Расчёт 1-й зубчатой конической передачи
Введение
Инженер-конструктор является творцом новой техники, и уровнем его творческой работы в большей степени определяются темпы научно-технического прогресса. Деятельность конструктора принадлежит к числу наиболее сложных проявлений человеческого разума. Решающая роль успеха при создании новой техники определяется тем, что заложено на чертеже конструктора. С развитием науки и техники проблемные вопросы решаются с учетом все возрастающего числа факторов, базирующихся на данных различных наук. При выполнении проекта используются математические модели, базирующиеся на теоретических и экспериментальных исследованиях, относящихся к объемной и контактной прочности, материаловедению, теплотехнике, гидравлике, теории упругости, строительной механике. Широко используются сведения из курсов сопротивления материалов, теоретической механики, машиностроительного черчения и т. д. Все это способствует развитию самостоятельности и творческого подхода к поставленным проблемам.
При выборе типа редуктора для привода рабочего органа (устройства) необходимо учитывать множество факторов, важнейшими из которых являются: значение и характер изменения нагрузки, требуемая долговечность, надежность, КПД, масса и габаритные размеры, требования к уровню шума, стоимость изделия, эксплуатационные расходы.
Из всех видов передач зубчатые передачи имеют наименьшие габариты, массу, стоимость и потери на трение. Коэффициент потерь одной зубчатой пары при тщательном выполнении и надлежащей смазке не превышает обычно 0,01. Зубчатые передачи в сравнении с другими механическими передачами обладают большой надежностью в работе, постоянством передаточного отношения из-за отсутствия проскальзывания, возможностью применения в широком диапазоне скоростей и передаточных отношений. Эти свойства обеспечили большое распространение зубчатых передач; они применяются для мощностей, начиная от ничтожно малых (в приборах) до измеряемых десятками тысяч киловатт.
К недостаткам зубчатых передач могут быть отнесены требования высокой точности изготовления и шум при работе со значительными скоростями.
Косозубые колеса применяют для ответственных передач при средних и высоких скоростях. Объем их применения - свыше 30% объема применения всех цилиндрических колес в машинах; и этот процент непрерывно возрастает. Косозубые колеса с твердыми поверхностями зубьев требуют повышенной защиты от загрязнений во избежание неравномерного износа по длине контактных линий и опасности выкрашивания.
Одной из целей выполненного проекта является развитие инженерного мышления, в том числе умение использовать предшествующий опыт, моделировать используя аналоги. Для курсового проекта предпочтительны объекты, которые не только хорошо распространены и имеют большое практическое значение, но и не подвержены в обозримом будущем моральному старению.
Существуют различные типы механических передач: цилиндрические и конические, с прямыми зубьями и косозубые, гипоидные, червячные, глобоидные, одно- и многопоточные и т. д. Это рождает вопрос о выборе наиболее рационального варианта передачи. При выборе типа передачи руководствуются показателями, среди которых основными являются КПД, габаритные размеры, масса, плавность работы и вибронагруженность, технологические требования, предпочитаемое количество изделий.
При выборе типов передач, вида зацепления, механических характеристик материалов необходимо учитывать, что затраты на материалы составляют значительную часть стоимости изделия: в редукторах общего назначения - 85%, в дорожных машинах - 75%, в автомобилях - 10% и т. д.
Поиск путей снижения массы проектируемых объектов является важнейшей предпосылкой дальнейшего прогресса, необходимым условием сбережения природных ресурсов. Большая часть вырабатываемой в настоящее время энергии приходится на механические передачи, поэтому их КПД в известной степени определяет эксплуатационные расходы.
Наиболее полно требования снижения массы и габаритных размеров удовлетворяет привод с использованием электродвигателя и редуктора с внешним зацеплением.
Выбор электродвигателя и кинематический расчёт
По табл. 1.1[1] примем следующие значения КПД:
- для закрытой зубчатой конической передачи: h1= 0,965
- для открытой зубчатой цилиндрической передачи: h2= 0,955
Общий КПД привода вычисляем по формуле:
h = h1· h2· hподш.3· hмуфты2 (2.1)
где hподш.= 0,99 - КПД одной пары подшипников.
hмуфты= 0,98 - КПД одной муфты.
Подставляя, получим:
h = 0,965 · 0,955 · 0,993· 0,982= 0,859
Делительный диаметр тяговой звёздочки:
D = (2.2)
Подставляя значения, получаем:
D = = 46,364 мм
где t - шаг зубьев тяговой звёздочки, Z - количество зубьев тяговой звёздочки.
