Сделай Сам Свою Работу на 5

БИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОМЕЖУТОЧНАЯ ИГРА 7 глава





Глава 13

РИТМ

 

Взрослый, который еще не понял, что деятельность руки является главной потребностью ребенка и представляет собой демонстрацию его стремле­ния к работе, препятствует ему. Для такого поведения есть основания. Одна из причин этого состоит в том, что у взрос­лого перед глазами есть внешняя цель его действий. Свое собственное занятие он приспосабливает к своей личной духовной конституции. Это обстоятельство ведет его к до­стижению цели прямым путем, в самые короткие сроки и является одним из природных законов. Он формулируется как «закон наименьшей затраты сил». Когда взрослый ви­дит, какие усилия предпринимает ребенок, чтобы выпол­нить бесполезное действие, которое, как ему кажется, он выполнил бы совершеннее, то он приходит на помощь и тем самым подготавливает конец «спектаклю», который он с трудом терпит.

Если ребенок восхищается какими-то вещами, то взрос­лые считают это непонятными причудами. Когда ребенок видит, что скатерть на столе лежит по-другому, не так, как обычно, то у него появляется желание расстелить ее, как он видел это ранее, и он будет делать это, между про­чим, медленно, но всегда с затратой своей энергии, с вдох­новением, на которое только способен. Единственная при­чина этого в том, что он «помнит» основные достижения своего разума. Переставить предмет в прежнее положе­ние - это триумф его деятельности на стадии его разви­тия. Причем ребенок будет для этого искать случая, ког­да рядом нет взрослого или когда тот не обращает на него внимания.



Если ребенок причесывается, то взрослый не видит его чудесных усилий по приобретению навыков, но чувствует покушение ребенка на сферу его законных интересов. А ведь ребенок выполняет важное для него дело, выстраи­вающее его личность, как взрослый. Взрослый же видит, что ребенок не может быстро, хорошо и аккуратно приче­саться, в то время как он может сделать это лучше и бы­стрее. Как сильный великан, достающий почти до потол­ка, сопротивляться которому бесполезно, он выхватывает у ребенка расческу и объясняет, как нужно причесывать­ся. Стоит только ребенку начать пробовать самостоятель­но одеваться или шнуровать ботинки, как его инициатива прерывается раньше времени. Взрослых нервирует не только бесполезность детских действий, но и отличный от их собственного ритм, в котором совершаются движения ребенка.



Свой собственный ритм не так просто сменить, как от­ложить в сторону, например, старомодную одежду и заме­нить ее новой. Ритм движений составляет часть личнос­ти, черту характера, некоторым образом, часть тела. Зас­тавляя ребенка приспособиться к чужому ритму, взрослый подрывает психику ребенка.

Если мы будем идти рядом с парализованным чело­веком, то почувствуем некое угнетение. Увидев, как па­рализованный человек подносит ко рту стакан с водой, который грозит вот-вот разлиться, мы чувствуем трудно переносимое, неудобное для нас столкновение ритмов дви­жения. Мы стараемся подключить свой собственный ритм, и это называют «помогать». Нисколько не отличается и поведение взрослого по отношению к ребенку. Он неосоз­нанно препятствует медленным движениям ребенка, словно отгоняет безобидное, надоедливое насекомое.

Быстрые движения ребенка взрослый тоже не может выносить и готов в этом случае даже смириться с беспо­рядком и неаккуратностью, которые резвый ребенок вно­сит в его жизнь. Это случаи, в которых взрослый «воору­жается терпением», потому что здесь речь идет о види­мых внешних нарушениях. Он осознает, что должен обладать волей. Но если ребенок слишком медлителен, то взрослый проявляет не что иное как вторжение. И тог­да он становится на место ребенка. Вместо того, чтобы прийти на помощь его важнейшим духовным потребнос­тям, взрослый заменяет детские попытки изучить ка­кие-либо действия. Тем самым он блокирует своими соб­ственными умениями пути самоутверждения ребенка, превращаясь в тяжелое препятствие его внутреннему раз­витию. Отчаянный плач «капризного» ребенка, которому не разрешают самому ни умываться, ни причесываться, ни одеваться, свидетельствует о первых драматических столкновениях человека во время его становления. Кто бы мог подумать, что каждая глупая «помощь», связан­ная с первыми притеснениями ребенка взрослым, являет­ся началом опасных отклонений?



