Можно ли отвергнуть дар веры?
Можно по-другому объяснить, почему не все наделены даром веры. Некоторые считают, что если Бог дает веру не всем, а только избранным, то тем самым ставятся под вопрос два других, не менее драгоценных дара: свобода и возможность выбора. Приверженцы данной точки зрения утверждают, что Бог дает ее всем, и каждый имеет возможность принять ее или отвергнуть. Некоторые к сожалению, выбирают второе.
Однако многие из сторонников этой позиции понимают веру как богоданную способность и готовность уверовать, не основываясь ни на каких внешних доказательствах. В таком случае возникает вопрос: на каком основании человек решает, принять ему дар веры или отвергнуть его? Или выходит, что принятие этого дара само является актом веры - той веры, которая еще не получена? Согласуется ли это со здравым смыслом? Если мы понимаем веру именно так, то я не могу верить, когда здравый смысл говорит мне, что верить не надо.
О значении слова "вера"
Нередко пытаются провести какое-то различие между просто верой, верой-убеждением и верой-доверием. Стремясь отыскать какой-то ответ в Новом Завете, необходимо помнить, что все три значения представляют собой перевод одного и того же греческого слова.
Поскольку многие переводы Библии используют эти слова именно как синонимы, не следует проводить резкого разграничения между ними, так как может сложиться впечатление, что речь идет о трех различных словах греческого языка.
Например, когда в Филиппах темничный страж спросил у Павла и Силы, что ему делать чтобы спастись, они дали ответ, который стал темой многих серьезных проповедей. Но что же они сказали? (Деян. 16:25-34)
"Веруй в Господа Иисуса", - гласит Перевод короля Иакова (1611-й год).
"Утверди веру в Господа Иисуса", - сказано в Переводе Нового Завета 1988-го года.
"Доверься Господу Иисусу", - читаем в другом переводе Библии.
Итак, все три слова в принципе означают одно и то же, и смысловой оттенок каждого из них надо выявлять из контекста. Из Послания апостола Иакова мы видим, что даже о бесах можно сказать, что они веруют в Бога. Или, о Его врагах лучше говорить, что они, так сказать, убеждены в Его существовании? Из контекста видно, что они чувствуют страх перед Богом и потому трепещут. (Иак. 2:19)
Прыжок во тьму?
Бог хочет, чтобы мы верили Ему - иначе нам никогда не обрести той дружбы, о которой сказано в Евангелии от Иоанна. Однако Он не требует, чтобы мы верили Ему как незнакомцу. Верить тому, кого не знаешь, значит играть в азартную игру, прыгать во тьму. Бог не зовет нас к такому риску.
Вспомним, как много Он делает для того, чтобы мы как следует Его узнали. "Бог, многократно и многообразно говоривший отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне", в Том, Кто в конце Своей неповторимой жизни мог сказать: "Видевший Меня видел Отца". (Евр. 1:1,2; Иоан. 14:9)
Вся земная жизнь Иисуса, Его общение с людьми, Его слова, сказанные об Отце, а более всего Его уникальная, ужасная и величественная смерть, - все это непременно свидетельствует о том, что такой Бог достоин доверия и что мир не видел никого, кто был бы более желанен и более достоин его поклонения.
Естественно, что такая точка зрения предполагает веру в Писание. Верить в Библию вовсе не значит очертя голову прыгать во тьму. К "прыжку веры" призывают другие духовные книги, Библия же сама настаивает на том, что, прежде чем совершить акт веры, необходимо как следует рассмотреть имеющиеся свидетельства.
Старое обвинение
Из Книги Бытия мы знаем, что первым, кто призвал не верить Богу, был змей, живший в Эдемском саду. В Книге Откровения, последний из шестидесяти шести книг Библии, он назван "диаволом и сатаною, обольщающим всю вселенную". Там же сказано, что он возглавил мятеж против Бога и был "низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним". (Откр. 12:7-9)
Оба имени ("диавол" и "сатана") означают клеветник и враг. Даже Иисус, столь милосердный к самым закоренелым грешникам, назвал его "лжецом и отцом лжи". (Иоан. 8:44)
"Бог солгал вам, - внушал сатана нашим прародителям, - вы можете верить Богу, который лжет? Если вы будете есть от этого дерева (Быт. 3), вы не умрете. Даже наоборот: съев его плод, вы уподобитесь самому Богу. Как Он мог так жестоко лишить вас этого благотворного дара? И как Он может быть столь бессердечным и неумолимым, сразу грозя смертью за первый же проступок? Если бы Он действительно любил вас, Он, по крайней мере, дал бы вам какой-то шанс".
Послушание или смерть! - вот что получается на самом деле. "Как вы можете поклоняться тому, кто так мстителен и суров? Столь требовательный и капризный бог не достоин вашего поклонения и веры".