Угловая скорость на выходном валу будет:
wвых.= (2.3)
После подстановки имеем:
wвых.= = 4,314 рад/с
Требуемая мощность двигателя будет:
Pтреб.= (2.4)
Получаем:
Pтреб.= = 1,397 кВт
В таблице П.1[1](см. приложение) по требуемой мощности выбираем электродвигатель 112M8, с синхронной частотой вращения nдвиг.синх.=750 об/мин, с параметрами: Pдвиг.=3 кВт и скольжением s=5,8% (ГОСТ 19523-81). Номинальная частота вращения с учётом скольжения:
nдвиг.= nдвиг.синх.- (2.5)
Подставляя соответствующие значения, получаем:
nдвиг.= 750 - = 706,5 об/мин,
Угловая скорость:
wдвиг.= (2.6)
В итоге получаем:
wдвиг.= = 73,985 рад/с.
Oбщее передаточное отношение:
uобщ.= (2.7)
После подстановки получаем:
uобщ.= = 17,15
Для передач выбрали следующие передаточные числа:
u1= 3,15
u2= 5,6
Рассчитанные частоты и угловые скорости вращения валов сведены ниже в таблицу.
Таблица 1. Частоты и угловые скорости вращения валов.
Вал
| Частота вращения, об./мин
| Угловая скорость вращения, рад/с
| Вал 1-й
| n1= nдвиг.= 706,5
| w1= wдвиг.= 73,985
| Вал 2-й
| n2= = = 224,286
| w2= = = 23,487
| Вал 3-й
| n3= = = 40,051
| w3= = = 4,194
|
Мощности на валах:
P1= Pтреб.· hподш.· h(муфты 1)= 1,397 · 103· 0,99 · 0,98 = 1355,369 Вт
P2= P1· h1· hподш.= 1355,369 · 0,965 · 0,99 = 1294,852 Вт
P3= P2· h2· hподш.= 1294,852 · 0,955 · 0,99 = 1224,218 Вт
Вращающие моменты на валах:
T1= = = 18319,511 Н·мм = 18,32 Н·м
T2= = = 55130,583 Н·мм = 55,131 Н·м
T3= = = 291897,473 Н·мм = 291,897 Н·м
По таблице П.1(см. приложение учебника Чернавского) выбран электродвигатель 112M8, с синхронной частотой вращения 750 об/мин, с мощностью Pдвиг.=3 кВт и скольжением 5,8% (ГОСТ 19523-81). Номинальная частота вращения с учётом скольжения nдвиг.= 706,5 об/мин.
Таблица 2. Передаточные числа и КПД передач.
Передачи
| Передаточное число
| КПД
| 1-я закрытая зубчатая коническая передача
| 3,15
| 0,965
| 2-я открытая зубчатая цилиндрическая передача
| 5,6
| 0,955
|
Таблица 3. Рассчитанные частоты, угловые скорости вращения валов и моменты на валах.
Валы
| Частота вращения, об/мин
| Угловая скорость, рад/мин
| Момент, Нxмм
| 1-й вал
| 706,5
| 73,985
| 18319,511
| 2-й вал
| 224,286
| 23,487
| 55130,583
| 3-й вал
| 40,051
| 4,194
| 291897,473
|
Расчёт 1-й зубчатой конической передачи
Рис. 1. Передача зубчатая коническая.
Проектный расчёт
Так как в задании нет особых требований в отношении габаритов передачи, выбираем материалы со средними механическими характеристиками (см. гл.3, табл. 3.3[1]):
- для шестерни:
сталь: 45
термическая обработка: улучшение
твердость: HB 230
- для колеса:
сталь: 45
термическая обработка: улучшение
твердость: HB 210
Допустимые контактные напряжения (формула (3.9)[1]) , будут:
[sH] = , (3.1)
По таблице 3.2 гл. 3[1] имеем для сталей с твердостью поверхностей зубьев менее HB 350:
sH lim b= 2 · HB + 70. (3.2)
sH lim b (шестерня)= 2 · 230 + 70 = 530 МПа;
sH lim b (колесо)= 2 · 210 + 70 = 490 МПа;
[SH] - коэффициент безопасности [SH]=1,1; KHL- коэффициент долговечности.
KHL= , (3.3)
где NH0- базовое число циклов нагружения; для данных сталей NH0= 17000000;
NH= 60 · n · c · tS (3.4)
Здесь :
- n - частота вращения, об./мин.; n(шест.)= n1= 706,505 об./мин.; n(колеса)= n2= 224,287 об./мин.