У японского народа существует впечатляющий пример, свидетельствующий о проекции бессознательного в потустороннюю жизнь. Японский ритуал связан с тем, что в могилы детей кладут камушки или мелкие предметы, что­бы отвратить мучения, которые могут принести с собой злые духи покойным. Каждый раз, когда ребенок строит что-нибудь из этих камушков, снова и снова приходит де­мон и все ломает. Камушки, которые приносят родствен­ники, предназначаются для новых построек.

 

Глава 14

СУБСТИТУЦИЯ ЛИЧНОСТИ

 

Взрослый может замещать ребенка не только тем, что он делает что-то за ребенка, но и тем, что пря­мо навязывает ему свою волю. Действует уже не ребенок - посредством него действует взрослый. Ж-М. Шарко в своем знаменитом Институте психиатрии проде­монстрировал, как можно внушением произвести субсти­туцию (от лат. substituo - ставлю вместо, назначаю вза­мен) личности. Своими впечатляющими экспериментами он поколебал основополагающие представления о том, что человек всегда господин своих поступков. В противопо­ложность этому он доказал, что можно подавить личность испытуемого, внушить, что у него другая личность, на­пример, гипнотизера.

Хотя условия клиники узки и сами опыты ограничен­ны, они открывают путь к новым исследованиям и от­крытиям. Они положили начало учению о двойственнос­ти личности, о подсознании, о высших психических со­стояниях.

Итак, существует отрезок жизни, особенно чувстви­тельный к внушению, - детство, в котором формируется сознание, но восприимчивость ребенка творчески прелом­ляет поступающие извне впечатления. В этот период взрослый может вкрасться в доверие к ребенку и своей 1 волей воздействовать на окончательное формирование воли ребенка.

Часто в школах можно встретить слишком темпера­ментное объяснение задания: учитель либо сопровождает слова энергичными движениями, либо разжевывает задание. Затем мы видим, как в ребенке теряется способ­ность самостоятельно рассуждать и поступать. Ребенок 1 воспроизводит жесты, которые отделяют его от своего «я». Его «я» уже не играет главную роль, а вытесняется лично­стью учителя, манеры которого имеют такую силу вну­шения, что беззащитная индивидуальность лишается органов самовыражения. Взрослый навязывает ребенку свою волю не столько осознанно, сколько непроизвольно, по невежеству, вообще не видя в этом никакой проблемы.

Вот что я наблюдала сама: я увидела, как почти двух­летний ребенок положил пару поношенных ботинок на белое покрывало заправленной кровати. Спонтанным, я бы сказала, случайным и ненамеренным движением я схва­тила ботинки, поставила их в угол и сказала: «Они гряз­ные». Затем я рукой отряхнула покрывало, на которое он поставил ботинки. После этого инцидента маленький маль­чик, заметив пару ботинок, подбегал к ним, убирал их и говорил: «Они грязные». Затем он проводил рукой по кро­вати, хотя ботинки ее не касались.

Другой пример. Одна дама получила коробку. В ней ока­зались лоскут шелка, который она протянула своей дочурке, и игрушечная труба, которую она сама поднесла ко рту 1 и заиграла на ней. Ребенок радостно воскликнул: «Музыка!» И еще долгое время, как только выпадал случай при­коснуться к ткани, ребенок излучал радость и кричал: «Му­зыка!»

Запреты представляют собой благоприятную почву для вторжения чужой воли в действия ребенка, если поведение взрослого не настолько резкое, чтобы вызвать явное сопро­тивление. Подобное часто можно встретить в интеллиген­тных семьях, в которых поощряется сдержанность, или в семьях, пользующихся помощью няни. Характерен случай с девочкой около четырех лет, которая осталась на вилле родителей вместе со своей бабушкой. По-видимому, ма­лышка хотела открыть кран в саду, но вместо него вклю­чила фонтан, который она тут же выключила. Бабушка сказала, что девочка может открыть кран, но малышка ответила: «Нет, няня это запрещает». Бабушка пыталась переубедить ребенка, говорила, что она не против, объяс­няла, что она находится на своей собственной вилле. Ма­ленькая девочка смеялась, радовалась, выражала свое удов­летворение. Несомненно, у нее было желание посмотреть на фонтан, но, протянув руку, она снова отвела ее. Ее послу­шание в отношении запрета отсутствующей няни было на­столько велико, что уговоры бабушки не помогли.