Если Бог действительно таков, каким Его представил сатана, то он прав и не стоит верить тирану. А если так, то мы не сможем обрести ту свободу и дружбу, которую Иисус предложил Своим ученикам.
Но все дело в том, что вознеся свою клевету на Творца, сатана возложил ее на Иисуса, ибо Тот, Кто принес нам истину, и был Творцом вселенной. (Иоан. 1:1-3; Кол. 1:16)
Ответ Бога
Ответил ли Бог на эти обвинения? Достаточны ли они для того, чтобы им поверить?
Простого отрицания здесь не достаточно: даже если оно исходит от Самого Бога, мы никак не можем узнать, истинны ли Его слова. Сатана тоже обращается к нам и иногда делает это весьма авторитетно и властно. Однако ни слова, ни проявление верховной силы не могут убедить в честности и внушить доверия. Сам Иисус призывал не верить словам, даже если они сопровождаются проявление сверхъестественной силы.
Он говорил, что придут духовные вожди, которые будут утверждать всяческую ложь - и даже называть себя Христовым именем! Они представят великие знамения и чудеса, чтобы подтвердить истинность своих утверждений. "Но не верьте им", - сказал Иисус. (Мат. 24:23,24) "Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас. Ибо многие придут под именем Моим и будут говорить: "я Христос", и многих прельстят". (Мат. 24:4,5)
"Возлюбленные! - призывал позднее апостол Иоанн. - Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире". (1 Иоан. 4:1)
Иоанн пишет, что непосредственно перед Вторым пришествием Христа сатана захочет покорить весь мир. Стремясь к этому, он проявит силу и власть и начнет творить великие чудеса и даже сумеет низвести огонь "с неба на землю пред людьми". Он обольстит чудесами всех "живущих на земле", кроме небольшого числа верных Господу. (Откр. 13:8,12-14)
И пророки могут лгать
Много лет назад Моисей призывал детей Израилевых не обольщаться чудесами. "Если восстанет среди тебя пророк или .сновидец и представит тебе знамение или чудо, и сбудется то знаменье или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом: "Пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им" - то не слушай слов пророка сего..." (Втор. 13:1-3)
Есть в Ветхом Завете одна история о том, как Господь послал пророка из Иудеи с вестью к царю Иеровоаму. Исполнив свою миссию, он не принял царского приглашения, не вошел в его дом и, следуя Господней заповеди, пошел обратно другой дорогой.
Этот "человек Божий" был верным рабом Господа, он привык подчиняться, не задавая вопросов. "Если Бог сказал так, то я верю этому и с меня довольно", - рассуждал он, привыкнув к этому почтительному, но рискованному способу определения истины.
Он принес царю Божию весть, и когда тот пригласил его в дом, пророк без колебаний ответил: "Хотя бы ты давал мне половину твоего богатства, я не пойду с тобою, и не буду есть хлеба, и не буду пить воды в этом месте. Ибо так заповедано мне словом Господним: "Не ешь там хлеба и не пей воды, и не возвращайся тою дорогою, которою ты шел"". (3 Цар. 13:8,9)
Неподалеку' жил другой старец-пророк, сыновья которого рассказали ему о вестнике из Иудеи и о том, что тот сказал царю.
"Какой дорогою он пошел?" - спросил старец. Сыновья указали путь. "Оседлайте мне осла", - сказал он и отправился вослед молодому пророку. Он нашел его под дубом у дороги.
- Ты пророк из Иудеи?- спросил старец.
- Я, - ответил тот.
- Тогда зайди ко мне и отобедай со мной.
- Я не могу. Бог повелел мне не останавливаться во время этого путешествия и ни с кем не есть. А раз Он так сказал, то так и будет.
- Не бойся, все в порядке. - ответил старец, - я такой же пророк, как ты, и ангел по повелению Господнему сказал мне, чтобы я пригласил тебя к себе домой и оказал гостеприимство.
Однако старец солгал. (3 Цар. 13:18)
- Ты считаешь, что Бог изменил свое повеление? Тогда другое дело; я всегда говорю: "О чем Бог скажет - тому я и верю".
И вот доверчивый, но обманутый пророк из Иудеи пошел за старцем. У этой истории печальный конец, и хочется спросить: "Почему ее вообще включили в Писание?" У молодого пророка не было оснований не доверять старцу, это было бы оскорбительно для него.
Но у него не было веских оснований с такой легкостью принимать изменение в божественном повелении. Разобраться в ситуации было бы возможно только тогда, когда он при всей своей вежливости к старцу сохранил бы за собой право на проверку сказанного.
В наше время мы довольно часто слышим, как те или иные духовные наставники утверждают, что Бог Духом Своим или через ангелов сказал им то-то и то-то. Было бы заносчиво не признавать сказанное, тем более что Бог может говорить таким образом, однако Он же призывает нас к осторожности. И пророки могут лгать.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|