Сделай Сам Свою Работу на 5

История развития экономической теории





ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ

ТЕМА 1. Предмет и метод экономической теории

Предмет экономической теории и её функции

В ходе развития экономической теории её предмет видоизменялся. На предмет экономической теории указывает Адам Смит в названии своего главного труда: «Исследование о природе и причинах богатства народов». Для Давида Рикардо в качестве предмета выступали законы, которые регулируют распределение произведенного продукта. У Карла Маркса это законы движения капитализма. С конца XIXв. и по настоящее время усилия учёных сосредоточены на анализе человеческого поведения в отношении между данными целями и ограниченными средствами, которые имеют альтернативные возможности применения.

Проблема между безграничными потребностями общества и ограниченным количеством товаров и услуг.

Экономическая теория изучает то, как общество, сталкиваясь с центральной проблемой согласования безграничных желаний в потреблении товаров и услуг с ограничивающими их выпуск редкими ресурсами, решает три главных проблемы: что, как и для кого производить.

В зависимости от уровня изучения процессов и явлений экономической жизни экономическая теория подразделяется на два больших раздела:



1.) Микроэкономику

2.) Макроэкономику

Предметом микроэкономики является поведение индивидуального экономического субъекта рыночной экономики, функционирующего в условиях ограниченности ресурсов, при этом под индивидуальным экономическим субъектом понимается первичный элемент хозяйственной системы, самостоятельно осуществляющий определенные экономические функции.

Такими звеньями являются: предприятие (фирма), домашнее хозяйство (домохозяйство), потребитель, инвестор, собственник земли, капитала или рабочей силы.

Поведение экономического субъекта- это процесс выработки, принятия и реализации решения о том, как ему использовать имеющиеся в его распоряжении ограниченные ресурсы с наибольшей для него пользой или выгодой.

В микроэкономике принято считать, что экономические субъекты действуют рационально. Это значит, что основным мотивом их деятельности является максимизация материальной выгоды, измеренной в конкретном показателе. Для предприятия это показатель прибыли, для покупателя- полезность приобретённого товара, для инвестора- отдача от капиталовложений. Таким образом, рациональными считаются все действия, которые приводят к уменьшению затрат ресурсов и увеличению выгоды.



Предметом макроэкономики является экономическая система в целом.

Этот раздел экономической науки оперирует такими агрегированными показателями, как ВНП (Валовый Национальный Продукт), национальный доход, общий уровень цен, платёжный баланс, торговый баланс и т.п.

Внимание макроэкономики сосредоточено на таких вопросах, как занятость, инфляция, экономический рост, состояние платёжного и торгового балансов.

Теоретическое решение данных вопросов - база для формирования экономической политики.

Экономическая теория выполняет в обществе следующие основные функции:

1.) Познавательную- т.е. экономическая теория изучает экономические процессы и явления и даёт их научное объяснение.

2.) Практическую- т.е. экономическая теория дает научные рекомендации для экономической политики, для управления производством на различных уровнях.

3.) Методологическую- т.е. экономическая теория служит основой, дает методы и научные инструменты для целого комплекса экономических наук- отраслевых (экономика, строительство, транспорт, отрасли лёгкой промышленности и др.) и функциональных (экономика труда; финансы, денежное обращение и кредит; экономическая статистика и др.), а так же для экономических наук, которые находятся на стыке различных отраслей знаний (демография, теория управления и др.)



 

 

История развития экономической теории

Как самостоятельная отрасль знаний экономическая наука возникла в XVв. Очевидно, что экономические проблемы существовали и до этого, и выдающиеся мыслители предшествующих периодов предпринимали попытки их исследования. Сам термин «экономика» появился ещё в античный период и его автором считается древнейший философ Аристотель (IVв. До н.э.).Дословно «экономика» переводится на русский язык как учение о домашнем хозяйстве. Большое значение экономическим проблемам придавали и средневековые мыслители, но это были лишь отдельные фрагменты философских концепций, а не система экономических учений.

Первой научной школой, представителей которой в полной мере можно считать экономистами, был меркантилизм. Основная идея меркантилистов состоит в том, что единственная форма богатства-деньги, а способы его достижения- это добыча драгоценных металлов и внешняя торговля. Такие представления вполне соответствовали объективным условиям, которые сложились в Европе в XVв. С одной стороны экономика становилась всё более товарной, расширялась торговля, а с другой стороны, с появлением Османской империи был прекращён ввоз золота и серебра в Европу из Азии, поэтому и ощущалась острая нехватка денег. Однако, великие географические открытия позволили решить эту проблему и баланс между товарной и денежной массой был восстановлен. Господство меркантилизма в экономической науке продолжается с XV по XVII в.в.