Следующий случай произошел с ребенком более стар­шего возраста, примерно семи лет. Сидящему мальчику захотелось вскочить и подбежать к тому, что привлекло его внимание. Однако нечто непреодолимое поколебало его волю, он должен был отвернуться и снова сесть. Ка­кой «господин» приказал ему остановиться, мы не узнаем, так как его образ стерся из воспоминаний ребенка.

Любовь к окружающей среде. Можно сказать, что у Детей преобладает строительная духовная функция - внут­ренняя восприимчивость, которую мы определили как «любовь к окружающей среде». Со старательным рвением на­блюдает ребенок за своим окружением, и оно притягивает его. Но особенно его вдохновляют действия взрослых, ко­торые он хочет изучить и подражать им. На долю взрос­лого выпадает в этой связи одна из миссий, а именно -побудить своими действиями к деятельности и быть как открытая книга, в которой ребенок нашел бы руководство своими движениями и мог бы изучить то, что изучать дол­жно, чтобы правильно действовать.

Чтобы причислить себя к этой роли, взрослый должен быть совершенно спокоен и совершать свои действия мед­ленно, чтобы наблюдающему ребенку стало ясно каждое движение во всех подробностях. Если взрослый дает все в своем собственном и навязанном ребенку ритме, тогда это легко приведет к последствиям, когда он встанет на путь внушения своей собственной воли вместо формиро­вания воли детской.

Предметы сами по себе тоже могут добиваться сугге­стивной власти над ребенком благодаря имеющимся в них чувственным стимулам и притягивать магнетически че­рез действия с ними.

Я хотела бы в этой связи привести один интересный эксперимент, который проводил профессор Левин. Он за­писан на пленку. Целью этого эксперимента было пока­зать различное поведение нормальных и умственно отста­лых детей в наших школах (при одинаковых возрастах и одинаковых условиях) с одними и теми же предметами.

На длинном столе находились самые разнообразные предметы, среди которых были и наши учебные материа­лы. Сначала вошла одна группа детей. Было видно, что предметы привлекали, притягивали и интересовали их. Они были оживленными, улыбались и выглядели счастливыми от изобилия разложенных перед ними предметов.

Каждый из них выискивал предмет, что-то делал с ним, затем хватался за другой и так далее. На этом первая часть фильма закончилась. Затем на экране появилась вто­рая группа детей. На этот раз дети двигались медленно, останавливались, смотрели на предметы, некоторые бра­ли по одному и с кажущейся ленью застывали в одной позе. Вторая часть заканчивается.

Какая из двух групп состояла из умственно отсталых и какая из нормальных детей? Умственно отсталые дети -это те живые, радостные дети, которые много двигались и ходили от предмета к предмету. Они хотели все испробо­вать. На публику, которая смотрела этот фильм, они про­извели впечатление очень умных, потому что каждый из нас привык считать живых радостных детей, спешащих от одного предмета к другому, умными.

В действительности же нормальные дети двигаются спокойно, им нравится стоять на одном месте и рассмат­ривать объект. Кажется, что дети словно рассуждают о нем. Спокойные, экономные, размеренные движения, склон­ность к раздумьям - это истинные признаки нормального ребенка.

Только что представленный эксперимент противосто­ит всем господствующим взглядам, так как в обычном мире умные дети ведут себя так, как в том фильме сла­боумные. Нормальный ребенок — медлительный и задум­чивый, представляет собой новый тип. Его можно узнать сразу, потому что в этом ребенке медленные, контролиру­емые им движения разрабатываются его собственным «я». Он - господин над суггестивностью, которая исходит от предметов. Он действует с этими предметами по свое­му усмотрению. И это зависит не от оживленности дви­жений, а от самообладания. Неважно, как и в каком на­правлении движется индивид, важно то, что ему удалось овладеть своими моторными органами. Способность дви­гаться под руководством своего «я», а не под властью исходящей от предметов притягательной силы, ведет его к тому, что он концентрируется на отдельном предмете, и эта концентрация имеет свое происхождение в его внутренней жизни.

