Сделай Сам Свою Работу на 5

Интегральная (бальная) оценка финансовой устойчивости предприятия.





Выполняется с целью сведения к одному показателю множества показателей, характеризующих финансовую устойчивость. В методики анализа включают разное количество показателей (от 6 до 9). В этой методике их 6:

1. Коэффициент абсолютной ликвидности

2. Коэффициент критической ликвидности

3. Коэффициент текущей ликвидности

4. Коэффициент автономии (финансовой независимости)

5. Коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными источниками оборотных средств

6. Коэффициент обеспеченности запасов и затрат собственными источниками ОС

Суть методики (см. расчеты в табл.)

§ расчёт значений показателей, включенных в методику;

§ начисление определённого количества баллов за достижение определённых значений;

§ подсчёт общей суммы баллов и отнесение данного предприятия к определённому классу.

Характеристика классов:

1 класс. Организации с абсолютной финансовой платёжеспособностью и устойчивостью. Их финансовое положение позволяет быть уверенными в своевременном выполнении обязательств в соответствии с договором.

2 класс. Организации с нормальным финансовым состоянием. Их показатели близки к оптимальным, но по некоторым допущено отставание или отклонение от норматива. Это организации, демонстрирующие некоторый уровень риска по выполнению финансовых обязательств.



3 класс. Организации, финансовое состояние которых оценивается как среднее. У них обнаруживается слабость финансовых показателей и кредитоспособности. Во взаимоотношениях с такими организациями маловероятна угроза потери средств, но полное выполнение обязательств представляется сомнительным.

4 класс. Организации с неустойчивым финансовым состоянием. Имеется определённый финансовый риск во взаимоотношении с ними. Это организации, которые могут потерять все средства, даже после принятия мер по оздоровлению их бизнеса.

5 класс. Организации с кризисным финансовым состоянием, практически неплатёжеспособные и финансово неустойчивые; организации высочайшего риска.

6 класс. Внеклассные: «Отбросы общества».

Таблица П.11.

ИНТЕГРАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
№ п/п Показатели финансового состояния Границы классов согласно критериям Показатели
1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 5 класс Внеклассные Прошлый год Отчетный год
Коэффициент абсолютной ликвидности 0,5 и выше 0,4 0,3 0,2 0,1 <0,1 0,351 0,169
20 баллов 16 баллов 12 баллов 8 баллов 4 балла 0 баллов    
           
Коэффициент критической ликвидности 1,5 1,4 1,3 1,2-1,1 <1 1,841 1,289
18 баллов 15 баллов 12 баллов 9-6 бал. 3 баллов 0 баллов    
           
Коэффициент текущей ликвидности 2 и выше 1,9-1,7 1,6-1,4 1,3-1,1 <1 3,388 2,223
16,5 баллов 15-12 бал. 10,5-7,5 6-3 баллов 1,5 баллов 0 баллов    
            16,5 16,5
Коэффициент автономии (финансовой независимости) 0,6 и выше 0,59-0,54 0,53-0,48 0,47-0,41 0,4 <0,4 0,867 0,813
17 баллов 12,2 бал. 11,4-7,4 1,8 балла 1 балла 0 баллов    
           
Коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными источниками 0,5 и выше 0,4 0,3 0,2 0,1 <0,1 0,682 0,519
15 баллов 12 баллов 9 баллов 6 баллов 3 балла 0 баллов    
           
Коэффициент обеспеченности запасов и затрат собственными источниками ОБС 1 и выше 0,9 0,8 0,7-0,6 0,5 <0,5 1,495 1,235
13,5 баллов 11 баллов 8,5 баллов 6-3,5 бал. 1 балл 0 баллов    
            13,5 13,5
Минимальные значения границы классов 85,2 и 66 63,4 и 56,5 41,6 и 28,3 - -
Итого баллов          

 






Управление активами.

Общие понятия. Классификация, принципы формирования и цели управления

Активы – экономические ресурсы предприятия в форме совокупных имущественных ценностей, используемых в хозяйственной деятельности в целях достижения поставленных целей.

Управление активами предусматривает достижение поставленных целей (при создании предприятия, производства или разработке проекта), а в общем виде - получение наибольшего эффекта при наименьших или тех же затратах и наименьшем риске.