- c = 1 - число колёс, находящихся в зацеплении;
tS= 365 · Lг· C · tc (3.5)
- Lг=10 г. - срок службы передачи;
- С=2 - количество смен;
- tc=8 ч. - продолжительность смены.
tS= 365 · 10 · 2 · 8 = 58400 ч.
Тогда:
NH(шест.)= 60 · 706,505 · 1 · 58400 = 2475593520
NH(кол.)= 60 · 224,287 · 1 · 58400 = 785901648
В итоге получаем:
КHL(шест.)= = 0,436
Так как КHL(шест.)<1.0 , то принимаем КHL(шест.)= 1
КHL(кол.)= = 0,528
Так как КHL(кол.)<1.0 , то принимаем КHL(кол.)= 1
Допустимые контактные напряжения:
для шестерни [ sH1] = = 481,818 МПа;
для колеса [ sH2] = = 445,455 МПа.
Для косозубых колес расчетное допустимое контактное напряжение находим по формуле 3.10 гл.3[1]:
[ sH] = 0.45 · ( [ sH1] + [ sH2] ) (3.6)
Тогда расчетное допускаемое контактное напряжение будет:
[ sH] = 0.45 · (481,818 + 445,455) = 417,273 МПа.
Требуемое условие выполнено :
[ sH] = 417,273 МПа < 1.23 · [ sH2] = 1.23 · 445,455 = 547,91 МПа.
Принимаем коэффициент симметричности расположения колес относительно опор по таблице 3.5[1] : KHb= 1,35 .
Коэффициент ширины венца по межосевому расстоянию принимаем (рекомендация по ГОСТ 12289-76):
ybRe = 0,285.
Тогда внешний делительный диаметр колеса вычисляем по формуле (3.29[1]):
de2 = Kd· (3.7)
de2= 86 · = 159,88 мм.
где для колес с круговыми зубьями Кd= 86, передаточное число нашей передачи u1= 3,15.
T2= 55130,583 Н·мм - момент на колесе.
Принимаем по ГОСТ 12289-76 ближайшее стандартное значение de2= 160 мм, см. стр.49[1].
Примем число зубьев шестерни z1= 25.
Тогда число зубьев колеса:
z2= z1· u1= 25 · 3,15 = 78,75. (3.8)
Принимаем z2= 79. Тогда:
u1= = = 3,16 (3.9)
Отклонение от заданного:
= 0,317%, (3.10)
что допускается ГОСТ 12289-76 (по стандарту отклонение не должно превышать 3%)
Внешний окружной модуль:
mte= = = 2,025 мм. (3.11)
В конических колесах не обязательно иметь стандартное значение mte. Это связано с технологией нарезания зубьев конических колес. Примем: mte= 2,03 мм.
Углы делительных конусов:
ctg(d1) = u1 = 3,16; d1 = 17,613o (3.12)
d2 = 90o- d1= 90o- 17,613o= 72,387o. (3.13)
Внешнее конусное расстояние Re и ширина венца b:
Re= 0.5 · mte· = 0.5 · 2,03 · = 84,104 мм; (3.14)
b = ybRe· Re= 0,285 · 84,104 = 23,97 мм. (3.15)
Принимаем: b = 24 мм.
Внешний делительный диаметр шестерни:
de1= mte· z1= 2,03 · 25 = 50,75 мм. (3.16)
Средний делительный диаметр шестерни:
d1= 2 · (Re- 0,5 · b) · sin(d1) (3.17)
d1= 2 · (84,104 - 0,5 · 24) · sin(17,613o) = 43,635 мм.
Средний окружной и средний нормальный модули зубьев:
m = = = 1,745 мм; (3.18)
mn= m · cos(bn) = 1,745 · cos(35o) = 1,429 мм. (3.19)
Здесь принят средний угол наклона зуба bn= 35o.
Коэффициент ширины шестерни по среднему диаметру:
ybd= = = 0,55. (3.20)
Средняя окружная скорость колес:
V = = = 1,614 м/c. (3.21)
Для конической передачи назначаем 7-ю степень точности.
Коэффициент нагрузки равен:
KH= KHb· KHa· KHv. (3.22)
Коэффициент KHb=1,218 выбираем по таблице 3.5[1], коэффициент KHa=1,025 выбираем по таблице 3.4[1], коэффициент Khv=1,02 выбираем по таблице 3.6[1], тогда:
KH= 1,218 · 1,025 · 1,02 = 1,273
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|