С началом мануфактурного периода меркантилистские идеи утратили свою актуальность, и им на смену приходит классическая школа, которая видит источник богатства в производстве. А под «богатством» понимают совокупность благ, которыми располагают люди. Классики полагали, что экономика развивается по объективным законам. Основными формами классической школы были французская физиократия и английская политэкономия.

Физиократы, наиболее известным из которых был Франсуа Кенэ (1694-1774),. полагали, что единственной отраслью, где есть положительная разница между доходом и издержками является сельское хозяйство. Эту разницу они называли чистым продуктом и считали его даром земли. Промышленность, по их мнению, бесплодна, т.е. не приносит прибыли. Заблуждения физиократов, основаны на том, что сельское хозяйство действительно является такой уникальной отраслью, где происходит увеличение одной и той же натурально-вещественной формы. Например, землю засевают зерном, а в конце производственного цикла, получают то же зерно, но в значительно большем количестве, следовательно, очевиден прирост богатства. В промышленности исходные компоненты производства и его результат имеют разную натурально-вещественную форму. И для того, чтобы оценить результат (эффективность) необходимо сделать стоимостные расчёты.

Английские классики, в первую очередь Адам Смит (1723-1790), эту проблему решили. Оценка стоимости благ производилась ими по количеству затраченного на их производство труда. В то время машины ещё не получили широкого распространения в производстве, а это значит, что именно трудовые затраты составляли большую часть затрат, связанных с производством товара. Рыночная экономика, находившаяся в тот период лишь на начальной стадии своего формирования, развивалась очень стремительно, что позволило Адаму Смиту выдвинуть идею «невидимой руки рынка», которая наиболее рационально регулирует все экономические процессы. Государство же, с точки зрения классиков, должно обеспечивать только правовой режим для функционирования экономики.

К середине XIXв. последователи классической школы разделились на несколько направлений. Основные различия между ними определялись той оценкой, которую они давали рыночной экономической системе, социальным последствиям и перспективам её функционирования.

Жан Батист Сэй (Франция) (1767-1832) считал, что рыночная система вполне гармонична, имеет механизм саморегулирования и справедливый механизм распределения созданного продукта.

Противники такой точки зрения обвиняли рыночную экономику в социальной несправедливости и пророчили ей скорое окончание её существования как результат её внутренних противоречий. Самым известным представителем этого направления был выдающийся немецкий экономист и философ Карл Маркс (1818-1883).

Если XVIIIв. называют «золотым веком капитализма», то в XIXв. экономика действительно столкнулась с целым рядом очень серьёзных проблем и не только социального характера. Достаточно остро стоит проблема экономических кризисов, а это заставляет учёных-экономистов задуматься о том, какими факторами определяется спрос, чем руководствуется потребитель, делая свой выбор. В связи с этим в экономической науке возникает новое направление- маржинализм, которое во главу исследований ставит потребление.

Австрийский экономист Карл Менгер (1840-1921) и английский экономист Джевонс (1835-1882)критикуют классическую школу и утверждают, что ценность благ определяется не издержками производства, а субъективной оценкой потребителя (нравится, не нравится).

Маржинальные идеи господствовали в экономической науке недолгое время и уже к 90-м годам XIXв. Альфред Маршал определил маржинальный и классический подход к оценке стоимости благ. По его мнению, цена товара определяется соотношением спроса и предложения. Современная микроэкономика в значительной степени основывается на исследованиях Альфреда Маршалла.

Новый этап в развитии макроэкономических исследований связан с именем Джона Мейнарда Кейнса (выдающийся английский экономист 1883-1946). Великая депрессия (1929-1933) показала, что циклические колебания в экономике (экономические спады и подъёмы) могут достигнуть такой амплитуды, что рыночная экономика оказывается не в состоянии вернуться к первоначальному равновесию. Кейнс и его последователи предложили систему мероприятий экономической политики государства, которая позволяет сгладить экономическую цикличность, основное внимание при этом уделяется стимулированию эффективного спроса.

В 70-х гг. XX в. наряду с положительными результатами кейнсианской политики обнаружились и её недостатки: высокие темпы инфляции, дефицит государственного бюджета и т.п., что и послужило причиной её критики. Далее, широкое распространение получили неоклассические взгляды, в соответствии с которыми государство должно минимизировать своё воздействие на экономику.

С 90-х гг. XXв. получает значительную популярность институциональное направление экономической науки. Сторонники этого направления полагают, что экономика развивается под мощным воздействием целого ряда юридических, политических и социальных институтов и устранение этих институтов из экономического анализа не позволяет сделать выводы науки пригодными для практического использования.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.