Сделай Сам Свою Работу на 5

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА





СТИГМАТИЗИРУЮЩИХ УСТАНОВОК СРЕДИ МОЛОДЁЖИ

Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова

 

В настоящее время в России оказание психосоциальной помощи и интеграция психически больных людей в общество является одной из актуальных проблем не только медицины, но и социальной работы. Потеря социальных контактов приводит к возникновению у больного комплекса неполноценности, чувства изолированности и утрату социальных связей, следствием которых является усугубление симптомов заболевания. Корни социальной изоляции душевнобольного человека уходят в различные виды дискриминации, навешивание оскорбительных ярлыков, ущемление его прав и интересов. Наиболее распространённым является стереотип о неизлечимости психического заболевания. Зачастую молодёжь выделяет особую группу лиц, именуемых «сумасшедшими», «полоумными», «чокнутыми». Подобного рода притеснения получили название стигматизация [4].

Первым всеобъемлющим исследованием, посвящённым проблеме стигматизации, был труд американского социолога Ирвинга Гоффмана «Стигма. Об особенностях искалеченной личности», опубликованный в 1963 г. Согласно Гоффману, стигматизация – это процесс выделения индивидов на основании некоторых отклонений от нормы с целью применения общественных санкций. Современные русскоязычные авторы (М.М. Кабанов, И. Я. Гурович) трактуют стигматизацию как негативное выделение обществом индивидуума (или социальной группы) по какому-либо признаку с последующим стереотипным набором социальных реакций на этого индивидуума (или представителей данной социальной группы)»[2].



Уровень цивилизованности общества зависит от того, как граждане относятся к психически больным людям, поэтому проблема стигматизации является весьма серьёзной и требует разработки концепции преодоления стереотипа социально отгороженного человека. Ключевой фигурой в такой концепции оказания помощи психически больным людям должен стать социальный работник [1].

Одной из особенностей современной молодёжи является определённый нигилизм по отношению к окружающей действительности[3].Нельзя не отметить, что такие слова как «дебил», «шизо», «идиот», «кретин», «олигофрен», «психопат» прочным образом вошли именно в молодёжный лексикон и используются, как правило, в момент эмоциональной нестабильности с целью унизить оппонента. Молодёжь является самой многочисленной социальной группой, с чьей стороны исходит дискриминация и стигматизация.



ВЯрГУ им. П.Г. Демидова на кафедре социальных технологий автором было проведено исследование, цель которого заключалась в выявлении стигматизирующих установок со стороны молодёжи. Всего было опрошено 60 человек в возрасте от 19 до 22 лет, из них 65% девушки (39 человек) и 35% юноши (21 человек), средний возраст опрошенных – 20,5 лет.

Опрос помог раскрыть стереотипные взгляды на психическое заболевание. Самыми популярными стали следующие характеристики психически больного: псих-убийца, маньяк, апатичный персонаж, объект для насмешек.

Всего 25% респондентов считают, что психически здоровые и больные люди не имеют существенных отличий во внешности.

Стеснённость в присутствии лиц, страдающих психическими расстройствами, ощущают 60% респондентов.

Впечатления, испытываемые при контакте с психически больными людьми, распределились следующим образом: безнадёжными видят больных людей – 81,34%, испытывают сочувствие – 19,92%, опасаются – 86,32%, хотят помочь – 13,28%, испытывают тревогу – 87,98%, испытывают жалость к больным – 68,06%, приходят в замешательство – 63,08%, смеются – 8,3% .

Всего 10% респондентов знают, что существуют такие заболевания как невроз, болезнь Альцгеймера, биполярное расстройство личности; 25% знакомы аутизм и умственная отсталость. О фобиях осведомлены 85%. Согласно полученным данным, самыми общеизвестными диагнозами считаются депрессия и шизофрения, о них имеют представления 100% респондентов.



Следует заметить, что среди принимавших участие в опросе нет ни одного человека, не осведомлённого относительно наличия каких-либо психических заболеваний.

В качестве причин, способствующих возникновению и развитию у лица психической болезни, анкетированные обозначили: генетическую предрасположенность – 29,98%, стрессовые ситуации – 16,6%, травму головного мозга – 13,28%, неправильное воспитание–3,32%. 36,52% опрошенных не ориентируются в возможных причинах психических патологий.

На вопрос анкеты «Готовы ли Вы рассказать окружающим о том, что один из Ваших близких родственников имеет психическое расстройство?» всего 5% респондентов ответили утвердительно. В качестве причины нежелания распространяться о своих психически больных родственниках, опрошенные назвали боязнь осуждения со стороны окружающих.

Абсолютно все респонденты согласны с утверждением, что психически больные лица поддаются дискриминации в обществе, возможности преодоления стигматизации видят всего лишь 20% респондентов.

Проведённый опрос проиллюстрировал в определённой мере негативное отношение молодёжи к психически больным лицам, стигматизирующие установки и отсутствие мотивации на преодоление дискриминации душевнобольных.

Психообразовательная работа проводилась автором в форме адаптированной для понимания простого студента психокоррекционной беседы и предоставления печатной информации в виде буклета.

Информационно-просветительский буклет составлен автором в виде ответов наследующие вопросы: что такое психическое заболевание, какое количество людей страдает психическими расстройствами, какие факторы способствуют выздоровлению при наличии психической патологии, виноваты ли родители в психических заболеваниях своих детей, как относятся к душевнобольным людям в других странах, могу ли я заразиться психической болезнью от душевнобольного человека, как мне перестать бояться психически больных лиц, влияют ли СМИ на стигматизацию душевнобольных людей, какие общественные организации занимаются защитой интересов психически больных людей? Заключительный раздел «Чем я могу помочь?» даёт важные советы, которые следует соблюдать, чтобы вернуть психически больного человека к относительно независимой жизни.

После проведения психообразовательной работы, ранее анкетированные студенты были повторно опрошены.

Вторичное анкетирование показало позитивные результаты: так, меньшее число респондентов стали испытывать при общении с душевнобольными тревогу (33,2% против 87,98%); стеснённость в присутствии лиц продолжают испытывать 32%, что вдвое меньше, чем до проведения психообразовательной работы.

Причиной дискриминации психически больных лиц со стороны молодёжи является страх, порождённый отсутствием информации и достоверных данных о природе психических заболеваний. Процесс стигматизации оказывает мощное воздействие на молодёжь во всём мире, проявляя как положительные, так и отрицательные стороны молодого поколения. Положительные стороны проявляются тогда, когда молодые люди объединяются в инициативные группы с целью преодолеть негативное отношение к душевнобольным людям со стороны общественности, отрицательные же стороны проявляются в момент, когда прогрессивное молодое поколение испытывает первобытный страх перед «иными».

Молодёжь – это самая активная часть общества, которое в полной мере может именоваться гуманным и цивилизованным только при условии естественного толерантного поведения молодых людей.

Библиографический список

1. Албегова И. Ф. Мотивация социальной работы // Социологические исследования. – 2005. - №1. – С. 78-81.

2. Гурович И. Я. Взаимодействие общемедицинской и психиатрической помощи и стигма психиатрических расстройств // Русский медицинский журнал. – 2001. - № 25. – С.27.

3. Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание в современной России // Педагогика.- 2008. - № 9. – C. 3.

4. Новиков Е.В. Отверженные. Об отношении общества к психически больным // Здравый смысл. – 2004. - №4. – С. 33.

А.А. Максимов

БЕЗРАБОТИЦА И ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.