Сделай Сам Свою Работу на 5

Эти обстоятельства замыкают причинный комплекс взаимодействующих факторов, влияющих на рецидивную преступность.





Прежде всего несвоевременное реагирование на совершенные преступления, слабое закрепление доказательств, ошибки в избрании мер пресечения, нарушения требований закона о всестороннем и полном исследовании обстоятельств, сроков расследования – во многом способствовали росту числа лиц, совершивших повторные преступления в период производства следствия по делу о предыдущем преступлении. Только за 3 года (с 1993 по 1995 г.) число таких лиц выросло на 89,4%, и увеличилась их доля в общем числе рецидивистов.

Более чем вдвое выросло за тот же период число лиц, вновь совершивших преступления после освобождения от уголовной ответственности по амнистии, и на 45,5% – тех, кто освобождался с применением мер общественного воздействия, что свидетельствует о недоучете уголовной политикой новых тенденций преступности и минимизации в современных условиях роли общественности, воспитательных и контролирующих функций.

Изучение документов органов прокуратуры и суда свидетельствует о ряде ошибок в применении тех или иных мер наказания без учета степени социальной запущенности подсудимых, числа и характера прежних судимостей. Отсрочка исполнения приговора нередко применяется ошибочно к лицам, ранее судимым, отрицательно характеризующимся по месту работы и жительства, состоящим на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Не случайно на 41,2% выросло за три года число лиц, вновь совершивших преступления в период отсрочки исполнения приговора. Выявлены также случаи необоснованного применения к лицам, неоднократно судимым, наказаний в виде исправительных работ.



Гуманизация уголовной юстиции, противоречащая количественным и качественным характеристикам преступности, способствует тому, что значительное число лиц, совершивших преступления, освобождаются от уголовной ответственности на разных стадиях уголовного процесса, а наказание в виде лишения свободы становится все более исключительной мерой, применяемой к злостным преступникам, совершившим тяжкие преступления. В результате этого резко ухудшился состав осужденных, отбывающих наказания в исправительно-трудовых учреждениях, среди которых преобладают опасные преступники с глубокой нравственно-правовой деформацией; плохо или вообще не поддающиеся исправлению, ведущие соответствующую психологическую обработку осужденных.



Сложная ситуация, сложившаяся по этим причинам в таких учреждениях, усугублялась еще и неблагоприятным влиянием социально-экономических характеристик общества. Рост числа осужденных и недостаток бюджетных средств на их содержание приводят к нарушению ряда требований закона: о надлежащем их размещении, материальном и медицинском обеспечении, об организации их полной трудовой занятости, о необходимой изоляции, режиме содержания и т. д. В колонии в больших объемах проникают спиртное, наркотики, деньги и прочие запрещенные вещи, что в значительной мере связано с участившимися правонарушениями работников ИГУ. Все это резко снижает или сводит на нет исправительное и воспитательное воздействие уголовно-исполнительной системы на лиц, отбывающих наказание, и способствует росту рецидивной преступности.

В тяжелой криминальной обстановке работа правоохранительных органов осложняется также несовершенством действующего законодательства, его несоответствием новым политическим и экономическим реалиям, а также постоянно возникающей коллизией между действующим и вновь принимаемыми законами.

Падение престижа правоохранительных органов, ослабление их взаимодействия с государственными органами и общественными организациями разрушило существовавшую ранее систему социальной помощи лицам, требующим повышенного профилактического внимания и особенно лицам, отбывшим наказания в виде лишения свободы, и социального контроля за ними. Даже административный надзор, устанавливаемый за определенной категорией лиц, отбывших наказания, но не доказавших свое исправление, в последние годы в России после отмены уголовной ответственности за его злостное нарушение утратил свою действенность и приобрел во многих отношениях чисто формальный характер.



Учет негативных факторов, усугубляющих причинный комплекс, порождающий рецидивную преступность, необходим при определении стратегии и тактики борьбы с ней, разработке новых путей и средств решения задач ее предупреждения.

Особенности борьбы с рецидивной

Преступностью

 

Борьба с рецидивной преступностью так же многоаспектна, как и ее причины. В этой борьбе первостепенное значение имеет общее оздоровление обстановки в стране, успешное проведение экономических реформ, устранение межнациональной напряженности, улучшение нравственно-психологического климата и другие факторы, способные благоприятно воздействовать на криминологическую ситуацию. Поскольку рецидивная преступность является социальным явлением, получающим уголовно-правовую оценку, т. е. она выражается в действиях, которые оцениваются уголовным законом как преступления, постольку очень важную роль в борьбе с такой преступностью играет законодательство, особенно связанное с назначением и исполнением наказаний.

