Системы и методы внутреннего финансового контроля.
Внутренний финансовый контроль - процесс проверки обеспечения реализации управленческих решений в области финансовой деятельности.
Широкое распространение получила система:
Контролинг – его концепция разработана в 80-е годы, как средство, предотвращающее кризисные ситуации, приводящие к банкротству. Основной принцип: «Управление по отклонениям» - операционное сравнение основных плановых/нормативных и фактических значений показателей с целью выявления отклонений и воздействия на узловые факторы нормализации деятельности.
Основные функции фин.контролинга:
1). Наблюдение за ходом реализации финансовых планов.
2). Измерение степени отклонения фактических значений от нормативных/плановых.
3). Диагностирование по размерам отклонений серьёзных изменений в финансовом состоянии предприятия.
4). Разработка оперативных управленческих решений по нормализации состояния предприятия.
5). Корректировка, при необходимости, отдельных целей и показателей.
Основные этапы финансового контролинга:
1). Определение объекта контролинга (хода реализации финансовых решений).
2). Определение видов (стратегический/текущий/оперативный), сфер (контроль финансовых стратегий/планов/бюджетов) и контрольного периода (для стратегического – квартал/год) контролинга.
3). Формирование системы приоритетов и контрольных показателей.
Приоритеты I порядка
| Приоритеты II порядка
| Приоритеты III порядка
| Сумма чистой прибыли
| Сумма доходов
| 1. Уровень цен на продукцию
2. Объём продаж продукции
3. Структура продаж
| Сумма затрат
| 1. Уровень цен и тарифов на услуги
2. Объём производства продукции
3. Структура производства
|
| Сумма налоговых платежей
| 1. Изменение системы налогов
2. Изменение ставок налогообложения
3. Изменение системы налоговых выплат
| 4). Разработка системы количественных стандартов контроля. Стандартом могут быть:
o абсолютные или относительные показатели;
o показатели планов или бюджетов.
5). Построение системы мониторинга показателей:
o построение системы информационных единичных отчётных показателей;
o разработка системы обобщающих, аналитических показателей;
o определение структуры и форм отчётов исполнителей;
o определение контрольных периодов;
o установление размеров отклонений фактических результатов от установленных стандартов; отклонения могут быть: положительные, отрицательные (отрицательные: допустимые и недопустимые);
o выявление основных причин отклонений: в целом и по отдельным подразделениям;
6). Формирование системы алгоритмов действий по устранению отклонений:
o ничего не предпринимать;
o устранить отклонения;
o изменить систему плановых или нормативных показателей.
o
Анализ финансовой отчетности.
1. Субъекты, объекты, цели анализа. Источники информации.
Финансовый анализ – способ накопления, трансформации и использования информации финансового характера.
Объект - финансово-производственная деятельность предприятия.
Субъекты -непосредственно и опосредованно все заинтересованные в деятельности предприятия лица (администрация, учредители, кредиторы и потенциальные инвесторы, поставщики и покупатели, налоговые органы).
Основной прием анализа – экономическое тестирование, сущность которого в расчете определенных показателей и в сравнении их с научно-обоснованными нормативными значениями показателей, показателями работы аналогичных предприятий, показателями предыдущих периодов.
Цель – получение небольшого числа ключевых характеристик, позволяющих дать объективную и точную оценку текущего и перспективного финансового состояния предприятия, оценить возможные и целесообразные темпы развития предприятия с позиции их финансового обеспечения, выявить доступные источники средств и оценить возможность и целесообразность их мобилизации, спрогнозировать положение предприятия на рынке капитала.
*
Набор экономических показателей:
- показатели, дающие общую оценку имущественно - финансового состояния;
- показатели, характеризующие платежеспособность;
- показатели финансовой устойчивости;
- показатели деловой активности;
- показатели прибыльности и рентабельности;
- показатели финансовых потоков.
На основе этих показателей делается экономическая диагностика и определяется рейтинговая оценка предприятия.
*
Источники информации
Формы бухгалтерской отчетности:
- форма №1 – Бухгалтерский баланс;
- форма №2 - Отчет о прибылях и убытках;
- форма №3 – Отчет о движении капитала;
- форма №4 – Отчет о движении денежных средств;
- форма №5 – Приложение к бухгалтерскому балансу.
*
Этапы анализа финансового состояния предприятия.
А) Формирование целей, т.е. согласование их с руководством.
Б) Сбор информации. В зависимости от глубины анализа, т.е. вида привлекаемых источников информации различают:
- внешний (экспресс-анализ);
- внутренний, углубленный анализ.
В) Подготовка исходной информации к анализу (включает счетную, логическую проверку, очистку информации от инфляционной составляющей).
Г) Общая оценка финансового состояния предприятия и его изменения за отчетный период:
- динамика общих изменений в балансе;
- анализ структуры имущества предприятия и его источников.
Д) Анализ результативности финансово-хозяйственной деятельности предприятия, т.е. анализ показателей платежеспособности, ликвидности, финансовой устойчивости, финансовых коэффициентов.
Е) Анализ важнейших групп средств и источников, т.е. углубленный внутренний анализ:
- анализ показателей, характеризующих состояние, движение и использование основных фондов, структуру и эффективность использования оборотных средств, состояние дебиторской и кредиторской задолженностей, состав прибыли.
Ж) Обобщение результатов анализа, разработка выводов, рекомендаций и предоставления информации руководству.
*
3. Методы и приемы анализа:
1. Горизонтальный (временной). Каждая позиция сравнивается с предыдущим периодом, определяется абсолютное изменение, темп роста, темп прироста.
2. Вертикальный (структурный). Определяется структура (удельный вес) и влияние каждой позиции на результат.
3. Трендовый анализ. Сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих и определение тенденций изменения показателей.
4. Расчет финансовых коэффициентов.
5. Сравнительный (пространственный) анализ. Анализируются показатели деятельности подразделений, отдельных фирм, структурных подразделений.
6. Факторный анализ – на основе математических методов определяется влияние отдельных факторов на финансовый результат.
*
Основные приемы экономического анализа
Экономическое тестирование – суть заключается в расчете относительных величин отдельных и обобщающих показателей и сравнении их с данными предотчётных периодов, с логически обоснованными нормативами.
Прием сравнения – сопоставляются, например, данные на начало и конец отчётного периода; средства и источники их формирования.
Приём группировок, например, статьи актива и пассива баланса группируются по экономическому содержанию.
Приём детализации - отдельные статьи баланса детализируются в разрезе основных составляющих (например, дебиторская и кредиторская задолженность).
*
Методика внешнего анализа (экспресс-анализ)
Основным источником информации для внешнего анализа является публичная бухгалтерская отчётность в составе:
Форма № 1. Бухгалтерский баланс.
Форма № 2. Отчёт о прибылях и убытках.
Форма № 3. Отчёт об изменениях капитала.
Форма № 4. Отчёт о движении денежных средств.
Форма № 5. Приложение к бухгалтерскому балансу.
*
Основные разделы методики
1. Общая оценка состава, структуры, динамики и структурной динамики статей бухгалтерского баланса, в т.ч. углублённый анализ структуры имущества и его источников.
2. Анализ платёжеспособности предприятия и ликвидности его баланса.
3. Анализ финансовой устойчивости.
4. Анализ финансовых коэффициентов, характеризующих различные стороны деятельности предприятия.
*
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|