Истинно нормальными являются осторожные, обдуман­ные движения. В них выражается порядок, который мы имеем право назвать внутренней дисциплиной. Дисципли­нированность при совершении внешних действий - это вы­ражение внутренней дисциплины, которая образовалась благодаря чувству порядка. Если эта внутренняя дисцип­лина отсутствует, то тогда производимые личностью дви­жения суетливы и становятся игральным мячом любого чужого волеизъявления. Все внешние впечатления сход­ны с движением никем не управляемой лодкой.

Исходящие извне волевые воздействия не ведут к дис­циплинированности, так как они не создают внутренней организации. В данном случае можно говорить о расколе индивидуальности. Ребенок в таких случаях упускает мо­мент развития в согласии со своей природой. Его можно было бы сравнить с человеком, который приземлился на воздушном шаре посреди пустыни. Он видит, как ветер движет шар вперед, и остается один. Он не может ничего сделать, чтобы вновь подчинить воздушный шар своей силе, и он не видит ничего вокруг, что могло бы его заме­нить. Так выглядит человек, который выходит на борьбу с ребенком.

Разум ребенка затуманен, недостаточно развит и от­делен от своих средств выражения, которые блуждают бесцельно и оставлены на произвол судьбы.

 

Глава 15

ДВИЖЕНИЕ

 

Снова должно указать на значение, которое имеет движение для построения духовности ребенка. Ученые совершают большую ошибку, причисляя движение к одной из многочисленных функций, недооце­нивая ее особенное значение в сравнении с другими — пи­щеварением, дыханием и т.д. На практике под движением понимают не что иное как деятельность, способствующую развитию обычных функций тела - таких, как дыхание, пищеварение и кровообращение.

Движение является важным и характерным свойством существования жизни. Посредством движения осуществ­ляются все другие функции, и в этом его превосходство. Неверно судить о движении только как о функции тела. Например, спорт не только благоприятно воздействует на физическое состояние, но и воспитывает мужество и дос­тоинство, воздействует на мораль и пробуждает вооду­шевление людей. А это означает, что духовное воздействие Движения не менее значительно, чем физическое.

Развитие ребенка, обусловленное устремлениями его личности, - результат не только возрастных законов приро­ды, но и духовных проявлений. Очень важно, чтобы ребе­нок был в состоянии собирать впечатления и сохранять их ясными и упорядоченными, так как «я» ребенка выстраи­вает собственный интеллект посредством сензитивных сил, которые руководят его энергиями. Это длительное внутрен­нее и скрытое усилие ведет к образованию разума, а значит, состояния, которое отличает и характеризует человека как существо подвижное, наделенное умом, мышлением, умением что-либо оценивать согласно своей воле.

Взрослый просто ждет, пока с возрастом разум ребенка разовьется сам собою. Он замечает устремления ребенка, возрастание его усилий, но ничего не предпринимает, чтобы прийти к нему на помощь. Как только в ребенке начнет проявляться наделенное разумом существо, ему противопоставляется разум взрослого, препятствующий воздействием своей воли, если малыш пытается выразить себя через движение. Чтобы вникнуть в смысл движения, ребенка, мы должны представить его олицетворением твор­ческой силы, возводящей человека на высоту его вида. Лишь обладающий духом двигательный аппарат представ­ляет собой инструмент, с помощью которого человек воз­действует на внешний мир, выражая свою личность.

Движение - это не только выражение своего «я», но необходимый фактор для построения сознания; однако оно является единственным механизмом для хватания и касания при составлении определенных четких связей меж­ду «я» и внешней реальностью. Движение есть существен­ный фактор при формировании интеллекта, для которого необходимы питание и получение впечатлений извне.

Абстрактные представления вызревают из контактов с действительностью, которая может восприниматься, только посредством движения. Такие абстрактные поня­тия, как пространство и время, произрастают из движе­ния, которое связывает дух с внешним миром. Но духов­ный орган совершает свою деятельность двояко: с одной стороны, как внутреннее восприятие, с другой — как внеш­нее воспроизведение.