Цели предупреждения рецидивной преступности служит рациональная система назначения и исполнения наказаний, ибо перевоспитание преступника начинается уже на стадии раскрытия преступления, изобличения преступника, т. е. осуществляется в процессе уголовного судопроизводства.

Согласно закону (ст. 37 УК РСФСР, ст. 60 УК РФ) личность виновного подлежит учету при назначении наказания. Неоднократность преступлений, рецидив преступлений – обстоятельства, отягчающие ответственность (ст. 63 УК РФ). И это означает прежде всего учет социально значимого поведения лица до совершения преступления. Если лица ранее уже совершали преступления, то это свидетельствует о более высокой степени их общественной опасности и влечет по законодательству применение к ним более суровых мер наказания.

Отнесение лица в соответствии со ст. 241 У К РСФСР к особо опасным рецидивистам влечет помимо вышеназванных еще более суровые последствия: возможность назначения наказания в виде лишения свободы на срок до 15 лет, отбывание наказания в колонии особого режима или тюрьме, неприменение условно-досрочного освобождения и замену наказания более мягким, обязательное установление административного надзора после освобождения из учреждения уго-ловно-исполнительной системы.

Новый Уголовный кодекс РФ смягчил положение рецидивистов, и это было сделано вопреки практически единодушной позиции криминологов. Понятие "особо опасный рецидивист" исключено из УК РФ. В ст. 18 УК РФ говорится лишь, что "рецидив преступлений влечет более строгое наказание на основании и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом". При формулировании отягчающих ответственность обстоятельств рецидив указывается через запятую, наравне с простой неоднократностью преступлений.

Между тем вероятность повторных преступлений во многом зависит от реагирования на первое преступление, а оценка лица, совершившего повторное преступление, – от того, подвергался он уголовно-процессуальному, уголовно-правовому воздействию или нет.

Оптимизация системы назначения и исполнения наказаний также весьма значима. Наказание для достижения своих целей должно быть максимально индивидуализированным, учитывающим все личностные особенности и характер содеянного. Нельзя без разбора приговаривать всех к лишению свободы, особенно тех, кого не следует изолировать от общества, как нельзя и не применять достаточно строгих мер к рецидивистам; это делает борьбу с рецидивом с помощью уголовно-правовых мер особенно трудной[558]. Данная проблема еще больше осложняется в современных условиях, когда правоохранительная система переживает экономические, организационные и нравственные потрясения, испытывает на себе все большее давление криминального мира.

Нарастание организованности и профессионализма современных преступников, и особенно рецидивистов, влечет за собой усиление психического и физического воздействия на потерпевших, свидетелей, сотрудников правоохранительных органов, возникновение и развитие "теневой юстиции"[559].

Мощный отток квалифицированных кадров из правоохранительных органов в предпринимательские структуры и рост штатной неукомплектованности первых привели к тому, что растущему профессионализму рецидивистов был противопоставлен падающий профессионализм сотрудников правоохранительных органов, судей. В результате увеличивалось число ошибок, допускавшихся при избрании мер пресечения: ранее судимые лица, совершившие преступления, не брались под стражу или содержание под стражей заменялось на иную меру пресечения. Наказание назначалось неоднократно судимым без учета степени их социальной запущенности, характера прежних судимостей. Применялись, например, отсрочка исполнения приговора или наказание в виде исправительных работ и т. д.

Ликвидация таких недостатков, отрицательно влияющих на рецидив преступлений, должна стать результатом общего оздоровления и совершенствования правоохранительной системы. То же самое можно сказать и о системе исправитель-но-трудовых учреждений. Являясь звеном правоохранительной практики, она очень сильно пострадала в России от издержек перехода страны к рыночной экономике. Пенитенциарная система, поставленная в жесточайшие условия самовыживания в связи с кризисом производства, ухудшением снабжения и связей, соответствующим ростом незанятости осужденных и прочими факторами, повлияла на криминологическую ситуацию и психологический климат в местах лишения свободы[560].

Последствия .крайне односторонней и поспешной гуманизации карательной практики сказались на составе осужденных. Среди них все больше преобладали наиболее запущенные в нравственно-правовом отношении. Естественно, практически сходит на нет исправительное и воспитательное воздействие пенитенциарной системы.

Коренное изменение системы исполнения уголовных наказаний недостижимо без изменения уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства во взаимосвязи и на базе учета криминологических рекомендаций.

