 23:10)

"Но Духом Моим, говорит Господь Саваоф"

Не по немощи обратил Бог Свои слова к Зоровавелю. Это были слова "Господа Всемогущего", и кто лучше Него знал пределы использования Своей власти? Некоторые из нас по-своему понимают смысл данного стиха. Речь идет о том, говорят они, что Божий замыслы нельзя осуществить человеческой силой и властью, но только Божией. Однако мне кажется, что смысл данного отрывка заключается в противопоставлении силы вообще и действия Святого Духа.

То, чего Бог желает больше всего - нерушимого мира, свободы, доверия и дружбы, - нельзя достичь силою и, тем более, страхом. Если бы Бог хотел одного только повиновения и бездумного послушания, Он бы уже давно достиг этого. Принцип ясен: "На колени - или я брошу вас в огонь!" Однако Бог - не небесный Навуходоносор, Он скорее пройдет через смерть, чем прибегнет к силе и страху. И мы знаем, что однажды - дабы навеки засвидетельствовать эту истину - Он действительно отдал Свою жизнь.

Из слов Иисуса мы знаем, как действует Дух. Он наставляет, убеждает, умоляет. Это вовсе не означает, что у Него меньше власти и силы, чем у Отца или Сына - ведь Дух Святой тоже Бог. Однако Его сила (самая великая и неколебимая) - это непреложная сила правды, о которой хорошо сказал апостол Павел в своем Послании к римлянам. (Рим. 1:17)

Такую силу признают не все. Она овладевает лишь теми, кто готов слушать, кто до глубины души тронут не громами с горы Синай, а истиной, сказанной кротко и с любовью.

Дух кротко молил Иуду, когда Учитель омывал грязные ноги предателя. Ангелы пришли бы в изумление, увидев, как Творец вселенной, которому они поклонялись и пред которым благоговели, добровольно и смиренно преклонил колени перед Своим неверным учеником. В этот вечер Святой Дух обращался и к ним и, наверное, они узнали о Божием милосердии гораздо больше, нежели знали прежде.

Однако Иуда остался недвижим. Он не отозвался на тихий голос Святого Духа.

Где негодование Божие? Почему Бог не уничтожил его, столь неблагодарно отвергнувшего зов любви? Ангелы узнали о том, что Отцу, скорбя, пришлось оставить своего неверного сына, предав его естественному ходу событий. И несколько часов спустя во тьме собственного своеволия Иуда совершил самоубийство.

Прошло много лет, и Дух вдохновил Иоанна запечатлеть эти памятные события, о которых теперь мы можем прочесть. И, быть может, кто-то из нас, подобно ангелам, будет глубоко взволнован ими и еще больше укрепит свою веру в безграничное Божие милосердие. (Иоан. 13:1-20)

Такая вера не рождается по приказу. Она не приходит под страхом гибели. Ее рождает истина о Боге - том Боге, Которого мы видим в горнице со Своими учениками и Который предстает перед нами в других событиях, запечатленных в Писании.

Именно такою силою Святой Дух претворяет замысел Творца, желающего, чтобы Его мир был наполнен верными и преданными друзьями. "Не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф".

НЕ ВЕРЬТЕ СЛЕПО!

Опросы общественного мнения показывают, что больше всего в нашем обществе доверяют церковным служителям и врачам, а меньше всего - политикам и коммерсантам, хотя некоторые считают, что на последнем месте стоят юристы.

Такое отношение к данным профессиям не всегда справедливо и тем более несправедливо так относиться к людям, которым вполне можно доверять в их профессиональной сфере. Если кто-то решил стать священнослужителем, это вовсе не означает, что такой человек будет достоин всяческого доверия. Недавние трагические события свидетельствуют об обратном.

Спрашивали и о доверии людей к Богу. Оказалось, что почти во всем так называемом христианском мире оно серьезно ослаблено.

Бог, конечно, очень огорчен всем этим. Но разве станут люди отвергать Бога Авраама, Моисея и Иакова, Бога, справедливого как Иисус, Бога, который хочет видеть всех Своими друзьями?

Пожалуй, даже неплохо, что серьезные люди не могут доверять богу, который действительно не заслуживает доверия. Больше всего Господа печалит то, что многие из Его детей не знают Его по-настоящему. Во время моих путешествий по Британии я часто встречался с теми, кто почти или совсем не верит в Бога. Я задавал им один и тот же вопрос: был ли в их жизни период, когда они действительно верили?

- Да, конечно, - нередко слышалось в ответ, - я верил, когда был ребенком.

- И как же вы представляли Бога тогда? - спрашивал я.

Они начинали рассказывать, и, слушая их, я ловил себя на мысли, что если бы Бог действительно был таким, я бы тоже перестал в Него верить. Иногда я осторожно намекал, что, быть может, существует и другой взгляд на Бога.