Нет ничего более сложного, чем построение челове­ческих органов движения. Количество предназначенных для этого мышц столь велико, что мы не можем использо­вать их все одновременно. Так что, можно сказать, что человек всегда располагает резервом энергии незадей­ствованных органов. Тот, кто по роду своей профессии выполняет сложную ручную работу, включает в действие и использует мышцы, которые у какого-нибудь танцора никогда не участвуют, и наоборот. Можно утверждать, что в своем развитии личность не полностью использует свои резервы.

Чтобы человек сохранил свое нормальное состояние, необходима определенная деятельность мускулов. Она представляет собой у каждого человека основу, на кото­рой выстраиваются затем бесчисленные индивидуальные возможности. Если какое-то количество мускулов не ра­ботает регулярно, то это приводит к падению энергии че­ловека.

Если мускулы, которые должны действовать согласно своим обычным функциям, остаются неиспользованными, то это влияет не только на физическое, но и на моральное состояние. Так деятельность мускулов и духовные энергии взаимодействуют друг с другом посредством некой игры.

Мы лучше научимся понимать значение движения, если понаблюдаем, в какие отношения вступают между собой Двигательные функции и воля. Все вегетативные функции корпуса взаимодействуют с нервной системой, но не подчиняются воздействию воли. Каждый орган имеет свою собственную установленную для него функцию, которую он продолжительно выполняет. Ткани тех или иных струк­тур работают, как специалисты, которые совершенно не могут делать ничего из того, что не входит в круг их обязанностей. Основополагающее отличие тканей и мышечных волокон в том, что мышечные клетки лучше подходят для сугубо специфической работы, однако самостоятельно они работают непродолжительное время. Им нужен приказ, чтобы проявить активность. Без такового они не совершают ничего. Их можно сравнить с солдатами, которые ожидают приказа своего командования и все вместе готовятся со всей присущей им усердной дисциплиной к предстоящим военным действиям.

Вегетативные клетки тела имеют четко очерченные функции, такие, как, например, производство молока или слюны, выделение вредных веществ или борьба с микро-организмами. В своей совокупности они посредством по­стоянной работы поддерживают экономику тела, ненам­ного отличаясь от структуры человеческого общества. Их объединение для совместной работы существенно влияет на функционирование всего организма.

Большая масса мышечных клеток должна быть сво­бодной и очень подвижной, чтобы в любое время суметь подчиниться отданному приказу. Вместе с тем это требу­ет определенного обучения, и так как это приобретается посредством долгой деятельности, необходимо, чтобы ее можно было бы осуществлять. Только так можно добить­ся координации между различными группами клеток, ко­торые вместе вступают в действие и должны точно вы­полнить принимаемые приказания.

Эта совершенная организация опирается на дисципли­ну, которая делает возможным, чтобы исходящее из центра указание попало к каждой точке периферии индивида. Только тогда организм в целом в состоянии достичь чу­десных результатов.

Для чего нужна была бы воля без своего инструмента?

Движение - средство, с помощью которого воля доно­сится до всех волокон и может таким образом проявить себя. Мы можем наблюдать, какие устремления исполь­зует ребенок и какая при этом возникает борьба, чтобы эти устремления достигли цели. Его желание, а лучше ска­зать импульс, побуждает его к тому, чтобы продолжать совершенствовать владение органами своего тела. Без воли мы могли бы получить только образ тени человека. В таких случаях было бы невозможно не только демонст­рировать плоды своего ума, но и ум этот не стал бы при­носить никаких плодов. Органы волевой функции есть не только инструмент движения, но и инструмент построе­ния.

Дети в наших школах, имея право вести свободную де­ятельность, проявили одну из самых неожиданных и пото­му удивительных черт - преисполненную любви точность, с которой они выполняли свою работу. Наши дети как буд­то развивают внутреннюю силу своего разума вопреки себе. Ребенок - это первооткрыватель, родившийся из бес­форменного облачка, ищущего свою собственную форму свечения.

 

Глава 16

НЕПОНИМАНИЕ

 

Взрослые, которые не имеют никакого понятия о важнейшем значении для ребенка двигательной активности, стараются ограничить эту актив­ность, как будто она приводит к нарушениям в развитии. Даже ученые мужи и педагоги отвергают значение ак­тивной деятельности в построении человека. Но разли­чия между растениями и животными состоят в том, что первые связаны с постоянным местом обитания, в то время как вторые могут передвигаться. Как же можно думать о наложении ограничений двигательной активно­сти ребенка?

