Проверочный расчёт по контактным напряжениям
Проверку контактных напряжений проводим по формуле 3.28[1]:
sH= (3.23)
sH= =
= 386,145 МПа. £ [sH] = 417,273 МПа.
Силы, действующие в зацеплении вычислим по формулам:
окружная:
Ft= = = 840,11 Н; (3.24)
радиальная:
Fr1= Fa2= Ft· tg(a) · Cos(d1) = 840,11 · tg(20o) · cos(17,613o) = 291,441 Н; (3.25)
осевая:
Fa1= Fr2= Ft· tg(a) · sin(d1) = 840,11 · tg(20o) · sin(17,613o) = 92,523 Н. (3.26)
Проверка зубьев передачи на изгиб
Проверим зубья на выносливость по напряжениям изгиба по формуле 3.25[1]:
sF= £ [sF] (3.27)
Здесь коэффициент нагрузки KF= KFb· KFv(см. стр. 42[1]), в соответствии с рекомендациями на стр. 53[1]. По таблице 3.7[1] выбираем коэффициент расположения колес KFb= 1,558, по таблице 3.8[1] выбираем коэффициент KFv=1. Таким образом коэффициент KF= 1,558 · 1 = 1,558. YF- коэффициент, учитывающий форму зуба и зависящий от эквивалентного числа zv(см. гл.3, пояснения к формуле 3.25[1]):
у шестерни : zv1= = = 47,72 (3.28)
у колеса : zv2= = = 474,99 (3.29)
Тогда : YF1= 3,669
YF2= 3,413
Допускаемые напряжения находим по формуле 3.24[1]:
[sF] = . (3.30)
KFL- коэффициент долговечности.
KFL= , (3.31)
где NFO- базовое число циклов нагружения; для данных сталей NFO= 4000000;
NF= 60 · n · c · tS (3.32)
Здесь :
- n - частота вращения, об./мин.; n(шест.)= n1= 706,505 об./мин.; n(колеса)= n2= 224,287 об./мин.
- c = 1 - число колёс, находящихся в зацеплении;
- tS- продолжительность работы передачи в расчётный срок службы, ч.:
tS= 365 · Lг· C · tc (3.33)
- Lг=10 г. - срок службы передачи;
- С=2 - количество смен;
- tc=8 ч. - продолжительность смены.
tS= 365 · 10 · 2 · 8 = 58400 ч.
Тогда:
NF(шест.)= 60 · 706,505 · 1 · 58400 = 2475593520
NF(кол.)= 60 · 224,287 · 1 · 58400 = 785901648
В итоге получаем:
КFL(шест.)= = 0,343
Так как КFL(шест.)<1.0 , то принимаем КFL(шест.)= 1
КFL(кол.)= = 0,415
Так как КFL(шест.)<1.0 , то принимаем КFL(шест.)= 1
Для шестерни: soF lim b= 414 МПа;
Для колеса : soF lim b= 378 МПа.
Коэффициент [Sf] безопасности находим по формуле 3.24[1]:
[SF] = [SF]' · [SF]". (3.34)
где для шестерни [SF]' = 1,75 ;
[SF]' = 1 ;
[SF(шест.)] = 1,75 · 1 = 1,75
для колеса [SF]' = 1,75 ;
[SF]" = 1 .
[SF(кол.)] = 1,75 · 1 = 1,75
Допускаемые напряжения:
для шестерни: [sF1] = = 236,571 МПа;
для колеса : [sF2] = = 216 МПа;
Находим отношения : (3.35)
для шестерни: = = 64,478
для колеса : = = 63,287
Дальнейший расчет будем вести для колеса, для которого найденное отношение меньше.
Определим коэффициенты Ybи KFa(см.гл.3, пояснения к формуле 3.25[1]):
Yb= 1 - = 1 - = 0,75
KFa=
Для средних значений торцевого перекрытия ea= 1.5 и для 7-й степени точности KFa= 0,833.
Проверяем прочность зуба колеса:
sF2= £ [sF]
sF2= = 81,377 МПа < [sF] = 216 МПа.
Условие прочности выполнено.
Таблица 4. Механические характеристики материалов зубчатой передачи.
Элемент передачи
| Марка стали
| Термообработка
| HB1ср
| sв
| [s]H
| [s]F
| HB2ср
| H/мм2
| Шестерня
|
| улучшение
|
|
| 481,818
| 236,571
| Колесо
|
| улучшение
|
|
| 445,455
|
|
Таблица 5. Параметры зубчатой конической передачи, мм.
Проектный расчёт
| | Параметр
| Значение
| Параметр
| Значение
| | Внешнее конусное расстояние Re
| 84,104
| Угол наклона зубьев b, град
|
| | Внешний модуль me(mte)
| 2,03
| Внешний делительный диаметр:
|
| | Ширина зубчатого венца b
|
| шестерни de1
колеса de2
| 50,75
| | Числа зубьев:
|
| Внешний диаметр окружности вершин:
|
| | шестерни z1
колеса z2
|
| | шестерни dae1
колеса dae2
| 54,62
161,228
| | Вид зубьев
| передача с круговыми зубьями
| Внешний диаметр окружности впадин:
|
| | шестерни dfe1
колеса dfe2
| 44,974
158,167
| | Угол делительного конуса, град:
|
| Средний делительный диаметр:
|
| | шестерни d2
колеса d1
| 17,613
72,387
| шестерни d1
колеса d2
| 43,635
137,448
| | Проверочный расчёт
| | Параметр
| Допускаемые значения
| Расчётные значения
| Примечание
| | Контактные напряжения sH, H/мм2
| 417,273
| 386,145
| -
| | Напряжения изгиба, H/мм2
| sF1
| 236,571
| 87,481
| -
| | sF2
|
| 81,377
| -
| | | | | | | | | | |
Расчёт 2-й зубчатой цилиндрической передачи
Рис. 2. Передача зубчатая цилиндрическая прямозубая.