Вместе с тем некоторое положительное влияние на процесс исполнения наказаний оказали в России принятые в 1992 – 1993 годах: Федеральный закон от 21 июля 1993 года "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", от 12 июня 1992 года "О внесении изменений и дополнений в Исправительно-тру-довой кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Уголов-но-процессуальный кодекс РСФСР".

Оздоровлению обстановки в исправительно-трудовых учреждениях способствовали: увеличение численности надзор-.ной службы, создание при колониях специальных участков для изолированного содержания наиболее опасных преступников, злостных нарушителей режима; создание при этих учреждениях отрядов быстрого реагирования (спецназа) и ряд иных мер.

Многие меры были справедливо направлены на дальнейшую дифференциацию условий содержания осужденных в зависимости от характера их поведения. Такие меры, как режим содержания, труд, общеобразовательная и профессиональная подготовка, а также воспитательная работа, воздействуют на осужденных комплексно, благотворно влияя на процесс их исправления и перевоспитания. Кроме того, персонал колоний и тюрем принимает меры по предупреждению совершения преступлений осужденными во время отбывания наказания в виде лишения свободы. Эти меры носят специально-предупредительный характер, к ним относятся: охрана осужденных и надзор за ними, в том числе с использованием инженерно-технических средств, применение мер поощрения и взыскания; организация труда; применение мер безопасности и др.

Вероятность совершения рецидивных преступлений после отбытия наказаний, особенно связанных с лишением свободы, в самой большой степени зависит от возможности активного включения в нормальную социальную жизнь общества, восстановления прерванных полезных связей. Этот процесс в теории носит название ресоциализация, социальная реабилитация, или социальная адаптация. Он связан в основном с закреплением результатов исправления и перевоспитания осужденных с помощью, с одной стороны, определенных правоограничений, а с другой – взаимодействия различных органов, осуществляющих профилактику, бытовое устройство таких лиц[561].

Отмена в 1990 году в России ограничений в прописке лиц, освобожденных из колоний и тюрем, оказала положительное воздействие на процесс адаптации целого ряда лиц, отбывших наказание. Однако эта мера не могла помочь восстановлению жилищных прав многим, ранее утратившим жилье. В связи с растущей безработицей в стране возникли новые дополнительные трудности трудоустройства, так как нормы закона (ст. 103, 104 ИТК РСФСР) стали носить лишь декларативный характер. В указанных условиях особую актуальность приобретает срочное принятие федерального закона о социальной адаптации лиц, отбывших уголовное наказание, предусматривающего различные формы социальной помощи таким лицам, например, введение экономического стимулирования предприятий и организаций, принявших на работу лиц, освобожденных из ИТУ, возложение на службу занятости трудоустройство названных лиц, информирование ИТУ о вакантных рабочих местах и др.[562]

Крайне важно создание в каждом регионе страны центров социальной помощи и реабилитации, включающих социально-психологическую и наркологическую службу, способствующих более легкой и успешной ресоциализации лиц, отбывших наказания.

Социальная помощь лицам, отбывшим наказание, сочетающаяся с рациональным социальным контролем за их поведением, -– вот два основных условия успешной социальной адаптации.

Что касается социального контроля, то основную роль в постпенитенциарном воздействии на осужденных после их освобождения играет административный надзор, являющийся одним из видов социального контроля. Административный надзор, регулируемый ст. 107 ИТК РСФСР и Положением об административном надзоре отделов внутренних дел за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, со всеми внесенными в 1983, 1992 и 1993 годах изменениями[563], применяется лишь в отношении совершеннолетних и только тех, чье антиобщественное поведение представляет реальную угрозу рецидива: особо опасных рецидивистов, неоднократно судимых, поведение которых в ИТУ свидетельствовало об упорном нежелании встать на путь исправления, лиц, систематически нарушающих общественный порядок после освобождения, и т. п. Административный надзор является показателем усиленного контроля, содержание которого связано с рядом пра-воограничений для лиц, в отношении которых он устанавливается, например: запрет выезда в другие регионы, выхода из дома после определенного времени, посещения некоторых мест, обязанность периодически регистрироваться в органах внутренних дел и др. (см. соответствующее законодательство).

Надзорные ограничения применяются строго индивидуально: полностью или частично, в разных сочетаниях, по-разному в зависимости от тех или иных условий. Совершенно правильно в криминологической литературе подчеркивается, что излишние либо недостаточные ограничения снижают эффективность административного надзора, усугубляют трудности социальной адаптации2. Трехкратное нарушение правил административного надзора законодатель ранее приравнивал к преступлению (ст. 1983 УК РСФСР), однако указанным выше Федеральным законом от 29 апреля 1993 года данная норма была исключена[564], что отразило точку зрения многих ученых, считавших эту норму противоречащей требованиям законности[565]. В настоящее время лица, нарушающие правила административного надзора, несут административную ответственность.