В подсознании взрослого существует образ: «Ребенок -это саженец, ребенок-это цветок», следовательно, «он не должен двигаться». Ребенка называют «ангелом», считая его существом, которое вряд может двигаться. Он дол­жен летать, но за пределами мира, в котором живут люди. Очевидно, что человеческие души слепы там, где проис­ходит выход за те узкие границы, которые психоанализ охарактеризовал как «частичная слепота» бессознательного в человеческом роде.

У этой слепоты очень глубокие корни, и потому только этим можно объяснить, что даже наука со своими точны­ми методами исследования оставляет без внимания это явление. Никто не оспаривает роль органов чувств в раз­витии интеллекта, а так как ценность интеллекта призна­на, то всем ясно, что страдающие глухотой, немотой и сле­потой сталкиваются в своем развитии с огромными труд­ностями. Безусловно, слух и зрение являются главными воротами интеллекта. Это интеллектуальные чувства. Обычно придерживаются мнения, что при всех прочих равных условиях интеллект глухонемого и слепого отста­ет от полноценного. Страдания, которым подвергаются глу­хонемые и слепые, по общему представлению, имеют осо­бый характер. Они совместимы с вполне совершенным физическим здоровьем. Но уж точно никому не пришла бы в голову абсурдная мысль лишить ребенка зрения и слуха и таким образом побудить к более быстрому усвое­нию интеллектуальной культуры и общественной морали. Никто не стал бы также утверждать, что нужно положиться на слепых и глухонемых в улучшении культуры.

Крайне трудно объяснить большинству людей, как важ­но движение для духовного и морального построения че­ловека. Человек, чьи деятельные органы в процессе его развития оказались бы повреждены силой извне, пригово­рен неизбежно отставать в развитии и стал бы более не­полноценным, чем если бы был лишен некоторых интел­лектуальных чувств.

Человек, который остается «пленником своего тела», страдает по-другому, трагичнее и глубже, чем слепой или глухонемой, потому что у него отсутствуют некоторые эле­менты окружающего мира, а значит, определенные внешние возможности развития. Но ум слепых и глухонемых обладает способностью приспосабливаться. Повышенная восприимчивость какого либо чувства может восполнить, по крайней мере, до высокого уровня недостающее чувство. Движение связано с самой личностью и ничем не может быть замещено. Человек, который не двигается, повреждает себя глубочайшим образом, отказывается от своей жизни, падает в бездну, превращает себя в пожиз­ненного заключенного и походит на изгнанных из рая пер­вых людей, которые попали в незнакомый мир, исполненные стыда и боли от неизвестных страданий.

Когда заходит речь о «мускулах», то представляют что-то механическое, какое-то двигательное устройство. Могло бы даже показаться, что мы удаляемся от понятия, о ко­тором мы говорили как о духе, противостоящем материи и всем механизмам. Придавая движению наибольшее зна­чение в развитии ума (а значит всего человека), чем интеллектуальным чувствам, мы низвергаем основополага­ющие представления.

Но глаз и ухо обладают некими механизмами. Ничто не может быть совершеннее «живого аппарата» - глаза. Конструкция уха - это тоже чудесное единое целое из ко­леблющихся связок и мембран, некая джаз-капелла, где есть все необходимые барабаны.

Но когда мы говорим о значении этого великолепного инструмента в построении ума, мы говорим не о его свойствах как механического аппарата, а о их использовании человеком. Посредством этих аппаратов он устанавлива­ет связь с миром и использует их в соответствии со свои­ми духовными потребностями. Природа, художественные произведения, звуки и голоса людей, - все эти разнообраз­ные впечатления доставляют нашему «я» наслаждение ду­ховной жизнью и необходимое питание для души. Только «я» может извлечь из всех чувственных впечатлений пользу для себя, оценить и вынести приговор. Какая бы цель была у наших органов чувств, если бы не «я», спо­собное видеть и наслаждаться?

