Сделай Сам Свою Работу на 5

Проверочный расчёт по контактным напряжениям





 

Проверку контактных напряжений проводим по формуле 3.28[1]:

 

sH= (3.23)

 

sH= =

 

= 386,145 МПа. £ [sH] = 417,273 МПа.

 

Силы, действующие в зацеплении вычислим по формулам:

 

окружная:

Ft= = = 840,11 Н; (3.24)

 

радиальная:

Fr1= Fa2= Ft· tg(a) · Cos(d1) = 840,11 · tg(20o) · cos(17,613o) = 291,441 Н; (3.25)

осевая:

Fa1= Fr2= Ft· tg(a) · sin(d1) = 840,11 · tg(20o) · sin(17,613o) = 92,523 Н. (3.26)

 

 

Проверка зубьев передачи на изгиб

 

Проверим зубья на выносливость по напряжениям изгиба по формуле 3.25[1]:

 

sF= £ [sF] (3.27)

 

Здесь коэффициент нагрузки KF= KFb· KFv(см. стр. 42[1]), в соответствии с рекомендациями на стр. 53[1]. По таблице 3.7[1] выбираем коэффициент расположения колес KFb= 1,558, по таблице 3.8[1] выбираем коэффициент KFv=1. Таким образом коэффициент KF= 1,558 · 1 = 1,558. YF- коэффициент, учитывающий форму зуба и зависящий от эквивалентного числа zv(см. гл.3, пояснения к формуле 3.25[1]):

 

у шестерни : zv1= = = 47,72 (3.28)

 

у колеса : zv2= = = 474,99 (3.29)

 

Тогда : YF1= 3,669

YF2= 3,413

 

Допускаемые напряжения находим по формуле 3.24[1]:

 

[sF] = . (3.30)

 

KFL- коэффициент долговечности.

 

KFL= , (3.31)

 

где NFO- базовое число циклов нагружения; для данных сталей NFO= 4000000;



 

NF= 60 · n · c · tS (3.32)

 

Здесь :

 

- n - частота вращения, об./мин.; n(шест.)= n1= 706,505 об./мин.; n(колеса)= n2= 224,287 об./мин.

- c = 1 - число колёс, находящихся в зацеплении;

- tS- продолжительность работы передачи в расчётный срок службы, ч.:

 

tS= 365 · Lг· C · tc (3.33)

 

- Lг=10 г. - срок службы передачи;

- С=2 - количество смен;

- tc=8 ч. - продолжительность смены.

 

tS= 365 · 10 · 2 · 8 = 58400 ч.

 

Тогда:

 

NF(шест.)= 60 · 706,505 · 1 · 58400 = 2475593520

NF(кол.)= 60 · 224,287 · 1 · 58400 = 785901648

 

В итоге получаем:

 

КFL(шест.)= = 0,343

Так как КFL(шест.)<1.0 , то принимаем КFL(шест.)= 1

 

КFL(кол.)= = 0,415

Так как КFL(шест.)<1.0 , то принимаем КFL(шест.)= 1

 

Для шестерни: soF lim b= 414 МПа;

Для колеса : soF lim b= 378 МПа.

 

Коэффициент [Sf] безопасности находим по формуле 3.24[1]:

 

[SF] = [SF]' · [SF]". (3.34)

 

где для шестерни [SF]' = 1,75 ;

[SF]' = 1 ;

[SF(шест.)] = 1,75 · 1 = 1,75

для колеса [SF]' = 1,75 ;

[SF]" = 1 .

[SF(кол.)] = 1,75 · 1 = 1,75

 

Допускаемые напряжения:

 

для шестерни: [sF1] = = 236,571 МПа;

 

для колеса : [sF2] = = 216 МПа;

 

Находим отношения : (3.35)

 

для шестерни: = = 64,478



 

для колеса : = = 63,287

 

Дальнейший расчет будем вести для колеса, для которого найденное отношение меньше.

Определим коэффициенты Ybи KFa(см.гл.3, пояснения к формуле 3.25[1]):

 

Yb= 1 - = 1 - = 0,75

KFa=

 

Для средних значений торцевого перекрытия ea= 1.5 и для 7-й степени точности KFa= 0,833.

Проверяем прочность зуба колеса:

 

sF2= £ [sF]

 

sF2= = 81,377 МПа < [sF] = 216 МПа.

 

Условие прочности выполнено.


Таблица 4. Механические характеристики материалов зубчатой передачи.

Элемент передачи Марка стали Термообработка HB1ср [s]H [s]F
HB2ср H/мм2
Шестерня улучшение 481,818 236,571
Колесо улучшение 445,455

 

Таблица 5. Параметры зубчатой конической передачи, мм.

Проектный расчёт  
Параметр Значение Параметр Значение  
Внешнее конусное расстояние Re 84,104 Угол наклона зубьев b, град  
Внешний модуль me(mte) 2,03 Внешний делительный диаметр:    
Ширина зубчатого венца b шестерни de1 колеса de2 50,75  
Числа зубьев:   Внешний диаметр окружности вершин:    
шестерни z1 колеса z2  
шестерни dae1 колеса dae2 54,62 161,228  
Вид зубьев передача с круговыми зубьями Внешний диаметр окружности впадин:    
шестерни dfe1 колеса dfe2 44,974 158,167  
Угол делительного конуса, град:   Средний делительный диаметр:    
шестерни d2 колеса d1 17,613 72,387 шестерни d1 колеса d2 43,635 137,448  
Проверочный расчёт  
Параметр Допускаемые значения Расчётные значения Примечание  
Контактные напряжения sH, H/мм2 417,273 386,145 -  
Напряжения изгиба, H/мм2 sF1 236,571 87,481 -  
sF2 81,377 -  
                 

 




Расчёт 2-й зубчатой цилиндрической передачи

 


Рис. 2. Передача зубчатая цилиндрическая прямозубая.