Классификация активов осуществляется на основе следующих критериев:

1. По форме функционирования активов:

§ Материальные активы (имеющие вещественную форму) - основные средства, незавершённые капитальные вложения, производственные запасы, запасы готовой продукции, объемы незавершенного производства, оборудование для монтажа,прочие виды материальных активов;

§ Нематериальные активы (не имеющие вещественной формы) - права пользования обособленными природными ресурсами, патентные права на использование изобретений, «ноу-хау» (совокупность знаний, оформленных в виде технической документации, накопленного опыта, являющегося предметом инноваций, но не запатентованных), права на промышленные образцы и модели, бренд (товарный знак (эмблема, рисунок, символ)и (или) торговая марка (право на исключительное использование фирменного наименования), права на использование компьютерных программных продуктов, деловая репутация (гудвилл – ее денежная оценка как разница между рыночной стоимостью предприятия и его балансовой стоимостью, образовавшаяся как следствие более эффективной системы управления, доминирующей позиции на рынке, использования новейших технологий, производства уникальных продуктов).

§ Финансовые активы - денежные средства, дебиторская задолженность, краткосрочные и долгосрочные финансовые вложения .

2. По характеру участия в хозяйственном процессе скорости оборота:


§ Внеоборотные активы (см. 1 раздел баланса предприятия);

§ Оборотные/текущие активы (см. 2 раздел баланса предприятия).

3. По характеру обслуживания отдельных видов деятельности:

§ Операционные активы – совокупность имущественных ценностей, используемых в целях осуществления операционной деятельности (получения операционной прибыли)-основные средства, оборотные активы за вычетом краткосрочных финансовых вложений, часть нематериальных активов);

§ Инвестиционные активы – совокупность имущественных ценностей, используемых в инвестиционной деятельности(незавершённые капитальные вложения, оборудование к монтажу, долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения).

4. По характеру фин.источников формирования активов:


§ Валовые активы – совокупность имущественных ценностей, сформированных за счёт собственного и заемного капитала;

§ Чистые активы - совокупность имущественных ценностей, сформированных за счёт собственного капитала.

4. По характеру владения:

§ Собственные активы;

§ Арендуемые (или полученные по договору лизинга) активы.

6. По степени ликвидности:

§ Абсолютно ликвидные активы(денежные средства);

§ Высоколиквидные активы (краткосрочные финансовые вложения, краткосрочная дебиторская задолженность;

§ Среднеликвидные активы (дебиторская задолженность (кроме краткосрочной и безнадежной), запасы готовой продукции);

§ Слаболиквидные активы (запасы, незавершенное производство, основные средства, долгосрочные финансовые вложения, незавершенные капитальные вложения);

§ Неликвидные активы (безнадёжная дебиторская задолженность, расходы будущих периодов, продукция не пользующаяся спросом)

Этапы формирования активов предприятия:

1. Создание нового предприятия – сфера деятельности определяет вид приобретаемых активов, потребность в стартовом капитале, условия генерирования прибыли, скорость оборота, уровень ликвидности.

2. Расширение, реконструкция и модернизация действующего предприятия осуществляются в соответствии со стратегическими планами развития.

3. Формирование новых структурных единиц действующего предприятия (новое строительство, приватизация, покупка)

Основная цель формирования активов – выявление и удовлетворение потребностей в отдельных видах активов для обеспечения непрерывности производственного процесса (осуществления уставных видов деятельности -операционной, инвестиционной и финансовой) и перспективного развития, а также оптимизация их состава с целью повышения эффективности деятельности.

Принципы формирования активов:

1. Учёт ближайших перспектив развития операционной деятельности и форм её диверсификации.

2. Обеспечение соответствия объёма и структуры активов объёму и структуре производства и сбыта продукции.

3. Обеспечение оптимального состава активов.

4. Обеспечение условий ускорения оборота активов в процессе их использования.

5. Выбор наиболее прогрессивных видов активов с позиции обеспечения роста рыночной стоимости предприятия.

Управление внеоборотными активами:

Внеоборотные активы (ВНА) – совокупность имущественных ценностей предприятия, многократно участвующих в процессе производства и частями переносящих свою стоимость на производимую продукцию.

Классификация ВНА:

1. По функционирующим видам (см. 1 раздел баланса)

2. По характеру обслуживания отдельных видов предприятия:

§ ВНА, обслуживающие инвестиционную деятельность;

§ ВНА, обслуживающие операционную деятельность;

§ ВНА, служащие для удовлетворения социальных потребностей персонала.

3. По характеру владения:

§ Собственные ВНА;

§ Арендованные ВНА;

§ ВНА, переданные во временное пользование.

4. По формам залогового обеспечения кредита и особенностям страхования:

§ НеДвижимые ВНА (земельные участки, здания, сооружения, передаточные устройства);

§ Движимые ВНА (машины и оборудование, транспортные средства, долгосрочные фондовые инструменты -в процессе залога могут быть изъяты из собственности предприятия).