Проектный расчёт
Так как в задании нет особых требований в отношении габаритов передачи, выбираем материалы со средними механическими характеристиками (см. гл.3, табл. 3.3[1]):
- для шестерни:
сталь: 45Л
термическая обработка: нормализация
твердость: HB 180
- для колеса:
сталь: 45Л
термическая обработка: нормализация
твердость: HB 160
Допустимые контактные напряжения (формула (3.9)[1]), будут:
[sH] = (4.1)
По таблице 3.2 гл. 3[1] имеем для сталей с твердостью поверхностей зубьев менее HB 350 :
sH lim b= 2 · HB + 70 (4.2)
sH lim b (шестерня)= 2 · 180 + 70 = 430 МПа;
sH lim b (колесо)= 2 · 160 + 70 = 390 МПа;
[SH] - коэффициент безопасности [SH]=1,1; KHL- коэффициент долговечности.
KHL= , (4.3)
где NH0- базовое число циклов нагружения; для данных сталей NH0= 10000000;
NH= 60 · n · c · tS (4.4)
Здесь :
- n - частота вращения, об./мин.; n(шест.)= n2= 224,284 об./мин.; n(колеса)= n3= 40,051 об./мин.
- c = 1 - число колёс, находящихся в зацеплении;
- tS- продолжительность работы передачи в расчётный срок службыб ч.:
tS= 365 · Lг· C · tc (4.5)
- Lг=10 г. - срок службы передачи;
- С=2 - количество смен;
- tc=8 ч. - продолжительность смены.
tS= 365 · 10 · 2 · 8 = 58400 ч.
Тогда:
NH(шест.)= 60 · 224,284 · 1 · 58400 = 785891136
NH(кол.)= 60 · 40,051 · 1 · 58400 = 140338704
В итоге получаем:
КHL(шест.)= = 0,483
Так как КHL(шест.)<1,0, то принимаем КHL(шест.)= 1
КHL(кол.)= = 0,644
Так как КHL(кол.)<1,0, то принимаем КHL(кол.)= 1
Допустимые контактные напряжения:
для шестерни [ sH3] = = 390,909 МПа;
для колеса [ sH4] = = 354,545 МПа.
Для прямозубых колес за расчетное напряжение принимается минимальное допустимое контактное напряжение шестерни или колеса.
Тогда расчетное допускаемое контактное напряжение будет:
[ sH] = [ sH4] = 354,545 МПа.
Принимаем коэффициент симметричности расположения колес относительно опор по таблице 3.5[1] : KHb= 1,35 .
Коэффициент ширины венца по межосевому расстоянию принимаем: yba= = 0,125, (см. стр.36[1]).
Межосевое расстояние из условия контактной выносливости активных поверхностей зубьев найдем по формуле 3.7 гл. 3[1]:
aw= Ka· (u2+ 1) · (4.6)
aw= 49.5 · (5,6 + 1) · = 303,245 мм.
где для прямозубых колес Кa= 49,5, передаточное число передачи u2= 5,6; T3= 291897,473 Н·мм - вращающий момент на колесе.
Принимаем значение межосевого расстояния по ГОСТ 2185-66: aw= 315 мм .
Нормальный модуль зацепления берем по следующей рекомендации:
mn= (0.01...0.02) · awмм, для нас: mn= 3,15...6,3 мм, принимаем:
по ГОСТ 9563-60* (см. стр. 36[1]) mn= 3,5 мм.
Задаемся суммой зубьев:
SZ = z3+ z4= = = 180
Числа зубьев шестерни и колеса:
z3= = = 27,273 (4.7)
Принимаем: z3= 27
z4= SZ - z3= 180 - 27 = 153 (4.8)
Угол наклона зубьев b = 0o.
Основные размеры шестерни и колеса:
Рис. 3. Зацепление зубчатой цилиндрической передачи.
диаметры делительные:
d = (4.9)
d3= = = 94,5 мм;
d4= = = 535,5 мм.
Проверка: aw = = = 315 мм.
диаметры вершин зубьев:
da= d + 2 · mn (4.10)
da3= d3+ 2 · mn= 94,5 + 2 · 3,5 = 101,5 мм;
da4= d4+ 2 · mn= 535,5 + 2 · 3,5 = 542,5 мм.
ширина колеса: b4= yba· aw= 0,125 · 315 = 39,375 мм; Примем: b4= 40 мм; (4.11)
ширина шестерни: b3= b4+ 5 = 40 + 5 = 45 мм; (4.12)
Определим коэффициент ширины шестерни по диаметру:
ybd= = = 0,476 (4.13)
Окружная скорость колес будет:
V = = = 1,11 м/c; (4.14)
При такой скорости следует принять для зубчатых колес 8-ю степень точности.
Коэффициент нагрузки равен:
KH= KHb· KHa· KHv. (4.15)
Коэффициент KHb=1,184 выбираем по таблице 3.5[1], коэффициент KHa=1 выбираем по таблице 3.4[1], коэффициент KHv=1,05 выбираем по таблице 3.6[1], тогда:
KH= 1,184 · 1 · 1,05 = 1,243
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|