- Можно ли сказать, что иногда мы неправильно понимаем Бога и неверно о Нем говорим? - спрашивал я и, глядя на добрые лица своих собеседников (англичан, ирландцев, шотландцев, жителей Уэльса), добавлял, не будучи в силах сдержаться: "Что бы вы сказали, если бы Бог был не только безмерно могуч, но и столь же милосерден, если бы Он больше всего ценил вашу свободу и неповторимость и хотел бы видеть в вас не рабов, а Своих друзей?"

- Мне кажется, такому бы я поверил, - грустно говорили одни.

- Если бы я знал, что это действительно так, то пожалуй уверовал бы! - отвечали другие.

Одной лишь верой?

Как Богу явить Своим детям истину о Себе Самом?

- Есть вещи, которые воспринимаются только верою,

- таков традиционный ответ многих благочестивых христиан.

- Но верою во что? - спрашиваем мы.

- Нет, я не имею в виду веру в кого-то или во что-то, - отвечает собеседник. - Я говорю о том, что есть вещи, о которых вы можете судить только веруя.

В данном случае слово "вера" употребляется для того, чтобы охарактеризовать способ познания какого-либо объекта почти или вообще без доказательств. "Верю в то, о чем знаю, что не так", - так определил веру один школьник. Немногие, конечно, рискнут с ним согласиться, однако некоторые утверждают, что "верить, - значит быть убежденным в том, что противоречит здравому смыслу".

Может, именно поэтому многим так трудно верить в Бога?

Может быть, они просто не могут или не хотят делать то, что идет вразрез с их здравым смыслом?

Всю свою жизнь дети слышат от родителей и учителей, что надо полагаться на здравый смысл, и вправе ли мы, когда речь заходит о вере в Бога, сказать, что они спокойно могут отказаться от этого принципа?

"Я знаю, что это так!"

Во время моей учебы в колледже я посещал одну небольшую христианскую школу. Там я встретил девушку, которая, согласилась стать моей женой, и вот уже сорок восемь лет мы вместе. По обычаю такого рода заведений жилые комнаты девушек и юношей были предусмотрительно размещены в разных концах учебного комплекса. По сегодняшним меркам такие правила выглядят слишком строгими и безнадежно устаревшими.

Каждый год, когда с приходом весны на территории школы расцветали персиковые деревья, учащиеся переживали наплыв весенних чувств, а их наставники удваивали бдительность, дабы сохранить у своих подопечных надлежащий настрой на учебу.

Если выяснялось, что какой-то молодой человек готов принять преждевременное или опрометчивое решение, глубокоуважаемый декан женского отделения приглашал его к себе в кабинет для серьезного разговора. "Молодой человек, - торжественно начинала она, - согласитесь, что у вас не было возможности как следует познакомиться с этой девушкой". (И надо признать, что по тогдашним правилам это действительно было нелегко сделать). "Здравый смысл подсказывает, что, прежде чем сделать окончательное решение, вам следовало бы узнать ее гораздо лучше. Быть может, этим летом вам не мешало бы съездить к ней в гости, посмотреть, как она живет с родителями и помочь в каких-нибудь домашних делах". (Как я уже заметил, в те времена нравы были весьма старомодны!)

- Но мне не надо знать ее лучше, - вежливо возражает собеседник. - Я обращался к Богу и теперь сердцем чувствую, что Господу угодно видеть ее моей женой.

- Но, молодой человек, вы же знаете, что неразумно доверять чувствам, особенно в такое время года. Никакая осторожность не покажется чрезмерной, если речь заходит о человеке, с которым вы намерены провести всю оставшуюся жизнь.

- Но разве вы не говорили нам - помните, тогда, в церкви - что, решив вверить свое сердце Богу, мы не должны сомневаться и задавать бесконечные вопросы, как мы это делаем в науке? Вы говорите, что никакая осторожность не будет чрезмерной, когда речь идет о выборе подруги жизни. Но если мы выбираем Бога, с которым пребудем в вечности, - тогда почему нам надо доверять сердцу, а не голове?

- Молодой человек, существует различие между светским знанием и религиозной верой. Когда речь заходит о духовном, голова не должна мешать сердцу.

- Благодарю вас за совет, но я уже принял решение. Она дала согласие, и мы приглашаем вас на свадьбу. Не волнуйтесь, все будет хорошо. Сердце подсказывает мне, что она как раз для меня.

Недавно я слышал, как один проповедник громогласно заявлял: "Я знаю, что Богу можно довериться, я постиг это верой".

- Хотите знать, почему я в этом уверен? Я просто знаю, что знаю, что я знаю, что это так! (На самом деле он еще дольше повторял свое "знаю"!)

- Откуда в вас такая вера! - хочется спросить.

- Это Божий дар, плод Святого Духа.

- Тогда почему не каждый наделен таким даром?

- Бог дает веру избранным, а если вам покажется, что поступая таким образом, Он ведет себя капризно или нечестно, вспомните Рим. 9:20, где апостол Павел предостерегает от стремления постичь Его неисповедимые пути.

Однако многие, задаваясь вопросом об этой мнимой капризности и не найдя лучшего объяснения, не хотят доверять такому Богу.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.