Усиление социального контроля и социальной помощи ранее судимым связано с совершенствованием имеющихся и разработкой новых форм и методов индивидуальной профилактической работы с ними. Основная роль здесь принадлежит взаимодействию правоохранительных и других государственных и общественных организаций.

Было проведено криминологическое изучение личности и проблемной жизненной ситуации конкретной группы неоднократно судимых лиц. Оно позволило проследить их судьбу на протяжении 20 лет. На путь исправления встали и вернулись к нормальной жизни только те немногие из них, которые почувствовали неформальное, активное и заинтересованное участие в их судьбе со стороны отдельных сотрудников милиции, руководителей предприятий, на которых они работали до осуждения, семьи. Названным лицам 'была оказана своевременная помощь в устройстве на работу, переходе на другую работу, в приобретении специальности, получении жилья и т. д. Такие случаи неформального отношения к судьбе лиц, пытающихся начать нормальную жизнь, крайне редко встречаются в практике индивидуальной профилактической работы[566] В основном же такая работа носит весьма формальный характер.

Во многом это связано с общим кризисом системы предупреждения преступности в целом и рецидивной в частности. Прежние принципы ее построения не соответствуют новым социальным реалиям, политике государства в изменившихся условиях. Происходила переоценка социальных рычагов воздействия на негативные процессы, способствующие рецидиву преступлений.

В новых условиях необходимо создание новой системы профилактики, построенной на закрепленных в Конституции России и международных правовых документах принципах. Подлежит использованию фактор материальной и другой заинтересованности субъектов профилактики в результатах своего труда, по-новому преобразующий прежние институты, доказавшие свою полезность и эффективность. Процесс преобразования системы профилактики трудный и долгий. Он должен опираться на максимально полную информационную базу, позволяющую оценивать и прогнозировать рецидивную преступность, всесторонне использовать научные достижения и результаты социальных экспериментов.

Возможны два подхода к планированию борьбы с рецидивной преступностью: 1) включение в общую программу борьбы с преступностью, согласно содержанию ее целей, раздела, посвященного борьбе с рецидивной преступностью, и 2) разработка специального плана, программы с единой целью воздействия на рецидивную преступность.

Выбор того или иного пути зависит от поставленных целей. Сильной стороной первого из них является, во-первых, комплексный подход к проблеме рецидивной преступности, тесно связанной с другими криминологическими проблемами, во-вторых, более широкие возможности координации и взаимодействия различных субъектов профилактики, в том числе не занятых непосредственно решением проблемы рецидивной преступности. Преимущество же второго подхода заключается в возможностях максимальной конкретизации и детализации разрабатываемых мер, отсутствующих, как правило, в общих программах из-за опасения их безмерного разрастания.

Целесообразно, по всей видимости, предусмотреть сочетание этих двух подходов в виде общей программы, дополненной приложением частных программ, включая программу борьбы с рецидивной преступностью.

Такая программа может предусматривать разработку новых форм и методов индивидуальной профилактики и коррекцию существующих ныне; меры по улучшению взаимодействия ИТУ с региональными органами внутренних дел;

усиление социального контроля за ранее судимыми лицами и повышение эффективности административного надзора;

оказание социальной помощи нуждающимся лицам после отбытия наказания; меры по совершенствованию информационного обеспечения борьбы с рецидивной преступностью;

усиление внимания к выявлению причин и условий, способствующих этой преступности; меры по обеспечению в правоохранительной деятельности учета личности осужденного и характера его допреступного и преступного поведения; правовые и медицинские меры по борьбе с пьянством, алкоголизмом, наркоманией среди осужденных и лиц, отбывших наказания, и многие другие.

Эти меры должны быть систематизированы по разделам и максимально конкретизированы. Программирование борьбы с рецидивной преступностью должно базироваться на преобразовании правовой системы, создании новой модели взаимодействия специальных правоохранительных органов с государственными и общественными, интеграции отечественного и зарубежного опыта, усилении организующей и контрольной функции государства.

Раздел VII. Региональные

Особенности преступности

 

Как ранее отмечалось, региональные (территориальные) различия преступности -– факт, который постоянно привлекает внимание криминологов. Различия интенсивности (коэффициентов) преступности, например, в России в годы перестройки и реформ увеличивались. В 1995 году интенсивность зарегистрированной преступности при расчете на 100 тыс. всего населения (К ) различалась в субъектах Российской Федерации более чем в 8 раз (табл. 42).

 

Таблица 42

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.