 

Проектный расчёт

 

Так как в задании нет особых требований в отношении габаритов передачи, выбираем материалы со средними механическими характеристиками (см. гл.3, табл. 3.3[1]):

 

- для шестерни:

сталь: 45Л

термическая обработка: нормализация

твердость: HB 180

 

- для колеса:

сталь: 45Л

термическая обработка: нормализация

твердость: HB 160

 

Допустимые контактные напряжения (формула (3.9)[1]), будут:

 

[sH] = (4.1)

 

По таблице 3.2 гл. 3[1] имеем для сталей с твердостью поверхностей зубьев менее HB 350 :

 

sH lim b= 2 · HB + 70 (4.2)

 

sH lim b (шестерня)= 2 · 180 + 70 = 430 МПа;

sH lim b (колесо)= 2 · 160 + 70 = 390 МПа;

 

[SH] - коэффициент безопасности [SH]=1,1; KHL- коэффициент долговечности.

 

KHL= , (4.3)

 

где NH0- базовое число циклов нагружения; для данных сталей NH0= 10000000;

 

NH= 60 · n · c · tS (4.4)

 

Здесь :

 

- n - частота вращения, об./мин.; n(шест.)= n2= 224,284 об./мин.; n(колеса)= n3= 40,051 об./мин.

- c = 1 - число колёс, находящихся в зацеплении;

- tS- продолжительность работы передачи в расчётный срок службыб ч.:

 

tS= 365 · Lг· C · tc (4.5)

 

- Lг=10 г. - срок службы передачи;

- С=2 - количество смен;

- tc=8 ч. - продолжительность смены.

 

tS= 365 · 10 · 2 · 8 = 58400 ч.

 

Тогда:

 

NH(шест.)= 60 · 224,284 · 1 · 58400 = 785891136

NH(кол.)= 60 · 40,051 · 1 · 58400 = 140338704

 

В итоге получаем:

 

КHL(шест.)= = 0,483

Так как КHL(шест.)<1,0, то принимаем КHL(шест.)= 1

 

КHL(кол.)= = 0,644

Так как КHL(кол.)<1,0, то принимаем КHL(кол.)= 1

 

Допустимые контактные напряжения:

 

для шестерни [ sH3] = = 390,909 МПа;

 

для колеса [ sH4] = = 354,545 МПа.

 

Для прямозубых колес за расчетное напряжение принимается минимальное допустимое контактное напряжение шестерни или колеса.

Тогда расчетное допускаемое контактное напряжение будет:

 

[ sH] = [ sH4] = 354,545 МПа.

 

Принимаем коэффициент симметричности расположения колес относительно опор по таблице 3.5[1] : KHb= 1,35 .

Коэффициент ширины венца по межосевому расстоянию принимаем: yba= = 0,125, (см. стр.36[1]).

Межосевое расстояние из условия контактной выносливости активных поверхностей зубьев найдем по формуле 3.7 гл. 3[1]:

 

aw= Ka· (u2+ 1) · (4.6)

 

aw= 49.5 · (5,6 + 1) · = 303,245 мм.

 

где для прямозубых колес Кa= 49,5, передаточное число передачи u2= 5,6; T3= 291897,473 Н·мм - вращающий момент на колесе.

Принимаем значение межосевого расстояния по ГОСТ 2185-66: aw= 315 мм .

Нормальный модуль зацепления берем по следующей рекомендации:

mn= (0.01...0.02) · awмм, для нас: mn= 3,15...6,3 мм, принимаем:

по ГОСТ 9563-60* (см. стр. 36[1]) mn= 3,5 мм.

Задаемся суммой зубьев:

 

SZ = z3+ z4= = = 180

 

Числа зубьев шестерни и колеса:

 

z3= = = 27,273 (4.7)

 

Принимаем: z3= 27

 

z4= SZ - z3= 180 - 27 = 153 (4.8)

 

Угол наклона зубьев b = 0o.

 

Основные размеры шестерни и колеса:


Рис. 3. Зацепление зубчатой цилиндрической передачи.

 

диаметры делительные:

 

d = (4.9)

 

d3= = = 94,5 мм;

 

d4= = = 535,5 мм.

 

Проверка: aw = = = 315 мм.

 

диаметры вершин зубьев:

 

da= d + 2 · mn (4.10)

da3= d3+ 2 · mn= 94,5 + 2 · 3,5 = 101,5 мм;

da4= d4+ 2 · mn= 535,5 + 2 · 3,5 = 542,5 мм.

 

ширина колеса: b4= yba· aw= 0,125 · 315 = 39,375 мм; Примем: b4= 40 мм; (4.11)

ширина шестерни: b3= b4+ 5 = 40 + 5 = 45 мм; (4.12)

 

Определим коэффициент ширины шестерни по диаметру:

 

ybd= = = 0,476 (4.13)

 

Окружная скорость колес будет:

 

V = = = 1,11 м/c; (4.14)

 

При такой скорости следует принять для зубчатых колес 8-ю степень точности.

Коэффициент нагрузки равен:

 

KH= KHb· KHa· KHv. (4.15)

 

Коэффициент KHb=1,184 выбираем по таблице 3.5[1], коэффициент KHa=1 выбираем по таблице 3.4[1], коэффициент KHv=1,05 выбираем по таблице 3.6[1], тогда:

 

KH= 1,184 · 1 · 1,05 = 1,243

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.