Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные принципы и функции государственного регулирования экономики





Для того, чтобы более полно оценить роль государства в жизни общества необходимо определить само понятие «государство».

Государство - это общенациональный политический орган, законодательно регулирующий волевые отношения между гражданами, их общественными организациями и социальными группами, занимающими определенное положение в системе производства и присвоения материальных благ.

Следовательно, регулирующая роль государства, особенно в условиях рыночного хозяйства, заключается прежде всего в том, чтобы координировать экономические процессы в обществе и увязывать частные и общественные интересы.

При этом в рамках рыночных отношений любое правительство вынуждено придерживаться двух главных принципов регулирования экономики:

1.) Минимальное вмешательство государственных органов управления в экономическую деятельность предприятий

2.) Влияние на развитие социально-экономических процессов и установление государственного экономического регулирования и нормативов

В современных условиях различные страны отличаются друг от друга направленностью, способами и формами государственного регулирования рыночной экономики.



Однако в каждом государстве экономические функции правительства в развитии экономики играют весьма существенную роль.

К основным экономическим функциям правительства относят 5 функций, которые подразделяются на две группы задач.

 

К первой группе задач относятся:

1.) Обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, облегчающих функционирование рыночной экономики.

2.) Защита конкуренции.

Ко второй группе задач относятся:

3.) Перераспределение денежного дохода и богатства с целью уменьшить неравенство в обществе (распределительная функция).

4.) Корректирование распределения экономических ресурсов с целью изменить структуру национального продукта (аллокационная функция).

5.) Стабилизация экономики.

 

 

Первая группа задач:

1-я функция: Создание правовой основы рыночных отношений

Эта функция заключается в разработке хозяйственного законодательства, определяющего порядок формирования и функционирования рыночного механизма. Именно в законах определяются права собственности, устанавливаются правила осуществления хозяйственной деятельности предприятий и организаций и взаимодействия между ними. А также фиксируются правовые отношения работодателей и наемных работников, устанавливаются стандарты качества продукции, права потребителей товаров и услуг, меры наказания за несоблюдение общественных норм экономическими субъектами.



2-я функция: Защита конкуренции

Конкуренция, являющаяся основой существования рыночной (капиталистической) экономики заставляет производителей быстро реагировать на меняющиеся запросы потребителей, расширять ассортимент, повышать качество товаров и услуг, внедрять в производство научно-технические разработки, эффективно распределять ресурсы для производства необходимых обществу товаров и услуг, снижать издержки производства. Развитие монополий существенно подрывает конкурентное начало рыночной экономики и снижает эффективность производства.

В общем смысле монополия - это ситуация на рынке, при которой число продавцов становится столь малым, что каждый продавец оказывается в состоянии влиять на общий объем предложения продукции и, следовательно, на цену продаваемого продукта.

Это значит, что на первый план выходят интересы монополистов в получении сверхприбыли в ущерб общественным интересам. Только государство способно предотвратить разрушительные для национальной экономики последствия деятельности монополий. Именно поэтому одной из функций правительства является проведение антимонопольной политики.



В отношении естественных монополий,т.е. отраслей, где экономические и технологические условия исключают возможность конкуренции, правительство образует государственные комиссии (антимонопольные комитеты) для регулирования цен на монопольную продукцию и установления стандартов качества, производимых естественными монополиями, товаров и услуг.Такому государственному регулированию подвергаются транспорт, связь, производство и передача электроэнергии, газодобывающие компании и другие предприятия общественного пользования.

В отношении же искусственных монополий правительство издает антимонопольные законы с целью защиты и усиления конкуренции, т.к. высокая эффективность производства возможна только при условии высокого уровня развития конкуренции.

Вторая группа задач:

3-я функция: Перераспределение денежного дохода и богатства

Материальное благосостояние людей в рыночной экономике зависит от многих причин: стартового капитала, образования, способностей, наличие работы и т.д. Это приводит к наличию в обществе, как очень богатых, так и практически не обеспеченных средствами к существованию граждан. Иначе говоря, рыночная система порождает значительное неравенство в распределении денежного дохода и, следовательно, в распределении национального продукта. В связи с этим, государство обязано брать на себя ответственность по обеспечению достойного уровня жизни всех граждан, распределению и перераспределению материальных благ.

В экономике развитых стран регулирование распределения доходов происходит либо путем прямого вмешательства в функционирование рынка (например, фиксация цен на сельскохозяйственную продукцию, установление минимального уровня заработной платы и т.д.), либо через систему трансфертных платежей (определение: трансфертные платежи- это безвозмездные выплаты из государственных доходов наименее обеспеченным семьям и инвалидам), обеспечивающих пособия по безработице, вспомоществование иждивенцам, инвалидам и остронуждающимся и т.д., либо косвенно, через налоговую систему (например, устанавливаются дифференцированные ставки налогов на личные доходы граждан).

Таким образом, через систему налогообложения и государственных расходов (трансферты) необходимая доля национального дохода переходит от относительно богатых членов общества к малоимущим гражданам.

 

4-я функция: Перераспределение ресурсов (аллокационная функция)

Эта функция заключается в том, что государство способствует оптимизации пропорций производства различных товаров путем сокращения избыточного, экономически необоснованного поступления ресурсов в отдельные отрасли и перераспределения их в те отрасли, где увеличение выпуска продукции экономически целесообразно и, в частности, речь идет о перераспределении ресурсов из частной сферы их применения в производство общественных товаров. Частный сектор не занимается производством общественных благ, потому что особенности общественных товаров существенно отличаются от особенностей товаров индивидуального потребления. Следовательно, производство общественных товаров является задачей государства.

 

Рассмотрим характеристики товара индивидуального спроса и общественного:

 

 

Товар индивидуального потребления:

Товар, предназначенный для индивидуального потребления, делим, т.е. он состоит из достаточно мелких единиц, чтобы отдельные потребители смогли его купить.

Кроме того, на этот товар распространяется принцип исключения: те потребители, которые не могут или не хотят платить, не получают никаких выгод от товара индивидуально потребления.

Рыночный спрос, состоящий из суммы пожеланий каждого потенциального покупателя, дает возможность продавцам получить выручку, а тем самым и прибыль, т.е. общий доход, превышающий издержки производства. Равновесие между предложенным и купленным количеством товара индивидуального спроса зависит от цены, которая определяется соотношением рыночного спроса и предложения. Это равновесие является оптимальным в том смысле, что оно максимизирует совокупное благосостояние тех продавцов и покупателей, которые непосредственно участвуют в рыночной сделке.

Общественный товар

Такой товар неделим, т.е. он состоит из таких крупных единиц, что не может быть продан индивидуальному покупателю и, следовательно, не приносит немедленной выгоды (именно поэтому частный сектор не занимается производством общественных товаров).

На общественный товар НЕ распространяется принцип исключения. Это значит, что когда товар уже произведен, производитель лишен возможности помешать пользоваться его неделимыми благами тем потребителям, которые не платили за общественный товар. Так как потенциальные покупатели извлекают выгоду из общественного товара независимо от того, платили они за него или нет, то их подлинные предпочтения не выявляются.

Поскольку потребители добровольно не платят за общественный товар на рынке, то показателей рыночного спроса на общественный товар либо не существует, либо они существенно занижены. Поэтому рыночный спрос на такой товар не создает достаточный доход чтобы покрыть издержки производства, хотя коллективная выгода от общественного товара может быть равна соответствующим экономическим издержкам или даже превышать их.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.