Сами по себе зрение и слух незначимы, но личность, образующая и сдерживающая «я», наслаждается и рас­тет в процессе видения и слышания. Естественно предпо­лагать аналогичное и о движении. Без сомнения, движе­ние осуществляется посредством механических органов, хотя они и не являются зафиксированными механизмами, такими, как мембрана барабанной перепонки или хруста­лик глаза. Но основная трудность механической жизни и, следовательно, воспитания состоит также и в том, чтобы «я» могло владеть своими двигательными органами и оживлять их, контролируя каждое действие, совокупность которых выше всей существующей действительности и функций вегетативного бытия.

«Я», которое не в состоянии выполнить эти основопо­лагающие условия, разлагается, подобно инстинкту, отде­ленному от тела, которое он должен оживить и у которого не стало больше цели.

Глава 17

СИЛА ЛЮБВИ

 

Все устремления человека, возникающие согласно внутренним законам, нацелены на построение гар­моничных взаимоотношений между живыми су­ществами. Они выступают в нашем подсознании в форме любви. Можно предположить, что любовь — это мера оз­доровления души.

Без сомнения, любовь сама по себе не движущий мо­тор, а некий рефлекс, сходный со светом, который звезды принимают от огромного небесного тела. Это импульс, дающий творческий толчок к жизни. Но творческая дея­тельность пробуждает инстинкт любви. Выходит, что со­знание ребенка вмещает любовь, ведь только через лю­бовь ребенок приходит к самопостроению.

Непреодолимое побуждение связывает ребенка в пе­риод протекания сензитивных периодов со своим окруже­нием и поэтому может расцениваться как любовь к нему. Очевидно, что эта любовь отличается от распространен­ного представления о любви. Как правило, под любовью понимают чувство. Детская же любовь произрастает из самого разума, который формируется, глядя на все, что его окружает, с любовью. Интуиция, которая побуждает ребенка наблюдать, называется словами Данте «intelletto d'amore» («разумная любовь»).

Способность живо и точно наблюдать мир, которая у нас, взрослых, потеряла свою актуальность и кажется со­вершенно не значимой, без сомнения, есть некая форма любви. Не является ли чувствительность ребенка, не оце­нивающего мир вокруг, знаком любви? Разум ребенка впи­тывает все происходящее вокруг открыто, наблюдая с любовью, никоим образом не проявляя равнодушия. Эта любовь деятельна и продолжительна. Ее можно назвать характерным свойствам детского возраста. В этих живых и радостных демонстрациях детской жизни взрослые ви­дят типичные признаки этого возраста. Но в любви ребен­ка, то есть в его духовной энергии, они не замечают той нравственной красоты, которая сопровождает творческое становление самого человека.

Любовь ребенка с самого начала свободна от проти­воречий. Он любит, потому что впитывает мир и потому, что природа велит ему это. И он абсорбирует свое окру­жение, чтобы приобщить его к своей жизни, к своей лич­ности.

Если взрослый приготовит для ребенка необходимые предметы, на которые он направит свою любовь, то в этой среде ребенок получит материальную помощь, беря с глубокой любовью из нее все, в чем нуждается для свое­го формирования.

Для ребенка взрослый - это объект почитания. Из уст взрослого, как из неисчерпаемого источника, устремля­ются слова, которые нужны ему для овладения речью, и он будет руководствоваться ими в своей деятельности.

Слова взрослого воздействуют на ребенка как побужде­ния из высоких миров.

Подражание ему означает для ребенка вступление в жизнь. Слова и действия взрослого зачаровывают и вдох­новляют ребенка, как этого требуют его суггестивные силы. Сензитивность ребенка по отношению к взрослому так велика, что взрослый может, образно говоря, жить и действовать в ребенке. Эпизод с мальчиком, который по­ставил обувь на покрывало, разоблачает, до какой точки послушания доводит ребенка суггестивная сила взросло­го. То, что говорит ребенку взрослый, оставляет в нем сле­ды, подобные следам резца скульптора на мраморе. Вспо­минается пример с маленькой девочкой, мать которой по­лучила пакет с лоскутками ткани и трубой. Поэтому взрослый должен тщательно взвешивать каждое слово, ко­торое он произносит в данный момент, потому что ребе­нок жаждет учиться и накапливать в себе любовь.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.