ВНА в процессе полного цикла кругооборота проходят 3 основные стадии:

1. Активы в процессе использования и износа переносят часть своей стоимости в виде амортизационных отчислений на стоимость производимой продукции. Этот процесс продолжается до полного износа.

2. Реализация продукции служит основанием пополнения фонда амортизационных отчислений очередной суммой начисленной амортизации. Средства фонда используются для финансирования оборотных активов.

3. Средства амортизационного фонда направляются на восстановление действующих (текущий и капитальный ремонт) или на приобретение новых ВНА.

Период времени, в течение которого совершается полный кругооборот стоимости ВНА характеризует срок их службы, который определяется условиями эксплуатации (окружающей среды и интенсивности использования) и моральным износом в результате развития НТП.

Величина, обратная сроку службы - это годовая норма амортизационных отчислений – годовая сумма износа, выраженная в процентах от балансовой стоимости: α% =1/Тсл * 100%.

Цель управления ВНА:

1. Обеспечение своевременного обновления;

2. Повышение эффективности использования.

Соответственно политика управления ВНА заключается в финансовом обеспечении своевременного обновления и высокой эффективности использования.

Политика управления ВНА формируется по следующим этапам:

1. Анализ ВНА в предшествующем периоде;

2. Оптимизация общего объёма и состава;

3. Обеспечение своевременного обновления;

4. Обеспечение эффективного использования»

5. Формирование принципов и оптимизация структуры источников финансирования ВНА.

1. Анализ ВНА в предшествующем периоде – рассмотрим ниже на примере основных средств

2. Оптимизация общего объёма и состава. Осуществляется с учетом вскрытых в процессе анализа резервов повышения эффективности производственного использования ВНА. Источники резервов:

o Повышение производительного использования ВНА во времени (за счет увеличения сменности и непрерывности работы;

o Повышение производительного использования ВНА по мощности отдельных видов;

o Использования современных форм приобретения ВНА (аренда, лизинг, ипотека, франчайзинг, концессии, соглашения о разделе продукции, договора подряда и т. д.

o Списание и продажа ненужных и неиспользуемых ВНА.

o

3. Обеспечение своевременного обновления производится по следующей схеме:

o Определяется необходимый уровень интенсивности обновления отдельных групп ВНА;

o Рассчитывается общий объем ВНА, подлежащих обновлению в планируемом периоде;

o Определяются наиболее эффективные формы обновления отдельных групп ВНА (покупка, лизинг);

o Определяется стоимость обновления отдельных групп ВНА в разрезе его форм.

Обновление по мере физического и морального износа может осуществляться на простой основе ( простое воспроизводство) в пределах суммы накопленной амортизации и расширенной основе (расширенное воспроизводство)за счет сумм накопленной амортизации, прибыли, кредитов и финансового лизинга и т.д.

Простое воспроизводство может быть в форме текущего и капитального ремонта и приобретения новых видов ВНА. Расширенное воспроизводство –в форме реконструкции, модернизации.

Уровень интенсивности обновления отдельных групп ВНА характеризует амортизационную политику и определяется сроком их полезного использования. Амортизационная политика базируется на установленных государством принципах, нормах амортизационных отчислений и методах начисления амортизации.

Следует помнить, что использование методов ускоренной амортизации (особенно в условиях инфляции) дает следующий эффект:

1. Способствует ускорению инновационных процессов;

2. Позволяет ускорить процесс формирования собственных источников воспроизводства;

3. Снизить сумму прибыли и налога на прибыль в первые годы эксплуатации оборудования за счет включения большей суммы амортизационных отчислений в себестоимость продукции;

4. Эффективно противодействовать негативному влиянию инфляции на реальную стоимость фонда амортизационных отчислений.

4. Обеспечение эффективного использованиязаключается в разработке системы мероприятий, обеспечивающих выполнение пункта 2 и направленных на повышение производственной отдачи ВНА. Повышение эффективности позволит сократить общую потребность в ВНА, в объемах финансирования, повысит темпы экономического развития предприятия.

5. Формирование принципов и оптимизация структуры источников финансирования ВНА. Одной из сложных задач является выбор альтернативного варианта – приобретение активов собственность или их аренда.Принципиально обновление и прирост стоимости ВНА по первому варианту могут производиться за счет собственных, долгосрочных заемных, привлеченных источников и смешанного финансирования.

Без приобретения в собственность использовать ВНА можно на основе современных форм аренды, лизинга, ипотека, франчайзинга, концессий, соглашений о разделе продукции, договоров подряда и т. д.

Выбор вариантов производится на основе сравнения современной стоимости денежных потоков (см. примеры практических занятиях).

Результаты разработанной политики управления ВНА находят свое отражение в сводном плановом документе – балансе потребности и финансирования обновления внеоборотных активов.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.